Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды»  № 4 (67) от 30 октября 2008 года  

Земной маршрут космической эволюции

В 2008 году исполнилось 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Этому событию была посвящена Международная научно-общественная конференция, проходившая в Москве в Международном Центре Рерихов с 8 по 11 октября. Ее организаторами выступили Международный Центр Рерихов, Международная Лига защиты Культуры, Международная Ассоциация Фондов Мира, Международный гуманитарный фонд «Знание» имени К.В.Фролова, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих. Конференция организована при поддержке Информационного центра ООН в Москве.

Центрально-Азиатская экспедиция стала главным свершением в жизни Николая Константиновича. Для того чтобы понять, почему это так, Людмила Васильевна Шапошникова, известный ученый-индолог и исследователь творческого наследия Н.К.Рериха, в 1970-е годы прошла по маршруту  экспедиции. Результатом ее научного и философского исследования стала трилогия «Великое путешествие», альбом «От Алтая до Гималаев» и удивительный по красоте и художественной ценности фотоматериал. Более 200 фотографий Л.В.Шапошниковой вошли в фотоальбом «По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха», презентация которого состоялась 8 октября в Международном Центре Рерихов.

Г.В.Дарузе, руководитель отдела изобразительного и мемориально-вещевого фонда Музея имени Н.К.Рериха, говорила о большой духовной значимости выхода в свет фотоальбома Людмилы Васильевны в дни кризиса европейской цивилизации. Издание помогает нам еще раз осознать явление Учителей, значение творческого труда, явление синтеза и понять, что только Азия сохранила приоритет нравственных и духовных ценностей в наше непростое время.

Первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха А.В.Стеценко, руководитель отдела развития Музея Н.Н.Черкашина, главный редактор публикаторского отдела Т.О.Книжник отметили уникальность фотоальбома Л.В.Шапошниковой как документального свидетельства маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, мест пребывания Учителей. Необыкновенную энергетику красоты мест, запечатленных Людмилой Васильевной, красоту и одухотворенность лиц жителей предгорья Гималаев на ее фотопортретах ощущает каждый, познакомившийся с новым изданием.

Автор фотоальбома, Людмила Васильевна Шапошникова, рассказала присутствующим, что ее путешествие по маршруту Мастера началось со встречи со Святославом Николаевичем Рерихом в 1972 году. Он предложил ей пожить в долине Кулу в доме старших Рерихов две недели. Вид долины и ее окрестностей потряс Людмилу Васильевну, и у нее возникла идея снять фильм о Рерихе. Вместе со сценаристом Ренитой Григорьевой и режиссером Роланом Сергиенко ей удалось осуществить этот замысел. А затем родилась идея пройти в одиночку «без каравана и товарищей» по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, что было реализовано в течение пяти лет.

В этот же день в Центре-Музее состоялось открытие комплексной выставки «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха». В двух залах были представлены картины Николая Константиновича, сделанные им на экспедиционном маршруте. Идея показать маршрут с художественной точки зрения принадлежит директору Музея Л.В.Шапошниковой. О.Е.Цветкова, сотрудник публикаторского отдела, пояснила, что картины размещены последовательно по этапам движения экспедиции. В основном это гималайские этюды из фонда передвижных выставок МЦР, большинство которых впервые опубликовано в новой книге «Меч Мужества». Изучив архивные документы, сотрудники Центра-Музея смогли уточнить названия и даты написания целого ряда произведений. Например, «Исток Инда» из серии «Святыни и твердыни» (1925), «Богдо-Ула. Монголия» (1926), «Красный всадник» (1927 – 1928). Гималайский пейзаж С.Н.Рериха и рисунок Ю.Н.Рериха мегалитического памятника Доринг также выполнены на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.

В третьем зале представлены десять репродукций с картин Н.К.Рериха, тематически связанных с экспедицией. Величественные «Канченджанга» и «Эверест», два портрета лам – молодого и старого, картины, отражающие последнюю часть маршрута - долину Брахмапутры, священный перевал Танг-Ла и другие принадлежат МЦР, но в настоящее время незаконно удерживаются Музеем Востока.

И.В.Орловская, руководитель отдела рукописей МЦР, рассказала о второй выставке подлинных документов и фотографий, посвященных разным этапам Центрально-Азиатской экспедиции, из Фамильного Фонда Рерихов Отдела рукописей МЦР. Эти документальные материалы охватывают вопросы организации и финансирования экспедиции, подробно раскрывают ее цели и задачи. Среди них письма Николая Константиновича из Монголии друзьям, записки Е.И.Рерих, сделанные в Тибете, паспорта, выданные участникам экспедиции на китайском и тибетском участке маршрута, карты, подлинные фотографии маршрута от Ладака до Тибета, публикации в американской прессе 1926 – 1928 годов, посвященные экспедиции.

Фотовыставка Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» дополнила выставочный материал. Как отметила руководитель по связям с Рериховским движением МЦР С.П.Синенко, «Людмила Васильевна приняла эстафету экспедиции Н.К.Рериха в конце ХХ века и пронесла ее достойно».

В этот же день в Центре-Музее был открыт для посетителей зал Живой Этики с обновленной экспозицией. Войдя сюда, зритель постепенно начинает ощущать себя участником грандиозной космической мистерии, разворачивающейся перед ним. Вход в одухотворенное пространство беспредельного Космоса открывают главные создатели Живой Этики – Великий Учитель и Елена Ивановна Рерих в образе Уты с картины Н.К.Рериха «Держательница Мира. Камень несущая», выполненные в рост скульптором Алексеем Леоновым. Их фигуры размещены напротив величественной скульптурной панорамы, посвященной священной обители Мудрецов – Шамбале. В центре ее возвышается женская фигура с картины Н.К.Рериха «Агни Йога», освещающая людям путь к вершинам Духа. Слева и справа к ней примыкают скульптурные композиции с картин Н.К.Рериха «Песнь о Шамбале» и «Сожжение тьмы». Реальность Шамбалы, влияние Великих Учителей на эволюцию земного человечества отражают картины Н.К.Рериха серии «Знамена Востока» - «Матерь Мира», «Знаки Христа», «Сергий Строитель», «Будда Победитель», «Магомет на горе Хира» и другие. В зале, стены которого обтянуты темно-синей тканью, картины светятся подобно дальним мирам, рождая у смотрящего ощущение реального присутствия в их пространстве. Столь поразительный эффект достигается благодаря уникальной светодиодной подсветке каждого полотна. Восприятие космичности, грандиозности происходящего усиливают светящиеся фотофризы звездных скоплений, а также туманности, созвездия и галактики, движущиеся в пространстве Вселенной, проецируемые с помощью специальной аппаратуры на потолке. В центре зала и в центре космической мистерии находится Матерь Мира, величественный образ которой с открытым лицом, воплощенный в скульптуре Алексеем Леоновым, венчает трехступенчатую пирамиду. На ее ступенях установлены бюсты великих вестников космической эволюции – святых, подвижников, героев, основателей мировых религий. В зале в женском исполнении негромко звучат гимны, мантры и молитвы древних Вед - изначальной вибрации в пространстве Вселенной.

9 октября, в день рождения Николая Константиновича Рериха, состоялось открытие конференции, в которой приняли участие свыше 400 делегатов из 19 стран, в их числе 10 академиков, 10 докторов наук, 29 кандидатов наук. Наряду с российскими учеными в число участников вошли представители науки из Азербайджана, Беларуси, Кыргызстана, Молдовы, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Австрии, Болгарии, Германии, Испании, Ливана, Израиля, Франции, Финляндии, Италии. После исполнения одного из любимых произведений Елены Иваны Рерих «Туонельский лебедь» Яна Сибелиуса прозвучали приветствия академика РАН Е.П.Челышева, депутата Государственной Думы РФ, заместителя председателя Комитета по культуре Е.Г.Драпеко, председателя Всероссийского общества охраны памятников культуры Г.И.Маланичевой, директора Информационного центра ООН в Москве А.С.Горелика, директора Института истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова РАН А.В.Плотникова и многих других. К 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха Международным Центром Рерихов была изготовлена медаль, которой награждались ученые, деятели культуры и представители общественности. Из сибирского региона были награждены руководитель издательства «АЛГИМ» Б.А.Данилов (г. Новосибирск), заслуженный учитель России Р.П.Кучуганова (с. Верхний Уймон), почетный работник общего образования И.Л.Мершина (г. Анжеро-Судженск).

Л.В.Шапошникова, Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН и РАКЦ, выступила с докладом «Земной маршрут космической эволюции». Участники Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха изучали исторические памятники, собирали коллекции, рукописи, то есть экспедиция внешне ничем не отличалась от других. Но ее уникальность состояла в том, отметила Людмила Васильевна, что результаты ее будут оказывать влияние на длительный период истории человечества. План экспедиции разрабатывался Рерихами совместно с Учителем и был связан с творчеством космической эволюции. По ходу маршрута Николай Константинович исследовал метаисторию. Особенно его привлекала тема переселения народов, когда кочевники под влиянием космических энергий преодолевали большие пространства. Это усиливало их энерго-информационный обмен и содействовало новому развитию культур. Метаисторическое начало выражалось также в том, что объединяет культуры, а не разъединяет их, и Рериха всегда это интересовало. Обращаясь к прошлому, он всегда искал непреходящие ценности, которые держат будущее. «Главный момент в экспедиции был связан с закладкой магнитов, - подчеркнула Людмила Васильевна. – То есть это то, что нужно сформировать и оставить в определенном месте». В Живой Этике сказано, что магнит превращает идею пространства в действие на земле. Источником энергии для магнита на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции служили Камень, или осколок метеорита, картины Н.К.Рериха серий «Его Страна», «Знамена Востока» и «Майтрейя», созданные на маршруте в метаисторическом процессе, и измененная Учителем энергетика Е.И.Рерих. «Эти три источника энергетики и сформировали ту пространственную магнитную форму, которая перерабатывает идею пространства в действие, а действие это дает импульс для развития тех стран, через которые шла экспедиция», - заключила Людмила Васильевна. Сейчас, когда совершается переход к новому, шестому виду человечества, те импульсы, которые были даны на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, очень важны, ибо они дали возможность космической эволюции вести свое творчество в этом земном пространстве.

Тему «Философия Живой Этики и Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха» рассмотрел в своем выступлении доктор философских наук, профессор Московского государственного университета леса В.В.Фролов. «Изучение Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича возможно только на основе методологии Живой Этики, - подчеркнул он, - раскрывающей закономерности космической эволюции человечества и формирование нового космического мышления».

Об историческом и эволюционном значении экспедиции говорили также в своих выступлениях академик РАЕН, доктор биологических наук А.Г.Назаров (г. Москва), кандидат физико-математических наук А.А.Сазанов (г. Москва), кандидат географических наук О.А.Лавренова (г. Москва), кандидат технических наук Т.П.Сергеева (г. Киев), сотрудник отдела развития Музея имени Н.К.Рериха И.Ю.Дьяченко (г. Москва). Анатолий Георгиевич Назаров обратил внимание на тот факт, что ни в одной современной энциклопедии не упоминается Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха, и нам сейчас важно работать над тем, чтобы ввести ее в раздел географических экспедиций справочных изданий.

А.В.Стеценко, заместитель Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха, рассмотрел в своем выступлении работы современных недобросовестных исследователей, которые сознательно вводят в научные тексты ложные сведения о Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича. Так, например, В.А.Росов, основываясь на собственных домыслах, пытается доказать, что экспедиция Николая Константиновича преследовала не культурные, а геополитические цели. И эту ложь при молчаливом согласии некоторых академиков, спасающих честь мундира, вводит в научный оборот.

В ряде докладов речь шла о деятельности Института Гималайских исследований «Урусвати» как одного из результатов Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Вице-президент МЛЗК г. Санкт-Петербурга М.Н.Чирятьев говорил о космизме творчества всей семьи Рерихов, которое легло в основу создания этого Института. Доктор экономических наук В.П.Ануфриев и кандидат физико-математических наук Е.И.Ануфриева (г. Екатеринбург) исследовали тему «Институт «Урусвати» как прообраз научных учреждений будущего».

Востоковедческую деятельность Ю.Н.Рериха во время Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха тщательно изучил доктор филологических наук, профессор Софийского университета Святого Климента Охридского  А.В.Федотов (г. София). Он отметил, что Юрий Николаевич был этнологом, философом, лингвистом, востоковедом и воспринял интерес к Востоку от своих родителей. Благодаря его энциклопедическим знаниям, экспедиция оказалась успешной и собрала богатый научный материал. Книга Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись», написанная во время экспедиции, долгое время оставалась основополагающей в буддийской иконографии, и представляет, по сути, первую классификацию божеств крайне сложного пантеона северного буддизма. Результатом его исследований тибетского языка в экспедиции стали монографии «Лахульский диалект», «Тибетские диалекты», «Тибетский язык», а также статья «Основные проблемы тибетского языкознания». Он исследовал мотивы звериного стиля в Тибете и их взаимосвязь с аналогичными мотивами в Сибири. Он первый переводит на английский язык книгу «Голубые анналы», представляющую собой историю тибетского буддизма, и эпическое «Сказание о царе Гэсэре». В заключение докладчик подчеркнул, что «Юрий Николаевич Рерих – исключительно одаренный мыслитель, осознающий важность изучения Востока Западом».

Профессор Кыргызско-Российского Славянского университета В.А.Воропаева (г. Бишкек) продолжила разговор о научном наследии Ю.Н.Рериха и современных археологических исследованиях Иссык-Куля. Юрий Николаевич советовал своим ученикам съездить на озеро Иссык-Куль и побывать в том месте, где находится древний камень, на котором начертана буддийская мантра «Ом Мани Падме Хум». Согласно легенде, главный эпический герой киргизов Манас расколол этот камень и в таком виде он дошел до наших дней. Точно такой же камень есть и в Тибете, недалеко от Лхасы. А священное озеро Манасаровар у подножия Кайласа имеет корень от имени киргизского героя Манас. Из этого Юрий Николаевич делает вывод, что в древности через территорию современного Кыргызстана пролегал путь на Кайлас.

Многие доклады были посвящены проблеме влияния Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха на районы, через которые она проходила. Е.В.Троянова (г. Бишкек) говорила об этнокультурном взаимодействии России и Кыргызстана в свете исследований экспедиции Николая Константиновича. Л.И.Глушенко (Алма-Ата) детально рассмотрела Казахстанский этап экспедиции. О пребывании Николая Константиновича с семьей в Урумчи рассказал кандидат исторических наук А.Н.Хохлов (г. Москва), а о его сотрудничестве с бурятами Забайкалья – М.В.Забровская (г. Чита). Настоящим подарком участникам конференции стало выступление основателя и директора Музея старообрядческой культуры алтайского села Верхний Уймон Раисы Павловны Кучугановой. Ее сердечность, простоту, мудрость и большую любовь к родному Уймонскому краю почувствовали все. Живым образным языком, в который органично вплетались пословицы и поговорки уймонских староверов, она рассказала о пребывании Рерихов на Алтае, о Вахрамее Семеновиче Атаманове, в доме которого они останавливались, об алтайских легендах, которые мог слышать Николай Константинович.

Доктор философских наук А.В.Иванов (г. Барнаул) говорил о двух проектах, реализация которых на Алтае может нанести его экологии непоправимый вред – строительстве Алтайской ГЭС и прокладке газопровода через плоскогорье Укок. Его выступление дополнил видеофильм «Голос неба – Укок». Участники конференции подписали письмо в защиту уникальной природы Алтая, в котором говорится о недопустимости реализации вышеназванных проектов.

Очень интересными были доклады, посвященные изучению картин Н.К.Рериха, созданных на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции. Кандидат искусствоведения Н.В.Сергеева-Тютюгина (г. Уфа) изучила проблему образа Христа в творчестве Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов периода экспедиции. Так, картина Николая Константиновича «Знаки Христа» была создана на маршруте в метаисторическом процессе. Это видение художником реальных событий прошлого, которые он запечатлел на холсте. Картины «Священный дар», «Чаша Христа», «Перекресток путей Христа и Будды», «Конь счастья», «Пруд Иссы» были также созданы во время экспедиции. А позже – картины «Исса и голова великанова», «Тень Учителя», «Искушение Христа», «Христос», «Путь», «Сошествие во ад», «Генисаретское озеро». Участники экспедиции были знакомы с «Тибетским евангелием», датированным Николаем Константиновичем пятым веком, а также менее известным манускриптом, где говорится о пребывании Христа на Востоке. Из этих источников следует, что Христос проповедовал среди  самой униженной части населения и много внимания уделял Святому Духу как сердечной энергии.

В.А.Иконников (г. Усть-Каменогорск) поделился своим открытием, которое сделал при расшифровке загадочных петроглифов на картине Н.К.Рериха «Нагарджуна – победитель Змея». Оказывается, они представляют собой древнее изображение знаков Зодиака, выполненное около семи тысяч лет назад, которое можно встретить как в Сиккиме, где Николай Константинович писал картину, так и в предгорьях Алтая, под Усть-Каменогорском. Эти места, по мнению докладчика, связаны, благодаря кочевникам прошлого.

Доклады кандидата философских наук О.А.Уроженко и В.В.Деменовой (г. Екатеринбург) «Бесконечно-мерные миры буддийской металлической скульптуры и философское наследие семьи Рерихов» и кандидата искусствоведения Е.П.Маточкина (г. Новосибирск) «Петроглифы Усть-Коксинского района» дополнили исследования в области искусствоведения, связанные с Центрально-Азиатской экспедицией Н.К.Рериха.

Директор Детского спортивно-образовательного центра, почетный работник общего образования И.Л.Мершина (г. Анжеро-Судженск) выступила с докладом «Алтайский маршрут Центрально-Азиатской экспедиции: 80 лет спустя». Главным итогом этой экспедиции стало восхождение на безымянную вершину вблизи горы Белухи, которая была названа в честь Международного Центра Рерихов.

Конференцию завершил Круглый стол, где были подведены итоги трех дней работы и принята резолюция. Людмила Васильевна Шапошникова в своем заключительном слове дала высокую оценку конференции, назвав ее значительным явлением в рериховском движении. «Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха была рассмотрена со многих сторон, и творческий процесс получился», - подчеркнула она.

11 октября состоялся Круглый стол, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (МСРО). О.В.Кузнецова, генеральный директор Благотворительного фонда поддержки космического мышления, поблагодарила участников рериховского движения за поддержку фонда и вручила благодарственные письма всем, кто оказал финансовую поддержку его научных, культурных и образовательных программ.

Г.Л.Жижин, руководитель международного отдела МЦР, рассказал о сотрудничестве МЦР с Международным мемориальным трестом Рерихов в Индии. Уже несколько лет в здании Института «Урусвати» в Кулу работает детский Колледж Искусств имени Е.И.Рерих, учащиеся которого выступали с концертными программами в МЦР. Трест ведет большую издательскую деятельность. «Дом Рерихов в Кулу сейчас требует ремонта, - сказал Геннадий Леонидович. – Необходимо восстановить и научную деятельность Института «Урусвати»».

Много внимания на заседании Круглого стола было уделено Международной экспедиционной программе «Путями Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Рериха: Алтай». Участники экспедиции делились своими впечатлениями, демонстрировался фильм о восхождении на пик МЦР, снятый Владимиром Шуванниковым.

Н.П.Германова, председатель отделения МЦР в Республике Беларусь (г. Минск), познакомила присутствующих с программой «Да процветут пустыни», цель которой знакомить детей с местными памятниками природы, привить им чувство любви к родному краю. Такую программу каждое рериховское общество может успешно реализовать в своем регионе.

Л.Н.Зоммер, председатель Рериховского общества города Омска, внесла сразу несколько предложений на рассмотрение МСРО. Она предложила разработать программу «Панорама культуры родных городов», реализовать проект с привлечением модельеров, использующих в своей работе национальные орнаменты, подготовить выставки репродукций художников космистов и работ космонавта А.Леонова, опубликовать сборник стихов участников рериховского движения.

В рамках Круглого стола состоялась презентация новых изданий: сборника материалов Международного общественно-научного Форума в Абакане «Как охраним живую ткань Культуры?», материалов общественно-научной конференции в Кемерово «Культурное единство Азии», материалов Круглого стола в Твери, сборника статей Л.В.Шапошниковой «Философия космической реальности» и нового номера газеты «Содружество». Прозвучало выступление, в котором было рассказано о практическом приложении сборника материалов Форума «Как охраним живую ткань Культуры?» в Перми.

Напутствием участникам рериховского движения прозвучал фрагмент Записей Б.Н. Абрамова 1956 года, присланный руководителем издательства «АЛГИМ» г. Новосибирска Б.А. Даниловым, в котором говорится о необходимости отложить все личное и объединить усилия в строительстве Нового Мира.

Завершилась Конференция, посвященная 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Ее участники открыли для себя много нового и глубже осознали значимость земного маршрута космической эволюции.

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк.

Фото А.Л. Прохорычева, г. Москва

  

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz