Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

 Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 4 (62) от 30 октября 2007 года

Девять дней Божественной Матери

Божественная Мать - это Мать всего мироздания, а мы все (все человечество) - ее дети. Величие, которое есть в Абсолюте, мы можем видеть в Матери; верующие ищут у Бога защиты и покровительства как у Матери. Мать - Природа (Пракрити) - это созидающая, материальная сторона творения. Лишь Ведическая традиция придает такое большое значение материнскому аспекту Природы (Абсолюта, Бога, Дао).
Наваратри – индийский праздник, который длится девять дней и девять ночей. Слово «Наваратри» в действительности означает девять («Нава») ночей («Ратри»).
C 1-го по 9-й лунный день месяца Ашвина в 2007 году приходятся на 12 - 20 октября. Наваратри, время самоосознания и очищения, традиционно является благоприятным периодом времени для новых дел и начинаний.
Богиня Сарасвати

В эти дни Божественная Мать почитается в трех формах – как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати. В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено.

Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и беспощадно уничтожает все те загрязнения, которые живут в нем. Прежняя запутавшаяся личность расчищает путь для развития более здоровой личности, в которой могут раскрыться божественные добродетели.

В течение следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном аспекте - Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшим лотосе и держащая цветы лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее благосклонность в виде материального и духовного успеха и процветания.

После того, как Дурга расчистила старую личность, может начаться созидательный процесс - основа заложена. Все большая и большая красота разворачивается, это заполняет сердце радостью. В духовном движении это представляет пришествие Лакшми.

Лакшми поддерживает и питает созидательное выражение души. Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков; Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума; Лакшми выполняет заживление.

Лакшми - Богиня материального и духовного процветания. Она символизирует божественное торжество. Период Лакшми отмечен развитием божественных качеств - сострадания, бесстрастности (отсутствия страстей), чистоты, самоотречения, милосердия, вселенской любви, единства, великодушия сердца, равновесия ума. Лакшми приносит устойчивость ума, обогащает дух и устраняет то, что отвлекает внимание.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души. Сарасвати описывается как обладающая белым цветом лица подобно Гималайским снегам. Она сияет, все ее одежды и сверкающие украшения испускают чистый, снежный свет. Это значит, что Богиня изобилует Саттвой. Когда Саттва развивается в человеческой личности, она проясняет интеллект и ведет к интуитивному просветлению. Сарасвати сравнивается с цветком жасмина. Этот цветок не только белый, но также и ароматный. Где есть чистота, то есть также аромат. Она держит в своих руках Вину (музыкальный инструмент) - символ гармонии личности.
Сарасвати - Богиня Мудрости - позволяет нам идти вне преград нашего эго и испытать трансцендентное измерение. Творческие способности начинают разворачиваться. Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и величие сознания.

По выражениям Божественной Матери в течение девяти ночей Наваратри мы видим, что она обладает неисчислимыми проявлениями, поскольку она ведет человека и по пути внутреннего развития, и по пути внешнего успеха. Вся Пракрити (природа) является Ее местом игры, и все проявления Небес и Земли являются Ее красотой. Кульминационный момент почитания Дэви - достижение Реализации «Я» - символизируется празднованием Виджайа-Дашами в десятый день Наваратри. Виджайа-Дашами – это день, когда Она, Божественная Мать, победила демонов; он символизирует победу над силами зла. Праздник Наваратри (или его десятый день) называется также Дассера или Дуссера.

На фото – богиня Сарасвати


Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 4 (62) от 30 октября 2007 года

Светоносная материя Культуры

Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие доступны лишь узкому кругу посвященных. Но есть такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают океан человеческих раздумий в поисках ответа на вопрос – в чем смысл бытия человека? И одно из краеугольных понятий этого вопроса – Культура.

Культура многогранна и проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античной, средневековой и т.д.), о культурах различных этносов и стран, о религиозных культурах (буддийской, исламской, христианской и т.д.), культурах различных социальных и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция, Ганди и др.). Многогранность культуры нашла свое отражение в разнообразии ее определений. В 1964 году американские ученые А.Кребер и К. Клакхон собрали 257 дефиниций культуры, и, по мнению Л. Кертмана уже в 1987 году количество их удвоилось.

У Николая Константиновича Рериха сложилась своя концепция культуры, вытекающая из научно-философского Учения Живой Этики, которая в свою очередь опирается на мощнейший фундамент общечеловеческой культуры. В понимании Рериха «Культура есть почитание Света» или «служение Свету». Этому он находит и филологическое объяснение. «Культура имеет два корня, первый – друидический… Культ всегда останется почитанием Благого начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь». Итак, Культ-Ур означает почитание Света. Таким образом, при глубоком рассмотрении понимание Рерихом понятия Культура оказывается едва ли не самым точным и объемным, по вкладываемым в него смыслу, определением.

Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже запятнала истинное, высокое понятие Культуры. Современный мир забыл ее сокровенный, священный смысл. Сегодня европейская логика весьма часто смешивает Культуру с цивилизацией, вечное с временным, преходящим. Для Николая Константиновича Культура гораздо более широкое, всеобъемлющее, утонченное, первичное понятие и он неоднократно призывает разграничить эти понятия. Культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию, как составную часть. Как, к примеру, дух человека одухотворяет материю, т.е. тело человека. По мнению Рериха, проблему, что есть Культура, а что есть цивилизация необходимо решать с точки зрения взаимодействия духа и материи. «Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, - писал Н.К.Рерих.- К  удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова «культура» цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень «Культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни».        

В своих философско-художественных очерках Николай Константинович выработал совершенно новую концепцию Культуры, пронизанную идеями Живой Этики и имеющую практическое значение. И когда мы осмыслим эту идею, поймем ее особенности и суть, то разница между Культурой и цивилизацией станет еще резче, а смешение этих понятий недопустимей. «Но понять истинное значение мира невозможно, пока человечество не постигнет различия между «механической цивилизацией» и грядущей культурой духа. Даже приблизительное понимание основ истинной Культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для всех блестящих открытий, сужденных человечеству», - писал художник в очерке «Новая Эра».

Итак, цивилизация является материальным обустройством жизни, и связано это, в первую очередь, с рукотворчеством, которое является главной формой деятельности в нашем плотном физическом мире. А Культура связана с творчеством духа, связана с деятельностью высших центров человека. «Культура, - как говорил Рерих, - есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции». Энергии, которые в результате сложнейших процессов, идущих в Космосе, приближаются сейчас к Земле, могут сыграть свою позитивную роль, лишь соприкоснувшись с полем Культуры, где сосредоточен высокий духовный потенциал, необходимый для принятия такого рода энергий. И в данном случае духовное поле Культуры будет служить «громоотводом» от разрушающего действия высоких вибраций. А они могут быть и разрушающими, если принимающий эти энергии не обладает схожими высокими вибрациями. И в этом случае, духовное поле Культуры играет еще и охраняющую роль, помогает уберечь Планету от взрыва.

В книге «Закат Европы» немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936 гг.) термином цивилизация обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Анализируя духовный климат современной Европы, Шпенглер приходит к выводу, что нынешнее увядание западноевропейской культуры ничто не может спасти. Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью, мировых городов над провинцией, плебейской морали над трагической.

Далеко не все в культурологической концепции Шпенглера можно принять и с этим согласиться, но его предостережение о том, что массовая бездуховная продукция цивилизации враждебна культуре, остается актуальным и по сей день. И  Пушкин, и Репин, и Чайковский нуждаются в защите от агрессивной, низменной орды водителей современного «духовного» производства. Индустрия развлечений стремится подменить собой истинную Культуру.

Но в то же время и Великие Учителя в книгах Живой Этики и сам Н.К. Рерих, ни в коей мере не преуменьшая степень духовного кризиса Запада, были глубоко убеждены, что лишь сближение Востока и Запада приведет к возрождению того и другого, приведет к так называемому синтезу.

«Можно видеть, что и Запад и Восток мыслят одинаково по многим направлениям», - отмечал Н.К.Рерих. «Я ни умаляю, ни Запад, ни Юг, ни Север, ни Восток, – потому что на практике разделения не существует, и весь мир разделен только в нашем сознании. Но когда при этом сознании проникает пространственный огонь, тогда создается Союз Огня, и Огонь Энтузиазма непобедим», - писал он в статье «Радость творчества».

Изучая культуру как восточных, так и западных стран Н.К. вновь и вновь обращает наше внимание на взаимопроникновение культур Востока и Запада. Он писал о сходстве индийского Кришны и славянского Леля, об общности ритуалов сибирских шаманов и колдунов Малабара, о родственных связях фольклора Тибета и Алтая, Литвы и Персии, Германии и Китая. Он анализировал народные предания России и Гималаев и находил в них много общего. В Кашмире и Сиккиме, во время праздничных торжеств, вспоминал о славянских праздниках. Пройдя страны Востока и Запада, проникая глубоко в истоки их культур, Рерих делал однозначный вывод, что как в одной, так и в другой части Планеты действуют одни и те же законы энергетики культуры. И потому Рерих глубоко и скрупулезно исследовал взаимодействие и взаимопроникновение культур Востока и Запада, которые несли в себе элементы будущего синтеза и извлекал из этого многообразного и сложного процесса самые яркие моменты. В нем в это время говорил не только историк, археолог, этнограф, но и художник и философ. Именно от Гималаев, как от некого духовного полюса планеты пришло немало всемирных фольклорных и мифологических сюжетов, именно там, как в кипящем котле формировались кристаллы сокровищ культуры, чтобы потом выплеснуться по просторам Евразии с кочевниками и Великими Путниками.

А пространство России, расположенное на просторах Евразии, как раз и было тем полем взаимодействия культур Востока и Запада, которое старательно постигал Н.К.Рерих. Изучение культур, их взаимодействие Рерих начал именно в России, еще во время своего путешествия по древним русским городам. Острым взглядом он уловил и отразил в своих работах синтетичность и многослойность русской культуры, в которой смешались элементы Востока и Запада.

Но кроме умозрительных заключений Рерих пошел дальше. В 1920-х годах, организованная им Центрально-Азиатская экспидиция прошла по просторам Азии теми же путями, которыми двигались кочевые народы. Изыскания Николая Константиновича, работа Елены Ивановны над книгами Учения Живой Этики, имели прямое отношение к духовной жизни Планеты, к ее Культуре. Сама экспедиция представляла собой одно из важнейших эволюционных действий, связанных с Великими Учителями и заповедной страной Шамбалой и формировала новое эволюционное мировоззрение. Экспедиция, посланная и руководимая Великими Учителями, имела отношение, в первую очередь, к формированию поля будущей Культуры. Не случайно и то, что маршрут экспедиции пролегал по удивительно красивым местам, и это сочетание красоты с исторической значимостью мест подвигало Николая Константиновича еще и еще раз задумываться над значением Красоты в роли Культуры и в жизни человека. Понятие Красоты для Рерихов и Учителей представляло собой явление космического характера. Следуя Учению, данному из Высокого Источника, Николай Константинович относил Красоту к важнейшим эволюционным процессам, справедливо считая ее одним из мощнейших рычагов движения эволюции и развития Культуры. Красота есть энергетическое сердце Культуры. Ведь именно Красота создает условия для аккумуляции энергий лучших качеств и колебаний высокой частоты, именно Красота является основным средством преобразования хаоса в Космос, беспорядка в Порядок. «Под знаком Красоты мы идем радостно, - писал Николай Константинович – Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся».

Именно Красота будет мощным возбудителем развития нового периода Культуры. Но надо сказать, что сам энергетический процесс возрождения культуры на древних путях, имеет в виду, прежде всего воскрешение самого духа древней культуры, а не ее форм. «Если верхи цивилизации и высшие области Культуры, прежде всего, являются синтезом всех завоеваний человеческого гения, то ведь и средства к выполнению этих расширенных задач должны быть поистине современны. Именно широкие горизонты Культуры, как поднятие общего уровня мышления зовут нас ко всем современным открытиям и усовершенствованиям», - отмечал Николай Константинович в очерке «Экспедиция Ситроена».

Этим самым данный процесс, имеющий эволюционное значение, отличается от того, что мы сейчас наблюдаем в нашей стране, когда мы пытаемся не воскресить сам дух  Культуры, а вернуться в прошлое, со всеми атрибутами этого прошлого. Прошлая Церковь, восстановление ее форм и попытка ее влиять на умы своим прошлым мировоззрением, игра в солдатиков царской армии со знаменами и регалиями, дворянские собрания и добрый царь-батюшка и т.д.  Работы Рериха дают нам сейчас возможность понять, что наше духовное возрождение проходит на фоне затянувшейся бездуховности. Тогда, в те далекие годы, Рерих предвидел, что нас ожидает, и он неустанно повторял: Культура, Культура, Культура. Он говорил о том, что свобода без Культуры может превратиться во вседозволенность и произвол. С высоких трибун мы почти не говорим о Культуре, она как «бедная родственница» является последней строкой в государственном бюджете. Страна и ее лидеры еще до сих пор не осознали, что в основе любого возрождения лежит именно Культура, духовные накопления народа.

Еще об одном моменте, на который обращали внимание Рерих и Великие Учителя, необходимо сказать. Это роль культуры в формировании творческой личности.

Замечательный русский советский музыкант и педагог Г.Г. Нейгауз считал, что талант создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой они произрастают. Владимир Солоухин в своем эссе  «Камешки на ладони» выразился так: «Гений – завершающий штрих, шпиль на здании культуры… Естественно, что шпиль не может повисать в воздухе, он опирается на здание, а здание покоится на прочном в плане культуры многовековом фундаменте». И сами книги Учения Живой Этики тоже покоятся на мощном фундаменте мировой культуры и, приступая к ее изучению, мы, в первую очередь, обязаны стать просто культурными людьми, ибо есть общая культура, и она никого от себя не освобождает. В книге «Иерархия» (п.146) сказано: «Первый признак культуры – отсутствие личных раздоров». Сам Николай Константинович любил повторять: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культура».

Но все выше сказанное о культурной концепции Рериха не будет иметь смысл, если не сказать главного. Избегая всего отвлеченного, не имеющего связи с живой жизнью, Рерих стремился все свои мысли реализовывать, а, являясь по сути своей настоящим реалистом – строителем и воплотителем, Рерих пытался осуществить все свои идеи в многосторонних и монументальных жизненных начинаниях.

Достаточно вспомнить грандиозный 29-ти этажный небоскреб – Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке, в котором были объединены, кроме картинной галереи и другие культурно-художественные учреждения. Вспомним его педагогические идеи и осуществления, многочисленные общества его имени, раскинувшиеся по всему миру, научно-исследовательский Институт Урусвати в Гималаях – институт принципиально нового типа,  две научные экспедиции по Центральной и Внутренней Азии. Наконец, Пакт Рериха, впоследствии легший в основу Гаагской конвенции по защите культурных ценностей, вдохновивший и сплотивший вокруг себя много выдающихся поборников Культуры.

Эмблемой Пакта стал древний символ: три малых красных круга в большом. Прошлое, настоящее и будущее в едином круге вечности. В книге Учения «Иерархия» (п. 331) читаем: «Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее».

В каждом явлении есть своя материя. Рерих называл Культуру Светоносной Материей. Живая Этика так же говорит о светоносной материи, как об одном из высочайших уровней утончения материи. К.Э.Циолковский писал о будущем лучистом человечестве. «Духовное понимание и созвучие, - писал Рерих, - ткут светоносную ткань Матери Мира – Священную Культуру».

Светоносная материя Культуры уязвима и  легко разрушаема, но она есть главный элемент в развитии человечества, который обеспечивает будущее любого народа. Бездумная трата этого богатства приводят к банкротству как духовному, так и материальному.

Л.А. Игольникова, г. Новокузнецк

Список литературы:

1.     Введение в культурологию. М., 1996.

2.     Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

3.     Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994.

4.     Рерих Н.К. Шамбала. М., 1994.

5.     Рудзитис Р.Я. Культура. // Держава Рериха. М., 1994.

6.     Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции. // Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. М., 1997.

7.     Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

      

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz