Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский Анжеро-Судженск Юрга Форум

                                                       Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"

Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» № 4 (77) от 9 декабря 2010 года 

8 октября – день памяти Сергия Радонежского

ЗАВЕЩАНИЕ СЕРГИЯ

 «…Знаю я, что Преподобный Сергий есть Хранитель Земли Русской, именно ему надлежит спасение России в третий раз. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сознании сородичей, тогда и начнется великое духовое воскресение и спасение Родины. Потому пора вспомнить  все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под СТЯГОМ  ЕГО».

Е.И. Рерих

Суровые Заветы мужества… Письменных свидетельств Сергий Радонежский не оставил, но его агиограф – Епифаний Премудрый, в Житии Преподобного Сергия Радонежского приводит его последнее напутствие, его духовное завещание. Оно же отражено на свитке, который держит Сергий на одной из икон.

«Вни­майте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к сим же  и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие  в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смерт­ный и второе пришествие».

Это, так сказать, указание направления непосредственного делания, понятное для окружающей монастырской братии. Но главный Его Завет, претворению которого он отдал это земное воплощение и которое было символично возвещено миру его троекратным возгласом еще до рождения – Служение Троице.

Первая церковь, построенная юным подвижником вместе с братом в пустыне, была освящена во имя Святой Троицы. Воздвигнутый позже храм стал символом троичной идеи.

Как писал Павел Флоренский: «Чтитель Пресвятой Троицы, Преподобный Сергий строит Троичный храм, видя в нем призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности. <…> Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви».  Есть Троичный храм, должна быть и храмовая икона. Ее создает Андрей Рублев, которого Флоренский называет «гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием». Об этом «втором символе русского духа, под знаком которого развертывается дальнейшая русская история», Павел Александрович пишет: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» Горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер Горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева <…> мы считаем творческим содержанием Троицы».

Из служения Троице и общинножитие, введенное Сергием, и вклад в единение земель русских через создание сотен новых монастырей на ранее пустынных просторах, через умирение враждующих князей, через благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия» Павел Флоренский отмечает: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность».

Так в подвиге земной жизни Великая и Прекрасная Индивидуальность, взявшая на себя ответственность за эволюцию человечества, создала троичный культ и монастырское общинножитие, нашедшие в наше время продолжение и отражение в Знамени Мира и идее Мировой Общины.

Елена Ивановна Рерих подчеркивала, что Николай Константинович, именно продолжая дело Сергия Радонежского, разработал Пакт в защиту Культуры и предложил Знак охраны памятников культуры - троичный символ – Знамя Мира.

В письме 1934 года она отмечает, что знак Знамени был взят Николаем Константиновичем «именно с иконы, хранившейся в Свято-Сергиевской Лавре, изображающей Св[ятую] Троицу в виде трех Ангелов».

В ноябре 1946 года Елена Ивановна писала в Америку: «Созерцая происходящее в мире, можно сказать, что последний акт Мировой Драмы еще не закончен. Завершение кармы несет к определенным срокам и решениям. Мир продолжает неистовствовать в ненависти и погрязать в кощунствах и разврате. Следовательно, для мирового равновесия необходимо какое-то очищение; будем надеяться, что это очищение будет основательным и не длительным, ибо последний акт всегда краток. Пусть в сердце живет Завет Преподобного Сергия!

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса открыт форум по Рериховской тематике. Для желающих ознакомиться с новостями и принять участие в обсуждении актуальных вопросов - вход здесь>>>

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса      

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz