Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды»  № 3 (66) от 30 июля 2008 года 

 4 июля – день памяти Свами Вивеканады

Миссия Будды - миру

В историческом аспекте буддизм есть наиболее важная религия, хотя он не является таковой в аспекте философском. Это самое большое религиозное движение, которое когда-либо существовало в мире, гигантская духовная волна, захлестнувшая человеческое общество. Нет ни одной цивилизации, которая тем или иным образом не ощутила на себе влияние буддизма. <…>

В то время, когда родился Будда, Индия остро нуждалась в духовном вожде, проповеднике. <…> Индия погрязла в колдовстве в дни Будды. Массы людей были отгорожены от знаний. Если одно только слово достигало слуха какого-либо человека, невероятное наказание следовало за этим. Священники сделали Веды секретными — Веды, которые содержали духовную истину, открытую древними индусами!

Наконец нашелся один человек, который больше не мог терпеть. У него были ум, сила и сердце, беспредельное, как широта небес. Он чувствовал, как массы становятся слабыми и как священники возрастают в силе и славе, и захотел изменить этот порядок. Он не хотел иметь власть над кем-либо, он хотел освободить разум и дух человека. Его сердце было огромно. Многие из нас тоже имеют сердце, и мы также можем хотеть помочь другим. Но у нас нет разума. Мы не знаем путей и средств, как оказать помощь. А у этого человека был разум, чтобы найти способ разбить оковы и освободить душу. Он изучал, почему человек страдает, и нашел путь, освобождающий человека от страдания. Он был человеком образованным, он учил всех и каждого без различия и сделал возможным для них реализовать мир озарения. Этим человеком был Будда.

Вы знаете из поэмы Арнольда «Свет Азии», как Будда был рожден царевичем и как глубоко тронули его страдания мира; как, несмотря на его высокое положение и жизнь в роскоши, он не смог удовлетвориться личным счастьем и благополучием; как он отрекся от мира, покинув свою жену и новорожденного сына, как он шел за истиной от учителя к учителю и как, наконец, достиг озарения. Вы знаете его великую миссию, его учеников, его организацию. Вы все это знаете. <…>

Будда отбросил все. Он проповедовал самую совершенную истину. Он учил сердцевине философии Вед всех и каждого без различия, Он учил этому весь мир, потому что одной из Его величайших задач было провозглашение

равенства людей. Все люди равны. Никаких уступок никому. Будда был величайшим проповедником равенства. Каждый мужчина и каждая женщина имеют равные права для достижения духовности. Таково было Его Учение. Различия между священниками и другими кастами Он отверг. Даже самые низшие были призваны к высочайшим достижениям. Он открыл дверь Нирваны всем и каждому. Его Учение было смелым даже для Индии. Кое-что из Его проповедей могло даже потрясти индийскую душу. Но если трудно было для Индии принять на веру доктрину Будды, то насколько это тяжелее для вас!

Вот Его доктрина. Почему мы несчастны в нашей жизни? Потому что мы эгоистичны. Мы желаем все только для себя. Вот почему мы несчастны. В чем же выход? Освободиться от эгоизма. Личность не существует сама по себе. Феноменальный мир, все, что мы ощущаем, все это существует. Нет ничего, что мы называем душой, что бы там ни лежало между жизнью и смертью. Есть поток мысли. Каждая мысль следует одна за другой. Каждая мысль приходит к существованию и перестает существовать. И все: нет мыслителя мысли, нет души. Тело меняется все время, также — ум и сознание. Таким образом, самость — это иллюзия. Весь эгоизм покоится на самости, на этой иллюзорной самости. Но если вы знаете истину, что самости не существует, тогда вы будете счастливы и сделаете других счастливыми.

Вот то, чему учил Будда. Его проповеди не были просто словами. Он был готов отдать свою собственную жизнь миру. Он говорил: «Если жертвенность животного хороша, то сколь прекраснее жертвенность человека», — и он посвятил себя жертве. Он говорил: «Животная жертва есть предрассудок. Бог и душа — два других больших предрассудка. Бог — это всего лишь предрассудок, выдуманный священниками. Если есть Бог, которого проповедуют брамины, то почему так много несчастий в мире? Он — такой же, как я, раб, зависящий от закона причинности. Если он не связан причинностью, то почему он творит? Такой Бог не всех удовлетворяет. Есть правитель на небесах, который управляет Вселенной, следуя своей сладкой воле, и оставляет нас умирать в нищете. Ни на одно мгновение он не покажется нам хорошим. Вся наша жизнь — непрерывное страдание, но это еще недостаточное наказание. После смерти мы должны идти в места, где будем иметь другие наказания и, тем не менее, мы продолжаем осуществлять всякого рода обряды и церемонии, чтобы ублажить этого творца мира!»

Будда говорил: «Все церемонии — глупость. Есть только один идеал в мире — разрушить все иллюзии. То, что истинно, останется. Как только уйдут тучи, солнце зальет все вокруг светом». Как убить самость? Сделаться совершенно безличностным, готовым отдать жизнь даже за муравья. Работайте не ради благополучия, не ради милости какого-либо бога, не для того, чтобы приобрести что-либо, но потому что вы понимаете, каков реальный путь убить вашу самость. Поклоняйтесь, молитесь и все такое, но все это чепуха. Люди постоянно повторяют: «Слава Богу!» Но где Он живет? Вы не знаете. Тем не менее, вы все сходите с ума по поводу Бога.

Индусы вам отдадут все, кроме их Бога. Отречься от Бога — значит выбить почву из-под ног набожности. Индусы должны держаться молитвы и Бога. Они никогда не смогут отказаться от этого. А здесь, в Учении Будды, нет Бога, нет души — только работа. Для чего? Не для самости, потому что самость — это иллюзия. Мы становимся сами собой, только когда иллюзия исчезает. Но очень немного в мире тех, кто может подняться на такой уровень и работать ради самой работы.

И, тем не менее, религия Будды быстро распространилась. Это стало возможным благодаря невероятной любви, лежащей в основе этого Учения. Впервые в истории человечества раскрылось великое сердце и посвятило себя служению не только людям, но и всему сущему, сердце, переполненное любовью, которая никого не исключала на пути освобождения от страдания.

Человек любил Бога и забыл человека, который является братом его. Человек, который во имя Бога может отдать свою жизнь, может тут же повернуться и убить своего брата во имя Бога. Вот каково положение в мире. Они будут приносить в жертву Сына во Славу Божью, они будут уничтожать целые нации во Славу Божью, они будут окроплять землю кровью во Славу Божью. В дни Будды впервые повернулись к другому Богу — человеку. Человек — вот кого надо любить. То была первая волна напряженнейшей любви ко всем людям, первая волна настоящей, неподдельной мудрости, которая, возникнув в Индии, охватывала страну за страной, север, юг, восток, запад.

Этот Учитель хотел сделать правду сияющей, как сама истина. Никакой расслабленности, никаких компромиссов, никаких уступок священникам, властям, царям. Никакого преклонения перед религиозными догмами, невзирая на седую древность; никакой приверженности священным текстам только потому, что они пришли из отдаленного прошлого. Будда отверг все писания, все формы религиозной практики. Даже сам язык, санскрит, на котором традиционно преподавалась религия в Индии, Он отверг, и, таким образом, Его последователи лишились предрассудков, связанных с религией.

Есть другой путь, чтобы взглянуть на истину, о которой мы говорим сегодня, — индусский путь. Великая доктрина Будды о самоотречении может быть лучше понята, если подойти к ней с наших позиций. В Упанишадах всегда присутствовала великая доктрина Атмана и Брахмана. Атман, высшее «Я», есть то же самое, что и Брахман, Господь. Это «Я» — суть всего существующего; оно — единственная реальность. Майя, иллюзия, заставляет нас видеть его как различия. Есть только одно высшее «Я», а не множество. Единое обнаруживает себя в различных формах. Человек человеку брат, потому что все люди являются Одним Целым. Человек не только мой брат, говорят Веды, он — я сам. Убивая какую-то часть творения, я неизбежно убиваю себя. Ибо я — все творение. Великое заблуждение думать, что я — всего лишь господин такой-то или такой-то. Это заблуждение.

Чем ближе вы подходите к своему истинному «Я», тем больше иллюзий исчезает; чем больше различий и разъединения исчезает, тем сильнее вы ощущаете все вокруг как Единое Божество. Господь Бог существует, но Он — не властитель, сидящий на облаках. Он — чистый Дух. Где Он обитает? Ближе к вам, чем ваше собственное «Я». Он есть ваша Душа. Как вы можете воспринимать Бога обособленным, отделенным от вашей сущности? Когда вы думаете о Нем как о чем-то особом, отделенном от вашей сущности, вы не знаете Его. Он есть вы сами. Такова была доктрина Пророков Индии.

Эгоистично думать, что вы видите господина такого-то и что мир отделен от вас. Вы думаете, что вы отделены от меня. У вас нет никакой мысли обо мне. Вы идете домой, обедаете и ложитесь спать. Если я умру, вы будете продолжать есть, пить и веселиться. На самом деле вы не можете быть по-настоящему счастливы, если мир страдает. Мы все едины. Иллюзия разъединенности есть одна из причин несчастья. В мире не существует ничего, кроме этого Единства.

Идея Будды заключается в том, что нет Бога, есть только человек. Он отвергает преобладающую над всем идею Бога, ибо она делает человека слабым и суеверным. Если вы молитесь Богу, чтобы Он дал вам все, кто тогда должен идти и работать? Бог приходит к тем, кто напряженно работает. Бог помогает тем, кто помогает себе. Идея Бога как верховного существа ослабляет наши нервы, размягчает наши мускулы и делает нас зависимыми. Все независимое счастливо, все зависимое — несчастно. Человек имеет бесконечную силу внутри себя, и он может реализовать ее. Он может реализоваться как Единая, Бесконечная Душа. Так может быть, но вы не верите в это. Люди предпочитают уповать на Бога, но не трогаться с места.

Будда учил противоположному. Не позволяйте людям рыдать. Не позволяйте им молиться и только молиться. Бог не обретается в лавке. Всеми способами вы молитесь Богу. Разве существует внутри вас какое-либо душевное или физическое движение, во время которого вы остаетесь непричастными к бесконечной Божественной Энергии? Все есть постоянная молитва. Если вы называете набор слов молитвой, то вы делаете молитву формальной. Такие молитвы — не большое благо, они едва ли могут принести реальный плод.

Разве молитва — это магическая формула, повторяя которую вы получаете чудесный результат? Нет. Вы должны напряженно работать. Все должны достигнуть глубины этой бесконечной Энергии. За бедностью, за богатством — все та же Божественная Энергия. Неправда, что один человек напряженно работает, а другой повторением нескольких слов достигает результатов. Эта Вселенная есть постоянная молитва. Если вы молитесь именно таким образом, я — с вами. Слова не обязательны. Лучше молчаливая молитва. <…>

Жизнь Будды — это восторженный призыв. Всю свою жизнь я был покорен Буддой, но не его учениками. Я благоговел перед Его личностью более, чем перед всеми другими, — эта широта, это величие, это бесстрашие, эта невероятная любовь. Он родился для блага людей. Одни могут стремиться к Богу, другие могут стремиться к истине для самих себя. Он не заботился о том, чтобы познать истину для себя, Он стремился к истине, потому что люди были несчастны. Помочь им — было Его единственной заботой. За всю свою жизнь Он никогда не думал о себе. Как можем мы оставаться невежественными, эгоистичными, ограниченными человеческими существами, если поймем величие этого человека?

Посмотрите на Его потрясающий ум! Никаких эмоций. Этот гениальный ум не знал предрассудков. Не верьте только потому, что старые манускрипты предписывают какие-то истины, потому, что вы получили их из рук ваших предков, потому, что ваши друзья так хотят. Найдите истину сами, реализуйте ее самостоятельно. И тогда, если вы найдете, что она благотворна, благодатна для одного и для многих, — дайте ее людям. Человек с размягченными мозгами, слабым умом, куриным сердцем не может открыть истину. Человек должен быть свободным и широким, как небеса. Человек должен иметь ум кристально чистым, тогда только истина просияет в нем. <…>

А посмотрите на Его смерть. Он был велик в жизни, Он также был велик и в смерти. Он съел пищу, предложенную Ему одним человеком, принадлежавшим к племени, подобному вашим американским индейцам. Индусы не притронутся к такой пище, потому что они едят только то, к чему не прикасались другие. Будда сказал своим ученикам: «Не ешьте эту еду, но я не могу отказаться от нее. Пойдите к этому человеку и скажите, что он оказал величайшую услугу в моей жизни, он освободил меня от моего тела». Старик пришел и сел рядом с ним. Он все смотрел и смотрел на Учителя, и Будда учил его. Когда Он увидел учеников рыдающими, Он обратился к ним со словами: «Что это? Или это результат моего Учения? Пусть не будет этих ложных оков, этой зависимости, этой обманчивой славы в этой преходящей личности. Будда — не личность. Он — реализация. Работайте для своего собственного спасения!»

Даже умирая, Он не мог требовать каких-либо знаков внимания к себе. Я поклоняюсь Ему за это. То, что вы называете Буддами или Христами, есть всего лишь названия определенных стадий реализации. Из всех Учителей мира мы имеем одного, который учит нас верить себе, который освобождает нас не только от оков нашей фальшивой самости, но и от зависимости невидимого существа или существ, называемых Богом или Богами. Он призвал каждого вступить в царствие свободы, которое Он назвал Нирвана. Все могут достичь ее в какой-то день, и это достижение есть совершенное осуществление человека.

Свами Вивекананда,

18 марта 1900 г., Сан-Франциско.

  

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz