Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды»  № 5 (68) от 19 декабря 2008 года  

жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды Побеждая любовью жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Всем советую читать жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды, и многие положения в книгах Учения станут яснее.

Е.И.Рерих. Письма. Т. VI. – М., 2006. С. 330.

Выдающееся место в истории ХIV века принадлежит Екатерине Сиенской. Аскетическое подвижничество Екатерины превосходит своей суровостью, своими размерами и физическими результатами все, что можно привести из истории средневекового монашества, и вместе с тем сопровождается высокими экстатическими явлениями, достоверно засвидетельствованными и точно описанными. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

В XIV веке стремление к аскетизму, высоко поднятое Франциском Ассизским, начинает угасать, светский образ мышления и житейские интересы берут верх над духовными идеалами. Сами служители церкви отступают от них, окружая себя чрезмерной роскошью, прельщаясь мирскими соблазнами. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

В это время хранительницей забытого людьми идеала становится девушка, полуграмотная и болезненная, но необыкновенно сильная духом. В ее душе любовь к небесному идеалу разгорается тем пламенем, что был зажжен Франциском Ассизским. Воодушевленная им, дочь сиенского ремесленника становится учителем своих духовных руководителей, советником царей и наставником пап. Не самолюбие, а любовь руководит ею, но эта любовь дает ей силу и власть над ее собственным изнемогающим телом и над волей других. Силой этой любви она умиротворяет Италию и укрепляет главный устой теократии, возвратив папу из авиньонского плена во Франции на престол св. Петра в Риме. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Екатерина родилась в 1347 году в Сиене в семье красильщика сукон Якова Бененказа. Девочка росла непохожей на своих многочисленных братьев и сестер. Семья Екатерины была благочестива, но никаким особенным предрасположением к аскетизму не отличалась. Религиозное призвание пробудилось у Екатерины самостоятельно и очень рано. На шестом году жизни у нее было видение Христа, окруженного апостолами. После этого явления, несмотря на малолетний возраст, Екатерина сильно изменилась – стала молчалива и задумчива, начала искать уединение для молитвы, меньше есть, стала бичевать свое тело веревкой. Уже тогда в ее чистом детском сердце зародилась любовь к Богу, которая росла из года в год, пока не охватила все ее существо. Еще в ранние детские годы у Екатерины появилось желание поступить в доминиканский монастырь, и это стало ее горячей мечтой. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Но у родителей были другие планы. Когда девочка стала подрастать, родители и близкие начали присматривать женихов, а когда убедились в нежелании Екатерины выходить замуж, обратились за помощью к бывавшему в их доме доминиканскому монаху. Но тот, поговорив с девушкой, поддался ее влиянию. Он одобрил ее устремление и рассказал ей о св. Кларе. Последовав примеру св. Клары, Екатерина обрезает свои волосы. Этим она открыто высказывает свое намерение посвятить себя служению Богу. После этого между ней и ее семьей началась упорная борьба. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Чтобы лишить ее возможности уединяться и предаваться молитве, у Екатерины отняли комнатку и заставили ее исполнять черную работу в доме и на кухне, специально уволив всю прислугу. Екатерина безропотно покорилась и исполняла тяжелую работу добросовестно и даже охотно. Для нее это приобрело значение служения Высшему: в отце она видела Спасителя, в матери – Богородицу, а в братьях и подмастерьях отца – апостолов и учеников Христа, служа всем с удвоенным радением. Не имея своей комнаты, Екатерина ходила молиться в комнату своего младшего брата, днем - во время его отсутствия, ночью - во время его сна. Однажды отцу понадобилось что-то в комнате сына, он вошел в нее и увидел дочь на коленях в горячей молитве, и ему показалось, что над ней парит белый голубь, который при его приближении вылетел в окно. С тех пор отец отказался от борьбы и больше не препятствовал дочери ни в чем. Мать была упорнее отца, но и она сдалась, уступив настойчивости Екатерины. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Поступить в доминиканский монастырь Екатерина не могла, так как при нем не было женского отдела. Однако при монастырях состояли общины мирян, стремившихся к аскетическому идеалу, но не связанных монастырским уставом. В Сиене существовала под руководством доминиканцев подобная женская община, состоявшая главным образом из пожилых вдов, которые жили в своих домах, но вели очень благочинный, строгий образ жизни. Быть принятой в эту общину сестер-мантеллат стало заветным желанием Екатерины. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Когда мать утратила надежду, что дочь изменит свой образ жизни, она, наконец, уступила ее просьбам и отправилась к «сестрам» просить, чтобы они приняли дочь в свою общину. Но те, к ее большому удовольствию, решительно отказали, ссылаясь на то, что у них не в обычае принимать в свою среду девушек или молодых женщин, а только пожилых, с установившейся репутацией. Вскоре после этого Екатерина опасно заболела. Она просила мать, если та хочет ее выздоровления, устроить так, чтобы ее приняли в общину сестер. После этого мать очень настоятельно стала упрашивать сестер сделать для дочери исключение. И те, тронутые ее просьбами, решили посмотреть больную. Увидев девушку и поговорив с ней, они согласились на ее просьбу. Так исполнилось желание Екатерины: теперь она могла свободно служить Господу, как она это понимала. Она осталась жить в семье, где ей предоставили прежнюю комнатку в полное распоряжение. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Таким образом, после короткого детства, исполненного борьбы из-за рано осознанного призвания, для Екатерины с наступлением юности пришла пора подвижничества. Она делила свое время между домашними заботами, молитвами и работой в больницах, ведя аскетический образ жизни: строго соблюдала пост, питалась только овощами, спала на деревянных досках без всякой подстилки. Очень часто Екатерина всю ночь проводила в молитвах. Не довольствуясь этой победой над потребностью тела, Екатерина подвергала его непосредственным истязаниям. Сначала она носила на теле власяницу, но потом заменила ее железною цепью, которою так крепко опоясывалась, что она врезалась в тело и воспаляла кожу. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

С тех пор как отец стал поддерживать ее, стала возрастать и привязанность между ними. Когда он опасно заболел, Екатерина горячо молилась о выздоровлении. Но на молитву был дан ответ, что наступил конец его жизни, и дальнейшее продолжение ее не было бы для него полезно. Тогда Екатерина стала молить Христа, чтобы отцу были прощены грехи еще при жизни, и душа его не подвергалась бы мукам чистилища. И в этом ей было отказано «ради справедливости». Но Екатерина не отступалась от своей просьбы. Она молила Христа: «Если милость не может осуществиться без проявления справедливости, то пусть последняя падет на меня. Ради отца я готова принять на себя всю кару, которую назначит ему Твое милосердие». Эта мольба Екатерины была услышана. Она поспешила к отцу и обрадовала известием о его спасении. Когда отца хоронили, и вся семья сопровождала его тело со слезами, у нее одной было радостное выражение, и не без основания: в минуту смерти отца Екатерина почувствовала боль в теле, которая не покидала ее на протяжении всей жизни. Она не раз подобным же образом объясняла новые физические муки, выпадавшие на ее долю, всегда была готова и всегда желала искупить страданием своего тела общественное зло и невзгоды своего отечества и церкви. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Жажда страданий у Екатерины проистекала из огромной, все возрастающей любви к Христу, из желания следовать Ему, страдать подобно Христу и вместе с Ним. Такое желание все более и более наполняло ее жизнь. Она воспринимала страдание как ниспосланную благодать, которая делает ее достойной «небесного Жениха». жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Большое значение в духовной жизни Екатерины имели ее экстазы, во время которых происходило ее общение с Миром Высшим. Девушке стал являться Христос, иногда в сопровождении Богоматери или апостолов. Чаще всего Он приходил один и «наставлял ее всему, что было полезно ее душе». жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

В 1367 году, Екатерине было тогда около 20 лет, в ее жизни произошел решающий перелом. Был карнавальный вечер. Шум наполнял город и даже дом Екатерины. Молодая девушка молилась в своей комнатке, повторяя: «Сочетайся со мной браком в вере!». И вот перед ней явился Господь, сказавший: «Ныне, когда остальные развлекаются, Я решил отпраздновать с тобой праздник твоей души». Видение было полное, охватившее зрение и слух: перед ней предстало небесное воинство со святыми, которых она больше всего любила. При звуках псалмов Давида Богоматерь взяла ее правую руку и, протянув к Сыну, просила Его, чтобы Он удостоил ее обручиться с Ним в вере. И Христос надел ей на руку золотое кольцо с прекрасным алмазом и четырьмя жемчужинами и сказал: «Се, Я сочетаюсь с тобой браком в вере…» жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Религиозное чувство Екатерины берет свое начало в любви и в ней преобразовывается. Любовь к Творцу порождает любовь к творению. Любовь к Христу проявляется у нее в любви к человеку. Она пишет: «Какое другое доказательство нашей любви можем мы дать Христу, кроме сострадательной любви нашей ко всякому творению, имеющему в себе разум?» Она считает необходимым любить все явления мира. Но она требует этой любви потому, что только в соприкосновении с миром может проявиться любовь как движущая сила и как вечный источник творческой деятельности. Эту мысль Екатерина выразила в простых словах, которые можно признать девизом ее собственной жизни: «Любовь никогда не остается бездеятельна, но всегда проявляется в великих делах».

Вскоре после мистического обручения Христос стал постепенно внушать Екатерине влечение к общению с людьми. Однажды Он сказал: «Ступай, ибо настало время обеда, и твои домашние собираются сесть за стол, поди и побудь с ними, а потом возвратишься ко Мне». Услышав это, девушка со слезами стала умолять Господа, чтобы Он не удалял ее от Себя. Но Господь остановил ее слезы и объяснил, что не намерен ее удалять от Себя, а желает, чтобы Его милость падала не только на нее, но и на других чрез нее. «Ты знаешь, что есть две заповеди любви Моей - любить Меня и ближнего, и Я хочу, чтобы ты исполнила оба эти закона и не на одном, а на двух крыльях вознеслась к небу». Напомнив ей, что она с детства радела о спасении душ, Господь объявил ей, что хочет теперь осуществить ее заветное желание. Но девушка продолжала возражать: «Чем могу я, убогая и во всем немощная, быть полезна душам? Пол мой является препятствием по многим причинам: к нему с пренебрежением относятся люди». На что получила ответ: «Разве Я не создал род человеческий, образовав тот и другой пол? Разве Я не ниспосылаю Дух свой, куда захочу? Предо Мной нет ни мужчины, ни женщины, ни плебея, ни дворянина, но все равны предо Мной, ибо все одинаково Мои творения. Знай же, что в век этот до того взяло верх высокомерие, в особенности тех, кто считает себя учеными и мудрыми, что справедливость Моя не может более терпеть этого. И Я пошлю к ним женщин, по своему полу мало сведущих и слабых, но много одаренных добродетелью и божественной мудростью для сокрушения их гордыни». жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Противоречие между совершенством мистического подъема души и погружением ее в людские дрязги не раз с болью подступало к сердцу Екатерины, но вместе с тем перед ней все расширялась задача ее мирского призвания и росло значение возлагаемого на нее поручения. Она услышала слова Христа: «Спасение многих душ требует твоего возвращения, и не будешь ты более вести образ жизни, который вела до сих пор, и не будет тебе по-прежнему твоя келья жилищем, даже родной город придется покинуть ради спасения душ. Но Я всегда буду с тобою… Я дам тебе красноречие и мудрость, перед которыми никто не устоит. И Я поставлю тебя перед лицом епископов и правителей церквей и народа христианского, чтобы по обычаю Моему через слабых сломить высокомерие сильных».

Вся историческая деятельность св. Екатерины состоит из подвигов любви и самоотвержения. Ее любовь, прежде всего, проявлялась в милосердии. И первым предметом ее милосердия были нищие. Затем забота о ближних стала проявляться в других, более трудных подвигах любви. Она стала сестрой милосердия в полном смысле этого слова. Уход за больными для Екатерины был только ступенью к другой, более трудной заботе - попечению о душе ближнего. Из сестры милосердия Екатерина сделалась миссионером и с неменьшим рвением, чем от телесного недуга, старалась спасать людей от гибели духовной. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

И очень скоро слава о благочестии и мудрости Екатерины, о ее умении смягчить сердце любого человека так распространилась, что к ней стали прямо обращаться за помощью жители Сиены. Вскоре примеру горожан последовали воинственные дворянские роды в окрестностях Сиены. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Так, среди видений, подвигов милосердия и усилий поддержать мир между людьми для двадцативосьмилетней Екатерины Сиенской наступил момент, когда ей пришлось лично вступить на поприще итальянской политики.

Италия переживала в то время одну из тяжелых своих эпох. Бедствия Италии еще более возросли вследствие ненормального положения тогдашнего папства. Уже 70 лет с небольшим перерывом папы пребывали в Авиньоне (Франция), и постоянно стоял вопрос о возвращении папства в Рим. Рим был столицей католичества, его колыбелью. Власть пап была основана на идее их преемственности апостолу Петру как первому римскому епископу.

К внутренним противоречиям, раздиравшим Италию, добавилось еще и недовольство властью иноземных пап, которое, в конце концов, переросло в открытое восстание. При таких обстоятельствах Екатерина приняла на себя трудное дело смягчения страстей и примирения флорентийской республики с папством. С этой целью она обращается письменно и к флорентийской синьории, и к папе, призывая решить все проблемы мирным путем. В своих письмах к Григорию XI Екатерина смиренно, но весьма твердо и ясно указывала ему правильный путь. Во-первых, чтобы он, подобно Христу, не прибегал к насилию против своих противников, а любовью и добротой побеждал злобу их. Именем Христа Екатерина заверяет папу, что если он так поступит «без гнева и бури», они все со скорбью увидят свою неправду и склонят голову на его лоно. Другое наставление папе заключалось в том, чтобы заботу о светской власти он приносил в жертву нуждам духовным и заботам о душах. Так пробуждала Екатерина своими письмами религиозную совесть владыки католического мира и предрасполагала его к кротости и примирению.  жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Приверженцы войны во Флоренции задумались и обратились за помощью к Екатерине. Они стали убеждать ее отправиться в Авиньон в качестве посредницы между республикой и папством. Екатерине было тогда 29 лет. Здоровье ее было совершенно надорвано аскетическим образом жизни, но душевные силы достигли высшего напряжения. Полная любви к Богу и ближнему и радея о благе церкви, она с радостью приняла сложнейшее поручение и пустилась в далекий и трудный путь. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Екатерина прибыла в Авиньон, где на высокой скале у берега Роны красовался папский дворец, 18 июня 1376 г. Папа Григорий XI принял ее благосклонно. Это был молодой еще человек из знаменитого французского рода, хорошо воспитанный, достаточно ученый в каноническом праве и богословии, но слабый здоровьем и робкий характером. Одаренный тонкой натурой и благонамеренный, он был в состоянии оценить значение Екатерины и подпал под ее влияние. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Не ради одного примирения Флоренции с папой прибыла Екатерина в Авиньон. Одновременно с этим она добивалась возвращения папы в Рим. Но папский двор в Авиньоне, родители папы и вся Франция противились переезду. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Екатерина, зная колебания папы, с болью в сердце звала его в Рим: «Придите, придите и не сопротивляйтесь воле Божией, которая вас зовет, голодающая ваша паства ждет, чтобы вы явились занять место вашего предшественника и покровителя апостола Петра…» жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Следуя совету Екатерины, 3 сентября 1376 г. Григорий XI навсегда покинул свой авиньонский дворец и 17 января 1377 г совершил свой торжественный въезд в Рим. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Екатерина непосредственно участвовала в мирных переговорах между папой и Флоренцией. Она охлаждала пыл флорентийцев и в то же время не оставляла в покое папу, стараясь склонить его своими письмами к уступчивости и миру. Екатерина писала: «Я не сомневаюсь, что по заключении этого мира будет умиротворена вся Италия, все ее города между собою… Да грядет впереди благоволение, отец мой, ибо вы знаете, что всякое творение, имеющее в себе разум, легче поддается любви и доброте, чем иному чему-либо». жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Одной из важнейших задач, которую Екатерина возлагала на Григория XI, заключалась в реформации церкви. Но вскоре, 27 марта 1378г., Григорий XI скончался, не успев внести окончательного умиротворения Италии.

Желая обеспечить за собой папство, жители Рима требовали, чтобы кардиналы избрали римлянина или, по крайней мере, итальянца. При таких обстоятельствах французские кардиналы, уступая необходимости, выбрали архиепископа Приньяна, итальянца, не чуждого французским интересам. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Новый папа Урбан VI оказался человеком ученым и благочестивым. Он вступил на престол с благими намерениями, но оказался слишком горячего и крутого нрава. Папа подверг резкому осуждению нравы и пороки прелатов Французские кардиналы, недовольные ходом дела и озлобленные распоряжениями папы. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Воспользовавшись обычным летним переездом курии в загородный дворец, французские кардиналы отъехали от папы и объявили его неправильно избранным и затем произвели новый конклав, во время которого на место Урбана был избран вождь французской партии воинственный кардинал Роберт. Поскольку двое пап не могли удержаться в Риме, новый папа, под именем Климента III, вернулся в Авиньон. Так начался известный в истории папства раскол, и весь католический мир надолго разделился на сторонников Авиньона и Рима, т.е. французского и итальянского папы. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Екатерина следила за всем, что происходило в самом Риме, и подавала Урбану самые мудрые практические советы. Она всегда предупреждала его о грозящей опасности и требовала осторожности. Екатерину тревожил характер папы. До своего возвышения на папский престол Урбан VI заслужил репутацию разумного и честного человека, но всемогущество преобразило его и быстро развило в нем несдержанность в проявлениях воли и гордое упрямство. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Урбан VI пригласил Екатерину в Рим. Папа рассчитывал присутствием Екатерины, которая при жизни уже считалась святой, освятить свой собственный престол. Она подчинилась папе и приехала в Рим со своей общиной. Екатерина неотступно наставляла и исправляла Урбана, чтобы возбудить в его душе тот энтузиазм к идеалу, тот огонь самоотверженной любви, которым она сама пламенела. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Понимая, какое значение могут придать его авторитету религиозные подвижники, почитаемые в Италии, папа решился собрать их в Рим и издал по этому делу буллу в декабре 1378 г. Екатерина приняла горячее участие в этом деле. Она пишет письма отшельникам, призывая их придти в Рим и послужить на славу святой Церкви.

Так, одному из служителей Божьих она пишет: «Итак, нам более не нужно дремать, ибо мы приглашены и призваны воспрянуть от сна. Станем ли мы дремать в то время, когда враги наши бодрствуют? Нет, нужда нас зовет, и долг нас понуждает, и потому, побуждаемые любовью, мы должны пробудиться…» Предвидя их сомнения и возражения, Екатерина пишет: «…теперь не время думать о себе и углубляться в себя для спасения своего; не время избегать тревог ради своего утешения…». жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Екатерина продолжала дело реформации церкви, к чему неустанно призывала папу: «Потребуйте, чтобы священники постарались управиться с собой и направить себя к святой и доброй жизни; насадите в том саду цветы благовонные, пастырей и правителей, которые были бы истинными служителями Христа <…> Увы, какой это великий соблазн видеть, как <…> они проводят жизнь в тысячу раз в больших наслаждениях, в большей роскоши и суете мирской, чем если бы они были мирянами! Сколько мирян служат им к посрамлению, ведя добрую и святую жизнь! Но видно, что верховное и вечное милосердие хочет <…> чтобы св. церковь вернулась к своему первому состоянию, когда она была бедна, смиренна и кротка. <…> Видите, вот почему Господь допустил в Своем правосудии столько преследований и тревог для церкви». жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Екатерина заявляла, что дело реформы требует от папы не только готовности пострадать за него, но и энергичной борьбы. Для этой борьбы нужен меч - ненависть к пороку и любовь к добродетели.  жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Но Екатерине не долго пришлось вести борьбу за исправление церкви, вскоре она серьезно заболела. Ее тело было в полном оцепенении, и жизнь его выражалась только в невыносимых страданиях. Но душа ее бодрствовала и жила прежними заботами. Екатерина наставляла своих духовных детей и, как бы завещая свою волю, каждому указывала дальнейший путь в жизни. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Накануне Пасхи прибыл по делам из Сиены ее прежний духовник Бартоломео. В его присутствии жизнь к ней как бы вернулась, и она в течение нескольких дней оживленно беседовала с духовником о нуждах и судьбе церкви. Но как только он уехал по делам ордена, она вновь слегла. жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды

Накануне Вознесения 29 апреля 1380 года она очнулась как бы от тяжелого страдания. К ней еще раз вернулось полное сознание. В прощании с матерью и друзьями, в покаянии и молитве провела она свои последние часы. В ее покаянии слышалось громче всего самообвинение, что она так мало сделала в жизни. Присутствующие слышали, как она долго повторяла: «Боже, смилуйся надо мной, не отнимай у меня память о Тебе!». Екатерина Сиенская ушла из жизни в возрасте 33 лет. О ее уходе Е.И.Рерих в письме от 12 декабря 1944 года писала: «…Случается, что большие Духи в своей ярой устремленности к принесению максимума помощи пренебрегают осторожностью и излишней выдачей своей психической энергии открывают себя тяжким заболеваниям и тем сокращают свою жизнь, как было с Рамакришной и Вивеканандой. Так же преждевременно ушла и Екатерина Сиенская. От чрезвычайного напряжения при несении подвига ее нервные центры воспламенились, и она сгорела в муке ярой. Так называемая «огненная смерть» чрезвычайно мучительна. Истинно, отдавшие себя на подвиг постоянно идут по краю пропасти».

А.И. Посаженникова, г. Новокузнецк


Фрагменты «Диалога» Екатерины Сиенской[*]

«[Бог Катерине:] Слушай внимательно всем разумом своим. Чтобы любить Меня совершенно необходимы три вещи. Во-первых, необходимо очистить и исправить волю в ее временных порывах любви и телесных привязанностях, чтобы не любить ничего преходящего и исчезающего, а только ради Меня. Важно не любить Меня ради себя или не любить ближнего ради себя, полюбить Меня ради Меня, и себя ради Меня, и ближнего ради Меня. Божественная любовь не может делиться местом с любой земной любовью, и тебе не хватает совершенства, и ты согрешила в Моей любви до такой степени, что преходящие вещи отвлекли тебя от нее...

Во-вторых, когда достигнешь первой ступени, ты сможешь перейти ко второй, требующей большего совершенства. Возьми честь Мою и славу Мою как единственную цель своих мыслей, своих поступков и всего того, что ты делаешь.

В-третьих, если сделаешь ты сейчас то, что Я скажу тебе, то достигнешь высшего совершенства и не будет в тебе ничего недостающего. Это достижение горячо желаемого и упорно добивающегося расположения души, в котором ты настолько близко соединена со Мной и воля твоя настолько подчинена Моей совершенной воле, что ты не только не пожелаешь никакого зла, но даже не пожелаешь и никакого блага, которого не пожелаю Я».

«Почему Я допускаю то, что душа, которая окружена врагами, должна пережить подавленность и многочисленные муки? Но не для того, чтобы она подчинилась и утратила драгоценность Моего сострадания, а для того, чтобы подарить ей полноту понимания моей милости; чтобы она полнее могла довериться Мне, а не себе; чтобы она оставила легкомыслие и страстно устремилась ко Мне как к своему прибежищу».

«Иногда Я посещаю ее (душу) во многих мучительных раздумьях, а также как жажда. В этакие мгновения душе кажется, что Я оставил ее и она ни с чем не связана – ни с миром, потому что по своей сути она не любит его, ни со Мной, потому что она не находит в себе никаких чувств, а только испытывает стремление не обидеть Меня».

«Знаешь ли <...> что Я несовершенную душу движу прочь от несовершенства?»

«Видишь ли, не из-за многословия молитва в устах человека становится совершенной, а потому что он жаждет узнать Меня и самого себя».

«Душа полностью утрачивает свою волю, когда наслаждается сладостью Моей любви и находит в ней мир и отдохновение».

«Эта любовь сам Святой Дух, который поселяется в его (ученике) воле, давая ему силы, наполняя его надеждой на преодоление страданий и решимостью отправиться в путь, чтобы помочь ближнему».

«Единственное мерило духовной зрелости – это любовь».


[*] «Диалог о божественном провидении» был продиктован Екатериной Сиенской своим ученикам в 1378 году.

  

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz