Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

 Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 2 (60)  от 17 мая 2007 года

Сохранить Наследие

Накануне 110-летия со дня рождения Б.Н.Абрамова, ученика Н.К.Рериха, редакция газеты предлагает вниманию читателей фрагменты выступления Б.А.Данилова, прозвучавшего на памятном вечере Бориса Николаевича в 2001 году в Новосибирске.

О Борисе Николаевиче узнала широкая аудитория совсем недавно. Люди, которые жили рядом с ним, имели какие-то контакты, видели только внешние стороны его жизни. Но это был внешний мир, мир физический. Главное же – тот мир внутренний, которым он жил, в творчестве которого принимал самое активное участие. И этот мир духа даже при поверхностном соприкосновении с Борисом Николаевичем оказывал облагораживающее влияние на окружающих.

Широко известно имя Б.Н.Абрамова стало после издания его Записей, известных как «Грани Агни Йоги». Предыстория публикации этих Записей до сих пор не всем известна, а порой представлена в искаженном виде. Духовное наследие Бориса Николаевича создавалось в течение десятилетий упорным, жертвенным трудом, о котором при жизни Абрамова знали всего несколько человек. И после его ухода с физического плана Наследие осталось в виде Записей. При жизни Борис Николаевич, конечно, думал о будущей судьбе этих Записей. Лучшим местом для их хранения и, может быть, использования, на тот момент представлялась Мемориальная квартира Юрия Николаевича Рериха. Борис Николаевич предполагал, что со временем Записи как-то будут публиковаться коллективом этого духовного центра. Но, наряду с этим, был и второй вариант на тот случай, если там возникнет угроза сохранности Записей. И этот второй вариант предполагал Сибирь, Новосибирск. Такая подстраховка оказалась совсем нелишней.

После ухода с земного плана Юрия Николаевича Рериха в Мемориальной квартире остались хранителями две сестры Богдановы - Ираида и Людмила. Их девочками в свое время Рерихи взяли с собой во время Центрально-Азиатской экспедиции. Они жили с Рерихами, помогали Елене Ивановне и в ведении хозяйства, и в обширных переписках, и в другой работе, которой руководила Елена Ивановна. Но Богдановы никогда не были членами семьи Рерихов. Они просто помогали Рерихам в текущей механической работе. Вслед за Юрием Николаевичем с земного плана ушла Людмила Богданова. В Мемориальной квартире Юрия Николаевича Рериха осталась Ираида Богданова, младшая сестра. К сожалению, близость человека к чему-либо святому, возвышенному, не гарантирует роста и его духовности. Стоит и нам не забывать о том, что наличие на нашем рабочем столе книг Учения, Лика Великого Владыки, писем Елены Ивановны, Записей Бориса Николаевича само по себе, без нашей напряженной работы не сыграет свою возвышающую роль. Эти святые пособия начинают нам помогать, давать советы, излучать свою энергию только при нашем искреннем устремлении мыслью, словом и делом служить Общему Благу. Когда в этой квартире появился молодой человек, Васильчик, то, вероятно, именно он навел Ираиду на мысль завладеть находящимся здесь богатством, переводя его в сугубо материальное. И она поддалась искушению. Так квартира, наполненная духовными ценностями, превратилась в место, где стали вынашиваться темные замыслы. А для их реализации нужно было как-то себя узаконить в качестве наследников. И тогда Ираида Богданова при помощи очень высоких официальных лиц того времени, вплоть до министра культуры и члена Политбюро партии Екатерины Фурцевой, попыталась из Богдановой стать Рерих. Но вычеркнуть полностью фамилию «Богданова», почему-то не вышло, и получилось «Богданова-Рерих». На основе этого стали утверждать, что она является законной наследницей всех этих ценностей. Хотя тогда был жив Святослав Николаевич, который являлся на то время единственным и последним наследником всего того великого Наследия, которое оставили после ухода старшие Рерихи. Приезжая в Москву, он всегда посещал эту квартиру как при жизни Юрия Николаевича, так и после ухода брата. Когда до него дошла информация о происшедшем мошенничестве, Святослав Николаевич в последний по тому времени приезд заявил, что больше бывать в этой квартире не будет. Судиться с этими злоумышленниками ему было сложно как по моральным соображениям, так и по политическим, ведь он был гражданином Индии.

И вот эта квартира предполагалась в качестве пристанища Наследия Бориса Николаевича. Он при жизни уже встречался с Ираидой, согласовал этот вопрос и отдал символический ключ от чемодана, в котором хранились тетради с его Записями. Когда произошли упомянутые тяжелые события, Нина Ивановна, жена Бориса Николаевича, поняла, что первый вариант исключается и нужно задействовать второй. Так, не зная еще, как пойдут события, Борис Николаевич уже предусмотрел возможные пути их развития. Конечно, надо понимать, что в планировании судьбы Записей приняли участие более высокие сферы. И хотя Абрамову не было заранее известно о провале первого варианта, второй был проработан и Нина Ивановна начала его осуществлять. При очередной встрече с ней, - а я бывал в Веневе и при Борисе Николаевиче несколько раз, и после его ухода, - Нина Ивановна рассказала мне обо всем и добавила: «Вам придется взять эту ответственность на себя». Откровенно говоря, эта информация была для меня совершенно неожиданной и не вызвала бурного восторга, потому что я, прежде всего, чувствовал ответственность за дальнейшую судьбу этих Записей. И я задал вопрос: «Что делать?» Она ответила: «Придет время, и вы получите разъяснения». При этом не было упоминания о публикации их, да и я в то время совершенно не был готов к этому. Я работал в народном хозяйстве и к издательству книг отношения никакого не имел. И опыта у меня такого не было.

Сразу как-то не получалось забрать чемодан с Записями, хотя Нина Ивановна несколько раз напоминала мне об этом в письмах: «Борис, торопись забрать чемодан». Кстати, уже сами эти письма являются документальным подтверждением правомочности получения Наследия Бориса Николаевича мною, а не Богдановой.

Наконец я поехал в Москву. Нина Ивановна мне написала, чтобы я зашел в Мемориальную квартиру к Богдановой и забрал у нее ключ от чемодана, хотя он принципиального значения не имел, замочек символический был. Когда я приехал и позвонил на квартиру, сняла телефонную трубку Ираида. Я представился ей и сказал, что я имею поручение от Нины Ивановны Абрамовой забрать у нее ключ, который в свое время ей передал Борис Николаевич. И тут же услышал: «Встречи у меня с Вами не может быть, потому что я тороплюсь, я уезжаю на дачу». На это я ответил, что возьму такси и через пять минут буду у нее. Но она категорично повторила: «Нет, я с Вами встречаться не буду». Что мне оставалось делать? Я извинился, повесил трубку, и на этом наше общение закончилось. Когда я приехал в Венев и рассказал все Нине Ивановне, она сказала: «Не расстраивайтесь, просто лишний раз человек показал свою внутреннюю сущность». И чемодан перекочевал в Новосибирск. В настоящее время он в Новосибирске, и я являюсь его хранителем, не хозяином, а хранителем только.

В чемодане, кроме тетрадей с Записями, был Лик Великого Владыки, тот Образ, который был в контакте с Борисом Николаевичем. Он немножко отличается от имеющихся у многих из вас, но идентичен портрету, принадлежавшему Елене Ивановне. Образ, стоявший на Ее рабочем столе, сейчас можно видеть в витрине среди других предметов Елены Ивановны в Музее имени Николая Константиновича Рериха в Москве. Это еще раз подтверждает единство источника информации, получаемой Еленой Ивановной и Борисом Николаевичем. И еще в этом же чемодане было Кольцо, из тех, что в свое время передал Николай Константинович некоторым своим ученикам, в том числе и Борису Николаевичу. Если вы читали брошюру «Весть принесший», то там его фотография помещена. Кольцо это, безусловно, терафим, и пришло издалека.

Вспоминается небольшое происшествие с хранимым Наследием. Это было, наверное, около двадцати лет тому назад, в той же квартире, где мы и сейчас живем с женой. Она ушла к внучкам, а я на работе был. В это время по телефону сообщили, что нашу квартиру взломали грабители. Я быстренько собрался и побежал домой. Думаю по пути: «Что они могли забрать? Что же у нас ценного? Денег нет, золота нет». И вдруг обожгло: «Там же чемодан, а в нем Кольцо». Когда я приехал, представители милиции предложили: «Пройдите, посмотрите, что пропало, чтобы опись составить». Я первым делом бросился к шифоньеру, где чемодан стоял. Увидел, что дверь шифоньера открыта, все раскидано, из чемодана содержимое выброшено. Я стою, обомлевший. А Кольцо и Лик Великого Учителя лежали в маленьком самодельном мешочке. И его нет. В таком шоковом состоянии я стоял какое-то время, потом решил, что надо собрать тетради. Когда начал собирать их, то под тетрадями обнаружил мешочек. Значит, он не был предназначен для тех, кто вломился в квартиру. Тетради с Записями для них, конечно, были неинтересны. А вот книги классиков, которые в то время очень ценились, из квартиры забрали. Вот такой опасности подвергалось Наследие Бориса Николаевича.

Время шло, Наследие лежало без движения. Потом появилась мысль: а что, если попробовать что-то из него напечатать и посмотреть на реакцию читателей? Сейчас таких сомнений нет, а тогда эта мысль очень волновала. Посоветовались мы с Наталией Дмитриевной Спириной и решили, что ее ученики напечатают на машинке 6 или 7 копий. И, конечно, результаты превзошли ожидания. Все, прочитавшие эти машинописные тексты, были в восторге. Значит, не нас только интересуют эти Записи, они находят отклик и у других. К тому времени уже начало работать рериховское общество. Подходившие люди активно интересовались Учением, подпольные ксерокопии которого мы привозили из Москвы.

После «оттепели» мы пришли к мысли, что нужно создать свой издательский кооператив и печатать книги. В 1989-м году в страну приезжает Святослав Николаевич. Мы устремились к нему на встречу. Он уже знал, кто мы такие, ведь тогда нами уже было выпущено несколько книг Учения. Но у меня к нему был вопрос относительно Граней. После общей беседы я попросил у него разрешение на встречу индивидуальную. Когда мы остались с ним вдвоем, я ему задал вопрос: «Знаете ли Вы Абрамова?» Он ответил: «Да, знаю. Он был учеником моего отца». «Знаете ли Вы о том, что он вел Записи?» Святослав Николаевич подтвердил: «Да, знаю. Моя матушка говорила про это». Тогда я понял, что можно открыто вести разговор, и спросил: «Эти Записи есть, они находятся у меня. Как Вы считаете, нужно ли их опубликовывать?» Он задумался, и потом сказал: «Сначала напечатайте книги Учения все, напечатайте Тайную Доктрину – это тоже его совет был, который мы реализовали, – А потом придет черед и Записям». Я посчитал это разрешением на публикацию Записей, которые и были напечатаны под названием «Грани Агни Йоги». Реакция на их появление, конечно, была бурная. Об этом можно судить по тем встречам, которые у меня были со многими людьми, и по тем письмам - сотням писем, которые приходили и продолжают приходить. Люди четко говорят: «Записи помогают нам лучше усвоить Учение Живой Этики. И в трудную минуту поддерживают». Так почти все говорили и писали. Но были и противоположные высказывания. Основной центр их сосредоточился в городе Томске, в газете «Знамя Мира». Ну, не приняли эти тексты, и Бог с ними. Каждый волен выбирать свой путь. Но прискорбно то, что началась хула, началось поношение Граней, а заодно и Бориса Николаевича. Я должен напомнить, что есть в Записях мысли Владыки, который Сказал: «Кто против тебя, тот поднимает меч против Меня». Это, конечно, очень серьезное предупреждение. Кроме того, можно не верить Данилову, можно не верить Спириной, но как не верить Елене Ивановне, которая документально, в письмах, подтвердила Единый Источник Учения и Записей Б.Н.Абрамова? Здесь еще раз хочу подчеркнуть, что Записи это не новое Учение, как некоторые говорят. Учение одно, это Учение Живой Этики. И в Записях есть указание, что Учение дано на тысячелетия человечеству, то есть на следующую эпоху. А Записи это уникальное по своему виду, оформлению руководство, по которому провели ученика Абрамова. И тоже, нужно сказать, уникальным способом. Ведь вели его одновременно три Величайших. Это Владыка и его ближайшие помощники и сотрудники - Елена Ивановна и Николай Константинович. Вероятно, в этом есть смысл особый, над этим следует подумать: почему одному сразу три. Это не так просто, ведь Там ничего случайно не делается. Его вели по пути, его, этого Великого духа, готовили к тому подвигу, который он совершил в известном нам воплощении. Но это не все. Стоит подумать и над тем, что его готовили и к следующему воплощению. Кем он будет, и что он будет делать, кто-то в свое время узнает.

Есть слова в Учении Живой Этики о великой значимости чувства благодарности. При этом добавлено: «Не Нам нужна ваша благодарность, но вам». Потому что через эту благодарность мы включаем рычаги высоких энергий и начинаем подниматься и устремляться к тому, к кому проявляем свою благодарность». Об этом поразмыслим. Почему? Потому что это одно из условий успеха на пути духовного совершенствования. Борис Николаевич прошел почти рядом с нами, и, можно сказать, недавно, и то, чем он жил, к чему он стремился, над чем он работал, в чем он преуспел, очень важно для нас. Ведь даже через прикасание к этому мы духовно обогащаемся.

 


             Опубликовано в газете  «Свет Утренней Звезды» №2 (60) от 17 мая 2007 года.

                               Сеятель Культуры

«В какой стране предпочтете жить? — Конечно, в стране Культуры.

Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? — Культуре.

Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? — Конечно, Культуре» 1.

Н.К.Рерих

Служению Культуре посвящал Николай Константинович Рерих свои труды на протяжении всей жизни. Ибо только в Культуре он видел эволюционный путь развития человечества. Раскрывая понятие «Культура», он характеризовал ее как «почитание Света», «любовь к человеку», «благоухание, сочетание жизни и Красоты», «синтез возвышенных и утонченных достижений», «оружие Света», «спасение», «двигатель», «сердце»2. По названиям многочисленных статей видно, какое первостепенное место в его размышлениях и трудах занимала Культура: «Зов о Культуре», «Культура – почитание Света», «Вехи Культуры», «Мир и Культура», «Культурность», «Культура победительница», «Друзья сокровищ Культуры» и др.

Призыв Н.К.Рериха к осознанию ведущей роли Культуры звучал вопреки сложившейся тенденции всеобщей недооценки ее значения. Само понятие «Культура» подменялось, да и теперь часто подменяется понятием «цивилизация», которое имеет совершенно другой смысл. Рерих возвещал начало великой битвы – битвы за Культуру: «Кончен Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон культуры. Еще более трудный! Человек, смятенный, истощенный, духовно обнищавший, должен сокрушить многих ехидн невежества. И много этих ядовитых кобр, заползающих в жилища»3.

Философские основы значения Культуры в жизни человечества раскрываются в Учении Живой Этики, которое давалось Великими Учителями через Елену Ивановну Рерих, начиная с 1920 года. Первая книга Живой Этики — «Зов» — вышла в 1924 году, в Париже. Только изучив и глубоко осознав идеи Живой Этики возможно понять суть миссии Николая Константиновича Рериха.

Основные положения Учения Живой Этики гласят, что человек является частью Космической Энергии, частью Разума высшей материи. Человек входит в энергетическую структуру Космоса и несет ее в себе, живя по тем же законам, что и Космос. В этом взаимодействии энергий и их обмене огромная роль принадлежит Красоте.

Воспринимая Красоту и созвуча с нею, человек повышает свою энергетику и, в свою очередь, становится творцом. Напитанное Красотой, его творчество пополняет сокровищницу человеческой Культуры, зажигая творящий огонь в сердцах соприкасающихся с ним и его искусством людей. Поэтому святыни Культуры содержат в себе кристаллизованный потенциал творчества, способствующий восхождению человека и человечества. Утрата культурных сокровищ не только обедняет человечество, но и замедляет его эволюцию.

Выдвигая Пакт по охране культурного достояния человечества на рассмотрение глав государств, Н.К.Рерих направлял сознание людей на то, без чего невозможна эволюция. «Культура является вечным познаванием и улучшением жизни основами славного прогресса»4; «Культура есть то прибежище, где дух человеческий находит пути к религии и ко всему просветительному и прекрасному»5, - писал он в своих статьях.

Археологические изыскания и этнографические исследования Н.К.Рериха были направлены на изучение культуры различных народов земли. Он начал с изучения славянской культуры, проводя раскопки на территории Европейской части России, и заметил удивительное сходство предметов, найденных им, с теми, что были обнаружены на древнейших стоянках на другом конце земли.

Николай Константинович исследовал скандинавские и европейские памятники культуры. И везде находил единые истоки, которые вели в Индию и Тибет. Здесь, на Востоке, Н.К.Рерих видел колыбель древнейших цивилизаций планеты, место возникновения всех основных духовных течений и мировых религий, духовно-культурный источник, напитывающий в течение тысячелетий культуру Запада.

Рерих утверждал, что объединение человечества, достижение всеобщего мира и гармонии возможно именно на почве Культуры. Он не только искал и находил древнейшие источники культурной общности человечества, исследовал механизм преемственности в формировании многослойных традиционных культур, он прокладывал пути культурного взаимодействия народов. «Поистине, язык Культуры един. И душевные качества друзей Культуры также очень близки в возможном единении, – писал художник. — Каждое накопление в сокровищах Культуры будет истинно благим знаком нашего века»6.

Совместная охрана сокровищ Культуры – значительный шаг вперед к широкому сотрудничеству между народами. «Во взаимной охране Культурных ценностей не может быть никаких разделений, соревнований и раздражений. Пашня Культуры является общею пашнею. Каждый народ имеет свои неповторяемые драгоценности. <...> будет время, когда люди поймут, что и Красный Крест Культуры, иначе говоря, всенародное соглашение об охране Культурных ценностей должно быть введено неотложно. Моральный импульс сохранения общекультурных ценностей должен быть широко возведен и укреплен в сознании народном, начиная от первых школьных дней»7.

Называя отца «мой вечный Учитель», Святослав Николаевич Рерих утверждает: «Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего»8.

Живописное и стихотворное творчество Н.К.Рериха неотделимо от его понимания Культуры, как «почитания Света». Его картины светоносны, содержат высочайшую энергетику, глубоки по содержанию. Стихотворения созвучны космическому ритму и мудры. Николай Рерих явился истинным Творцом Красоты, обогатив человечество многочисленными культурными шедеврами.

Елена Ивановна Рерих так отзывалась о творчестве своего мужа: «Каждое произведение Николая Константиновича поражает гармоничностью в сочетании всех своих частей, и эта гармоничность и дает основу убедительности. Ничего нельзя отнять или добавить к ним, все так, как нужно. Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу. Произведения Николая Константиновича дороги мне и красотою мысли, выраженной им в таких величественных, но простых и порой глубоко трогательных образах»9.

С детства влекла Николая Рериха история и культура Древней Руси, и уже в студенческие годы он запечатлевал ее на своих полотнах. Став профессиональным художником, Николай Константинович посвящал Древней Руси циклы исторических картин «Начало Руси. Славяне», «Викинг» и др., эскизы к театральным постановкам на исторические сюжеты, архитектурную серию картин, храмовые росписи. Многогранное философское, научное и художественное постижение Культуры родного народа приводило художника к созданию произведений, пронизанных духом далеких времен. Даже стиль написания картин был у Николая Константиновича древним - русско-византийским.

О философском содержании его картин исследователь творчества художника Павел Федорович Беликов пишет: «Показывая далекие времена, Рерих как бы задает вопрос – не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень нужное, не пренебрегли ли той «стариной», которая никогда не стареет? По мнению Николая Константиновича, к ней относятся чувство собственного достоинства, доброжелательство в людских отношениях, извечное стремление к красоте, к совершенству. Если в современном обществе подорваны моральные устои, если падает интерес к искусству, если красота уходит из жизни человека, то о каком общественном прогрессе, о каком благополучии может идти речь?»10.

Выступая за Культуру, Н.К.Рерих не был политиком. Ибо политика разделяет людей, противопоставляя одну нацию другой. Стремления к национальному превосходству и экономической выгоде чужды общечеловеческим ценностям и братскому сотрудничеству.

«Конечно, политику есть от чего чваниться. Он берет свой скальпель-перо и, как операционное мясо, режет им человеческие народности, не считаясь с историческими основами. Но сияние всяких звезд все-таки не затмит продвижение Культуры»11 — писал в «Листах дневника» Рерих. А о себе рассказывал: «Работа моя с самых первых лет была художественная и культурно-образовательная. <...> Политикой мы никогда не занимались, и я знаю, что это обстоятельство подчас вызывало недоумения и даже порицания. Ни в какую политическую партию не входили и по этому поводу даже имели некоторые длительные и малоприятные разговоры. Но как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу»12. Это же подтверждал и сын, Юрий Николаевич Рерих: «Профессор Рерих никогда не участвовал ни в каком политическом движении, и я считаю, что для выявления его взглядов достаточно бегло просмотреть его сочинения»13.

Обращаясь в письмах к американским друзьям, Н.К.Рерих всегда выступал за объединение усилий в деле охраны сокровищ Культуры и культурного строительства: «Мы все не политические работники, а Культурные деятели и должны бороться за общечеловеческое творческое достояние»14.

Николай Константинович считал, что учреждения Культуры должны твердо стоять на ногах и иметь устойчивое финансирование. В одном из своих писем он замечал: «идея культурно-экономических кооперативов всегда была в нашей программе, чтобы все культурные дела не рассчитывали только [на] пожертвования, но были бы самодеятельными и самооплачивающимися»15.

Рерих утверждал приоритет культурных ценностей над ценностями экономическими. Он полагал, что экономика должна работать на Культуру, а не наоборот: «Ведь памятники древности во всем их очаровании будут лучшими устоями государств. Ради красоты их усилится движение на путях, ради них министр финансов найдет особо убедительные определения в своих заключениях. Ведь без преувеличения, сокровища Культуры являются оплотом народа. Все строительство, все просвещение, все духовное вдохновение, вся радость и спасение нарождаются на основах Культурных ценностей. Сперва опознаем и сбережем Культуру, а затем и сами банкноты страны станут привлекательными»16.

О деятельности Николая Константиновича как вождя Культуры писали самые близкие ему люди. Из письма Елены Ивановны Рерих: «С [19]17 года Николай Константинович, уже за пределами Родины продолжил свой поход за Культуру и единение через искусство. Его мотто о значении искусства было начертано на щите Учреждений в Нью-Йорке и появилось во многих книгах и журналах»17.

Из воспоминаний Юрия Николаевича Рериха: «В Индию он [Н.К.Рерих] приносит весть о русской культуре, а сам глубоко проникает в истоки древнеиндийской культуры. Он изучает памятники прошлого, собирает легенды, наблюдает жизнь индийского земледельца, в которой находит много общего с жизнью нашего славянства, с русским крестьянским укладом»18.

Младший сын, Святослав Николаевич, обобщает: «Николай Константинович всю жизнь стремился к объединению людей, стран на поле Культуры. Он считал, что корень Культуры – этот тот основной фундамент, который сможет объединить человечество, воспитать его»19.

Воистину, Николая Константиновича Рериха можно назвать Сеятелем, Строителем, Водителем Культуры. Ибо везде, где он проходил, возникали и будут возникать очаги Культуры. А поле его посевов – все человечество Земли.

Л.Е.Валькова, Е.Я.Зарипова, Л.С.Товкес, г. Кемерово 

Примечания:

1.     Рерих Н.К. Обществу Славянской Культуры. //Культура и цивилизация. М., 1994. С. 46.

2.     Рерих Н.К. Культура – почитание Света. //Культура и цивилизация. М., 1994. С. 41.

3.     Рерих Н.К. Письмо от 15.09.45. //Письма в Америку. М., 1998. С. 576.

4.     Рерих Н.К. Мир и Культура. //Культура и цивилизация. М., 1994. С. 68.

5.     Рерих Н.К. Нерушимое. Рига, 1936. С. 18.

6.     Рерих Н.К. Друзья сокровищ Культуры. //Листы Дневника в 3 т. Т. 1. М., 1995. С. 116.

7.     Рерих Н.К. Эстония. //Листы Дневника в 3т. Т. 2. М., 1995. С. 78.

8.     Рерих С.Н. Мой вечный Учитель. //Держава Рериха. М., 1993. С. 362.

9.     Рерих Е.И. Дух кристальной чистоты. //Держава Рериха. М., 1993. С. 302.

10.  Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. Самара, 1996. С. 57.

11.  Рерих Н.К. Культура. //Листы Дневника в 3 т. Т. 3. М., 1996. С. 620.

12.  Там же. С. 618.

13.  Рерих Ю.Н. Письма в 2 т. Т. 2. М., 2002. С. 121.

14.  Рерих Н.К. Письмо от 15.01.45. //Письма в Америку. М., 1998. С. 518.

15.  Рерих Н.К. Письмо от 15.04.36. //Письма в Америку. М., 1998. С. 94.

16.  Рерих Н.К. Ценность прекрасного. //Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М., 1995. С. 136-137.

17.  Рерих Е.И. Дух кристальной чистоты.  //Держава Рериха. М., 1993. С. 300.

18.  Рерих Ю.Н. Листки воспоминаний. //Держава Рериха. М., 1993. С. 326.

19.  Рерих С.Н. Мой вечный Учитель. //Держава Рериха. М., 1993. С. 364.

      

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz