Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский Анжеро-Судженск Юрга Форум

                                                       Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 4 (72) от 11 ноября 2009 года 

Матерь Агни Йоги в жизни Б.Н. Абрамова

12 февраля исполнилось 130 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих, выдающегося философа, писателя, общественного деятеля, и весь 2009 год проходит под знаком этой знаменательной даты.

Самоотверженная жизнь Елены Ивановны вся, без остатка, была посвящена одной цели – Служению Высшему, Служению Делу Великого Владыки. «Деятельность Елены Ивановны и ее внутренний смысл должны стоять примером»[1], - писал Николай Константинович Рерих в одном из очерков. «Она ведь себя ни в чем не щадит»[2], - отмечал он. «Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинной верою, которая уже делается прямым чувствознанием. <…> Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодежи»[3]. Приведем и слова Учителя о Елене Ивановне из «Граней Агни Йоги»: «В тисках последышей уходящей расы дух ее тяжко страдал. Но стойко, победно и твердо шла Она через жизнь, не жалуясь, не сетуя, не обременяя никого, но всем неся радость и бодрость и яро поддерживая каждую искорку света в сердцах к Ней обращающихся людей»[4].

Елену Ивановну отличало материнское отношение к людям, что было для нее естественно и составляло ее внутреннюю суть. Тысячи нитей соединяли ее огненное сердце с сердцами сотрудников разных стран. В 1931 году в письме к супругам Гребенщиковым она писала: «Не ошиблись, назвав меня матерью, ибо, воистину, чувствую себя матерью всех дел и всех сотрудников наших. Каждый соучастник дорог мне и каждый по-своему мил!»[5]. «Как Ваша духовная мать, любящая Ваш прекрасный дух, Вашу самоотверженную готовность принять все на пользу дела, хочу просить Вас проявить необходимое терпение»[6], - обращается она к Гаральду Феликсовичу Лукину. «Вы не только имеете право называть меня матерью, но и я не могу думать о Вас иначе, как о моей дочери»[7], - пишет она в письме Кэтрин Кэмпбелл и неоднократно подписывает свои письма к ней словом «Мать».

Елена Ивановна была Матерью и для Бориса Николаевича Абрамова. В жизни лично они не встречались, общаясь посредством писем. Ее первые послания Борису Николаевичу датированы 1936 годом, последние 1955 годом. «В этих письмах представлена вся история восхождения Бориса Николаевича на реальные и истинные Высоты совершенствования», - отмечает Людмила Васильевна Шапошникова[8]. Уже в одном из первых писем Елена Ивановна говорит Борису Николаевичу о своей внутренней связи с ним. «Сердце мое уже давно устремлено к Вам. Не ответила на первое письмо, ибо очень нездоровилось тогда, но не было дня, чтобы не вспоминала и не думала о Вас. <…> Несомненно, что нечто большее связывает меня с Вами, ибо иначе не укрепилось бы это памятование»[9]. А вот строки из письма Бориса Николаевича Елене Ивановне: «Трудное время мне было со своей родной матерью. Тяжкие следы остались на всю жизнь. И никогда сознательно, как помню, не называл я ее «мама». Не мог, не хотел, что-то мешало. И вот Вы единственный человек, кого я в глубинах моего сердца называю «мама» и вкладываю в это слово всю нежность, всю ласку, всю любовь сердца, никогда сознательно не обращавшего этого слова, великого слова к другому человеку. <…> Итак, в тайниках моего сердца я называю Вас «мама», не знаю, почему я это делаю, не знаю, отчего и как родилось это чувство и желание это сделать. <…> Знайте, что мы с Нинкой Ваши навсегда и без всяких условий»[10]. Елена Ивановна стала для Бориса Николаевича Абрамова самым близким и дорогим человеком в жизни. «Ближе Вас из людей никого не имел, и любимее»[11], - пишет он ей. И еще: «Если бы Вы только знали, какую особую радость дают мне Ваши письма. Вы не можете не понимать то могучее чувство, которое живет в моем сердце и которое с каждым разом разгорается все ярче и ярче, вытесняя все лишнее, ненужное. Теперь я понял, что такое любовь, понял, что это – все, что она сильнее всего, что это кратчайший путь, что выше нет ничего и цель – только через нее и ею. <…> Хочу, чтобы этот огонь сердца смел все ненужное и мешающее. Хочу этого во имя того, чтобы помогать Вам долго, чтобы иметь на это право и быть, если это мыслимо, около Вас»[12]. Елена Ивановна принимала любовь Бориса Николаевича как истинная мать. «…Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем, - пишет она, - и явиться Вам Матерью, но земного начала, еще сильно выраженного во мне. Я опасаюсь Вашего разочарования при нашей встрече! Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания»[13].

В общении с Еленой Ивановной Рерих в сознании Бориса Николаевича крепнут мысли о подвиге, а в сердце все сильнее разгорается любовь к Иерархии Света. Подвиг и любовь к Высшему становятся фундаментом его внутренней жизни.

Мысли о подвиге зарождались в сознании Бориса Николаевича еще до встречи с Николаем Константиновичем Рерихом в Харбине. В одном из писем Е.Г. Зариной, члену Президиума Теософского общества г. Владивостока, издательнице журнала «Новые мысли, новые пути», в 1922 году он писал: «Единственная работа, которой с наслаждением мог бы посвятить всю свою жизнь это работа по проведению в жизнь, в мир новых идей и мыслей, которые уже стали частью моей жизни; и желание мое помочь другим в этом крепнет с каждым днем»[14]. Со временем эти мысли укреплялись в его сердце и окончательно оформились после знакомства с Учением Живой Этики и общением с Еленой Ивановной Рерих. Вот строки из письма к ней 1950 года: «Я писал Вам о ноше непомерной, а теперь прошу добавить к ней еще одно слово: подвиг. Отныне все, что имею и внутри и вне себя, отдаю В[еликому] В[ладыке]»[15].

Елена Ивановна Рерих сама шла путем подвига. Огнем своего сердца она возжигала и сердца готовых к нему сотрудников. «Урусвати живет приказом — подвиг и мужество»[16], - говорит Учитель. И еще: «Ты не придаешь много значения твоему подвигу. Твой подвиг – в твоем вечно дающем сердце для эволюции духа и чистой Матери Мира»[17].

Подвиг сердца немыслим без любви, любви к тому, во имя кого он совершается. Елена Ивановна Рерих, которую Владыка назвал Матерью Агни Йоги, творила свой духовный подвиг во имя будущего человечества, его космической эволюции. Любовь к человечеству для нее была неразрывно связана с любовью к Высшему, к Иерархии Света. «Урусвати любит общение с Нами. Его нельзя приказать, его нельзя вызвать рассудком, только мощь любви может ввести его в жизнь»[18], - говорится в книге «Надземное». А вот строки из письма Елены Ивановны к Абрамову: «Как бы мне хотелось поведать Вам о моей пламенной Любви и Преданности к Тому, Кто истинно является Держателем нашего существования в полном смысле этого утверждения. Он Датель всей Радости, всей Красоты Творчества и Знаний Беспредельных! С Ним все возможно, все Доступно!»[19]

Борис Николаевич Абрамов также творил свой подвиг, горя огнями сердечной любви к Иерархии Света, важнейшим звеном которой являлась и почитаемая им Матерь Агни Йоги. «Для меня наш Любимый (Н.К. Рерих – Е.К.), Матерь и Великий Владыка – вот все мое. У меня нет других и не будут. Я из однолюбов Иерархии»[20], - пишет он Елене Ивановне Рерих. Его любовь была далека от эгоизма и приблизилась к такому проявлению, которое индийский философ Свами Вивеканада называет Божественной Любовью. Он характеризует ее тремя основными свойствами. Любовь, которая ничего не просит, она всегда дает. Любовь, не знающая страха. И Любовь, не имеющая причины. То есть такая любовь, которая никогда не может быть логически объяснена. «Никто не знает, почему он любит, - говорит Вивекананда, - ибо любовь нельзя объяснить»[21]. В одном из писем Елене Ивановне Борис Николаевич приводит следующие Слова Владыки: «Матерь тоже пребывает в состоянии напряженности. И если тебе не легко, то каково же ей? Помоги! Луч твоей любви – пища ее сердцу. Любовью не избалована. Интеллектуалисты, которых много, чудо любви не несут. Потому люби Матерь сокровеннейшей силой чувства огненного. И не слова вложены в твои письма, но нити любви серебряные, сердце Ее питающие»[22]. И еще: «Ояви любовь, ничего не требующую и лишь дарящую. Потуши себя. А ее можешь поднять еще выше в сердце своем. И чем выше поднимешь, тем ближе ко Мне подойдешь»[23]. Елена Ивановна писала ему в ответ: «Родной мой Борис, мой Бхакти-Йог, письма Ваши – мне радость. Чую прекрасную душу Вашу и радуюсь приобщению к красоте Йоги Сердца. Восторги этой Йоги ни с чем не сравнимы, и творческие порывы и созидание миров рождаются только восторгами и слияниями любви, ничем не омраченной, очищенной от всякого земного дыма и перегара. Родной, слушай Слова Посылаемые и не допускай и тени сомнения. Великий Владыка ближе близкого и Единый и Сокровенный Источник Вечной Любви и Красоты Необразимой. Радуйтесь, радуйтесь»[24].

Елена Ивановна не оставляет надежды увидеть воочию Бориса Николаевича и поработать вместе с ним над ее сокровенными записями. Лучшего помощника она себе не представляла. Но этой надежде не суждено было сбыться. Самой же ей оставался малый срок в этом мире. И она делится с Борисом Николаевичем своими соображениями по этому поводу. Он воспринимает это болезненно. «Не могу даже помыслить, что моей единственной и любимой, которая для меня одна, не будет. Не будет единственного человека в моей жизни, любовь моя к которому не знает предела и больше которого в сердце лишь Владыка. Без Вас я жить не могу и не хочу. И если бы зависело от меня уйти вместе с Вами, то с радостью согласился бы, не задумываясь ни секунды. Но увы: знаю, что именно потому, что жизнь свою ценю меньше возможности не расставаться с Вами и быть вместе где бы ни было, то именно поэтому-то и придется расстаться и остаться одному без Вас, чтобы закончить Ваше дело»[25].

Борис Николаевич Абрамов сдержал свое слово. После ухода Елены Ивановны, он до конца своих дней шел по Ее стопам, продолжая Ее дело. «Сын Мой, пойдешь по стопам Матери Агни Йоги, - говорит Владыка в «Гранях Агни Йоги». - Открыл Беспредельность тебе. Это и будет задачей твоей – раскрыть Беспредельность для мира»[26]. Через некоторое время после ухода Матери Агни Йоги связь с ней восстанавливается, а также и с Гуру. Борис Николаевич начинает получать «знаки привета»[27] от них. «Когда всем сознанием и сердцем обращаетесь мыслью ко мне, я с вами, и близко, и яро стремлюсь вас мыслью своею насытить, - говорит Матерь Агни Йоги Борису Николаевичу. – Поймите, родные, раздельности нет, отдельности нет, и нет расстояний, и нету для огненной мысли преград материального мира. <…> Сердцем и в мыслях я с вами. По-прежнему в сердце моем все вы, любимые мною»[28]. Когда Борис Николаевич записывал эти строки, он уже находился на высокой духовной ступени Архата. А это значит быть не просто учеником, а учеником-сотрудником, что предполагает взятие на себя части нелегкой ноши своих Ведущих и рост ответственности не только за свои внешние действия, но и малейшие внутренние побуждения и мысли, сила которых возрастает многократно. «Имеется возможность писать. Имеется возможность по Лестнице Иерархии входить в Общение с Гуру, Матерью Агни Йоги, Владыкой и Матерью Мира, а, быть может, и выше, - говорит Учитель в «Гранях Агни Йоги», - возможность постоянная, открытая всегда, когда созвучность сознания дозволяет» [29]. И слова Матери Агни Йоги: «Лучи Великого Сердца посылаются всем, но есть Лучи лично присвоенные. О них идет речь. Кто-то уже получает часть того, что мне посылалось, не ты ли, сын мой, за верность великому Делу Владыки? <…> Примите от Матери дальний привет»[30].

Любовь к Матери Агни Йоги после ее ухода не остывает в сердце Бориса Николаевича, а разгорается еще сильнее. На каждое сердечное обращение к Ней, он неизменно получает ответ. «Мое сердце открыто к тебе постоянно. Потому и скорый ответ»[31], - говорит Она. И еще: «Прими же, любимый, ответ от Матери Агни Йоги далекий и чувствуй, что близка она, что близости этой никто и ничто не сможет отнять у тебя, кроме тебя самого»[32]. Еще при жизни Елены Ивановны Владыка Говорил Борису Николаевичу: «В тебе найдет утверждение величия и значимости своей как Матери А[гни] Й[оги]. <…> Ты для Нее ставший символом, утверждающим Ее не такой, какая она в глазах своих, но в понимании Моем в высшем пл[анетном] значении»[33]. После Ее ухода в сердце Бориса Николаевича неустанно звучит молитва к своей Ведущей: «Матерь Огненной Йоги, прими желание мое, прими устремление мое, прими сердца огни на Служение Свету!»[34] На что Она ему отвечает: «Сын Мой, дары твои принимаю для претворения их в энергии духа, направляемые на Великое Дело Владыки. <…> Радость служению Свету с тобой да пребудет всегда»[35].

Елена Ивановна Рерих стала для Бориса Николаевича Абрамова путеводной звездой на его нелегком пути восхождения по ступеням эволюции духа. Его любовь к Ней как к Учителю Света, как к Матери стала мощнейшим двигателем в процессе внутреннего преображения. Она поддерживала его всегда и дала высокую оценку его труду. «Учение должен кто-то принять и сохранить или листы его приумножить для тех многих, кто в будущем к нему подойдет, и в этом ваша задача. И это малое, незаметное ныне, что вами творится, когда-то увидит вдруг свет и станет всеобщим, и станет столь нужным и важным, что вам, мудрость Владыки в будущее донесшим, будет тоже воздано должное. Сейчас никому не нужное, станет нужным очень. <…> Шлю вам, родные, мою любовь и токи сердца. Вы с нами и близки, и ярая Майя пусть не заслонит от вас близости нашей»[36].

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк

Примечания:

[1] Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. – М., 1996. С. 370.

[2] Там же. С. 73.

[3] Рерих Н.К. Великий облик. // Н.К. Рерих. Нерушимое. – Новосибирск, 1992. С. 148.

[4] Грани Агни Йоги. 1957, 434.

[5] Рерих Е.И. Письма. Т. I. –М., 1999. С. 252.

[6] Там же. С. 31.

[7] Там же. С. 259.

[8] Шапошникова Л.В. Мой сын Борис… // Он прошёл рядом с нами. – Новокузнецк, 2007. С. 13.

[9] Письмо Е.И. Рерих Б.Н. Абрамову от 14.04.1936 // Он прошёл рядом с нами. – Новокузнецк, 2007. С. 173.

[10] По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 18-19.

[11] Там же. С. 24.

[12] Там же. С. 18.

[13] Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала…». Пять писем Е.И. Рерих // Беседы с Учителем. Избранные письма Е.И. Рерих. – Рига, 2001. С. 246-247.

[14] Письма Б.Н. Абрамова во Владивосток // Вторые Кузбасские Чтения памяти Б.Н. Абрамова. – Новокузнецк, 2009. С. .

[15] По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 19.

[16] Надземное, 98.

[17] Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 173.

[18] Надземное, 337.

[19] Письмо Е.И. Рерих Б.Н. Абрамову от 28.12.1954 // Он прошёл рядом с нами. – Новокузнецк, 2007. С. 180.

[20] По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 24.

[21] Вивекананда. Божественная Любовь // Свет Утренней Звезды. – 2005. - №3 (51). С. 2.

[22] По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 25.

[23] Там же. С. 23.

[24] Рерих Е.И. Письма. Т. VIII. – М., 2008. С. 448.

[25] По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 24.

[26] Грани Агни Йоги. 1957, 338.

[27] Шапошникова Л.В. Мой сын Борис… // Он прошёл рядом с нами. – Новокузнецк, 2007. С. 15.

[28] Грани Агни Йоги. 1957, 462.

[29] Там же, 168.

[30] Там же, 329.

[31] Там же, 452.

[32] Там же, 91.

[33] По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время. – 2008. - № 2. С. 25.

[34] Грани Агни Йоги. Т. II, 353.

[35] Там же.

[36] Грани Агни Йоги. 1957, 441.

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса открыт форум по Рериховской тематике. Для желающих ознакомиться с новостями и принять участие в обсуждении актуальных вопросов - вход здесь>>>

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса      

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz