Главная>Материалы в защиту имени и наследия Рерихов>Статья

Министру образования и науки РФ

А.А. Фурсенко

Уважаемый Андрей Александрович!

21 декабря 2007 года Высшей Аттестационной Комиссией РФ принято решение о присуждении учёной степени доктора исторических наук В.А. Росову за его работу «Русско-американские экспедиции Н.К. Рериха в Центральную Азию (1920 – 1930-е годы)».

Как человек по роду своей деятельности связанный с изучением и популяризацией творческого наследия Николая Константиновича Рериха и членов его семьи, считаю своим долгом сказать, что этот шаг – величайшая несправедливость, беспрецедентное унижение чести и достоинства выдающегося сына России, художника и учёного, одного из основоположников нового космического мышления.

Каждая страна лучшие перспективы развития общества связывает с новыми научными открытиями и исследованиями. И учёные несут большую ответственность за свой труд. В сознании людей между понятиями «наука» и «истина» стоит знак равенства. И если клевета приобретает статус научного знания, то наука становится лженаукой, вводя в заблуждение  сотни тысяч людей и, таким образом, умножая количество зла в мире. Ложь, введённая в научный оборот, становится преступлением, последствия которого придётся исчерпывать будущим поколениям.

Деятельность Николая Константиновича Рериха никогда не носила политического характера, об этом он неоднократно писал сам (например, в статье «Культура» // Листы дневника. Т.3. – М., 1996. С. 618-619). О том же говорят и современные учёные, не побоявшиеся выразить своё мнение, не совпадающее с мнением, признанным ВАК. Среди них: Президент Академии индийской культуры профессор Локеш Чандра, академик Монгольской АН Ш. Бира, проректор Софийского университета профессор А.В. Федотов, академик РАН Е.П. Челышев, директор Хакасского НИИ языка, литературы и истории СО РАН профессор В.Н. Тугужекова и другие.  Международный Центр Рерихов и его руководство делают всё возможное, чтобы охранить имя великого соотечественника от лживых измышлений.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, патриарх русской культуры, был и остаётся нравственным камертоном общества. Он неоднократно выступал в защиту имени и наследия Н.К.Рериха. В «Новой газете» №1 (372) от 11 – 17 января 1996 года в своей статье он писал: «Недопустимо, чтобы корыстные интересы отдельных чиновников или их политические амбиции были причиной для спекуляций культурным достоянием мирового значения. Воистину пророческими были слова Н.К. Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры. <…>

Принадлежность будущему миру не определяется причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом, социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру, защищать ее достижения и трудиться во имя нее на общее благо. Без этого невозможно распознать лучшие, спасительные пути преображения жизни. <…> Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования».

11 января 2008 года 

                                         Е.С. Кулакова,

искусствовед, руководитель Народного музея

семьи Рерихов библиотеки имени Д.С.Лихачёва

г.Новокузнецка, председатель Новокузнецкого

городского Рериховского общества  


 

Попрание воли дарителя

На сайте «Живая Этика в Германии» 4 марта 2008 года в разделе «К вопросу о текущем состоянии дел с наследием семьи Рерихов, переданным в Россию Святославом Рерихом» его редактор А.Люфт намеренно разместил материалы, искажающие истинное положение дел. Ратующий якобы за сохранение наследия семьи Рерихов, на самом деле Люфт умаляет волю Святослава Николаевича Рериха – основателя и почётного президента Международного Центра Рерихов, выдающегося художника, мыслителя и общественного деятеля, и позволяет себе оскорбительные высказывания в его адрес. Сотрудники Новокузнецкого городского Рериховского общества возмущены грязной клеветой, унижающей честь и достоинство нашего великого соотечественника.

Законные требования и права Международного Центра Рерихов редактор сайта представляет в совершенно ином свете, сознательно исказив сам факт передачи наследия семьи Рерихов в Россию. Так он ссылается на фальшивое, не имеющее юридической силы, письмо на имя Президента РФ от 25.06.1993г., якобы написанное женой С.Н.Рериха Девикой Рани, на основании которого было принято Постановление Правительства РФ от 04.11.1993г. №1121 «О создании Государственного музея Н.К.Рериха», но умалчивает о волеизъявлении дарителя. Святослав Николаевич Рерих как правопреемник наследия всей семьи зафиксировал этот факт юридически 19 марта 1990 года в документе «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве»: «1. Имущество моего отца, матери и брата было сохранено мной. Мой отец, который был философом, археологом и художником, оставил важные коллекции, и они находятся в моем владении в Индии все эти годы, и я имею исключительное право владения и распоряжения этим имуществом вплоть до передачи его кому-либо и обращения с ним по моему собственному усмотрению. 2. Во исполнение моего желания и воли сохранить это наследие для потомства я решил передать некоторое имущество Советскому Фонду Рерихов». В этом же документе Святослав Николаевич говорит и о передаче на постоянное хранение 288 картин своих и отца, в настоящее время незаконно удерживаемых государственным музеем Востока: «В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин – моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР». При этом передав наследие семьи Рерихов на постоянное хранение, а не на временное, как утверждает Люфт, Советскому Фонду Рерихов, позднее переименованному в Международный Центр Рерихов, С.Н.Рерих чётко обозначил статус созданной им организации. «Я абсолютно убеждён, что Центр-Музей может быть расположен только в Москве. Все же существующие учреждения – мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Музее искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н.Рериха в вашем институте, его мемориальная квартира – должны будут, конечно, установить рабочие связи с Центром-Музеем, но в то же время сохранить свою самостоятельность. В этой связи резонно возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать. Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров <…>. Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации» (С.Н.Рерих. Медлить нельзя! Газета «Советская культура», 29 июля 1989г.).

Что касается усадьбы Лопухиных, то это здание выбрал сам Святослав Николаевич Рерих при передаче наследия. Международный Центр Рерихов размещается в усадьбе на законном основании охранно-арендных договоров, заключенных с Комитетом по культурному наследию города Москвы сроком до 2044 г. в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.10.1995 № 812-ПП.

Таким образом, попирая волю дарителя Святослава Николаевича Рериха и очерняя его доброе имя, А.Люфт и его соратники очерняют, прежде всего, самих себя, выказывая свою истинную суть. В заключение приведём слова С.Н. Рериха из его обращения к членам Правления Советского Фонда Рерихов: «Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-либо части наследия. При этом они будут ссылаться на данные им обещания или будут думать, что они могут наилучшим образом этим наследием распорядиться. Мы, однако, должны проявлять твёрдость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою целостность».

Новокузнецкое городское Рериховское общество.

9.02.2008 г.


Правда наизнанку

Газета «Знамя Майтрейи», издаваемая в г. Томске Г.С. Горчаковым, известна в рериховском движении своей противозаконной клеветнической деятельностью. Нарушая Закон РФ о СМИ (ст. 51 – Недопустимость злоупотребления правами журналиста), Горчаков из номера в номер печатает статьи, оскорбляющие честь и достоинство, подрывающие деловую репутацию Международного Центра Рерихов, а также общественных организаций,  с ним сотрудничающих.

Вот и в январском номере газеты за 2008 год ее главный редактор, не изменяя себе, разместил новые инсинуации в адрес МЦР. В статье «А правда такова» речь идет о выступлении Р.Б. Рыбакова на пресс-конференции, которая состоялась 25 сентября 2007 года в Государственном музее Востока.

Попробуем выяснить, основываясь на фактах и документах, где же действительно, правда, а где ложь в описываемой ситуации.

Известно, что летом 1989 года в газете «Советская культура» было опубликовано письмо С.Н. Рериха под заголовком «Медлить нельзя!». Это письмо доставил из Бангалора Р.Б. Рыбаков, который в то время являлся доверенным лицом С.Н. Рериха.

В своем письме С.Н. Рерих выступил с инициативой создания в Москве Центра – Музея им. Н.К. Рериха. Здесь же он изложил и концепцию будущего Музея. В качестве принципиального положения концепции  С.Н. Рерих назвал  общественный статус Центра - Музея.

Спустя 19 лет на пресс-конференции в Государственном музее Востока г-н Рыбаков вдруг «признается», что не С.Н. Рерих, а якобы он являлся автором письма «Медлить нельзя!», а Святослав Николаевич, к тому времени уже «слепой и глухой», сделал к письму лишь небольшие поправки.

Прояснить истину в этой почти детективной истории помогает письмо С.Н. Рериха к Р.Б. Рыбакову от 3 июля 1989 года. // С.Н. Рерих. Письма. Том II (1953 – 1992). М.: МЦР, 2005. С. 374.        

В начале письма Святослав Николаевич пишет:

 «Дорогой Ростислав Борисович,

 В развитие нашей сегодняшней с Вами беседы хочу высказать следующее», а далее идет опубликованный текст, известный под названием «Медлить нельзя!». И лишь предпоследний абзац письма С.Н. Рериха  частично не вошел в газетный вариант.      

Таким образом, письмо, датированное 3 июля 1989 г., из полного собрания писем С.Н. Рериха свидетельствует о том, что подлинным автором письма «Медлить нельзя!» был Святослав Николаевич, а не г-н Рыбаков, как он утверждает.

Существуют и косвенные доказательства тому, что идеи письма «Медлить нельзя!» Р.Б. Рыбакову были не близки. Ведь именно он всемерно способствовал выходу постановления правительства от 4.11.1993 г. № 1121 о создании Государственного музея имени Н.К. Рериха, что противоречило волеизъявлению С.Н. Рериха об общественном статусе музея.

Возмутительны также и клеветнические высказывания Рыбакова на пресс-конференции о  «наследстве», за которое якобы «бьется» Л.В. Шапошникова.

Деятельность Л.В. Шапошниковой по сохранению, развитию и популяризации наследия Рерихов получила широкую признательность. Подтверждением этому является награждение ее высокой государственной наградой – орденом Дружбы – «за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия».

Под руководством академика РАЕН и РАКЦ, генерального директора Л.В Шапошниковой создан и действует уникальный общественный Музей им. Н.К. Рериха.

Без копейки государственных вложений отреставрирован старинный архитектурный памятник «Усадьба Лопухиных», за что Музей получил национальную премию «Культурное наследие». Сейчас Усадьба Лопухиных благодаря научной реставрации включена в правительственную программу «Венок русских усадеб».

Ежегодно МЦР организовывает международные научно-общественные конференции, в которых участвуют крупные российские и зарубежные ученые. При МЦР работают Центр гуманной педагогики и Объединенный научный центр проблем космического мышления.

Публикаторским отделом МЦР  выпущено более 200 изданий. Многие из них, например «Тибетская живопись» Ю.Н. Рериха, получили награды Ассоциации книгоиздателей России в номинации «Лучшая книга года», а художественно-научный журнал «Культура и время» отмечен Знаком «Золотой Фонд прессы». В музейных залах проводятся выставки художников-космистов, читаются лекции, проводятся концерты классической и современной музыки. Музей оказывает поддержку молодым талантам и т.д.

Вся эта деятельность говорит о том, что Центр – Музей  имени Н.К. Рериха живет и развивается в соответствии с концепцией С.Н. Рериха, предложенной им в письме «Медлить нельзя!»

Наследие, завещанное МЦР С.Н. Рерихом, находится не в частной, а именно в общественной, то есть негосударственной, собственности. Оно в полной сохранности и доступно самой широкой общественности.

К сожалению, этого нельзя сказать о коллекции С.Н.Рериха, которая незаконно удерживается Государственным музеем Востока.      

Как известно,  эта коллекция поступила в СССР в 1978 году для проведения передвижных выставок. В 1989 году она была поставлена приказом Минкульта без согласия ее владельца - С.Н. Рериха - на «временное хранение» в Государственный музей Востока.

По поводу данной коллекции С.Н. Рерих писал в 1990 году в своем завещательном документе: «В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить СОВЕТСКОМУ ФОНДУ РЕРИХОВ         288 картин – моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР».

Однако до сих пор эта коллекция незаконно находится в музее Востока, несмотря на все усилия МЦР, предпринятые по ее возвращению, и требования самого С.Н. Рериха до его ухода из жизни.

Кроме того, сравнительный анализ списков экспонатов коллекции С.Н. Рериха в  Государственном музее Востока и списка поступления картин в 1978 году обнаруживает разительное отличие. Установлено, что более 60 картин из коллекции С.Н. Рериха не соответствует первоначальным спискам. (А.В. Стеценко. Правда о коллекции С.Н. Рериха // «Защитим имя и наследие Рерихов». Том III. М.: МЦР, 2005.  С. 204).

Не эту ли правду и пытались скрыть на пресс-конференции в Государственном музее Востока ее организаторы, которые не ответили ни на один прямо поставленный вопрос? Пресс-конференция проходила под названием «Судьба наследия Рерихов: правда и вымысел», но, как видим, истинная цель ее заключалась в том, чтобы исказить эту самую правду и выдать ложь за действительность.

Именно ложь, прозвучавшую на пресс-конференции в ГМВ, тиражирует Г. Горчаков в своей газете. В конце статьи он многозначительно обещает: «Возможно, редакция «Знамени Майтрейи» опубликует еще некоторые интересные места из этой пресс-конференции». «Интересными местами» он, по всей видимости, называет клевету против Рерихов и их наследия, а также против Международного Центра – Музея, созданного одним из Рерихов.

Н.А. Пермякова,

Прокопьевское городское Рериховское общество.

3.03.2008 г.

      

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz