Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский Анжеро-Судженск Юрга Форум

                                                       Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"

Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» № 2 (75) от 12 мая 2010 года 

Огненный Зороастр

«Можете также включить в Книгу Жизней Владыки Огненного Зороастра»

Е.И. Рерих. Письма в Америку

Алексей Леонов. ЗороастрЗа все время существования человечества на Земле были известны только четыре мировые религии – зороастризм, буддизм, христианство и мусульманство. Название «мировые» они получили за свое распространение на огромных территориях, невзирая на национальные и государственные границы. Самой древней из них был зороастризм, основанный древнеиранским пророком Заратуштрой, которого древние греки называли Зороастром, что означает «живая звезда». Зороастр и огонь Зороастр и огонь

О Зороастре известно очень мало. В предании говорится, что он родился в Персии, которая простиралась в VII – VI вв. до н. э. от берегов Тигра до Инда. Еще задолго до рождения пророка на этих землях поселились племена скотоводов. Эти люди были арийцами. Они пришли из Индии. Семья, в которой родился Зороастр, жила в Мидии. Отец, отличавшийся свободным духом, был подданным царя. Он занимался земледелием, разводил лошадей и рогатый скот. Мать Дукхда также происходила из знатного рода. Еще задолго до того как Дукхда встретилась с отцом Зороастра, она получила откровение от Бога. Бог сказал ей, что она родит Божественного ребенка и должна стать ему нежной матерью. Примерно в то же время будущий отец Зороастра также имел подобное откровение от Бога. Таким образом, когда они встретились и поженились, оба знали, что один из их детей будет рожден от Духа Бога. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

В предании говорится, что когда Зороастр появился на свет, вся местность засияла удивительным светом и вся природа вокруг как будто расцвела. Люди чувствовали себя удивительно счастливыми, а появившийся на свет младенец весело смеялся, приветствуя тем самым мир, в который он пришел. В небе в момент рождения Зороастра появилась новая огненная звезда. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Детство Зороастра сопровождалось не только чудесными знамениями, но и, согласно легендам, многочисленными нападками духов тьмы – демонов, которые, предчувствуя грозящую им гибель и поражение, не раз пытались погубить будущего пророка.

Эпоха, в которую жил Зороастр, была эпохой войн и раздоров. Жители мидийских племен находились под влиянием священников, которые проповедовали многобожие. Религия эта давно устарела и не могла изменить сердца и души людей в лучшую сторону. Природные стихии считали гневом Богов, и люди чтобы, как-то успокоить их, приносили им кровавые жертвы. Была широко распространена магия. Маги использовали силу заклинаний и сопутствующие обрядовые действия для нанесения вреда врагам. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Уже в детские годы Зороастр отличался от своих сверстников удивительной добротой и благородством. Он стал задумываться над серьезными вопросами и не успокаивался, пока не находил ответов на них. Его отталкивали глупые верования, которые священники внушали народу. Он не понимал смысла многих традиций и обрядов, таких как кровавые жертвоприношения или употребление наркотического напитка Аомы. Сердце подсказывало, что есть другие, лучшие пути, которые могут сделать людей счастливыми. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

В двенадцать лет Зороастр свободно обсуждал со взрослыми многие религиозные, политические и экономические вопросы, поражая всех своими необыкновенными познаниями и умением размышлять. Именно в это время он начал получать первые Откровения Бога. Часто он видел себя в окружении светящихся Ангелов, которые передавали ему таинственные знания от Бога. И тогда маленький Зороастр стал глубоко задумываться о Величии и Всепроникающей Любви Ахура-Маздры и Его доброте. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Ахура-Мазда и другие духовные существа наполнили мальчика Божественным знанием и мудростью. И с того момента Зороастр стал мечтать о наступлении дня, когда сердца всех других людей смогут стать такими же счастливыми и просветленными, как его сердце.

В двадцать лет он ушел в горы для молитв и размышлений. Он чувствовал, что пришло время, когда Бог должен научить его как поступать дальше. В горах он жил в пещере, питался лишь сыром, ягодами и плодами. Большую часть времени посвящал молитвам. Нередко он заходил в горные селенья и лечил травами больных людей, стараясь сделать все, чтобы облегчить жизнь бедных и немощных. Время от времени он возвращался к себе домой, чтобы помочь семье. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Однажды весной, когда Зороастру было 30 лет, во время молитвы он неожиданно услышал Божественный Голос. Перед ним возник Ангел. Он был очень высоким, намного больше человека, и сиял удивительным светом. Ангел спросил у Зороастра, чего он хочет. «Я ищу добра и справедливости», - ответил Зороастр. Тогда Ангел призвал других Светящихся Ангелов, и все они окружили Зороастра так, что он перестал видеть собственную тень из-за яркого свечения. Затем он услышал голос Ахура-Мазды. И Зороастр обратился к нему: «О, Ахура-Мазда, как молиться мне. Если молитву свою я хочу посвятить только Тебе, Великому Возвышенному? Я хотел бы знать свою цель и свое земное назначение. Какую весть должен я провозгласить людям? Как мне поведать людям о Тебе так, чтобы речь моя взволновала их души?» Великий Ахура-Мазда ответил на все вопросы Зороастра и он понял, что ему надо делать дальше: перед ним открылось прекрасное будущее с новыми божественными знаниями, которые он должен принести людям. Семь раз Зороастр Н.К. Рерих. Зороастр. 1931беседовал с Богом, задавал ему самые разнообразные вопросы, пока не получил полной уверенности в своей миссии.

После этого Зороастр спустился с гор к людям. Люди были поражены увиденным зрелищем: горы позади идущего Зороастра как будто полыхали огнем. И огненное зарево освещало ему путь. В одной руке Зороастр нес горящий факел – символ священного огня, которым он должен будет зажечь сердца и души людей. В другой руке он сжимал кипарисовый посох – символ Божественной Святости и счастья для всех, кто прислушивается к зову Бога. Так Зороастр – Посланник Бога начал свою великую проповедь о Новой Религии Великого Творца Ахура-Мазды. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Зороастру выпала честь принести в мир новую веру – зороастризм. Суть его послания вкратце такова. Существует два мира, данных нам в ощущениях, - мир телесный, вещественный, и мир бестелесных сущностей. Первый мир преходящ, он был сотворен и будет разрушен. Второй – непреходящ, вечен и неуничтожим. Он является причиной и основой всего бытия. Его дотелесные прообразы могут иметь вещественные воплощения, но способны существовать и без них. Телесный, вещественный мир возник, изменяется и развивается в результате соединения двух духов: Святого Духа и Злого Духа. В каждой вещи противоборствуют созидательный добрый Промысел и разрушительный злой Умысел. Телесный мир – великая арена их борьбы, и существует он лишь в состоянии одновременного становления и разрушения. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Зороастр изменил представление людей о богопочитании и молитве. Он убедил соплеменников в том, что для общения с Верховным Богом нужна внутренняя духовная нить, связующая каждого человека с Творцом. Молитва стала погружением в мир бестелесных сущностей, сосредоточенной медитацией. Теперь она – великий труд души, призванной преодолевать множество препятствий и затруднений в земном мире. Только поборов их, можно достигнуть подлинного просветления, душевного и телесного здоровья и долголетия при жизни, а после смерти тела – вечного блаженного бытия души. Освобождение души человека от посмертного наказания за неправильный выбор в земном существовании – это тот краеугольный камень, на котором зиждется все величественное здание его Учения. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Зороастр не установил для своих учеников никаких определенных религиозных богослужений, но предлагал верующим молиться словами по своему выбору. Сам он молился так:

Не ради себя молитва моя –

Ко Всевышнему простираю душу;

Ради служения Огню Правды

Дай все, без чего праведному нельзя!

В Доме песнопения

Богу жизнь отдать готов,

Пусть всеми моими действиями

Правит сам Владыка,

И лишь сам Владыка

Воздаст сполна за мои дела …

 

А пока, здесь, на Земле, путем Духа –

Огня и Правды – поведу людей.

Правда – Дух Огня,

Разве в силах я постичь, понять

Дух Великой Мысли и Тебя,

Хотя я чувствую сердцем путь ко Всевышнему!

 

Господи! Вразуми и наставь,

Да укрепит Огонь Правды мои силы!

Всевышний! Дай Зороастру

Всемогущее слово,

Да поможет Оно одолеть всех злобных недругов

И сердца человеческие склонить к добру…

 

О, Благодетельная Преданность, -

Дочь Всеведущего и сестра Огня! –

Укрепи меня и утверди!

Всевышний, помоги певцу

Сделать всех послушными Твоей Воле!

В основе Зороастризма лежит культ Огня как разумной энергии, управляющей миром. У Н.К. Рериха есть величественная и торжественная картина «Зороастр». На вершине высокой скалы пророк перед заходом солнца выливает из чаши на Землю Огонь жизни. Об этом Огне в книге «Агни Йога» п. 416 читаем: «Конечно, никто не сомневается, что огонь Зороастра есть огонь пространства…» «Учение Зороастра о Божественном Огне, Любви и Красоте и принесло миру утверждение высшего закона», - говориться в книге «Мир Огненный» Ч. З, п. 228. И еще: «Сущность огненного иммунитета была описана Зороастром. Он указывал, что люди из каждой поры кожи могут вызвать огненные лучи, которые поражают всех вредителей. Человек, покрытый бронею защитною, не может получить никакое зараженное явление. Можно усилить это напряжение единением с Иерархией. Так сердце становится как солнце, испепеляющее все микробы» (Мир Огненный. Ч. 1, 17). Зороастр призывал к почитанию Огня как выражению божественной справедливости. Символ Огня прошел через все религии.

Чаша в руке пророка - символ вмещения и накопления знаний. О символе чаши с огнем Н.К. Рерих в книге «Алтай – Гималаи» пишет: «В культах Зороастра изображается чаша с пламенем. Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных щеклях времени Соломона и древнее. В индусских раскопках Эпохи Чандра–гунты Маурьи видим то же самое мощно стилизованное изображение. Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях бодхисатвы держат чашу, процветшую языками огня. Помним чашу жизни друидов. Горела чаша Грааля. Не воображением, но именно делами сплетаются великие Учения всех веков, язык чистого огня». Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Зороастр проповедовал нравственную чистоту и правдивость. Основа этики Зороастра и мощное средство для борьбы со злом в себе и в мире – это добрые мысли, добрые слова и добрые дела. По этому поводу Е.И. Рерих писала: «Все Учения всего Мира постоянно настаивали на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка, как на три основы для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к «богам». Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие Учителя от Первого и до Настоящего».

Учение Зороастра было чуждо всякой религиозной нетерпимости. Зороастр утверждал, что праведным может быть человек каждой религии. Кастовые различия в этом вопросе тоже не играли никакой роли. Спасения может достичь любой человек – не только жрец или аристократ, но и бедняк. Ад изображается не как место жестоких мучений, а как самая худшая жизнь; и небо не как рай суеверного воображения, а как наилучшее состояние духа. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

По учению Зороастра человек, прежде всего обязан трудиться. Труд наряду с молитвой указывается как могучее средство борьбы против зла, как приобщение к огню жизни. Зороастр учил людей, что милосердие, доброе отношение к животным, правильные занятия – земледелие, садоводство и скотоводство – угодны Ахура-Мазде. Деревья, растения, злаки и цветы созданы Богом для умножения жизненной силы Земли. Растительное царство является мощным аккумулятором жизненной силы, и людям очень полезно находиться среди растений. Поэтому и пища, которую должен употреблять человек, если хочет остаться чистым, должна состоять, главным образом, из овощей, плодов и хлеба. Трудовая деятельность человека у него окружена ореолом святости, и он ставит своей задачей воспитать в народе высокое уважение к труду.

Зороастр уделял внимание вопросам воспитания и образования. Он говорил, что детей надо учить, причем не только мальчиков, но и девочек, и даже девочкам, как будущим матерям, нужно давать лучшее воспитание. Зороастр считал, что семейное начало – основа общества. Многочадие благо. «Зороастр высоко ставил женское начало, и в его заветах можно найти замечательные намеки на величие космической любви», - писала Е.И. Рерих.

Зороастр был астрологом. Предсказывал важные события. Он предвещал скорый приход Нового Мира и победу Сил Добра. Также он ввел новый календарь из 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 дней были особыми праздничными днями. Новый год начинался в день весеннего равноденствия. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Зороастр обладал способностью исцелять. Исцелял он Святым Словом, то есть силой святых молитв, а также ритуальным омовением водой и рукоположением. Если это были раны, то он возлагал руки на раны, и раны стягивались, заживлялись, не оставалось даже шрамов.

Учение Зороастра не сразу было воспринято. Современникам Зороастра было трудно перейти к новому способу молитвы и богослужения. Духовные усилия, напряженная работа над собственной душой даются людям тяжело. Долгие годы ушли на то, чтобы разъяснить и довести до сознания людей принесенное им Откровение.

День, когда Зороастр должен был рассказать о своем Учении царю Виштасне, был одним из самых важных событий в жизни Божественного Учителя. Зороастр давно молился о наступлении этого дня – так велико было его желание помочь царю найти духовную истину. В то время мнение царей почиталось очень высоко, поэтому очень многое зависело от их мудрости и характера. Виштасна был хорошим человеком, но за годы своего правления он не смог улучшить жизнь людей в своем царстве. Зороастр был уверен, что царю не достает знаний о Великом Едином Боге - Ахура-Мазде и его божественных законах. Зороастр думал, что если бы царь узнал о Божественном Учении, то наверняка бы стал его последователем. И вот наступил этот торжественный день. Зороастр получил возможность объявить всему царскому двору о своей миссии. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

На Зороастре было длинное белое платье. Он держался очень величественно и достойно. В одной руке пророк нес большой металлический шар, в котором был зажжен огонь. Этот огонь имел символическое значение: он означал пламенную любовь Бога Ахура-Мазды к своим созданиям. В другой руке Зороастр нес кипарисовый посох – символ Божественной Истины и Святости. Учитель сказал: «Каждый человек должен сам выбирать между истиной и ложью. Для этого Бог наградил его разумом. Ахура-Мазда – Великий Бог, создатель всего сущего, сотворил тела людей, а затем вдохнул в них жизнь. Он создал человека для того, чтобы он мог выбирать между добром и злом в своих мыслях, словах и поступках.

Боги, которым вы поклоняетесь, не могут сравниться с Великим Ахура-Маздой. У них нет могущества, необходимого для спасения людей. Только Ахура-Мазда, Бог Любви и Справедливости, может излечить мир от болезней. Если все мужчины и женщины последуют Его Учению, то сердца их станут светлыми, а деяния справедливыми, и все народы будут процветать. Ахура-Мазда сотворил все Свои творения для того, чтобы они постоянно процветали и становились лучше. Это – Его желание Он делает все, чтобы помочь людям осуществить его. Если вы будете исполнять Законы Бога, зло навсегда исчезнет из мира». Затем Зороастр обратился к царю: «Если царь будет руководствоваться справедливостью и подчиняться Божьим Законам, его царство будет процветать».

Сразу же после этих слов Зороастра мудрецы и священники задали ему тридцать три вопроса, на которые он незамедлительно дал блестящие ответы. Царь был восхищен мудростью Учителя и пригласил его снова прийти ко двору. Каждый раз Зороастр поражал своих слушателей удивительным красноречием и благородством. Сердца слушавших Зороастра людей оттаивали и с невероятной силой чувствовали Божественную Любовь. Только священники и некоторые придворные были недовольны. Они завидовали такому сильному воздействию Зороастра на людей и решили сделать все возможное, чтобы оклеветать Великого Учителя и навсегда уничтожить его Учение. К этому времени Зороастр вынес уже очень много страданий, и вот теперь к ним прибавились новые. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Злые священники подложили в комнату Зороастра предметы, которыми обычно пользовались маги и колдуны, и сказали царю, что Зороастр злой колдун. В результате этой интриги царь очень рассердился и приказал заточить Зороастра в темную яму без пищи и воды. Однако через некоторое время царь снова обратился к Зороастру. У него заболела любимая лошадь, и он чувствовал, что только необыкновенная любовь к животным, которой обладал Зороастр, может вылечить его любимицу. Зороастр быстро вылечил лошадь, и тогда царь Виштасна отменил свой приказ о заточении Учителя. Он понял, что все обвинения против Зороастра были ложными, и снова пригласил его во дворец, чтобы послушать его удивительные речи. И скоро сила любви, исходившая от Зороастра, повергла царя в изумление. Неожиданно царь Виштасна понял великое значение принесенной Зороастром Новой Религии. Он понял, что именно эти новые законы возродят Персию и сделают ее великой державой. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

В день, который ознаменовался принятием Виштасной нового учения, Зороастр посадил кипарис, на котором начертал надпись: «Виштасна принял благую весть». По преданию, этот кипарис простоял полторы тысячи лет. Этот период называют «эрой кипариса», эрой господства Учения Зороастра. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Так постепенно начали прорастать семена Новой Религии, принесенные Великим Учителем. Вскоре не только Мидийское царство, но вся Персия восприняла Его Учение. Затем зороастризм распространился на территории Греции, Средней Азии, Азербайджана, Афганистана, Индии. С этого момента и до самой смерти (Зороастр прожил 77 лет) длился самый счастливый период в жизни Учителя. Он проповедовал Религию с неистощимым жаром. Скоро имя его стало известным среди самых прославленных мудрецов.

Царствование Виштаспы, ставшего последователем Зороастра, стало отличаться необычайной мудростью и справедливостью. Цари, правившие после него, смогли объединить разрозненные царства Персии и превратили ее в могущественнейшую из держав, когда-либо существовавших в мире. Божественные Законы, принесенные Зороастром, совершили чудо! Они помогли правительству избавиться от коррупции, лжи, несправедливости и страха. Правители Персии прославились на весь мир своей честностью, благородством, добрым отношением к врагам, миролюбием и терпимостью. И все свои успехи и подвиги они считали не своими заслугами, а результатом деятельности Всемогущего Ахура-Мазды.

Главной книгой зороастрийцев считается Авеста, то есть знание. Авеста – это священное откровение Ахура-Маздры, которое Зороастр передал своим ученикам. Авеста – это свод разных молитв, проповедей, предписаний, преданий и трактатов. В предании говорится, что Авесту в первоначальном виде составил Зороастр и написал ее на двенадцати тысячах выделанных шкур, скрепленных золотыми лентами. Все записи сделаны особыми иероглифами на тайном и священном языке пророка, который якобы ему сообщили ангелы. Этот первичный список Авесты был уничтожен во время похода Александра Македонского в 330 г. до н.э. Впоследствии была предпринята попытка восстановления первичного сборника Авесты в новой записи его для распространения. Вся эта работа по передаче Авесты знаками нового алфавита проводилась жрецами, для которых язык Авесты был мертвым, и они допускали в процессе работы искажения первоначального текста. В VII веке н.э. основная часть новой Авесты погибла в огне арабского завоевания и при насильственном распространении ислама. Та незначительная часть Авесты, которая дошла до наших дней, содержится в виде отдельных отрывков в различных рукописях.

Вот некоторые цитаты из Авесты:

«Не занимайся клеветой, дабы не вызывать против себя злобы и не навлекать на себя позора, ибо говорят, что клевета – опаснее колдовства»;

«Не питай алчных желаний, дабы демон жадности не смог сбить тебя с толку, и сокровища мира не потеряли бы для тебя свой вкус»;

«Не тревожься ни о чем, ибо тот, кто пребывает в состоянии тревоги, становится безразличным к радостям мира и духа, и скованность овладевает его телом и душой»;

«Да научит меня Творец Мудрости Своим Законам через Добромыслие, чтобы язык мой всегда мог служить их проводником»;

«Пусть твое, даже большое богатство не делает тебя высокомерным. Ибо, в конечном счете, тебе со всем этим придется расстаться»;

«Не отворачивайся от трех наилучших вещей – доброй мысли, доброго слова и доброго деяния»;

«С врагами борись справедливо. К другу всегда относись с одобрением. Со злым человеком не вступай в конфликт, и сам не приставай к нему никогда и ни при каких условиях. Не выбирай себе в партнеры жадного человека и не доверяй ему руководства. Не води знакомства с человеком дурной славы»; Зороастр и огонь Зороастр и огонь

«Не бери в союзники и помощники невежественного человека. Не затевай споров с глупцом, не ходи по одной дороге с пьяницей. Не бери взаймы у недоброжелателя». Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Итак, именно зороастризм заложил основу религиозно-философской системы первой мировой империи в истории цивилизации – иранской. Главным в проповеди Зороастра было Учение о значимости миропорядка и торжества справедливости в мировой борьбе добра и зла. В ней свободный выбор человека, его активное участие играли определяющую роль. Зороастр нес знание об огненной Первооснове Вселенной и необходимости возжжения Огня духа в человеке. Слову пророка внимали простые люди, а также сильные мира сего, что является очень редким явлением в истории. Эта религия со временем уступила место более современным культам, на которых выросли империи христиан и мусульман. Но и сейчас есть еще последователи зороастризма. Самое большое число их в Иране и Индии. Они до сих пор следуют предписаниям своего Великого Учителя. Зороастр и огонь Зороастр и огонь

Зороастризм является одной из граней Единого Учения Света, о чем говорит запись Бориса Николаевича Абрамова в «Гранях Агни Йоги» 1957 года (п. 330): «Под многими Обликами Являлась в мир Великая Индивидуальность и Запечатлела Свет Свой в сознании народов в различных аспектах и формах. Но сущность Его оставалась единой, и цель оставалась все той же: поднять человечество на следующую ступень духа. Много доказательств тому сохранилось в веках в виде различных Учений, каждое из которых называлось Великим. Как грани алмаза сияли они отблеском единой Космической Истины, доступной пониманию людей своего времени. Если все эти Великие Учения собрать, получилась бы жемчужная нить Единого Уче­ния Света, каждая жемчужина которой поражала бы своей особой неповторяемой красотой и необычностью. Не повторено ничто, но нить цельность являет Едино­го Космического Знания. Жемчужины отделены одна от другой, но нить, на которой они нанизаны, едина».

В.С. Манжелевская, Т.Р. Ереметова, В.А. Осипова, О.Э. Максименко,

г. Новокузнецк

На фото: Алексей Леонов. Зороастр,  Н.К. Рерих. Зороастр. 1931

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса открыт форум по Рериховской тематике. Для желающих ознакомиться с новостями и принять участие в обсуждении актуальных вопросов - вход здесь>>>

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса      

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz