Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 1 (64) от 25 февраля 2008 года

8 марта – Международный женский день

Владычица Знамени Мира

Владычица червонно-пламенная!

Владычица Знамени Мира!

К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же

поднимет Знак Мира, Знак Сохраненья

Высших Сокровищ?

Кто же, кроме Тебя, придет к нам, помочь

Знамя поднять, знак созиданья народам?

Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя

поднимешь

и наполнишь сердце людское сознанием

о священном

Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя

отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько

уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты

все поношения самого лучшего, самого нужного

людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты,

Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.

И ветры  нагорные всюду Приказ принесут Твой:

сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.

Твой  Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание

Твое исцеляет все раны и Рука Твоя разве не строит,

легко  прикасаясь к созидательным камням творения?

Вот мы

и просим Тебя поднять этот Знак

Триединости Мощной.

Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе разрушенье  и уничтоженье прекрасных начал. Ты

не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения,

и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь

народам Знак Охраненья мирных  прекрасных

Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой

Мысли! Знак Утвержденья и Света.

Помоги, Владычица Знамени Мира!

 

Н.К.Рерих

1932 г.

 


Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 1 (64) от 25 февраля 2008 года

Соприкосновение с сердцем Матери

В Записях Бориса Николаевича Абрамова сказано: «Перечитывание писем Матери Агни Йоги есть соприкосновение с нею»[1]. А значит, соприкосновение с ее мыслью, с ее сердцем, с ее сущностью.

Благодаря изданию Международным Центром Рерихов полного собрания писем Елены Ивановны Рерих мы имеем возможность познакомиться с широким кругом ее деятельности, почувствовать ее постоянную готовность помочь, отдать, ободрить, оценить редкую способность найти простые и ясные слова для объяснения положений Живой Этики.

«…Деятельность Елены Ивановны и ее внутренний смысл должны стоять примером»[2], - писал Николай Константинович Рерих в одном из очерков. «Она ведь себя ни в чем не щадит»[3], - отмечал он. «Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинной верою, которая уже делается прямым чувствознанием. <…> Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодежи»[4].

В письмах к своим многочисленным корреспондентам Елена Ивановна предстает «Вдохновительницей Новых Путей и Освободительницей от Предрассудков»[5], духовной матерью, проявляющей неустанную заботу и внимание к каждому, как «носительница сокровенного будущего»[6], как «целительница духа»[7]. Так, на примере писем Е.И.Рерих американским ученикам – К.Кэмпбелл, З.Г. и Д.Фосдик, Г.Фричи, сотрудникам Латвийского общества имени Рериха – Р.Я.Рудзитису, Г.Ф.Лукину, А.И.Клизовскому, вошедших в седьмой том, изданный Международным Центром Рерихов в 2007 году, мы можем проследить вышеназванные аспекты ее духовных проявлений.

Елена Ивановна неустанно вдохновляет своих друзей и близких к всестороннему осмыслению важности значения Культуры для жизни стран и народов и охранителя ее – Знамени Мира, призывает будить к тому и сознания окружающих людей. В письме Зинаиде Григорьевне Фосдик и Дидлею Фосдик она пишет: «Сердце радуется Вашим горением и готовностью приложить все возможности к утверждению и продвижению Знамени Мира. Но говорить и напоминать о Знамени Мира нужно именно там, где оно меньше всего принимается сознанием, где раздаются угрозы и призывы к арбитрарным посягательствам и новым рушениям, где распространяется клевета против страны, которая идет путем предоставления блага большему числу людей»[8]. «Без цементирования пространства ни одна благая Идея не может осуществиться на Земле», - поясняет она и говорит: «Почему бы Зиночке не обратиться в Женскую Ассоциацию и не прочесть там лекцию о Подвиге и о значении Знамени Мира как Охранителя всей Культуры и жизни страны? Ведь поднятие Знамени Культуры и Мира посреди обезумевших сознаний есть большой подвиг. <…> Вместе с Дедлеем можно было бы подготовить красивую зажигательную лекцию для женщин об Идущей Эпохе, Эпохе Матери Мира. Ведь сейчас можно обращаться лишь к женщинам и детям»[9]. Елена Ивановна вдохновляет А.И.Клизовского к созданию новой книги, где «впервые будет дано <…> обилие наидостовернейших сведений о Мире Надземном»[10]; О.В.Бек-К советует делать выписки из книг Учения на отдельные темы; выражает надежду, что В.Л.Дутко проникнется важностью идеи Пакта и Знамени Мира и сможет донести ее до молодежи; Р.Я.Рудзитису дает ценные Советы по руководству возглавляемого им рериховского общества.

В каждом письме друзьям всегда есть строки, поясняющие то или иное положение Учения. При этом особое внимание Елена Ивановна уделяет Новой Науке, с развитием которой связана грядущая лучшая Эра человечества. Благодаря Е.И.Рерих и ее сотворчеству с Учителем, были заложены основы новой одухотворенной науки. Эти основы отражены в Учении Живой Этики, в работах Елены Ивановны «Космологические записи» и «Изучение свойств человека», а также в ее письмах. Космический магнетизм, космические ритмы и новые космические энергии, человек и его свойства становятся не отвлеченными понятиями, а объектами пристального изучения ученых. «Да, чистая физическая наука в своих последних открытиях уже перешагнула за пределы мира физики и вступила в область метафизики, - пишет она супругам Фосдик. - Нахождение лучей и распадение атома нанесло смертельный удар материалистическому миру. Новый Мир энергий оказался вне времени и пространства, и сама материя растворилась в лучах и вибрациях. Научные открытия, сделанные светилами современной науки, ясно и неопровержимо доказали, что основа всего сущего идеальна, но не материальна. Модели в Науке исчезают, их заменяют математические формулы, и это и есть именно то, чему учит идеалистическая философия. <…> Нет больше инертной материи. Материя перешла в энергию, и энергия может вернуться обратно в материю. В ближайшее время Новая Психология, новая наука о Мысли и о скрытых свойствах человека, а также новая Астрономия расширят сознание самых ярых сторонников трехмерной собачьей психологии»[11]. И еще строки из письма В.Л.Дутко: «Истинно, материализм и рожденная им чудовищная технократия уявятся на самопоглощении. Самый призыв Карреля к изучению скрытых свойств человека есть уже призыв к высшему познанию, к познанию духовных сил. Физиология тела неотъемлема от физиологии духа. Пора расширить рамки изучения сложного организма человека. Изучение физиологии духа приведет к пониманию психической энергии и тем откроет перед убогой в нашем современном понимании наукой психологии – безграничный простор познавания. Область психологии будет расширена и включит многие науки»[12].

В седьмой том вошли письма Елены Ивановны к младшему сыну Святославу Николаевичу Рериху, к которому она всегда ласково обращается «Светуня». В каждой строке звучат ее материнская любовь и забота. Она всегда была в курсе всех дел сына и информировала его о событиях, происходящих в долине Кулу в индийских Гималаях, в Америке и странах, связанных с деятельностью культурных учреждений, созданных Николаем Константиновичем. Елена Ивановна пишет теплые письма Девике Рани, жене Святослава Николаевича, с пожеланиями благословения, любви и нежности и просит детей беречь друг друга. После смерти своей двоюродной сестры Ксении Николаевны Муромцевой в письме к ее мужу и дочерям она называет себя их матерью и другом. «Много думаю о Вас всех, сердцем чувствую Галочку и Касатика завещанными мне дочерьми, - говорит Елена Ивановна. – Прошу их считать меня своей матерью, Сануся завещала мне их. Потому, родной Илья Эммануилович, Ваша семья – моя семьи и при свидании буду матерью Вашим девочкам и ближайшим другом Вам»[13].

Но материнские чувства Елены Ивановны не ограничиваются семейным кругом. Тысячи нитей соединяли ее огненное сердце с сердцами сотрудников  разных стран. В 1931 году в письме к супругам Гребенщиковым она писала: «Не ошиблись, назвав меня матерью, ибо, воистину, чувствую себя матерью всех дел и всех сотрудников наших. Каждый соучастник дорог мне и каждый по-своему мил!»[14]. Материнское отношение к сотрудникам было для нее естественным и составляло ее внутреннюю суть. Подтверждение этому можно найти во многих письмах. «Конечно, я настолько старше Вас, что могу быть Вашей духовной матерью, и такое отношение мне гораздо ближе, нежели наставничество»[15], - пишет Елена Ивановна Валентине Леонидовне Дутко. «Как Ваша духовная мать, любящая Ваш прекрасный дух, Вашу самоотверженную готовность принять все на пользу дела, хочу просить Вас проявить необходимое терпение»[16], - обращается она к Гаральду Феликсовичу Лукину. «Вы не только имеете право называть меня матерью, но и я не могу думать о Вас иначе, как о моей дочери»[17], - говорит она в письме Кэтрин Кэмпбелл и неоднократно подписывает свои письма к ней словом «Мать». Горести и радости каждого духовного сына или дочери всегда отзвучали в сердце Елены Ивановны. Оно болит, радуется или огорчается за всех, с кем связано узами любви. И для каждого в ее сердце есть свой, особый уголок.

Материнская забота Елены Ивановны не ограничивалась чисто земным выражением. В своем непрестанном духовном даянии она поднимается выше и сливается с образом Матери Мира. «Ты не придаешь много значения твоему подвигу, - говорит Учитель. – Твой подвиг – в твоем вечно дающем сердце для эволюции духа и чистой Матери Мира»[18]. И далее: «Ты факелом сердца созидаешь. Скажу: твое чувствознание утверждает победу. Истинно – Матерь Мира!»[19]. Совершенное сердце Елены Ивановны как сердце Матери Мира вбирает в себя весь земной мир и вмещает космические пространства далеко за ее пределами. Такая духовная высота стала возможной благодаря огненному преображению, через которое она прошла. «Мой ответ на Ваши письма задержался из-за нового напряжения в центрах, - пишет Елена Ивановна в одном из писем. – Возгорание и на этот раз сопровождалось повышением температуры и полною исчерпанностью сил. А когда напряжение стало сдавать, занемог Н.К., но сейчас он уже здоров. Конечно, и на это уходила моя энергия. Ведь наши ауры тесно переплетены, и, как всегда, женщина выдает больше энергии, нежели мужчина, на то она и Матерь Мира»[20].

В письмах друзьям Елена Ивановна приоткрывает завесу над будущим, которое утвердится на Земле. Она часто касается темы единения женщин, которые могут противостоять ненависти и войнам и много сделать для насаждения новой науки о Сердце и его мощной силе, говорит о приоритете культурных ценностей, касается вопросов глобальных изменений на Земле и в Солнечной системе. Так в письмах З.Г.Фосдик она сообщает о появлении в ближайшем будущем новой планеты, которая окажет благотворное влияние на Землю. «Родная может указать ему во второй части «Листов Сада Мории» страницу 67, где в §11 определенно сказано о приближающейся новой звезде[21]. Конечно, указанная там звезда не Венера, но иное светило, которое еще не появилось в нашем поле зрения. Светило это появлялось не раз во времена Атлантиды. В близком, очень близком будущем оно посетит нашу Солнечную систему. Издавна эта звезда была связана с Матерью Мира, и, конечно, наступающая Эпоха Матери Мира должна быть возглашена Ее Звездою. <…> Полное название этой звезды – Урусвати, но я не хотела тогда давать его в книге и даже некоторым интересовавшимся сказала, что эта звезда – Венера, ибо, истинно, в тот год Венера неслыханно приблизилась к нашей Земле. Новая звезда невидима еще нам»[22]. «Эта планета явит благодетельные воздействия на многие планеты нашей Солнечной системы, и особенно она нужна нашей бедной отравленной Земле»[23].

Многие корреспонденты Елены Ивановны ощущали целительное влияние ее духа. По прочтению ее писем душевное состояние их менялось к лучшему. «Словно цветущую ветвь внесли в комнату…», - записывает Р.Я.Рудзитис свое впечатление от ее письма в дневнике[24]. А Учитель говорит: «Сердце твое дает радость. Именно Тара чувствует вопли человеческие и лечит человечество»[25]. При этом Елена Ивановна умела не только утешить и ободрить, но и призвать к подвигу. «Так, твердо запомните, что готовность к подвигу уже есть часть его, - пишет она З.Г.Фосдик. – Может ли подвиг совершиться без мысленной подготовки? Нужно создать прочный доспех для победы, и пусть и днем и ночью пылает великодушная готовность к подвигу. <…> Сейчас мысленный подвиг действительно имеет огромное значение, ибо прилив мысли и психической энергии настолько усилился, что возможны самые мощные сдвиги. Потому будем сеять мысли дружелюбия и сотрудничества»[26]. И строки из письма В.Л.Дутко: «Уход от людей сейчас невозможен. Всем придется проявить максимум деятельности на общую пользу. Наступает новое героическое время подвигов»[27].

Читая письма Елены Ивановны Рерих, приходишь к мысли, что они писались не для одного человека. Обращаясь к конкретному корреспонденту, она имела в виду и нас сегодняшних, и будущие поколения жителей Земли. Каждый может найти в них полезные мысли как для личного духовного усовершенствования, так и для усовершенствования окружающей действительности через Культуру, Знание и Красоту. Все труды Елены Ивановны связаны с Новой лучшей Эрой человечества и направлены на Общее Благо. И это находит отражение в ее письмах близким и друзьям.

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк

Примечания


[1] Грани Агни Йоги. Т.12. – Новосибирск, 1997. С. 24.

[2] Рерих Н.К. Листы дневника. Т.3. – М., 1996. С. 370.

[3] Там же. С. 73.

[4] Рерих Н.К. Великий облик. // Н.К. Рерих. Нерушимое. – Новосибирск, 1992. С. 148.

[5] Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 140.

[6] Там же. С. 169.

[7] Там же. С. 216.

[8] Рерих Е.И. Письма. Т.7. – М., 2007. С. 332.

[9] Там же. С. 333-334.

[10] Там же. С. 43.

[11] Там же. С. 429.

[12] Там же. С. 406.

[13] Там же. С. 163.

[14] Рерих Е.И. Письма. Т.1. –М., 1999. С.252.

[15] Рерих Е.И. Письма. Т.7. –М., 2007. С.179.

[16] Там же. С.31.

[17] Там же. С.259.

[18] Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 173.

[19] Там же. С. 218.

[20] Рерих Е.И. Письма. Т.7. –М., 2007. С.425.

[21] См.: Озарения. Часть вторая. IV, 11.

[22] Рерих Е.И. Письма. Т.7. –М., 2007. С. 399-400.

[23] Там же. С. 410.

[24] Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Р.Рудзитисом. Т.1. – Минск, 2000. С. 10.

[25] Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 218.

[26] Рерих Е.И. Письма. Т.7. –М., 2007. С.312.

[27] Там же. С. 405.

 

  

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz