Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 1 (64) от 25 февраля 2008 года

12 февраля исполнилось 129 лет со дня рождения Е.И.Рерих

Великий Облик

 «Посвящал я книги мои: "Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице". Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское.

Как всегда, остаются не записанными лучшие переживания. Может быть, и слов для них недостаточно. Нигде не записаны труды и познавания моей Лады. Уже не говорю о философских достижениях. Кое-что из них вошло в письма к друзьям и было напечатано (под пятью псевдонимами. Можно ли при жизни открывать их?). Мало сказано о конной экспедиции по Тибету и Монголии. Много ли из женщин на коне преодолевали горы, реки, пустыни?

Нигде не сказано о даре прозрения. А ведь все мы свидетели, как до русских потрясений были указаны грядущие события. В 1927 году в Тибете были сказаны события в Испании. В 1929 году были подробно указаны бедствия великих армий под Дюнкерком. И с какими показательными подробностями прозрены события! А Финляндия, Англия, резня в Хотане, вступление русских войск в Польское полесье, прохождение войсками Ирана, но тогда знали его как Персию. Были предуказаны намерения Японии и судьбы Китая.

Много чего. Люди получали предупреждения и, как обычно, не обращали на них внимания. Однако за годы прозревались события. Как всегда, определились они не календарными сроками, а сопутствующими жизненными знаками. Все это не записано. А ведь кто-то пожалеет, что так многое замечательное не было запечатлено».

Н.К.Рерих «Сорок лет».

«Великий пример светлого энтузиазма — Елена Ивановна. Она верна, непоколебима. На днях Елена Ивановна вспомнила трогательный эпизод из ее раннего детства. В Бологовской церкви семья Путятиных имела особое знатное место на клиросе. По праздникам все ездили на службу в праздничных нарядах. Е.И. помнит и белое платье с кружевами, и шелковые чулки, и белые сапожки. И вдруг она видит, как через решетку протягивается крошечная загорелая ручка и робко гладит белый сапожок. Е.И. так и застыла, чтобы не спугнуть девочку. Стало стыдно, незабываемо стыдно и за свое кружевное платье, и за шелковые чулки, и за белые сапожки, и за знатное место. Какая радость для Е.И. помочь, отдать, ободрить. А здесь это тем труднее, что язык-то чужой. Местное наречье пахари очень своеобразно и примитивно. Устроила Е.И. в службах — полы, печи, застеклила окна, а они все это выбросили. Пол — земляной, очаг дымный, окна без стекол. Так повелось от дедов. И трогать нельзя.

Деятельность Е.И. и ее внутренний смысл должны стоять примером. При отправлении нашей Азиатской экспедиции предполагалось, что Е.И. понесут в легкой дэнди, ибо она верхом не ездила. Но после первых же дней Е.И. решила, что она «на людях не поедет», села на коня и всю экспедицию проделала на коне, на яке, на верблюдах. При этом замечательно, что лошадь, многих заносившая, под Е.И. шла всегда спокойно. Е.И. первая русская женщина, проделавшая такой путь. А тропы азийские часто трудны — и узкие горные подъемы, и речные броды, и трещины, и тарбаганьи норы. Ну да и встречи с разбойными голоками тоже не очень приятны. Но замечательно присутствие духа Е.И. в самый опасный час. Точно Жанна д'Арк, она восклицает: «Смелей! смелей!» Да, было много опасных встреч, и всегда проходили без страха, без вреда. Так и шли».

Н.К.Рерих «Памятный День»

«Вот в жизни проходит замечательный, великий женский облик. От малых лет девочка тайком уносит к себе тяжелое, огромное издание. Склонясь под тяжестью непомерной ноши, она украдкою от больших уносит к себе сокровище, чтобы смотреть картины и научась самоучкою, -  уже читать. Из тех же отцовских шкафов, не по времени рано, уносятся философские сочинения, и среди шумного, казалось бы, развлекающего обихода самосоздается глубокое, словно бы давно уже законченное миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду — преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, и вся семья — все строится по тем же благодатным началам. Все трудности и опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством. Накопленное знание и стремление к совершенству дают непобедимое решение задач, ведущее всех окружающих по единому светлому пути. Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения, и физические и духовные. Жизнь становится, от раннего утра и до вечера, истинно трудовою,— и все на пользу человечества. Ведется обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды и все это в удивительной неутомимости духа. Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною верою, которая делается прямым чувствознанием. А ведь для такого знания нужны были удивительные накопления. Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательности и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодежи. Когда известны все трудности, среди которых протекает такая вдохновенная работа, тогда молодежи особенно ценно знать об этих неустанных продвижениях. Ведь часто кто-то думает, что нечто уже непобедимо, что добром зла не перешибешь. Вот, до каких заблуждений иногда доходит смущение человеческое. Но тут-то и важны действительно жизненные примеры. Можно радоваться, когда такие примеры имеются и ободряют всех начинающих строителей жизни».

Н.К.Рерих «Великий Облик»


Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 1 (64) от 25 февраля 2008 года

Николай Рерих – водитель Культуры

(к 110-летию со дня рождения Р.Я.Рудзитиса)

Рихард Яковлевич Рудзитис – латышский поэт, философ, переводчик и общественный деятель, родился 19 (7) февраля 1898 года на Рижском взморье в Меллужи в крестьянской семье. Еще в школьные годы Рихард увлекся поэзией. Любимыми поэтами стали Райнис и Порук. В 12 лет он познакомился с творчеством Рабиндраната Тагора и начал переводить его сочинения на латышский язык. После окончания школы поступил на философский факультет Латвийского университета, который успешно закончил в 1931 году, защитив диплом на тему «О категориях прекрасного и доброго».

Первая книга стихов Рихарда Рудзитиса «Песни человека» вышла в 1922 году. Следующий сборник «Прекрасной душе» (1933 г.), один из самых романтичных, он посвятил избраннице своего сердца и спутнице жизни актрисе Элле Страздынь. Академик А.Унитис дал высокую оценку его творчеству. «Поэзия Рихарда Рудзитиса – романтическая, религиозно-мистическая. Его образы поднимаются над реальностью, не прикасаясь к земле», - писал он.

Работая в Латвийской Государственной библиотеке (со студенческих лет до ареста в 1948 г.), он не оставлял пера. Творил как писатель, поэт-философ, занимался журналистикой, переводил Р.Тагора, Саади, Дж.Руми, поднимал в печати актуальные общественные проблемы, например, «Борьба в Индии», «Махатма Ганди». Как журналист ездил с хором Райтера в Скандинавию. Также побывал с женой в Италии, в Австрии, Чехословакии, Польше.

Со дня основания Латвийского общества Рериха в 1930 г. Рихард Яковлевич становится его членом. А с 1936 г., после ухода из жизни руководителя общества доктора Ф.Д.Лукина, его председателем. В 1930-х годах Рудзитис пишет книгу «Н.К.Рерих – водитель Культуры» и эссе «Сознание красоты спасет», получившие высокую оценку Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, с которыми он состоял в личной переписке. В 1948 году Рихард Яковлевич, как и другие члены Латвийского Рериховского общества, был арестован и направлен по маршруту ГУЛАГов Заполярья в Инту, где, несмотря на невзгоды, продолжал писать стихи (сборник «На роковой горе»). После освобождения до последнего дня своей жизни Рихард Яковлевич Рудзитис продолжал трудиться над книгой «Братство Грааля», которой посвятил более двух десятилетий.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи Р.Я.Рудзитиса «Культура», которая является одной из глав его книги «Николай Рерих – водитель Культуры».

Когда основания Культуры подвергаются опасности, когда тело и дух человеческий растревожены и исходят кровоточащими ранами, тогда над взбудораженными стихиями снова поднимается какая-то тихая, чудесная сила, назначение которой – излечивать человека, измученного в диссонансах и в безумии, и вести его к разуму сердца легкими касаниями духовности. Эта сила есть Вечно Женственное. Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине, которая сама окрещена огнем страданий. Когда миру трудно, обращаются к женщине, сердце которой поймет также боль о ранах культуры и духа. Такой величественный гимн непреложной духовной мощи женщины, женской миссии, Николай Рерих выявляет в своем письме «Женскому Сердцу» - Федерации женских клубов в Америке, представляющей более чем три миллиона женщин:

«Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно, и во Благо? Не похвалу женщинам говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отхода. «Кому же давали венки? Издревле венки давались героям и были принадлежностью женщин. И женщины древности в гадании снимали эти венки и бросали их в реку, при этом всегда думая не о себе, а о ком-то другом». Если венок-венец есть символ геройства, то именно запечатление этого геройства, когда он снимается во имя чего-то или кого-то другого. И это не только бездеятельное самоотвержение. Нет, это действенный подвиг! И опять не будет похвалою, но действительностью, когда мы сопоставляем женщину с подвигом».

«Ушло средневековье с унижением и умалением женского достоинства. Люди опять осознали грядущую эпоху Матери Мира. И опять меч подвига в руке Жанны д’Арк. И опять сияние, но не зарево костра, а пылание сердца. Сколько тьмы, сколько уродливых порождений злобы и невежества сожжет это сердце пылающее! Сколько пошлости, сколько безумных умалений достоинства человеческого сметет луч сердца женского, осознавшего венок-венец, ему врученный».

«Когда мы говорим о Культуре, разве мы не имеем в виду прежде всего женщину, которая неудержно, широко понесет Знамя утонченной возвышенной Культуры во все концы, от колыбели до трона…»

«Ваше трехмиллионное воинство женское одобрило и приняло наше Знамя Культуры и Мира. Сердце женское живет не одними словами, но подвигом. Так было во всей истории человечества. Потому понимаем, что, одобрив и приняв Знамя Культуры и Мира, женщины и понесут его так же действенно, как может пылать священным огнем женское сердце».

«Не только благодарить хочу Вас, женщины – воинство Матери Мира, за принятие Знамени Культуры и Мира. Но настоящим хочу отметить исторический факт, как три миллиона женщин Америки поняли и приняли Знамя Культуры, как нечто неотложное и нужное во общее спасение и воссоздание традиций Света и Красоты…»

«Именно женщина от очага до правительства насаждает основы Культуры. Первое слово о Культуре ребенок, в той или иной форме, услышит от матери <…> Именно женщина наиболее самоотверженно, без личного эгоистического начала вносит культурные основы в строение как своей малой семьи, так и великой семьи народов».

Воистину это будет именно хрупкая, самоотверженно прекрасная рука женщины, которая подымет Знамя Культуры и Мира на такую высоту, что его не коснется больше мелочное дыхание отрицателей духа. Это будет свет прекрасно чуткого женского сердца, который очистит ржавчину тьмы с оснований культуры.

В другой своей статье «Стража Матери Мира» - в письме к Федерации женских клубов штата Нью-Йорк, которая тоже примкнула к Знамени Мира, Рерих пишет: «Да, воспитание всех народов в истинной культуре совершится под Знаменем Мира, ибо Мир и Культура нераздельны. Кто же как не женщина внесет в дух человеческий высшее понятие Культуры? <...> Перечисляя экстазы озарения, мы перечислим глаза женщин. Изучая сотрудничество, мы увидим руку женщины. Подвиг, вдохновение, сотрудничество, все эти сокровища женщина приносит Культуре».

Учения Востока свидетельствуют, что ныне наступает эпоха Матери Мира, новая, озаренная Эра Духа – эпоха женщины, когда разрешение судьбы нашей планеты будет дано и в руки женщины, когда женщине будет принадлежать одухотворенная роль в очищении и гармонизации старых ценностей и в создании новых. Также и Рерих, глубоко уважая женщину, убежденно верит в возвышенную миссию и громадное значение ее в будущем. Страницы, на которых Рерих высказывает свое исповедание в Вечной Женственности, напоминает нам экстатические рифмы Данте или трубадуров, или же пророческие строки Достоевского: «На <…> женщину мы возлагаем все свои надежды, от нее низойдет духовное возобновление и нравственный подъем нашего общества».

В своем «Обращении к женщинам», выражая радость по поводу основания Единения Женщин, Н.К.Рерих говорит: «Кто же как не женщина должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного? Ведь именно женщине было суждено благовестить о Воскресении».

«Под многоразличными покровами человеческая мудрость слагает тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях».

«Сестры Золотой Горы – скажут на Западе. Сестры Алтая – скажут в Азии. Матери, жены, сестры, возлюбленные – все это запечатлевается поверх наречий и границ земных. Еще раз в этом единении нам покажется единый смысл Красоты, и единым покажется подвиг, единою – всесвязующая и дающая силы Благодать».

«Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура».

«Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам! Привет и поклон вам!»

Как величавый пример женщины будущего, истинный образ женственной одухотворенности и самоотвержения, достигший широкой амплитуды духовности – гармонизации сердца и интеллекта, излучение духовной мудрости которой охватывает горизонты Новой Эпохи, - нужно упомянуть Елену Ивановну Рерих. Вдохновение ее духа ощущается сквозь весь ритм труда Музея и обществ имени Рериха. Она основала при центре Музея Рериха Всемирное Единение Женщин «с целью дать женщине ее настоящее место в Эре Великой Матери». В широкообъемлющей программе этого Единения Е.И.Рерих начертала столь величественные задания женщине: «Цель Единения Женщин – объединить женщин, тех женщин, которые чувствуют необходимость наполнить течение жизни истинной культурой и духовностью. Они суть те, которые должны нести знамя самопожертвования и красоты; они суть те, которые должны показать человечеству пример истинного сотрудничества; они суть те, которые должны поднять Знамя Великого Сердца Матери Мира».

Итак, цель Единения Женщин – объединить всех женщин мира, для того чтобы они осознали и развязали свои могучие духовные силы и осуществили свою истинную миссию. Цель Единения – пробуждать человеческое сознание, для того чтобы женщина получила возможность в гармонии и дружестве сотрудничать с мужчиной во всей семейной и общественной жизни, а также чтобы женщина во всех правах уравнялась с мужчиной. Причина всего грозного современного человеческого бедствия и разновесия мира в том, что человечество забыло великий Закон Космической Гармонии, что оба великих Начала – основания этого Закона – женское и мужское – не уравновешены. До сих пор в мире властвовал агрессивный мужской принцип, который устремлялся к войнам и власти, который слишком мало прислушивался к одухотворенному любовью и трепетом чуткости голосу женского сердца. Этот сокровенный, выросший в страданиях и самоотверженности голос женского сердца всегда знал путь истинного знания, истинной красоты и духовности, но до сих пор ему нелегко было выявиться, и он часто подавлялся предрассудками всего окружения и потемками социальной ограниченности. Но все же лучшему, что мужской принцип сотворил в истории человеческой культуры, импульс, большей частью, дала женщина. Но женщина должна очистить и самые темные стороны мужского сознания. Женщина теперь должна сознательно подойти к своему высшему назначению: она должна пересоздать, перевоспитать мужчину, она должна восстановить утраченное равновесие мира. Ибо в руках женщины дитя – наиболее чудесный и возвышенный цветок утра. В руках женщины будет и все человечество и вся культура, лишь только она осознает свою неотъемлемую мощь и миссию. Женщина должна возжечь огонь своего сердца в сиянии и поставить это сердце как учителя и спасителя. Она должна научить и мужчину слушаться не интеллекта, но следовать голосу своего чистого сердца – этого синтеза разума и чувств.

Воистину, все человечество и наша планета преобразились бы, если бы оба начала сотрудничали совместно, с полным сознанием работая во благо человеческой эволюции, одухотворяя и вдохновляя друг друга, если женщина передала бы мужчине нежность и красоту своего сердца, свою жажду самопожертвования и желания служить, а мужчина, со своей стороны, одарил бы женщину большим дерзновением, силой ума и устремлением к познанию. Новая эпоха Матери Мира должна наступить вместе с человеческим равновесием и справедливостью, и близость этой великой гармонии мы уже чувствуем.

Кончим призывом огненного сердца Елены Ивановны Рерих: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении».

«Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: «Да будет Свет!»

«Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота».

«Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий».

«Женщина – мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить все великое значение культуры мысли, знания».

«Женщина – вдохновительница Красоты знает всю силу, всю синтетическую мощь Красоты».

«Итак, немедленно приступим к несению Великого Знамени Новой Эры, эры Матери Мира. Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти многочисленные очаги укрепят и украсят ее очаг».

«Будем помнить, что каждое ограничение ведет к разрушению и каждое расширение даст созидание. Потому всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению нашей мысли и чувствований, чтоб этим огнем зажечь наши очаги».


Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 1 (64) от 25 февраля 2008 года

Мастер прозрачности

Ранним морозным утром поезд Москва-Благовещенск подходил к станции Анжерская. Внешне похожий на тысячи других поездов, он был другим, потому что привез в наш город необыкновенную выставку. В дверном проеме вагона показались две худощавые фигуры – Ирина Яворская и Валерий Кучеровский, которые быстро стали подавать коробки с картинами. Одна, две, три… десять, - количество быстро становилось внушительным. Все оперативно погрузилось в автобус и отправилось в центр города – в Дом культуры «Центральный».

О здании Дома культуры необходимо сказать отдельно. Проведенный недавно капитальный ремонт буквально преобразил его. Строители в самом начале предполагали размещение на его территории выставок, поэтому в нашем распоряжении были специально оборудованные стены, хороший свет, современный дизайн. Все самое лучшее для необыкновенной выставки, которая развернулась в этом зале.

«Мастер прозрачности» - официальное название выставки. Но на ней представлен не только цикл «Прозрачность» художника Бориса Смирнова-Русецкого, но и другие его циклы: «Север», «Осенние мотивы», «Сортавала», «Псковская земля», «Деревья», «Абстрактное». Развернувшаяся панорама удивляла разнообразием, настолько работы разноплановы, самобытны, хотя выполнены в одной технике – пастелью. Тут есть маленький секрет. Оказывается, на завершающем этапе работы Борис Алексеевич растушевывал рисунок пальцами рук. Поэтому произведения мастера в буквальном смысле слова рукотворные.

Особая ценность выставки – три из четырех загадочных портретов, выполненных автором на раннем этапе творчества. Это портрет Николая Рериха, Руны и автопортрет. Можно сказать, что судьба Руны, духовного лидера группы свободных художников «Амаравелла», в которую входил Смирнов-Русецкий, в чем-то оказалась пророческой на его картине. Одной из первых она была репрессирована и сослана в Мурманск. За переписку с Зинаидой Фосдик в конце тридцатых годов был сослан в Забайкалье, а потом в Казахстан и сам художник. Ссылка его продлилась долгих шестнадцать лет. Она как ножом разрезала жизнь на две половины.

Первая половина – время надежд и успехов начинающего художника. Время, где состоялись незабываемые встречи с Учителем. В 1926 году Николай Рерих с женой и старшим сыном был в Москве. Практически каждый день пребывания в Москве он проводил занятия с группой художников-космистов «Амаравелла». Рерих знакомил их с концепцией Живой Этики, нацеливал на дальнейшее совершенствование в искусстве. С тех пор Николай Рерих станет навсегда Учителем для Бориса Смирного-Русецкого и любимым художником наряду с Врубелем и Чюрленисом.

Возвращение в творчество состоялось после приезда из Казахстана, где он на свободном поселении работал учителем рисования. Судьба подарила ему вторую встречу с Рерихами. В 1956 году в страну вернулся Юрий Рерих. Случайная встреча в театре стала началом тесного сотрудничества. Борис Алексеевич помог организовать первую выставку работ Николая и Святослава Рерихов в Москве.

«Там есть правда», - так сказал о творчестве Смирного-Русецкого Юрий Рерих. Это была высочайшая похвала. Правда и истина царят там, где живет дух. Когда смотришь на картины Бориса Алексеевича, то ощущаешь необычайное присутствие духа художника и космическое единство всего живого. В любой картине вслед за первым планом объективной реальности можно увидеть второй, третий. И это касается не только цикла «Прозрачность». Не устаю удивляться мастерству художников, умеющих сделать картины светоносными. Вот и у Смирного-Русецкого все картины насыщены неярким, мягким светом, направленным на зрителя из самой глубины.

Его картины учат видеть мир другим. От однозначности, прочности и грубоватости мы переходим в многомерный мир утонченной природы, утонченных чувств и восприятий. Мы видим свое прекрасное будущее и понимаем, что сотворить его руками и ногами человеческими так же реально, более того просто необходимо. Это нам заповедано, и к этому надо стремиться. Величайшее предназначение искусства – преображать человека, а через него весь мир. Все в мире безгранично для совершенствования.

Сам художник тому прекрасный пример. Он одновременно великолепный художник и профессионал в области металловедения, где защитил докторскую диссертацию. За два месяца отпуска он успевал написать большое количество этюдов, которые затем осенними и зимними вечерами превращались в картины. Всего написано 1800 полотен и около 2000 эскизов. Еще при жизни автор получил признание как на первых выставках в 20 - 30-х годах минувшего столетия, так и в конце двадцатого века. Его работы побывали в Финляндии, Бельгии, Швеции. Много работ находится в известных музеях и частных коллекциях. Их он завещал своим друзьям именно для того, чтобы они передвигались по городам и странам. Завещание выполняется его доверенными лицами. Как сказал Валерий Кучеровский, исполнительный директор выставки, Анжеро-Судженск тридцать третий город на их пути. По завещанию одновременно с его работами выставляются работы супруги художника Веры Яснопольской, архитектора по образованию. Ее работы, выполненные техникой акварели по мокрой бумаге, необычайно нежны и возвышенны.

16 января 2008 года, накануне дня рождения Бориса Смирного-Русецкого, выставка торжественно открылась в Анжеро-Судженске. В исполнении ансамбля народных инструментов детской музыкальной школы № 19 прозвучала прекрасная музыка, которая необычайно гармонировала с картинами художника. Все в зале было живым. Живая музыка, живые картины, необычайно живой рассказа Валерия Кучеровского, лично знавшего художника, и благодарные зрители.

Выставка нашла живой отклик у жителей Анжеро-Судженска, а также в Департаменте культуры Кемеровской области. Далее она пройдет в городах Кузбасса – Юрге, Топках, Прокопьевске, переместится в Томск и завершится осенью в Кемерово. Полгода на территории земли Кузнецкой будет жить настоящее искусство, прикоснуться к которому сможет каждый.

«Через искусство имеете свет!» - звучат в голове, сердце, каждой клеточке слова Учителя, когда смотришь на картины Б.Смирного-Русецкого, человека–эпохи, вобравшего в себя энергию серебряного века и принесшего нам необычайную легкость, прозрачность и мощь.

И.Л. Мершина, г. Анжеро-Судженск.

Фото А.С.Голикова

  

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz