Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

 Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 2 (60)  от 17 мая 2007 года

Пророк, поэт и музыкант

«Вы правильно отмечаете, насколько все греческие философы близки Учению. Ведь все философии, все религии исходили из Единого Источника, и те же Великие Умы, принесшие Свет и давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего человечества, продолжали приносить его и на всем протяжении медленного процесса эволюции человеческого сознания. (Так, можно узнать Гермеса в Орфее и позднее в Оригене, Зороастра в Кришне и т.д.) Вспомним о тех Семи Великих Духах, или Кумарах, о которых говорится в «Тайной Доктрине». Именно эти Семеро и среди них Наивысший, принявший Дозор Мира, появлялись на всех поворотных пунктах истории нашей планеты. Именно Их сознание напитывало сознание человечества Единой Истиной, приносимой Ими в одеяниях разных философий и религий, соответствовавших времени».

Е.И.Рерих.

Имя древнегреческого певца Орфея известно всем. Оно стало нарицательным для обозначения гениального божественного музыкального дара. Но Орфей - реальное историческое лицо, один из самых ранних философов и духовных Учителей Древней Греции. До нас дошло чрезвычайно мало сведений о его жизни. Он жил в XIII веке до рождения Христа, т.е. 33 века тому назад.

Мифы говорят, что Орфей родился в Северной Греции, во Фракии. Он был сыном фракийского речного бога Эагра и музы Калиопы, одной из девяти олимпийских муз. По другой версии Орфей – сын Аполлона и жрицы священного храма. И Аполлон, якобы обучил Орфея чудесному пению и игре на лире.

Но мифы приобретают оттенок иносказания, зашифрованной символики. Л.В.Шапошникова пишет: «Легенды об Орфее весьма противоречивы, и информация о его отношениях с богами и людьми не однозначна. Некоторые считают, что Орфей есть обожествленная личность, другие, что он мифологический бог, ставший со временем исторической личностью. Остановиться на какой-либо версии крайне трудно за недостатком информации. Но, как бы то ни было, он является Учителем, давшим людям знание о музыке и пении и принесшим им свою философию»[1].

Английский ученый Т.Тейлор, изучавший раннюю организацию человеческих сообществ, писал по этому поводу: «одно можно сказать, что жил такой человек Орфей, который был истинным основателем теологии среди греков, законодателем их жизненных и моральных норм, первым из пророков и поэтов, отпрыск Муз, который учил греков ритуалам и Мистериям и от которого мудрость перешла к Гомеру, Пифагору и Платону»[2].

Орфей в переводе с греческого означает «смуглый». Его считали смуглым по цвету лица даже греки, у которых самих никогда не была слишком светлая кожа. По этому поводу Е.И.Рерих писала, что Орфей был выходцем с Востока[3]. Эзотерическая традиция отождествляет его с Арджуной, сыном Индры и учеником Кришны.

Орфей жил в эпоху, когда духовное сознание древних жителей Эллады воспитывалось на мифах о богах-олимпийцах. Когда-то эти мифы были даны в назидание людям и заключали в себе высочайшие знания о происхождении Вселенной и человечества. Учитывая уровень сознания людей того времени, отвлеченные понятия и принципы Бытия были символически выражены в образах олимпийских богов и их деяниях. Но со временем суть мифов была искажена и снижена, и боги обрели все те несовершенные человеческие свойства и качества, которые были присущи самим людям, т.е. как говорит Живая Этика «сознание низшее творит Образ Высший по подобию своему»[4].

Те боги, которых создало несовершенное человеческое сознание, не могли удовлетворить пробудившееся духовное и нравственное чувство. Вера не могла признать в них истинных, действительных богов. Назревает бунт сознания, дух ищет опоры в Истине. Возникает потребность в новом откровении.

Откровением того времени явилось религиозно-философское Учение Орфея – орфизм. Но нужно сказать, что до этого молодой Орфей исчез на некоторое время. Говорили, что он умер. В действительности он удалился втайне от всех в Египет, где находился у жрецов Мемфиса. Приобщившись к их мистериям, он через 20 лет возвратился в Грецию.

Вскоре его влияние проникло во все святилища страны. Орфей стал первосвященником Фракии, великим жрецом олимпийского Зевса, а для Посвященных – Учителем. Орфей был автором целого ряда трактатов духовно-этического содержания. Сохранились фрагменты его Учения в изложении его учеников и последователей, которых называли орфиками.

В своем Учении Орфей утверждает идею Единоначалия. Он говорит своему ученику: «Я открою перед тобой тайну миров, душу природы, сущность Бога. Прежде всего узнай великую мистерию: единая сущность господствует в глубине Небес и в бездне Земли. Он (Бог) – Дыхание всех вещей, неугасимый Огонь, мужское и женское Начало; Он и Царь, и Бог, и Великий Учитель». Далее Орфей продолжает: «Бог един и самобытный; Им одним все сотворено, во всем Он живет и никто из смертных не видит Его…». Е.И.Рерих писала: «Эта идея Единоначалия или Единства в Космосе была дана человечеству от самых ранних времен в «Первоначальном Откровении», память о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, изображениях и писаниях всех народов древности».

Вопрос перевоплощения был краеугольным камнем в каждой древней религии. В основе Учения Орфея также лежит утверждение о бессмертии души и ее прохождении через многочисленные материальные формы в процессе ее бесконечного совершенствования.

Душа человека, находясь в теле, испытывает рабство; она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее, должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенося душу из царства жизни в загробный мир, освобождает ее лишь на время. Душе предстоит пройти еще долгий «круг необходимости» путем переселения в другие тела, чтобы, наконец, освободиться от круга рождений.

Орфей говорил, что, чтобы вернуться к Богу, человек должен очиститься. Об обязанностях, целях и судьбе человека, ищущего очищения, и говорит, главным образом орфическое учение. Средством освобождения является орфическая жизнь, полная аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти тела. Если, наконец, душа очистилась, то она выходит из цепи земного бытия. А это, по учению орфиков, цель всей человеческой жизни.

Миссия Орфея была в том, чтобы указать истинное направление человеческой жизни, которое заключается в духовном устремлении к Миру Высшему и непрестанном самосовершенствовании.

Нужно отметить, что Орфею принадлежит мысль о неизменной сущности числа, составляющей основу Космоса. И Пифагор называл себя преемником орфиков.

Орфей славился как поэт, певец и музыкант, наделенный магической силой искусства. Его музыкальный голос производил необычайное очарование. На нем была ясная печать вдохновения, музыка его речей проникала до глубины души.

Свирепые фракийцы боялись его взгляда, но женщины, всегда чувствовавшие более тонко, говорили, что в его глазах соединялся могучий свет Солнца с нежным сиянием Луны.

В личности Орфея неразрывно слились божественный дар музыканта и духовное прозрение мудреца-философа. Как мудрец он постигал, а как певец он вдохновенно выражал ту открытую ему Высшую и совершенную гармонию и Красоту Бытия, к которой сознательно или бессознательно стремится душа человеческая. И своим дивным искусством он пробуждал это лучшее божественное «Я» человеческой души и всего живого.

Орфей знал тайну тона и ритма. С помощью этого знания он имел власть над скрытыми силами природы. Вот что повествуют легенды. Однажды ранней весной, когда на деревьях пробивалась первая зелень, сидел великий певец на невысоком холме. У его ног лежала его золотая лира. Поднял ее певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивного пения. Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные, столпились дикие звери, покинувшие окрестные леса и горы. Птицы слетелись слушать певца. Даже деревья двинулись с места и окружили Орфея; дуб и тополь, стройные кипарисы и широколиственные платаны, сосны и ели толпились кругом; ни одна ветка, ни один лист не дрожал на них. Вся природа казалась очарованной дивным пением и звуками лиры Орфея.

Можно предположить, что на сюжет этой легенды Н.К. Рерих написал картину «Человечьи праотцы» или «Чара звериная» в 1911 г. и вариант в 1943 г. На ней Рерих изобразил «славянского Орфея». Молодой музыкант сидит на холме. Его игру слушает вся природа, все живое. Вокруг холма расположились медведи, очарованные его игрой. Н.К. Рерих писал: «Симфония красок и звуков, как в мифе Орфея, всегда была лучшею победой»[5]. И еще строки Николая Константиновича: «Под звуки Орфеевой лиры строились города»[6].

В греческом мифе «Аргонавты» читаем о том, как пятьдесят отборных греческих юношей, цвет и сила всей Греции, отправились на «Арго» в далекую Колхиду за золотым руном. Среди них был знаменитый греческий певец Орфей со своей кифарой. В первый же день плавания, когда сердца молодых людей были полны надежды, зазвенели золотые струны, и сильный голос Орфея заглушил плеск волн за бортом корабля. Услышав песню Орфея, на поверхность моря выплыли дельфины и рыбы и поплыли за «Арго» как стадо, послушно идущее за пастухом.

Когда аргонавты проплывали мимо острова, где обитали сирены - демонические существа полудевы, полуптицы, - и они пели так сладко и такая волшебная сила была в их песнях, что аргонавты заслушались чудесного пения и хотели грести к берегу. Самый юный из гребцов, очарованный сиренами, бросился в море и погиб на камнях. Тогда Орфей взял свою кифару и запел сильным голосом, заглушая сирен. Он пел об отважных моряках, пересекающих пространства морей и презирающих лень и негу, о родной земле, которая их ожидает. Слушая Орфея, опомнились аргонавты и быстро миновали опасный остров.

Благодаря его игре был усыплен дракон, стороживший золотое руно в Колхиде и выполнена трудная задача – достать это руно.

Пение Орфея трогает сердца даже мрачных жителей подземного царства Аида. Миф говорит: Орфей был женат на Эвридике. Когда она внезапно умерла от укуса змеи, он отправился за ней в царство мертвых. Пес Аида Кербер, Персефона и Аид покорены игрой Орфея. Аид обещает Орфею вернуть Эвридику на землю, если он исполнит условие – не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Счастливый Орфей возвращается с женой, но нарушает запрет и Эвридика тут же исчезает в царстве смерти.

В такой легендарной форме – а в каждой легенде есть кристалл Истины – раскрывается мысль о благотворном влиянии Гармонии на души всего живущего, об укрощении в них через благодатные созвучия звериного начала и пробуждении божественного сознания.

Орфей, как и подобные ему Учителя, был причастен к мистериям. Он ввел их в ритуальную систему своего Братства. Мистерии – это празднества посвящения. Они были высоко религиозными и нравственными драматизированными представлениями. Жрецы и неофиты разыгрывали роли различных богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены из их жизни.

Внутреннее содержание орфических мистерий преподавало понимание характера эволюции как поэтапного проявления Божественной Сущности, которая вездесуща и присутствует во всем. Многие исследователи находят в орфических мистериях параллели с индийской теологией и философией Веданты. Их церемонии во многом были сходны с ритуалами браминов. Это объясняется тем, что мистерии были занесены Орфеем из Индии[7].

Членов орфических союзов называли чистыми, святыми, подвижниками. Они носили белые льняные одежды, не употребляли мяса; кровавые жертвоприношения были исключены из культа. Искусство – поэзия и музыка – занимало важнейшее место в религиозных обрядах этих союзов. Для этих целей были созданы Орфеем многочисленные гимны. В них он вечную гармонию включал в земные ритмы, звуки, слова и образы. Божественную мудрость выражал в красочных, звучных гимнах, прославляя непостижимое единство мира. Гимны Орфея являются ценным памятником для понимания греческих мистерий и Учения о происхождении мира, богов, человека.

Первые сведения об Орфее и его гимнах появились к концу VI века до рождения Христа. А до этого они передавались по памяти жрецами из поколения в поколение[8].

Из глубины веков дошли до нас «Гимны Орфея» - сборник из 88 песен. Это ценнейший памятник, помогающий нам понять откровенный смысл греческих мистерий. Только в начале ХХ века они были переведены с греческого на русский язык и опубликованы. И сейчас мы имеем возможность прочесть эти божественные строки. Свой возвышенный гимн Орфей поет Матери Богов.

О богочтимая, о всекормилица, матерь бессмертных,

Мощная силой богиня, явись, госпожа, по молитве!..

Трон твой среди мирозданья, великая – вот и владеешь

Всею землей, и смертных даришь ты благим пропитаньем.

Ты породила на свет и богов и род человечий,

Власть твоя вечна над всеми мирами и реками всеми…

Любо тебе осчасливливать смертных превсяким благом.

Шествуй приветливо к нам,

Усладись почитанием нашим!

 

И еще:

Ты, Природа, богиня всемать, всеумелица-матерь!

О, Первородная, древняя, с опытом многим, ночная,

О, светоносная, неудержимая, ты, о святая

Кружишься в пляске, но стопы твои танцуют бесшумно,

В дивном цветении все ты сплетаешь искусно, с любовью,

Ты на земле, под землей, в небесах и на море владычишь,

О вседаритель заботливый, о всецарица, всемудрость,

Все ты растишь, ты все утучняешь и в срок разрешаешь,

Мать и отец ты всему, всему ты кормилица, нянька,

Роды твои, о, блаженная, скоры, плоды преобильны,

Многосемянная, все ты умеешь, ваятель владычный,

Ты во всем, и все сотворила на свете одна ты.

Ныне, богиня, молю – со счастливыми орами вместе

К нам приведи и здоровье, и мир, и всему умноженье![9]

 

Можно цитировать гимн за гимном и в каждом из них мы найдем крупицу высокого знания. У Алексея Толстого есть строки, которые в полной мере можно отнести к Орфею.

Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков.

Много чудесных в нем есть сочетаний слова и света,

Но передаст их лишь тот, кто умеет, и видеть и слышать,

Кто уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,

Целое с ним вовлекает созданье в наш мир изумленный.      

Мифы излагают несколько версий смерти Орфея. Одна из них такая. Овидий рассказывает, что вакханки растерзали тело Орфея, разбросав всюду части его, собранные и погребенные потом музами. Смерть Орфея оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья. Голова на реке Гебр плывет к острову Лесбос, где ее принимает Аполлон. Тень Орфея спускается в Аид, где соединяется с Эвридикой. На Лесбосе голова Орфея пророчествовала и творила чудеса.

Учение Орфея оказало большое воздействие на формирование этических представлений в греческой философии и вообще на религиозное сознание греков. Оно породило свободу в области представления о богах и способствовало развитию философии.

В орфизме в отличие от религии Олимпа – душа и дух становятся важнейшей ценностью. Дух, а не тело. Впервые духовная глубина приобретает первенствующее значение.

Идеи Учения Орфея жили много веков спустя после ухода Учителя. Следы его влияния мы находим в философии более позднего времени, вплоть до появления первых христиан. Учителя и отцы церкви называли Орфея предшественником Христа.

Следы его влияния прослеживаются также в искусстве. Образ Орфея использовали в своих произведениях многие живописцы, поэты, композиторы. Создавались скульптуры Орфея. Его изображали на вазах. Катакомбная живопись пользовалась образом Орфея как символом доброго пастыря, его изображали с ягненком на руках. Также с образом Орфея связывалась мечта о «золотом веке», когда при звуках божественной музыки Орфея «лев и ягненок мирно рядом лежали».

Образ Орфея волновал умы многих композиторов. В разное время (17-20 веках) и в разных странах на сюжет Орфея и Эвридики создано более 50-ти опер и симфонических поэм. Поставлено несколько балетов.

Великий немецкий поэт XX века Рильке посвящает Орфею цикл сонетов, в которых раскрывает суть «живого бессмертия». Вот несколько строчек.

Не ставьте памятника.  Пусть лишь роза

Подарит новый свой бутон, -

Орфей – живой. Его метаморфозы

Везде, во всем, во всех названьях – он.

Где песня там Орфей. Меж нами, с нами –

Лишь только голос, только всплеск огня…

Но разве мало, если рдеет пламя

Раскрытых роз, пусть два коротких дня?

Он должен умирать, чтоб мы узнать могли

Его во всем. Пусть страшно при разлуке,

Но в миг, когда напев дошел, певец – вдали.

Мы музыкой полны, но рядом нет Орфея, -

Коснувшись струн, от струн отходят руки.

Он верен лире, расставаясь с нею.

В.С. Манжелевская, г.Новокузнецк

Примечания


[1] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М., 2005. С.101

[2] Там же. С. 101.

[3] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 570.

[4] Мир Огненный, Ч. 3, 269.

[5] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М., 1995. С. 77.

[6] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М., 1995. С. 135.

[7] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 3 т. Т. 3. Новосибирск, 1993. С. 262.

[8] Там же.

[9] Античные гимны. М., 1988.


             Опубликовано в газете  «Свет Утренней Звезды» №2 (60) от 17 мая 2007 года.

                                Уроки Красоты                               

В марте в Новокузнецке проходил семинар для учителей начальных классов, организованный школой № 110 совместно с Лабораторией Гуманной Педагогики при Институте повышения квалификации.  Эта школа ежегодно направляет своих учителей в Москву на Международные Педагогические Чтения, плодотворно сотрудничает с единомышленниками Шалвы Амонашвили, основателем учительского движения Гуманной Педагогики. Так летом 2005 года в школе проводила семинар И.В. Баранова из Санкт-Петербурга, автор нового направления в преподавании русского языка и создатель уникального учебного пособия «Русский язык. Периодическая система элементов русской речи». В дни весенних каникул 2007 года учителя сели за парты, чтобы прослушать семинар Виктории Федоровны Бак, учителя-методиста, «Отличника образования Украины», Соросовского стипендианта, «Рыцаря  Гуманной Педагогики», автора эколого-этического курса «Мир Красоты». Кстати, это уже второй ее приезд в наш город. Два года назад Виктория Бак на своем семинаре говорила с учителями о том, как использовать в курсе предметов естественно-природного цикла современные достижения в области естествознания, как развивать биоцентрическое мышление школьников. Нынче гостья с Украины предложила учителям тему «Развитие целостного мышления младших школьников на уроках эколого-этического курса «Мир Красоты».

Для слушателей этот семинар явился серьезной «школой жизни». В первый день занятий размышляли над тем, в чем же заключается Истина школы. Виктория Федоровна рассказывала о духовно-нравственных основах педагогического процесса, о современных эволюционных тенденциях в развитии человечества и феномене «Детей нового сознания», о Красоте и ее влиянии на выращивание благородного человека.

Девизом второго дня явилась фраза «Мы едины со всем человечеством». Очень тонко и мудро смогла донести до слушателей Виктория Бак сложнейшие философские вопросы. Что такое экология? Глобальные экологические проблемы человечества. Ноосферное мышление. Синергетика о прогнозировании будущего. В.И. Вернадский, К.Э.Циолковский о будущем человечества. Мировоззренческие основы учителя. Владимир Соловьев «Оправдание добра». «Самого главного глазами не увидишь». Как облагораживать сердце ученика.

Человечность в человеке – это была тема заключительного дня занятий.  Разговор шел о значении письменно-речевой деятельности для развития благородного человека, о создании нравственной среды для проявления человечных качеств в ребенке.

Важная для учителя практическая часть семинара проходила в форме мастер-классов.  Участники увидели учителя-мастера и жемчужины ее уроков  по курсу «Мир Красоты». Виктория Федоровна показывала пути и методы развития целостного мышления младших школьников. Вот  некоторые из этих уроков: «Красиво то, что я люблю», «Колыбельная моей мамы», «Сон – другая сторона жизни», «Учись видеть и слышать», «Слушаем своего Ангела», «Символика народного творчества», «Как стать человеком», «Тайна Троицы Андрея Рублева», «Смысл жизни». Слушатели курса убедились, что такие ценности для ребенка начальной школы не оказываются сложными или несвоевременными.  Вспомним, что «мы все родом из детства».  Что ребенок получит от нас в раннем возрасте, то и возьмет с собой во взрослую жизнь. А воспитание высокими образами и есть истинное образование.

Вот мнения новокузнецких учителей, участников трехдневного  семинара.     «Огромное спасибо организаторам и Виктории Федоровне за удивительный семинар, за ту информацию, которая наводит на глубокие размышления, переосмысление не только в методах в своей работе, но и своем поведении в жизни».

«Очень многое почерпнула для себя из уроков мастер-классов. Все занятия были наполнены духовностью и вдохновляли на работу с детьми, и прежде, на работу с собой».

«После общения с Викторией Федоровной – Свети в душе, особая радость. Спасибо за этот Свет! За веру в Ребенка и силу Гуманной Педагогики!»

И.В. Афанасьева,

 г.Новокузнецк.

      

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz