Главная>"Свет Утренней Звезды"

 Статья опубликована в газете «Свет Утренней Звезды» №4 (57)  от 15 ноября 2006 года

ВОЗРОЖДЕНИЕ  НАРОДА

В июле 2006 года Монголия торжественно отметила свое 800-летие и чествовала основателя страны Чингисхана. Когда великие облики доходят до нас из глубокой древности, они воспринимаются как-то особенно легко. Они становятся даже убедительнее, облекаясь в мифы и легенды. Время открывает прекрасные страницы жизни Великого Водителя.

О каждом народе у Николая Константиновича Рериха свое Заветное слово. Звучит оно своей особенной Мелодией. Но есть и удивительные созвучия! Россия и Монголия – «Неотпитая чаша» и «Менхе Тенгри» воспринимаются как единое целое! Вместе с картинами-сюитами: «Великий Всадник», «Чингис-хан», «Голос Монголии», «Гесэр-хан», «Цветы Тимура» и другими произведениями статьи Николая Константиновича о Монголии образуют мощную симфонию жизни великого народа.

«Знамя Чингис-хана было белое, при этом в разных походах употреблялись символы многих изображений: лев, конь счастья, кречет, барс. В основе монгольский цвет – синий, но и посейчас живут заветы великого хана. <...> Перечень суровых наказаний за кражу, убийство, прелюбодеяния и другие недостойные действия не упадут со страниц законодательства и в настоящее время. Также и прочие государственные деяния, требования к чиновным лицам и заботы о преуспеянии страны были широко установлены великим ханом. <...> Соблюдалась веротерпимость и свобода слова, лишь бы признавалась любовь к Богу. <...> С целью уничтожения пьянства Чингис-хан восставал против употребления крепкий напитков, всячески их ограничивая и предлагая их совсем не пить. <...> Были учреждены почтовые станции на расстояниях одного дня пути. Войска были подразделены также на десятки, сотни, и тысячи, и десятки тысяч. Смертная казнь была положена всякому начальнику, который покинет определенное ему место. По всему дошедшему до нас, Чингис-хан действительно был великим вождем и строителем» (Н.К.Рерих. «Монголы»).

Николай Константинович продолжает писать о Монголии в статье  «Дары Востока»: «Перед нами старинная монгольская монета. На ней и солнце, и луна, и семизначное созвездие Большой Медведицы, или Семи Старцев. Широкая мечта о поднебесье. Мечта о чудесах и красотах Чингизова Великого Синего Неба. Широкоохватно.

Разве не широкоохватно, что монголы купали коней своих в Адриатике? Бывали монголы в Париже, в Лионе, в Валенсии. <...> Монголы обладают необыкновенной выносливостью и могут проходить большие расстояния без пищи или воды и выдерживать превратности погоды. <...> Они испытаны в распознавании расстояний  <...>  Монголы очень умны в маневрировании и испытаны в преследовании своего врага и в окружении его. <...>

На полях битв войска Востока не были малым неприятелем.  Не раз Запад среди войн с Востоком учился новым войсковым порядкам, дисциплине, бдительности, охранению и наблюдательности. Целые военные ордена создавались именно после приближения к Востоку. <...>

Часто восточные народы изображались нетерпимыми, жестокими, безнравственными, предательскими. В то же время мы имеем несомненные доказательства их терпимости, человечности, благотворительности. Мы восхищаемся храбростью и мужеством Чингис-хана и всех прочих воителей и Дальнего и Ближнего Востока. <...> Соприкосновение с народами Востока явилось одним из важнейших импульсов средневековья. Оно вызвало во всех областях неожиданное пробуждение. Это был первый расцвет, первый ренессанс. <...>

Запад действительно многое самое ценное воспринял от Востока. И религии, и философии, и многие другие ценнейшие нахождения по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, к Азии. Почему это так, а не иначе – не нам судить. Историк лишь может считаться с действительностью. И никто никакими предположениями и доводами не может поколебать эту великую действительность даров Востока».

Монголия всегда была предметом исследования русских ученых, изучающих кочевниковедение. Историк Лев Николаевич Гумилев – один из них. В своей книге «Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации» он рассматривает образование и развитие этносов от первоначального импульса, который он называет пассионарным толчком: «Эту мощную вспышку этногенеза можно проследить до излета, т.е. до полной потери инерции, когда остаются остывшие кристаллы и пепел. Третья вспышка - монгольский взлет ХII века, инерция которого отнюдь не иссякла. Монголы здравствуют и творят, свидетельство тому их искусство».

Другой ученый, П.Н.Савицкий, размышляя о великом наследии кочевников, писал в письме Л.Н.Гумилеву: «Милый и дорогой Лев Николаевич, непрерывно думаю по вопросам кочевниковеденья. Древние кочевники – великий пример для нас, как нужно сражаться и побеждать (хоть бы и в бою один против ста), как нужно стоять за свое, отстаивать свой быт, свой уклад, свою самобытность. <...> Этому делу может и должно служить русское кочевниковеденье (при сохранении полной объективности в изучении кочевников).  Истории кочевников свойственен размах, которого нет в истории Запада, - и размах политико-географический: в 13 - 14 веках весь старый свет есть подлинно монголосфера, и размах духовный: великий дух чингисовой терпимости. И кому перенять это великое наследие кочевников – как не нам, русским, - с тем, чтобы кочевать уже не только по степям, но и по Вселенной».

В продолжение – мысли известного ученого-востоковеда Юрия Николаевича  Рериха: «До последнего времени история кочевых культур была для нас закрытой книгой и ее ослепительный блеск только ставил в тупик ученых. Только теперь мы учимся оценивать историческую важность этих культур и их грандиозное влияние на соседние страны и покоренные народы.

Археологические исследования кочевых районов Центральной Азии все еще находятся в зачаточном состоянии и сотни древних тумули или могильников, разбросанных по огромным просторам азиатских степей, дожидаются лопат исследователей. На наших глазах возникает новая отрасль исторической науки, задачей которой станет нахождение законов, обусловивших возникновение кочевых государств и изучение древностей великого позабытого прошлого» (Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии).

В настоящее время Монголия возвращается к своим корням. 11 июля 2006 года в 53-х километрах от Улан-Батора началось строительство 40-метрового памятника Чингисхану. Вокруг планируется построить Мемориальный комплекс площадью 15 гектар, который будет посвящен жизни монголов ХIII века. На окраине Улан-Батора будет установлен каменный барельеф Чингисхана.

Монголия мирно возрождается, о чем писал в «Листах дневника» еще в 1935 году Н.К.Рерих: «Случилось так, что Монголия как таковая, занявшись в «дали далекой», еще не использовала свое внутреннее сокровище. Не использовать – значит не истратить. Потому-то справедливо устремлены взоры на Монголию, и пусть будут они устремлены благосклонно и дружелюбно. <...> Каждый углубленно мыслящий пошлет сердечный привет мирному возрождению народа».

Л.Г. Пукалова,

г. Березовский

      

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz