Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский Анжеро-Судженск Юрга Форум

                                                       Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"

Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» № 2 (75) от 12 мая 2010 года   

Пакт Рериха Пакт Рериха  Историческое значение Пакта Рериха Пакт Рериха Пакт Рериха

15 апреля исполнилось 75 лет со дня подписания в Вашингтоне представителями США и 20 стран Латинской Америки «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который больше известен как Пакт Рериха. Выдающийся русский художник Николай Константинович Рерих выступил инициатором идеи об охране памятников мировой культуры особым договором государств как достояния всего человечества.Н.К. Рерих. Мадонна Защитница. 1931

Сам Рерих писал, что идея об охране памятников культуры родилась у него еще в 1903 году, когда он, путешествуя по древним городам России, увидел, как разрушаются временем, без заботы о них человека, памятники древнерусской архитектуры. Именно в те годы у художника оформилась мысль «о нужности особого охранения святынь народных». Одним из первых в различных обществах и собраниях он поднял вопрос о неотложной необходимости спасения национального достояния России «не ради музейного воскрешения старины», но ради сохранения исторической памяти народа. Н.К. Рерих был главным организатором Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины в России и входил в Совет этого Общества. Во время первой мировой войны в 1915 году он обратился к императору Николаю II и к Верховному главнокомандующему – Великому князю Николаю Николаевичу с докладом, в котором указал на необходимость принять государственные меры по охране культурных сокровищ. И хотя его предложение, по словам самого Николая Константиновича, встретило понимание со стороны высочайших особ, дальнейший ход событий не позволил реализовать эти замыслы. В том же 1915 году Рерих знакомится с Максимом Горьким, и это знакомство переросло в сотрудничество по сохранению памятников культуры, которое особенно активно развернулось после Февральской революции. «Призывы к охранению культуры одинаково неотменны при любых правлениях», - считал Рерих. Уже в марте 1917 года была организована Комиссия по делам искусства во главе с Максимом Горьким. Его заместителями стали Николай Рерих и Александр Бенуа. В газете Совета рабочих и солдатских депутатов «Известия» было опубликовано «Воззвание» этой Комиссии к гражданам республики, призывающее охранить памятники архитектуры и искусства. Вскоре, в силу обстоятельств, Рерих оказался за рубежом. Пакт Рериха Пакт Рериха

В 1929 году, вернувшись из Центрально-Азиатской экспедиции, он обратился с просьбой подготовить проект «Международного Договора по охране Художественных и Научных Учреждений, Миссий и Коллекций» к доктору международного права и политических наук Парижского университета Георгию Шкляверу и профессору, члену Международного Гаагского суда Альберту Жоффр де Ла Праделю. В этом же 1929 году подготовленный договор был опубликован в прессе вместе с обращением Н.К. Рериха к правительствам и народам всех стран. В Нью-Йорке, Париже и бельгийском городе Брюгге были учреждены постоянные комитеты Пакта. В 1930 году проект Пакта был разослан в правительственные, научные, культурные и образовательные учреждения многих стран мира. Одобренный Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, он был передан на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества[1]. В мировой печати появилось много статей самого Рериха, где говорилось о неотложной необходимости подписания этого Договора в условиях надвигающейся войны. Он часто приводил слова Петра I - «Промедление смерти подобно», как наиболее подходящие к сложившемуся положению в мире. Николай Константинович предлагал объявить старинные города, где находится больше всего памятников культуры, неприкосновенными городами-музеями и вывести из них все войска и военную технику. Находились люди, которые писали ему: не лучше ли призывать к разоружению и к миру, вместо того, чтобы призывать спасать памятники культуры во время войны? Рерих отвечал так: «Были голоса, замечавшие, что зачем мыслить об охранении, когда проще, казалось бы, вообще прекратить войну. Но в то же самое время, когда такие голоса были слышимы, уже новые сокровища человечества разрушались и земля покрывалась новыми стыдными знаками. <…> Но одно телесное разоружение не поможет. Нужно разоружиться в сердце и в духе. <…> Ведь сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество»[2]. Пакт Рериха Пакт Рериха

Первая международная конференция, посвященная Пакту Рериха, прошла в городе Брюгге в сентябре 1931 года под председательством члена Королевской Комиссии по охране памятников Бельгии Камилла Тюльпинка. Во время проведения этой конференции Знамя Мира - символ Пакта, предложенный Рерихом, было освящено в Соборе Святой Крови – древнейшей святыне города Брюгге. Вскоре после конференции, на которой был принят план дальнейших действий по Пакту, Тюльпинк предложил сделать город Брюгге центром распространения идей Знамени Мира. В августе 1932 года в этом же городе прошла вторая конференция. Решающим для движения Знамени Мира стал 1933 год, когда в Вашингтоне на Третьей международной конференции представители 36 стран подготовили рекомендацию о подписании Пакта правительствам всех государств мира. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне Пакт был подписан США и 20 государствами Латинской Америки. Статьями договора предусматривалось, что в дальнейшем к этим странам могут присоединяться и другие страны или регионы и ратифицировать Пакт. Но до начала Второй мировой войны ни одной из европейских стран Договор так и не был подписан. А ведь именно на их территории и разыгрались главные военные события. Перед войной Николай Константинович писал, что неважно, сколько стран подписало Пакт, важно, скольким сердцам эта идея охраны Культуры оказалась близка. «Мы говорили, - писал он, - об обороне всего ценного для прогресса человечества. <…> Мы звали не обложится мешками с песком, но противопоставить (разрушению – А.Комлева) мощь мысли о культуре, которая должна предотвратить непозволительные разрушения»[3]. Рерих считал важным, что мысль о сохранении культурных сокровищ распространяется все шире и шире по всему свету. Пакт Рериха Пакт Рериха

Война, истребившая миллионы жизней, превратившая в руины памятники архитектуры, музеи, библиотеки и художественные галереи, преподала человечеству еще один трагический урок, что дало повод некоторым скептикам говорить о Пакте Рериха как о Пакте «утраченных иллюзий» и «неиспользованных возможностей». Но Елена Ивановна Рерих писала о том, что дело подписания Пакта заложило новую эволюционную ступень в истории человечества. Пакт Рериха Пакт Рериха

В чем же заключается значение Пакта о защите культурных ценностей как эволюционного действия, такого действия, которое повлияло на ход истории? И какое значение имеет это действие для нашей страны? Пакт Рериха Пакт Рериха

Николаем Константиновичем Рерихом с 1929 по 1935 годы была проделана титаническая работа по привлечению внимания мировой общественности к идее охраны памятников Культуры. Идею Пакта поддержали многие крупнейшие политические и духовные лидеры того времени – Папа римский, президент США Рузвельт, президент Чехословакии Масарик, Король Югославии Александр, король Бельгии Альберт, индийский писатель, поэт и общественный деятель Рабиндранат Тагор, физик Альберт Эйнштейн, всемирно известные писатели Бернард Шоу, Герберт Уэллс (Герберт Уэллс был главой Комитета Пакта в Англии), Ромен Роллан, Томас Манн и многие, многие другие видные ученые, писатели и общественные деятели. С некоторыми из них Рерих был знаком лично и состоял в переписке. По инициативе Рериха были созданы по всему миру многочисленные общественно-культурные организации, которые содействовали продвижению идей Пакта в жизнь. В послании Русскому Комитету Пакта Рериха в Харбине сам Рерих писал: «Представляю при сем список 86 учреждений и обществ Музея Рериха и аффилированных с нашей деятельностью. Хотя Общества наши преследуют различные культурно-просветительные цели, но, конечно, идея Пакта всем им одинаково ценна, и потому каждое из этих учреждений в своей сфере вносит посильный труд и в этом направлении»[4]. В печати публиковались протесты этих комитетов и организаций против разрушений памятников культуры, в том числе и в России. Были заявлены протесты против разрушения Симонова монастыря, Спаса на Бору, Храма Христа Спасителя и других памятников древнерусской архитектуры. 1935 год, год подписания Пакта Рериха, совпал в истории России с окончательным приходом к власти невежественной группы людей, которые начали планомерные репрессии против культурного слоя общества с призывов к разрушению «поповского» наследия – храмов и монастырей и к уничтожению «буржуазной» и «царской» культуры, на смену которой должна прийти культура победившего пролетариата. Еще в 1934 году Николай Константинович писал: «Если с одной стороны будут призывы к разрушению храмов, музеев и всех культурных сокровищ; если темная рать будет призывать к разрушению всех Рафаэлей, то насколько сильнее и звонче должны звучать голоса, понимающие, что лишь духовными ценностями будет живо человечество»[5]. Он неоднократно писал и говорил о том, что мировое общественное мнение может быть убедительной силой в противостоянии всем разрушениям и вандализмам, направленным против культуры. В проекте Пакта, который был напечатан в мировой прессе, есть статьи III и IV, в которых говорится, что для защиты памятников культуры, которые являются достоянием всего человечества, а не одной только нации, страны, подписавшие Договор, имеют право обращаться в Международный Суд для применения к стране-нарушительнице санкций и вынесения приговоров. США, возглавившие список стран, подписавших Договор, были в 1930-е годы самой авторитетной страной мира. И надо, наверное, нам всем признать, что именно сформированному Н.К. Рерихом мировому общественному мнению о защите памятников культуры мы обязаны тем, что основное культурное наследие России в 1930-х годах, несмотря на все чудовищные потери, было сохранено. Наше правительство все-таки заботилось о сохранении имиджа передовой страны и опасалось идти на открытый конфликт с мировой общественностью. Пакт Рериха Пакт Рериха

С Россией Рерих связывал и свои надежды на спасение во время войны мирового культурного наследия. В первые дни войны он пишет несколько статей, обращений к русскому народу, пишет как будто в никуда, в пространство, так как статьи эти до России не доходили. В статье 1941 года «Сберегите» он писал: «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры. <…> На Руси сейчас проявляются народные герои. Они будут всегда помнить, что истинный герой есть и защитник Культуры. Ни Суворов, ни Кутузов не допускали варварских разрушений. Велико светлое будущее народа русского, всепобедного!»[6]. И русским народом эти его мысленные призывы были услышаны. Если мы вспомним, что вся деятельность семьи Рерихов, в том числе и деятельность, связанная с Пактом об охране культурных ценностей, основана на идеях Живой Этики, где говорится, что мощь мысли и мощь сердца – главные рычаги переустройства жизни, то нами будет понято главное в Пакте Рериха. Пакт - это не просто документ, подписанный на бумаге представителями нескольких государств, это мобилизация мыслей, чувств и духа земного человечества на самое главное, на защиту культурного наследия, которое во время войны могло быть полностью уничтожено. Сейчас ученые пишут, что ничто так быстро не восстанавливается, как биологическая жизнь. Но разрушенные памятники культуры не восстановимы. Рерих считал Культуру главным устоем жизни и сердцем цивилизации. Если даже разрушится цивилизация, но сохранится Культура - душа и сердце народа, цивилизация, «тело» сможет вновь подняться, но если погибнет Культура - разрушение цивилизации неизбежно: не на чем будет воспитывать молодое поколение. Все, что писал Рерих перед войной, так или иначе посвящено Культуре, он постоянно твердил – Культура, Культура, Культура! В книге Живой Этики «Беспредельность», записанной Еленой Ивановной Рерих в 1930 году, есть такие слова: «Намагничивание человеческих устремлений одно из труднейших условий. <> Цементирование пространства и действие магнита сердца самые огненные основания»[7]. С этой точки зрения Пакт Рериха и вся деятельность по подготовке подписания этого договора может рассматриваться как действие, направленное на цементирование пространства мыслями о защите Культуры. В это действие были вложены не только энергии самих Рерихов, их сподвижников и всех сочувствующих этой идее, а, как было отмечено выше, к этому действию были привлечены величайшие умы того времени. Но в это действие также вложены и энергии Великих Учителей, которые Руководили Рерихами. Символом Пакта стало Знамя Мира, которое в книгах Живой Этики названо Знаменем Иерархии Света или Знаменем Братства Великих Учителей человечества, которые умеют обращаться с тонкими энергиями и в совершенстве владеют огненной мыслью, постоянно направляя ее на благо человечества и эволюции планеты. И когда-нибудь Пакт Рериха войдет во все учебники истории как первый запечатленный акт сотрудничества земного человечества и Иерархии Света, как манифестация этого сотрудничества. Как мы узнаем из книг Живой Этики, сотрудничество это не может быть ни в сфере политики, ни в сфере экономики, оно возможно лишь в поле Культуры - в сфере духа и сфере мысли. «Культура, – писал Рерих в одном из своих очерков, - есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией эволюции»[8].

Еще в начале ХХ века К.Э. Циолковский писал, что человечество вступает в космическую эру и ближайшими задачами будет не только построение ракет для выхода в Космос, но и изучение, как он говорил, «телепатического» поля, или поля мысли. В том, что оно существует, он был глубоко убежден, так как сам постоянно с ним взаимодействовал. Пакт Рериха Пакт Рериха

Существует фонограмма речи Н.К. Рериха, записанная в 1929 году в одной из радиостудий Нью-Йорка. В ней он говорит: «Космический луч Миликена, теория относительности Эйнштейна, Термен, музыка из эфира, принимаются в Азии как знаки эволюции человеческого сознания, подтвержденные ведическими и буддийскими традициями и учениями Шамбалы. В соответствии с этими древними учениями 40-е годы нашего века рассматриваются как эпоха космической энергии и расширенного сознания»[9].

В.И. Вернадский, писавший о ноосфере, сфере Разума, считал, что взаимодействие с ней возможно при подъемах духа человека. У русского народа этот подъем духа был. Елена Ивановна Рерих, когда писала, что в сороковых годах «засияет наша Родина как чертог небывалый», имела в виду как раз этот величайший подъем духа русского народа, который встал на защиту не только своей Родины, но и своей национальной Культуры. Пакт Рериха Пакт Рериха

Знаменательна запись, сделанная В.И. Вернадским в своем дневнике в первые дни войны 26 августа 1941 года. «Сегодня я ярко чувствую, - пишет он, - «мировой» стихийный процесс – зарождение в буре и грозе ноосферы <…> Чем больше вдумываюсь, тем яснее для меня становится впечатление, что немцы рухнут <…> Демократия – свобода мысли и свобода веры, которым я лично придаю не меньшее значение, но которая как будто сейчас – может быть, временно исторически – теряет свою силу в духовной жизни человечества»[10].

Н.В. Гоголь еще в середине XIX века в своей работе «Светлое воскресение» писал, что при всем несовершенстве русской жизни, а порой и откровенной низости и мерзости, он все-таки верит, что если где и произойдет воскрешение духа, так это в России. «И твердо говорит мне это душа моя, - пишет он, - и это не мысль, выдуманная в голове. Такие мысли не выдумываются. Внушеньем Божьим порождаются они разом в сердцах многих людей, друг друга не видавших, живущих на разных концах земли, и в одно время, как бы из одних уст, изглашаются»[11]. Елена Ивановна Рерих писала, что русское сердце способно на подъем духа, на подвиг, потому что это сердце не окаменело. И именно через сердце, сказано в Живой Этике, сознание человека соединяется с сознанием Иерархии Света, то есть с Высшим Разумом Вселенной. Пакт Рериха Пакт Рериха

Н.К. Рерих в статье «Могуча Русь» от 24 декабря 1941 года пишет: «Московское радио говорит об охране Культуры, о наследии Толстого и Чайковского, о народных святынях. ТАСС распространяет такие ценные заветы по всем областным газетам. Радиоволны разнесут слова об обороне Культуры не только по газетам, но и в разные бытовые уголки, где нелишни напоминания о Культурных ценностях. <…> Благо, если и среди тяжких испытаний русский народ будет помнить о Культуре, будет чтить все великое сокровище, внесенное русскими людьми в Мировую Культуру»[12].

О том, что русский народ, может быть, в большей степени, чем другие народы, воспринял идею охраны сокровищ Культуры и многое защитил и охранил во время войны, есть много исторических свидетельств и фактов. Мы знаем, как эвакуировались в тыл и сберегались там коллекции музеев, фонды библиотек. Сохранялись, иногда ценой жизни, материалы научных исследований. После войны и в 60-е, 70-е годы много было кинофильмов и книг, посвященных спасению культурных ценностей советскими солдатами не только в России, но и на территории Европы. Например, предотвращение взрыва города Кракова, спасение картин, награбленных гитлеровцами в музеях Европы, от затопления в туннеле в Германии и многое другое. Английские союзники СССР, разбомбившие город Дрезден с его знаменитой картинной галереей, обвиняли, и до сих пор обвиняют советское командование, что советские войска медленно наступали, что если бы была применена их тактика – бомбежка городов, то Берлин был бы взят советскими войсками еще в феврале 1945 года. Советские войска, действительно, наступали медленно, городов не бомбили, воевали с войсками, а не с мирным населением. Русские чувствовали себя освободителями, а не разрушителями. Когда советские войска встретились с американскими войсками на Эльбе, военный корреспондент Энди Руни так писал о русских солдатах: «Они такие же простые и веселые, как американцы. Только это как бы американские солдаты, помноженные на два»[13]. Этот человек, американец, почувствовал какую-то «внутреннюю величину» в русском солдате. Пакт Рериха Пакт Рериха

9 мая наша страна отметила 65-тилетний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Эти два юбилея – юбилей Победы и юбилей Пакта Рериха на самом деле имеют между собой очень прочную глубинную связь, которая пока историками не признается и в ближайшем будущем, наверное, не будет признана. Но мыслящими людьми, подходящим к изучению вопроса без предубеждения, эта связь может быть обнаружена. И в юбилейные дни об этом надо сказать. Н.К. Рерих часто писал об «истории, которая совершается помимо историков». Люди замечают события, которые являются следствием, и не замечают событий, которые действительно повлияли на ход истории. Пакт Рериха Пакт Рериха

В книге «Надземное» сказано: «…люди избегают заглянуть в сущность событий и довольствуются немногими показаниями по окружности. Можно представить, как изменилось бы изложение истории, если бы открылись все истинные причины и побуждения. Прежде всего выдвинулись бы неожиданные деятели, о которых человечество и не подозревает. На месте царей и правителей Мы увидели бы лиц, оставленных в тени.<…> Можно иногда заметить, что целая страна или отдельные люди находятся под осуждением всего мира, и тем не менее, оттуда рождается самое блестящее достижение. Никто не подумает, что поверх земных соображений нечто повернуло течение событий. <…> Но если люди захотят проникнуть внимательно в сущность событий, они убедятся, что Наша рука действует близко. Пусть люди изучают лиц, стоящих около событий, пусть поймут, что так называемые правители часто лишь символы, но решения происходят вне их понимания»[14].

Во Второй мировой войне русский народ не только победил фашизм и отстоял целостность своей страны и свою культуру, но он продемонстрировал всему миру победу духа над гитлеровской машиной разрушения и уничтожения, машиной, хорошо организованной, хорошо технически оснащенной, хорошо профинансированной мировым банковским капиталом. И именно об этой победе, победе духа, писала Елена Ивановна Рерих еще в 1942 году как о новой построенной эволюционной ступени человечества. Ступень – это то, на что можно опереться, от чего можно оттолкнуться для дальнейшего восхождения. Весь мир и наша страна многое потеряли в этой войне, но с тем, что осталось, можно было жить дальше, и можно было строить и растить детей. Одно из значений Знамени Мира - прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности - говорит о культурной преемственности как об основе построения жизни. И Пакт Рериха символизирует то действие, которое было предпринято в критические дни ХХ века для того, чтобы эта культурная преемственность не прервалась.

В одном из своих очерков Рерих писал: «Прошлое наполнено ужасающими и непоправимыми разрушениями. Мы видим, что не только во время войны, но и при всех прочих заблуждениях сокровища человеческого гения беспощадно разрушались. <…> Мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути Культуры, но тем заботливее мы должны охранять доступы, к ней ведущие. Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения традиции культуры <…> Там, где Культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета Культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой Культуры»[15]. Если сопоставить этапы развития, указанные Рерихом, с историей нашей страны, той «новой страны», которая образовалась после 1917 года, то мы, наверное, вышли из невежества к всеобщей грамотности и пытаемся строить цивилизацию. Рерих считал, что строиться она должна на основе Культуры. Культура - это совокупность представлений людей о мироздании, приобретенных от взаимодействия с материальными памятниками Культуры – литературой, музыкой, предметами искусства, научными трудами предшествующих поколений. Иными словами – материальные памятники Культуры являются теми аккумуляторами духовной энергии, используя которые человечество продвигается по пути эволюции. Уровнем взаимодействия с духовным полем Культуры определяется уровень сознания строителей цивилизации. Культура это основа, стержень цивилизации и, если такой основы нет или она не признается за основу, то любые попытки выстроить бездуховную цивилизацию, какой бы технически оснащенной и материально обеспеченной она ни была, неизбежно приводят к кризисам, топтанию на месте и, в конце концов, к разрушению. Пакт Рериха Пакт Рериха

Николай Константинович Рерих писал: «Ведь без преувеличения, сокровища Культуры являются оплотом народа. Все строительство, все просвещение, все духовное вдохновение, вся радость и спасение нарождаются на основе Культурных ценностей. Сперва опознаем и сбережем Культуру, а затем и сами банкноты страны станут привлекательными. По бесчисленным путям сообщения устремится творчество во всем его благородном разнообразии»[16]. Вот в этом «опознании» Культуры как основы жизни и заключается главная задача нашего века. У каждого века эти задачи свои. Если в ХХ веке надо было в условиях революций, войн, тоталитарного режима физически отстоять страну и сохранить культурное наследие, то в ХХI веке предстоит решить целый комплекс задач, и главным направлением будет – развитие науки. Но, прежде всего, нам надо научиться использовать то, что сохранили для нас наши деды и отцы, матери и бабушки. Современное положение в стране и в мире говорит о том, что мы еще не научились этого делать. Можно, оказывается, иметь книги, картины, музеи и оставаться дикарями. Для человеческого сознания то, на что оно не обращено - не существует. Многие обвиняют в падении культуры в обществе правительство. Но правительство не будет за каждого из нас читать книги, слушать музыку, думать, воспитывать наших детей на традициях Культуры. Оно может издать указ, но Культуру приказать невозможно. В сознании большинства людей Культура остается надстройкой над экономикой, развлечением, которому можно посвятить остаток свободного времени, если оно найдется, а его часто не находится. Если в ХХ веке страна могла потерять культурное наследие, то сейчас опасность заключается в том, что может быть потерян человек, носитель и продолжатель Культуры. И, как будто отвечая на вопрос - что делать в этой ситуации? Рерих пишет: «С одной стороны, насаждая всюду Знамя Мира, мы будем, способствуя миру, вообще уменьшать само физическое поле войны. С другой стороны, вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества. Для дела, полезного Миру и Культуре, вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал»[17].

Исчерпал ли свое историческое значение Пакт Рериха? Со всей определенностью можно сказать – нет. Мир находится только в начале развертывания и осознания идей о важности Культуры в построении всей жизни. И Пакт Рериха, оставаясь открытым для присоединения всех, заботящихся о Культуре, служит напоминанием для всех нас, что Культура, как самое священное сокровище, должна быть защищаема и охраняема во все времена, потому что это единственный двигатель на пути эволюции и единственный якорь, который удерживает человечество от сползания в бездну. Пакт Рериха Пакт Рериха

А.П. Комлева, г. Новокузнецк

На фото: Н.К. Рерих. Мадонна Защитница. 1931

Примечания:

[1] Музей имени Н.К. Рериха. Путеводитель. М.: МЦР, 2006. С. 324–330.

[2] Знамя Мира. М.: МЦР, 1995. С. 88-90.

[3] Там же. С. 158.

[4] Там же. С. 95.

[5] Там же. С. 99.

[6] Рерих Н.К. Листы дневника: в 3 т. Т. 2. М.: МЦР, 1995. С. 469.

[7] Беспредельность, 223.

[8] Цит. по: Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры // Защитим Культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. М.: МЦР,1995. С. 79.

[9] Защитим Культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. М.,1995. С. 6.

[10] Духовный Свет в жизни учителя. Донецк, 2009. С. 87.

[11] Там же. С. 34.

[12] Рерих Н.К. Листы дневника: в 3 т. Т. 2. М., 1995. С. 470-471.

[13] Лебедев Николай, Павлюткина Ирина. От Волги до Эльбы // Литературная газета. № 6-7. 17-23февраля 2010 г. С. 10.

[14] Надземное, 263.

[15] Рерих Н.К.Знамя Мира // Николай Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 73-74.

[16] Знамя Мира. М., 1995. С. 120.

[17] Там же. С. 83.

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса открыт форум по Рериховской тематике. Для желающих ознакомиться с новостями и принять участие в обсуждении актуальных вопросов - вход здесь>>>

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса      

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz