Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

 Статья опубликованы в газете «Свет Утренней Звезды» №5 (58)  за  декабрь 2006 года

 

Россия Азиатская: из прошлого в будущее

16 – 17 декабря в городе Новокузнецке состоялась общественная конференция: «Россия Азиатская: из прошлого в будущее», посвященная 80-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в России, организованная Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса. В ее работе приняли участие более ста представителей культурных и общественных организаций из сибирских городов: Абакана, Омска, Томска, Новосибирска, Бердска, Новокузнецка, Кемерова, Прокопьевска, Анжеро-Судженска, Березовского, Киселевска, Междуреченска, Мариинска, Топок, Таштагола

В начале работы конференции прозвучала аудиозапись приветствия руководителя издательства «АЛГИМ» г. Новосибирска Б.А.Данилова. В своем приветственном слове Борис Андреевич пожелал участникам конференции не только отметить величие Центрально-Азиатской экспедиции, но и увидеть и понять важные моменты этого подвига. Он обратил особое внимание на участие  в экспедиции Е.И.Рерих, которая испытывала все тягости путешествия, но являла собой пример стойкости, мужества и силы духа. Центрально-Азиатская экспедиция вписала новые страницы в летопись различных направлений науки, подчеркнул Б.А.Данилов и призвал участвующих в конференции сказать свое веское слово в защиту великого наследия Рерихов.

От имени Международного Совета Рериховских Организаций имени С.Н.Рериха выступил В.А.Владимиров. Он отметил особое географическое положение России, которая находится между Востоком и Западом.

Владимир Алексеевич сказал также, что маршрутом экспедиции Рерихов спустя полвека прошла ученый и писатель Л.В.Шапошникова, чтобы привлечь внимание к проблемам, которые затронули Рерихи.

Сотрудник Новокузнецкого художественного музея Н.В. Спивак в своем приветственном слове говорила о том, что сейчас все больше людей вспоминает об  истинном предназначении  - поиске путей к Богу. Все мы путники и странники на этом пути. Надежда Владимировна выразила уверенность, что для участников конференции экспедиция Н.К.Рериха, его деятельность послужат толчком для поиска пути к Истине и Богу.

Л.С. Товкес (Рериховское общество «Майтри», г. Кемерово) в своем обзорном докладе «По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха» отметила, что его экспедиция, с одной стороны, имела научные цели и, с другой стороны,   закладывала магниты, способствующие формированию центров будущей Культуры.

Л.Г. Пукалова (Березовское городское Рериховское общество) в своем выступлении, которое называлось «Перекресток путей Христа и Будды», осветила экспедицию Рерихов и все другие путешествия великих странников с точки зрения заложения магнитов. Лада Григорьевна обратила внимание на то, что Центрально-Азиатская экспедиция шла магнитами древних Культур, посещала места, богатые историческими культурными событиями.

Русским исследователям Азии XIX - XX веков был посвящен доклад Л.С. Строканевой (Прокопьевское городское Рериховское общество). В своем сообщении она рассказала об экспедициях в Центральную Азию, организованных в конце XIX века Русским географическим обществом.

Десятки экспедиций, проведенных Н.М.Пржевальским, М.В. Певцовым, П.К.Козловым, Г.Н.Потаниным в корне изменили представления своих современников о рельефе и гидрографии этой малоизученной части планеты.

Доклад А.П.Бояркиной (научного сотрудника НИИ онкологии Томского научного центра РАМН) звучал так: «Роль русских женщин в исследованиях Центральной Азии». Алена Петровна рассказала об Александре Викторовне Потаниной и Елене Ивановне Рерих – двух самоотверженных женщинах, принявших участие в экспедициях по Центральной Азии.

В докладе «Научный аспект Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха» Л.Н. Зоммер (архитектор, г. Омск) подчеркнула многогранность деятельности Н.К.Рериха, который соединял в себе качества ученого и художника. Кистью художника Рериха водила рука ученого. Изучая историю Древней Руси, Рерих поддерживал гипотезу о культурном единстве народов, приводящем к единому источнику. Подтверждение этому Рерих искал в Центральной Азии, изучая следы переселений древних народов.

Своеобразную экскурсию по музеям Сибири провела искусствовед, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С.Лихачева (г. Новокузнецк), Е.С.Кулакова. Она подчеркнула, что Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха оказала определенное влияние на изобразительное искусство сибирского региона. Начиная с 1970-х годов, это историческое событие получило отражение в работах таких мастеров Сибири как К.Басаргин, Л.Цесюлевич С.Янсон, С.Саая, В.Мосиелев. Их работы были продемонстрированы на экране.

«Горнее в горном – поэзия гор», так называлось выступления А.П.Рахмановой, преподавателя социальной психологии Прокопьевского электромашиностроительного техникума. Александра Петровна осветила особое место, которое занимают горы в жизни человечества. О горах сложены легенды, мыслители древности называли горы местом, помогающим обрести новые силы, поэты посвящали им вдохновенные строки. И, наверное, не случайно слова «горный» и «горний», т.е. возвышенный, имеют один корень.

Стало доброй традицией заочное участие в мероприятиях, проводимых в Кузбассе, культурно-просветительского центра «Орифламма» (г. Владивосток). Доклад «Сестры Золотой Горы. Роль женского Начала в Новой Эпохе» подготовила сотрудник центра О.Ю.Лазарева. Она затронула одну из важных тем, являющуюся краеугольной для Новой Эпохи,  - почитание Женского Начала. Ольга Юрьевна подчеркнула, что оба Начала – Мужское и Женское – равноценны, и признание Женского Начала выражается в плодотворном сотрудничестве мужчины и женщины, которые дополняют и обогащают друг друга.

О.Ю.Лазарева провела большую исследовательскую работу по выявлению всего, что сообщается о Женском Начале в Учении Живой Этики, в письмах Е.И.Рерих и статьях Н.К.Рериха. Она отметила, что будущий культурный центр Учителя видели на Алтае, в котором деятельное участие примут алтайские сестры, а женские ячейки, разбросанные по всему миру, понесут народам просвещение и благо.

Г.В. Костачаков, кандидат филологических наук, доцент Кузбасской государственной   педагогической академии, член Союза писателей России, в своем докладе «Шория как неотъемлемая часть Алтая» рассмотрел Горную Шорию, находящуюся на территории современного Кузбасса, в связи с  единой горной системой хребтов Алтая. Он отметил, что Алтай начинается на территории Монголии и та часть его называется Монгольским Алтаем. Российская же часть Алтая – это Центральный Алтай. А система хребтов, уходящих на север, в прошлом считалась Северным Алтаем. Таким образом, то, что мы сейчас именуем Горной Шорией, исконно носило название Северного Алтая.

Геннадий Васильевич коснулся вопроса о значении терминов и названий. Частица «тай» в слове значит «гора». Таким образом, получается, что «тай-га» — это горы, покрытые лесом, «Ал-тай» — то же Алатау, лишь произнесенное на другом диалекте, значит «высокая гора, священная». Все это говорит о единых корнях алтайского и шорского народов.

Н.А.Пермякова (Прокопьевское городское Рериховское общество) свое выступление «Всему поможет община. Но общине поможет расширение сознания» посвятила книге «Община», рукопись которой Рерихи в 1926 году привезли в Россию. «Община» являлась книгой – предупреждением, в которой Учителя предостерегали руководителей Советского государства от возможных ошибок. Они подчеркивали, что в основу построения общины должно быть положено расширенное сознание человека, а не производственно-экономические отношения, как считали руководители Советской России. Идея непреложности общины, общинного устройства жизни в будущем является стержневой для всей книги.

В докладе «Прометей – легенда, события, современность» В.Л.Рожков, председатель Прокопьевского общества «Познание», провел параллели между мифологическим героем Прометеем, принесшим на землю огонь, и деятельностью семьи Рерихов, благодаря которой человечество получило Учение Живой Этики, или Йоги Огня.

«Путь к царице Белых снегов Алтая» - так называлось выступление Н.Н.Величко (Новокузнецкое городское Рериховское общество). Основываясь на дневниковых записях участников экспедиции, Неля Николаевна нарисовала живую картину, отражающую нахождение Рерихов на алтайском маршруте экспедиции.

И.Л.Мершина, директор детского оздоровительно-образовательного центра «Олимп» (г. Анжеро-Судженск) в своем докладе «Вечный магнит Алтая» познакомила с подробностями путешествия на Алтай, к подножию Белухи, совершенного в 2006 году сводной туристической группой. Это восхождение было посвящено 80-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха на Алтае. Члены группы укрепили мемориальные доски на подкову пиков Рерихов в честь 80-летия Центрально-Азиатской экспедиции.

Свой рассказ Ирина Леонидовна сопровождала демонстрацией фоторабот, выполненных участником похода Андреем Васильевым (г. Великий Новгород).

На конференции был озвучен доклад художницы И.Р.Рудзите (с. Мульта Республики Горный Алтай) «Алтай. По пути Н.К.Рериха. Первые поездки в Верхний Уймон». В нем Илзе Рихардовна рассказала о беседах со старожилами с. Верхний Уймон, помнивших о пребывании Рерихов на Алтае и поделившихся в связи с этим замечательными воспоминаниями.

В рамках культурной программы участники конференции имели возможность познакомиться с творчеством нескольких фольклорных коллективов Новокузнецка: ансамблем Центра традиционной русской культуры «Параскева Пятница», а также творческих групп «Хан – Кередей» и «Кырачол» шорского этнографического объединения «Тазыхан». Так своеобразно на конференции был показан синтез культур Востока и Запада.

17 декабря в продолжение конференции был проведен Круглый стол рериховских организаций Сибири на тему: «Актуальные проблемы рериховского движения в Сибири». Участники Круглого стола единодушно отметили, что в настоящее время главной задачей рериховского движения является защита имени Рерихов, их великого наследия, а также защита созданного одним из Рерихов Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве. На встрече говорилось о необходимости всеми мерами поддерживать Международный Центр Рерихов, делающий все во исполнение воли С.Н.Рериха.

На Круглом столе прозвучали слова глубокой благодарности Генеральному директору Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой, члену Правления МЦР Б.И.Булочнику за их самоотверженную деятельность, утверждающую имя Рерихов и эволюционное Учение Живой Этики.

Вместе с тем участники встречи выразили возмущение по поводу тех грубых вызывающих нападок на МЦР, которые исходят как от отдельных лиц, так и от организаций, именующих себя «рериховскими».

Одиозной фигурой в рериховском движении Сибири является Г.С.Горчаков, редактор газеты «Знамя Майтрейи» (в прошлом «Знамя Мира»). На Круглом столе отмечалось, что многие годы эта газета сеет ложь и клевету, внося смущение в нестойкие умы «рериховцев», не обладающих способностью к распознаванию.

Участники Круглого стола констатировали, что в последнее время газета «Знамя Майтрейи» стала своего рода рупором для разрушительных сил. Газета печатает клеветнические статьи Д.Энтина и О.Румянцевой. На ее страницах получил прописку А.Люфт, автор сайта «Живая Этика в Германии», заполнивший информационное пространство ложью и агрессивностью к Рерихам и МЦР. Здесь размещает свои поношения МЦР бывшее Восточное рериховское общество «Урусвати» М.С.Лунева, зарегистрированное сейчас как Восточное рериховское общество «Свет утренней звезды» в г. Южно-Сахалинске. В настоящее время на это общество Прокуратурой республики Башкортостан открыто уголовное дело по факту незаконного использования символа Знамени Мира.

На Круглом столе состоялось обсуждение открытого письма А.Н.Анненко, журналиста из Хакасии, который не только исказил деятельность МЦР и его руководителей, но и нарушил журналистскую этику по отношению к уважаемому в Хакасии ученому, директору ХакНИИЯЛИ В.Н.Тугужековой.

Еще одним вопросом, обсуждаемым на круглом столе, стало создание так называемого Международного Общественного Объединения Рериховских организаций (МООРО) на Международном Конгрессе «Вместе к Новой Эпохе!», который состоялся в июле 2005 года в г. Барнауле.

В связи со сложной  ситуацией,  возникшей в рериховском движении,  рериховские организации Сибири, принявшие участие в конференции «Россия Азиатская: из прошлого в будущее», видят выход из сложившегося положения в сплочении вокруг МЦР, в популяризации проводимых МЦР мероприятий и издаваемой им литературы, в противостоянии разрушительным тенденциям, как вне, так и внутри рериховского движения, в активизации информационной деятельности.

И в заключение хотелось бы выразить благодарность от имени всех участников конференции за ее прекрасную организацию Новокузнецкому городскому Рериховскому обществу, за оказание помощи в проведении конференции руководству Центральной городской библиотеки имени Н.В.Гоголя г. Новокузнецка, Сибирскому государственному индустриальному университету, Центру традиционной русской культуры «Параскева Пятница», общественной организации «Славянское вече» и шорскому этнографическому объединению «Тызыхан».

Н.А. Пермякова,

г. Прокопьевск


Отзыв на публикацию А.Н. Анненко на сайте «К*»

В свое время П.Ф.Беликов (Эстония) возлагал большие надежды на А.Н.Анненко, стремясь воспитать преемника своих трудов, своей миссии. Однако ни А.Н.Анненко и никто из других приближавшихся к Павлу Федоровичу Беликову молодых людей не оправдал его надежд, не продолжил его миссии бескорыстного служения Общему Благу и не закончил начатых им работ.

Школа Беликова - это преданность делу, самоотверженность, объемное мышление, космическое видение Мира. В ссылке А.Н.Анненко на авторитет П.Ф.Беликова в понятии «политических симпатий Н.К.Рериха» на Рериховских чтениях в Новосибирске в 1976 году проигнорирован фактор времени, в которое жил П.Ф.Беликов. Павел Федорович был необычным человеком - человеком с высоким уровнем сознания, космическим, и опираться на его высказывание без учета времени свидетельствует о внутреннем неблагополучии написавшего, о предательстве своего духовного наставника. О нравственной всеядности А.Н.Анненко говорит еще и его восторг от знакомства с мистером Д.Энтиным, этой одиозной фигурой в рериховедении.

Такая жизненная слепота ведет к духовной смерти. Такая потребительская ориентация человека в жизни уводит его все дальше от естественной иерархии духовных ценностей. Уронив однажды свое достоинство в низменном, А.Н.Анненко пытается теперь преодолеть комплекс неполноценности и свою жизненную драму от потери связи с Высшим не изжитием в себе яда саможаления, обиды, а умалением работы Международного Центра Рерихов и клеветой на Людмилу Васильевну Шапошникову. Человек сам усложнил свою жизнь, но ищет виновных во вне и мнимой борьбой за справедливость пытается завоевать популярность и авторитет.

Однако борьба со злом исключает использование безнравственных средств - искажения действительности и личную неприязнь, месть. Активное духовное противостояние злу, в первую очередь, это борьба с собственными недостатками, победа над низшими страстями и помыслами. И когда человек говорит и пишет о том, что надо учиться жить в атмосфере терпимости и толерантности, бесконечного разнообразия мнений, то это означает, что он принял идеал западной цивилизованности, а не сознание Иерархии по Живой Этике. Многоликий мир вовсе не означает, что все в нем равноценно и имеет право на существование. Есть законы духовной жизни, упорядоченность, естественная и твердая иерархия ценностей, при которой не может быть разнообразия мнений.

Далее. Пакт Рериха и Знамя Мира - это указание от Высшего Мира пути выхода из тупика, в которое завело людей невежество. Посланник Высшего Мира Николай Константинович Рерих обращает наше внимание к сознательному созиданию лучшего будущего, к овладению силою соизмеримости, чтобы мы устремились к исполнению Высшей Воли, чтобы развивались по законам Космической Эволюции.

У защищаемого Алексеем Анненко В.Росова Великий План спасения Мира отождествляется, однако, с созданием «Сибирского государства». Для утверждения этой мысли Рерих у В.Росова измышлен политиком с казачьим отрядом и стремлением стать «белым царем» и даже вождем. В публикации А.Н.Анненко говорится о праве исследователя на самостоятельность. Но проблема возникла от искажения личности Рериха. Подход исследователя В.А.Росова - изощренная клевета.

Еще о нескольких искажениях действительности в публикации А.Н.Анненко. Первое. Как свидетель событий, считаю своим долгом перед Святославом Николаевичем Рерихом и Людмилой Васильевной Шапошниковой напомнить читателям о том, что уже было рассказано в моих воспоминаниях о С.Н.Рерихе. В ноябре 1989 года в последний свой приезд в Москву Святослав Николаевич сказал мне, что передал свои права Людмиле Васильевне, которая будет решать все возникающие вопросы. Так что мифа о доверенном лице и продолжателе дела Рерихов Людмилой Васильевной Шапошниковой нет.

Мы видим не «хищный оскал собственника» в душе Л.В.Шапошниковой, не альянс с Мэри Пунача на желании овладеть имуществом Рерихов и не подобные прочие измышления, а высокий исторический подвиг мужественного Человека. Вынужденные суровые суждения твердой женщины раздражают людей с мировоззренческим хаосом. И все они пытаются опорочить стойкость выдающегося ученого, хранителя духовных святынь и истинного подвижника в тяжелых условиях современного плотного материального мира.

Надо же опуститься так низко, что назвать философию историка Л.В.Шапошниковой о космической реальности и новую теорию познания квазифилософией, а детей нового сознания (индиго) сомнительными или заслуживающими отрицательной оценки - пресловутыми!

Никакого провала миссии, возложенной на МЦР, естественно, нет. О самом высоком эмоционально-душевном состоянии посетителей Международного Центра-музея имени Н.К.Рериха свидетельствуют несколько огромных томов книги отзывов, а возникшие при МЦР Центр гуманной педагогики и научный Центр проблем космического мышления говорят об успешном дальнейшем развитии дела, доверенного Людмиле Васильевне Святославом Николаевичем.

Что касается передвижных выставок МЦР, то А.Н.Анненко утверждает, что в Абакане зрители уходили разочарованными. Они не могли получить правильного представления о таланте художника, так как выставляются только, якобы, эскизы-этюды. Вводимому в заблуждение зрителю поясню, что это не эскизы или этюды к сюжетным картинам, а самостоятельные художественные произведения малой формы. Гималайские этюды имеют высокую художественную ценность. Рерих очень любил горы в разное время года и суток и пейзажи эти объединял в большие серии или циклы картин такой формы, малой, подобно музыкальным этюдам-картинам Шопена, Листа, Рахманинова, Лядова, Скрябина и других композиторов. И, видя или слушая эти этюды, мы тоже восхищаемся их звучанием, их красотой!

В заключение хочу пожелать Алексею Николаевичу Анненко найти в себе силы вернуться на тот путь, на котором он так успешно и многообещающе начинал вместе с Павлом Федоровичем Беликовым.

К.А.Молчанова, председатель

Эстонского общества Рериха,

г.Таллинн, 29 ноября 2006 г. 

      

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz