Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский Анжеро-Судженск Юрга Форум

                                                       Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 1 (74) от 26 февраля 2010 года 

Сотворчество учительских сердец

Академик Ш.А. Амонашвили приветствует участников IX Международных педагогических Чтений. Москва, 9 января 2010 годаС 9 по 11 января 2010 года в Московском городском педагогическом университете состоялись IX Международные Педагогические Чтения, девизом которых стали слова выдающегося украинского педагога В.А. Сухомлинского: «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света». Их организаторами выступили Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, Международный Центр Гуманной педагогики, Московский городской педагогический университет при поддержке Российской Академии Образования, Международной Лиги Защиты Культуры, Ассоциации творческих учителей России, Движения «Родительская забота», Издательского Дома Шалвы Амонашвили. На Чтения собрались ученые, учителя, сотрудники музеев, работники образования, деятели культуры, представители общественных организаций, родители, студенты педагогических вузов из стран СНГ, Балтии и многих регионов России – всего более пятисот человек.

Открытие IX Международных Педагогических Чтений началось по традиции с Гимна учителей Гуманной Педагогики, созданного Татьяной Хрящевской. Собравшихся приветствовали: Ш.А. Амонашвили, руководитель Международного центра Гуманной Педагогики, О.А. Радченко, директор института иностранных языков ГОУ ВПО МГПУ, М.Л. Попович, вице-президента Международного Центра Рерихов. Ш.А. Амонашвили в своем выступлении «Учитель Света – Божья Благодать» говорил о том, как впитать в себя море Света, как дарить искорку Света. Ведь существует проблема: учитель несет знания, а дети не хотят их брать, учитель хочет учить, а дети не хотят учиться. Шалва Александрович раскрыл, что в таких случаях надо делать. Он сказал: «Мысль наша возвышенная – это Свет. Любовь – это Свет. Вера во все самое высшее и прекрасное, в Того, Кто все Создал – это Свет. Доброта, великодушие, совесть – это все понятия Света. Искорка знаний – это не то знание, что 2 × 2 = 4. Здесь имеется в виду культура учителя, законы мироздания, нравственность. Знания могут нести Свет, а могут – тьму, смотря в каких руках находятся они». Необходимо, давая знания, облагораживать сердце ребенка, отметил Ш.А. Амонашвили. Это возможно только тогда, когда и свое сердце учитель будет очищать и облагораживать постоянно. Необходимо победить в себе отрицательные качества и тогда Свет наполнит сердце. И Светом этим учитель будет наполнять сердца учеников. Есть учителя, которые жалуются, есть, которые объясняют, и есть, которые вдохновляют. Надо стать вдохновляющим учителем, учителем Света.

Для всех участников Чтений настоящим подарком явилось выступление Ольги Васильевны Сухомлинской, дочери выдающегося педагога, академика АПН Украины. Она сказала, что много лет изучает труды своего отца, и каждый раз они открываются для нее новой гранью. Например, как берег он достоинство своих коллег – учителей. Никогда Василий Александрович, будучи директором школы, не подвергал их публичной критике. Его методы были: подскажи, научи, помоги, покажи пример. И сейчас на Украине очень востребованы уроки В.А. Сухомлинского в дошкольном образовании и в начальной школе. В своем выступлении Ольга Васильевна коснулась взглядов Василия Александровича на воспитание «трудных» детей. Он призывал не прятать этих детей за высокими заборами, а гуманизировать общество. Рассказывая о Павлышской школе, О.В. Сухомлинская подчеркнула, что все необходимое для труда и творчества в ней создавалось руками детей, учителей и родителей. Это создавало и до сих пор сохраняет уже в течение 100 лет особую атмосферу тепла и сердечности.

Участники Чтений делились своими мыслями и интересными нахождениями на общих встречах и в процессе работы семи Круглых столов, которые были посвящены следующим темам: «Детям Света нужны учителя Света», «Свет приносящий, освети храмину мою», «Светоносное воспитание детей в семье», «Светоносное управление образованием», «К Свету ведущие пути», «Педагогический процесс есть процесс дарения Света», «Искусство творения искорки знания». Центральной нитью всех круглых столов проходила мысль: для того, чтобы помочь, научить, дать Свет, необходимо измениться самому учителю и меняться, расти всегда. Педагоги рассказывали, как их мечта об успехах детей создавала удивительный мир образования и давала силы подниматься духовно. Прозвучали выступления в уже ставших традиционными рубриках «Как светлый ангел побеждает» и «Есть идея». Заключила первый день Педагогических Чтений общая встреча, на которой были заслушаны лучшие сообщения с Круглых столов.

10 января Педагогические Чтения подарили участникам шестнадцать мастер-классов. Опишем некоторые из тех, которые нам удалось посетить. Мастер-класс Т.Л. Павловой из г. Новосибирска назывался «Дневник учителя – путь к педагогическому искусству». В своем выступлении докладчик не только познакомила с историей возникновения дневников, начиная с Адольфа Дистервега, учителя немецких учителей, но и показала разнообразные функции, которые выполняют дневники. Например, коммуникативно-творческая, исследовательская, терапевтическая, самообразовательная. Татьяна Леонидовна обратила внимание на значение дневника как инструмента самопознания и самореализации, остановившись на необходимых условиях, которые надо соблюдать при его ведении. Это доверительное общение с собой, правда про себя, очищение себя. В дневнике всегда находит отражение триединство: поиск (цель), анализ (действие), оценка себя. Ссылаясь на дневниковые записи педагогов-классиков К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого и других, Т.Л. Павлова показала, что на современном этапе в западных странах проводятся серьезные исследования по созданию проекта «Ведение дневника».

Когда-то М.М. Пришвин сказал: «Дневник есть свидетельство души о Вечном». Ведение дневника – это путь к педагогическому самосовершенствованию. В настоящее время дневниковые записи входят в жизнь педагога не только как форма собственного совершенствования, но и как форма подготовки к профессиональной деятельности студентов. Кроме этого, педагоги-новаторы используют элементы подготовки к ведению дневниковых записей с начальных классов в школе.

В.А. Сухомлинский дал еще одну характеристику дневнику. Он сказал, что дневник – это оттачивание речевого мужества.

Мастер-класс Х.З. Султановой (г. Грозный) носил название «Не уставайте делать добро». В своем выступлении докладчик говорила о том, что добро надо делать сейчас, не откладывая, не теряя ни минуты, так как завтра может быть поздно. Халимат Зелимхановна – учитель русского языка в Чечне. В ее классе дети с трудной судьбой, у многих нет родителей, они истосковались по обычным семейным мирным радостям – по материнской и отцовской ласке, по вкусной еде, по человеческому участию и теплу. Приведем небольшой эпизод из жизни ее класса. Однажды, когда дети писали сочинение на тему «Моя заветная мечта», Х.З. Султанову поразило сочинение одного мальчика. Он написал, что его заветная мечта – чтобы у одной одинокой бабушки из деревни (вся семья этой старой женщины погибла) появился свой дом. Халимат Зелимхановна показала сочинение мальчика жителям деревни, и по ее просьбе общими усилиями в один день был построен дом для одинокой женщины. Ученик, узнав об этом, был очень счастлив. Сколько Красоты, Мужества, Света в этом желании ребенка, в этом действии взрослых!

«Я вновь окунулась в море любви и Света», – сказала одна из участниц мастер-класса «Восходящее солнце Сухомлинского». Этот мастер-класс подготовила творческая группа с Украины: Н.А. Салиенко, Э.Б. Михайлов, В.Ф. Бак. Они сняли фильм о Василии Александровиче и рассказали о своей работе над ним.

«Море Света – это наша Школа», – так назывался мастер-класс педагогов из Клайпеды, показавших театрализованное представление, в котором демонстрировалось действие методов авторитарной и гуманной педагогики. Все, кто побывали на представлении, увидели и почувствовали, что, действительно, школа эта – Море света и любви! В школе работает коллектив учителей Света, который возглавляет ее директор, рыцарь Гуманной Педагогики И.П. Наркявичене. Здесь существует театр, в постановках которого принимают участие педагоги, дети, родители. Это создает особую атмосферу творчества, доверия, ответственности.

Очень значимым был мастер-класс В.Г. Акимовой «Начало, знающее бесконечность». Вера Георгиевна руководит театром светомузыки в Московской школе № 906. Занятия в театре помогают настроить внутренний мир ребенка на более высокую ноту. Дети рисуют, слушая музыку, и сами создают театральные композиции. Лейтмотивом всех занятий являются слова китайской пословицы: «Услышу – забуду, увижу – запомню, сделаю – пойму». Творческой реализации каждого ребенка помогает создание такого пространства учителем, в котором он сравнивает себя не с другими, а только с самим собой.

Каждый мастер-класс, из упомянутых и не упомянутых в этой статье, подарил участникам искорку Света, чему-то научил, что-то помог понять.

В этом году Педагогические Чтения обогатились новой рубрикой: «Персона в Гуманной педагогике». В этой рубрике было две встречи: одна – с Д.Д. Зуевым, главным редактором Антологии Гуманной Педагогики, Рыцарем Гуманной Педагогики, другая – с Д.М. Маллаевым, ректором Дагестанского государственного университета, доктором педагогических наук, профессором. Встречи проходили одновременно, нам удалось побывать только на одной.

Дмитрий Дмитриевич Зуев - воплощение силы и огня. Он убежден, что горение должно непременно быть в душе каждого учителя. Если нет этого горения – нет учителя. Дмитрий Дмитриевич рассказал о своей судьбе, о том, как складывалось его мировоззрение: огромное влияние оказали бабушка, комсомол и компартия. Бабушка его учила каждый вечер встать мысленно перед Богом и рассказать Ему, что сделал хорошего за прожитый день и что плохого. С годами стало привычкой давать ответ на эти вопросы. Комсомол и компартия научили вкладывать весь огонь своей души в то, что делаешь. Д.Д. Зуев подчеркнул, что очень серьезно надо думать о том, как вырастить настоящего светоносного учителя. Какую огромную роль в этом играет знание своих корней, своих предков.

Не первый раз уже на Педагогических чтениях выступает П.П. Гаряев, доктор биологических наук, академик РАМТН и РАЕН, президент Института квантовой генетики, научный директор Wave Gtnttics Inc (Канада, Москва). И каждый раз удивляют, восхищают те выводы, к которым приходят сотрудники его группы в результате своей работы. Петр Петрович говорил о силе слова, об ответственности человека за то, что от него исходит. Подробно материал его доклада будет опубликован в журнале «Культура и время».

В третий, заключительный день Педагогических Чтений состоялась церемония награждения лучших из лучших. В этом году вновь вручались знаки с присвоением звания Рыцарей Гуманной Педагогики. Шло награждение и другими знаками отличия. Ш.А. Амонашвили была вручена медаль имени Юрия Гагарина. Ее вручила вице-президент МЦР, военный летчик-испытатель первого класса, Герой Социалистического Труда Марина Лаврентьевна Попович. К.Ш. Мансурова, руководитель общественного движения «Родительская забота», рассказала об утверждении движением знака отличия лучших родителей «Сердце и Роза» (на фоне большого сердца – маленькое сердце и роза). Один такой знак был вручен В.Г. Ниорадзе и Ш.А. Амонашвили, другой – семье Алексеенко из Прибалтики, третий – семье Андрало из Белоруссии.

В заключительном, напутственном слове IX Педагогических Чтений Шалва Александрович Амонашвили сообщил тему следующих, десятых Педагогических Чтений - «Как любить детей» и дал учителям домашнее задание: читать и вникать, постигая всю глубину и мудрость книг великих педагогов: В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Песталоцци. Читать сердцем, стараясь применять постигаемую мудрость в своей жизни.

Закончились IX Педагогические Чтения. Мы разъезжаемся по разным городам и странам. Разъезжаемся, наполненные Светом этих трех дней. Столько нужно обдумать, прочувствовать, выполнить… И донести. В сознании звучат аксиомы Гуманной Педагогики:

Любовь воспитывается любовью.

Доброта воспитывается добротой.

Честность воспитывается честностью.

Духовность воспитывается духовностью.

Нравственность воспитывается нравственностью.

Нам всем есть над чем трудиться, и сознание этого наполняет душу Великой Ответственностью и Радостью.

Е.Я. Зарипова, Л.И. Феоктистова, Т.Я. Агафонова, г. Кемерово.

Л.Г. Пукалова, г. Березовский.

Фото из архива МЦР

На фото: Академик Ш.А. Амонашвили приветствует участников IX Международных педагогических Чтений. Москва, 9 января 2010 года

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса открыт форум по Рериховской тематике. Для желающих ознакомиться с новостями и принять участие в обсуждении актуальных вопросов - вход здесь>>>

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса      

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz