Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский

Анжеро-Судженск

Юрга

 

                       На главную       Новости      Защита имени и наследия Великих имен        Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"     

Новый сайт Совета       Экспедиции и путешествия      Мнения и публикации наших друзей      Индия в России и Россия в Индии   

Березовское Рериховское общество

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 5 (73) от 30 декабря 2009 года 

К 120-летию Великого Вождя Индийского народа Джавахарлала Неру

«Цзылу ученик Конфуция спросил его о том, что значит быть благородным мужем. Учитель ответил: - это значит совершенствовать себя с благоговением. И это все? – Совершенствовать себя, чтобы обеспечить благоденствие других. – И это все? – Совершенствовать себя, чтобы тем самым обеспечить благоденствие народа» (1).

Индусы называли его Строителем Новой Индии. Его сестры и жена величали его «Триагамурти» - «Воплощение Жертвенности» (2).

И действительно удивительная жизнь Джавахарлала Неру в начале была полна самосовершенствования, а затем полностью посвящена служению Общему Благу.

Неру, необходимые для его широкой деятельности знания, получил не столько в элитной школе или университете, а работая самостоятельно, черпая по зову души из мировой сокровищницы знаний, то к чему его влекло, давало пищу для размышлений.

Джавахарлал Неру был одним из членов Великой Семьи, трое из которых были первыми премьер-министрами освобожденной от колониального рабства Индии. Двое из них отдали свои жизни выполняя высокую миссию – служение своему народу. Это дочь Джавахарлала Неру – Индира ( по мужу Ганди, однофамильца Махатмы Ганди) и ее сын Раджив Ганди.

Глава семейства, внесший значительный вклад в развитие национально-освободительного движения в Индии, - Мотилал Неру принадлежал к касте Кашмирских браминов или брахманов, которые занимали самое высокое положение в обществе.

Мотилал получил юридическое образование в Англии. Он был высокообразованным человеком своего времени. Знал языки. Писал стихи. Был в курсе всех научных открытий в мире. Увлекся теософией. Был знаком с Е.П. Блаватской и Анни Безант, которая часто бывала в его доме.

Мотилал был широко известен как самый надежный адвокат знавший юриспруденцию досконально и виртуозно применявший ее в самых сложнейших ситуациях.

Вернувшись из Европы Мотилал не пожелал совершать обряд очищения, чем навлек на себя бурю негодования браминов. Многие осудили его за отступничество и навсегда отвернулись от него.

Европейский образ жизни дал Мотилалу внутреннюю свободу от суеверий и страха быть отлученным от своей касты.

 Эту свободу духа и следование велению времени впитал от отца и Джавахарлал.

Джавахарлал, что означает Красный Драгоценный Камень, родился 14 ноября 1889 г. в древнем городе Кашмира – Аллахабаде, что стоит у слияния двух священных рек Джамны и Ганга.

Мать его Сваруп Рани была также из касты Кашмирских браминов. Все свободное время она посвящала сыну. Рассказывала о своем древнем роде, о жизни Богов и Царей, героев древней эпической поэмы «Махабхараты» и увлекательные истории из древнего эпоса  «Рамаяны».

Джавахарлал  рос очень любознательным, впечатлительным и тонко чувствующим  душу людей человеком.

Он обучался дома. Занятия велись на английском языке. У отца была богатейшая библиотека, он много читал. Любил поэзию.

В 1905 году Мотилал увез Джавахарлала в Англию и определил в Харроу школу-пансион для детей английской знати. Из ее стен вышли четыре премьер-министра Англии, в том числе Уинстон Черчилль.

За успешную учебу его наградили книгой Д.М. Тревельяна «Гарибальди». Образ народного героя взволновал его, что-то перевернулось в его сознании оставив глубокий след на всю жизнь. В своем воображении он переносил эти события в Индию и представляя баталии ведущие к освобождению Родины. Он увлеченно читал о Французской Революции, о борьбе ирландцев за свою независимость. Таким образом юный Джавахарлал  подвигался к осознанию своей земной миссии.

Взрослея стал глубоко изучать историю, философию, политику.

В 1907 году окончив школу в Харроу Джавахарлал поступает в Кембриджский университет на отделение естественных наук.

 Закончив его, получив диплом, поступает учиться в ассоциацию адвокатов в «Иннер Темпл» в Лондоне.

Летом 1912 года получает право на самостоятельную адвокатскую практику. Той же осенью после семи лет прожитых в Англии, он возвращается на Родину и начинает работать в адвокатской конторе отца.

В 1916 году Джавахарлал женится на Камале Кауль. Ему было 27 лет, ей 17, брак по индийским обычаям поздний. Свадьба состоялась в день Васанта Панчами-Провозвестника Весны и согласно древней традиции этот день (8 февраля) посвящен Богине Мудрости Сарасвати.

Камала была очень красива. С характерной для индийских браминов светлой кожей и огромными карими глазами. Носила обыкновенные хлопчатобумажные сари. Редко надевала украшения. Она не получила светского образования. Но она довольно хорошо читала на хинди, урду, английском. Хорошо знала священные книги индусов, фольклор.

Она очень любила Джавахарлала и ему потребуется немного времени, чтобы понять, он обрел не только жену, но и верного преданного друга.

19 ноября 1917 года у супругов Неру родилась дочь. Ее назвали Индирой. Счастливые родители дали дочери и второе имя, ибо так принято у индусов – «Прийадаршини» - «Дорогая взору».

Осенью того же года в Лакхнау, на сессии Индийского Национального Конгресса, с которым в дальнейшем Джавахарлал сотрудничал и занимал ответственные посты, знакомится с Мохандасом Карамчандом Ганди вернувшимся после двадцатилетнего пребывания  в Южной Африке. Там он с целью помочь своим землякам индусам разработал теорию ненасильственного сопротивления, мирного несотрудничества, которой суждено было на некоторое время стать своеобразным политическим оружием индийского народа в его борьбе за независимость. Метод этот назывался «Сатьяграха» - «Упорство в истине».

Смелые действия Ганди окрылили Джавахарлала и он без колебания решает стать его сторонником.

Чтобы понять душу народа, увидеть в каких условиях он живет, Джавахарлал с молодыми волонтерами как он сам, исколесил всю Индию. Он был в самых отдаленных районах, глухих деревнях, опускался в шахты, был на заводах и фабриках.

Увиденная им впервые жизнь простого люда повергла его в шок. Он испытал глубочайшее внутреннее потрясение, которое оставило в его душе незаживающую

 боль. Эта боль и глубокое сострадание простому народу требовала от него конкретных действий.

Особенно ужасающим было положение в сельских районах. Неру пишет, что в предвоенные годы 74% народонаселения Индии зависело от сельского хозяйства (3).

Он осознает необходимость собрать эту народную мощь в русло всенародного движения за свободу и независимость Родины, а далее осуществление реформ, необходимых для жизни простых людей.

Кампании Сатьяграхи организованные сподвижниками Махатмы Ганди следовали одна за другой, охватили многие провинции Индии. Начались аресты и Джавахарлал с отцом и соратниками оказались в тюрьме.

Через некоторое время из газет они узнают, что Ганди остановил компанию неповиновения.

Неру пишет: «Мы негодовали, узнав о прекращении борьбы в тот момент, когда, мы казалось укрепили свои позиции и успешно продвигались на всех фронтах» (4).

Письмо, полученное от Махатмы Ганди не удовлетворило его. Джавахарлал был удивлен как интерпретирует  произошедшие события Ганди.

В своих трудах в дальнейшем Неру пишет: «Ганди стал крупнейшим из индийских вождей не благодаря своему учению о ненасилии или своим экономическим теориям. Для огромного большинства индийского народа он является символом решимости Индии добиться освобождения, ее воинственного национализма… символом неизменного сопротивления всему, что влечет за собой национальное бесчестие…

Когда в 1940 году Ганди поднял вопрос о принципе ненасилия в связи с войной и будущем свободной Индии, Рабочий Комитет Конгресса вынужден был подойти к этой проблеме со всей прямотой. Комитет дал ему понять, что не может идти так далеко, как этого хотел бы Ганди, что он никак не может связать Индию или Конгресс, обязательством применять этот принцип в будущем в области внешней политики. Это привело к полному и открытому разрыву с ним в данном вопросе (5).

Джавахарлал Неру был особенно восторженно встречаем молодежью, студентами, популярен в патриотических кругах интеллигенции, среди прогрессивных писателей, в профсоюзах, в крестьянских массах.

Рано утром перед его домом собирались толпы людей, которые приходили к нему со всех уголков Индии с вопросами, за советом или просто молчаливо отдать ему свою любовь. Этот обычай выходить рано утром к народу он сохранил до конца своих дней. Эту же традицию затем продолжила его дочь Индира Ганди.

Англичане много раз арестовывали и заключали  Неру в тюрьму. Последний раз Ахмаднагарская тюрьма, почти три года одиночной камеры. В ее стенах он написал книгу «Открытие Индии».

Здесь Неру раскрывается не только как талантливый писатель, но и как историк, который охватывает своей мыслью глубины прошлого, как своего народа, так и человечества в целом. Проглядывает удивительные взаимосвязи народов в древности, разворачивает историческую панораму народов до сегодняшних дней. Он знает душу народов, его психологию, культуру, философию, религию, достижения науки. Он знает что сложило его духовную сущность. Он знает экономику народов. Знает его будущие возможности. Он делится с читателем: «Я не могу писать о событиях прошлого академически как историк или ученый… я полагаю, что это процесс схожий с психоанализом, но только в применении не к отдельному человеку, а к целому народу или ко всему человечеству» (6).

В Учении сказано: «Напряженная психическая мысль в соединении с тонкими чувствами дает высшую созидательную силу» (7).

«Познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка, не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования – оно слагается в области сердца» ( Аум 271) (8).

«Душа народа есть открытая книга. Можно знать, насколько она звучит в каждом проявлении. Потому изучение народа есть наука. Кто хочет заглянуть в будущее, должен знать, какие врата можно открыть…»(Аум 232) (9).

Он объединил а своем сознании Восток и Запад. Синтез сложенный им поднимал его сознание на значительную высоту от сознания окружавших его людей и здесь он был одинок. Он подвергал свою жизнь опасностям. Его жестоко избивали в мирных демонстрациях, и все что он мог сделать в ответ, это закрыть голову руками.

В конце февраля 1936 года умерла его жена Камала. Они прожили вместе 20 лет. Половину из них Джавахарлал провел в тюрьмах. А она временами в больницах и санаториях, у нее обнаружился туберкулез.

В первый вечер после свадьбы Джавахарлал показал Камале сияющую Полярную Звезду – символ верности, стойкости и постоянства. Он сказал ей тогда, что если им случится быть в разлуке, то они оба найдут в небе эту Звезду, подумают друг о друге и тогда, как после свидания им станет легче.

Сколько ночей провела Камала у окна часами всматриваясь в сияние Полярной Звезды не знает никто. Представляя облик Джавахарлала в сиянии Полярной Звезды она посылала ему всю нежность, весь пламень сердца, но и сама ощущала прилив новых сил и это помогало ей выстоять в разлуке.

А он, запертый в тюремную камеру, дождавшись, когда чернота неба закроет оконные решетки найдет в небе Полярную Звезду, и представив ее отражение в бездонных глазах Камалы, ощутит умиротворение и покой. Так, эта Звезда половину их семейной жизни, пока Джавахарлал был в тюрьмах, была местом встреч их любящих сердец. Джавахарлал больше не женился.

При такой семейной жизни родителей особенно одинокой была Индира. Когда первый раз арестовали отца ей было четыре года. В последующие годы она была свидетельницей полицейских гонений и репрессий колониальных властей. В тюрьмах, в заключении неоднократно сидели ее дедушка Мотилал, ее отец, его сестры Кришна и Сваруп, ее больная мать. Была жестоко избита в мирной демонстрации ее бабушка  Сваруп Рани.

Но она знала главное – ее Родина унижена и они должны восстановить ее честь и достоинство.   Дети взрослеют быстро, когда им приходится пережить страдание и горе, мучительную тоску одиночества. Взрослея она читала и перечитывала любимую книгу отца о Гарибальди, но несравнимый душевный подъем и восторг вызывали у нее книги о Жанне Д'Арк.

В тюрьме Джавахарлала Неру специально для дочери написал книгу «Взгляд на всемирную Историю». Индира Ганди писала по этому поводу: «Эта книга остается лучшим введением в историю человечества для молодежи как в Индии, так и во всем мире»  (10).

1942 год. Шла Вторая Мировая Война.

Великие духи в такие моменты Истории отдают много психических сил. Неру недавно освободившийся из тюрьмы пишет: «Уставший физически  и  обеспокоенный душевно, я старался вырваться из своего окружения и предпринял путешествие в Кулу, находящийся в одной из внутренних долин Гималаев» (11).

Из Писем С.Н. Рериха к Родителям известно, что это он привез семью Неру в Кулу. Джавахарлал Неру гостил у Н.К. Рериха в Наггаре неделю. Великий русский художник, которого в Индии называют Маха Гуру, провел с женой Еленой Ивановной и старшим сыном пять лет в Центрально-Азиатской экспедиции. Поселившись после Экспедиции в Нагаре, основал институт Гималайских исследований «Урусвати», с которым сотрудничают многие ученые мира. Н.К. Рерих всемирно известный  общественный деятель и создатель Пакта Рериха.

У  Джавахарлала Неру и Н.К. Рериха обнаружилось столько общих интересов, они оказались духовно близки друг другу. Индира, осматривая вместе с отцом картины Великого Мастера испытывала восторг и подъем духовных сил. Увидела свою любимую Героиню воссозданную кистью Николая Константиновича в картине «Жанна Д'Арк». Молча и долго стояла перед полотном художника и перед ее внутренним взором проходили картины Великого Подвига, Орлеанской Девы.

Н.К. Рерих написал очерк «Пандитджи» о пребывании у него  Джавахарлала Неру. Н.К. Рерих отмечает: «Добро, добро – около Пандитджи. Все чуют, что он не только большой человек надежда Индии, но и честнейший  и добрый человек… В нынешние лукавые, истерзанные дни народ особенно чтит честное, доброе сердце, болеющее о благе  народном…

Говорили об Индо-Русской культурной Ассоциации. Пора мыслить о кооперации полезной сознательной (12).

Святослав Николаевич начал писать портрет Джавахарлала Неру. Здесь в Ашраме Великого Мастера Джавахарлал Неру восстановил свои физические силы и укрепился духовно. На портрете выполненном Святославом Николаевичем от Джавахарлала Неру исходят волны Великой Гармонии, а все его существо устремлено в созерцание Прекрасного Будущего.

Жизнь человеческая показывает, что лучшее сотрудничество слагается когда люди с полуслова понимают друг друга, а иногда и без слов. Здесь во многом помогает тождество духовной сущности.

В историческом психоанализе Джавахарлал Неру раскрывает, что сложило сущность духа индусов, которое имеет так же отношение к их плоти и крови.

Он пишет; «Несмотря на нашу гордость своим происхождением и растущую кастовую замкнутость, мы подобно другим народам кичившимся частотой своей расы превратились в странное смешение рас – арийской, дравидской, туранской, семитской и монгольской. Арии прибывали сюда последовательными волнами и смешивались с дравидами. За ними на протяжении тысячелетий следовали волны других переселявшихся народов и племен: мидян, иранцев, греков, бактрийцев, парфян, саков или скифов, кушанов или юэчжей, тюрок, тюрко-монголов, которые приходили    большими   и   маленькими   группами   и    обретали    в    Индии   свою

Родину» (13).

Впитывая эти строки я вдруг увидела, что в чертах многоликой Индии отчетливо прорисовывается Образ России, и эти два Святых Образа – Бхарат Мата-Матери Индии и Святой Руси составляют единое сердце, Единую духовную сущность.

Великолепно об этом сказал С.Н. Рерих: Великие народы Индии и Советского Союза близки друг другу во многих отношениях, и прежде всего в географическом. Помимо этого их связывают многие другие узы и сходные черты, которые сопутствуют природному родству и служат в качестве связующих звеньев, способствуя лучшему взаимопониманию и созвучию. Наличие множества общекоренных слов в арийских диалектах Индии и русском языке свидетельствуют о близости общих источников (14).

В этом природном единстве и тождестве духовной сущности Индии и России заложен мощный заряд космической преобразующей энергии, который ждет своего

часа, чтобы расцвести Прекрасным Жар-Цветом в Едином Поле Высокой Культуры.

Духовное родство, которое объединяло Джавахарлала Неру и Н.К. Рериха помогало им закладывать лучшее будущее на Земле в одном ключе.

Н.К. Рерих содействовал образованию Всемирной Лиги Культуры. Он рекомендовал, чтобы вокруг основного ядра Лиги объединились все стремящиеся к сотрудничеству и культурному строительству народы, через своих представителей.

Джавахарлал Неру пишет в своем напутствии народам Индии: «В прошлом Индия всегда приветствовала чужую Культуру и заимствовала у нее. Сегодня это гораздо более необходимо, ибо мы приближаемся к миру завтрашнего дня, в котором национальные культуры будут переплетены с интернациональной культурой человечества. Потому будем искать мудрость, знания, дружбу и товарищество всюду, где их можно найти» (15).

Интернациональная культура объединенных народов или Всемирная Лига Культуры по сути своей являют один и тот же смысл.

Джавахарлал Неру способствовал принятию и подписанию правительством Индии Пакта Н.К. Рериха.

Перед уходом Н.К. Рерих пожелал передать Джавахарлалу Неру Знамя Мира принадлежавшее ему лично, чтобы Индия могла возглавить движение Культурного Единения, а Неру стал хранителем символа Пакта. Знамя Мира Неру передал С.Н. Рерих.

Из писем Е.И. Рерих: «Большую симпатию питаю к здешнему Вождю. Чистая Светлая Личность, так нужно охранить его! Другого такого тонкого и чистого деятеля не найти» (16).

1947 год 13 апреля. В Москве и Дели было заявлено об установлении дипломатических отношений между двумя странами.

15 августа Джавахарлал Неру поднимает Индийский флаг над Красным Фортом в Дели.

26 января 1950 г. Вступила в действие Новая Конституция. Страна объявлена Республикой, таким образом Джавахарлал Неру воплотил в жизнь самую заветную мечту своей юности.

В послевоенное время многие страны поляризовались между капиталистическим и коммунистическим блоками. Неру не считал, что объединение с каким-то блоком послужит интересам Индии. И он явил миру в лице Индии политику Неприсоединения.

Джавахарлал Неру воспринимал Индию как арену для свершения глобальных событий. Он говорил: «Помните, что Индия, не из-за собственных амбиций, а благодаря истории и из-за того, что многое просто неизбежно, должна играть очень важную роль в Азии… Индия становится чем-то похожим на место встречи между различными направлениями и властями, а также между тем, что обычно называют Востоком и Западом» (17).

Джавахарлал Неру оставил после себя для Индии, для ее народа мудрого Водителя – свою дочь. В Индии она закончила университет Р. Тагора. В Англии Оксфордский университет. Она много ездила с отцом, посетила многие страны Азии, Европы, Африки, а также неоднократно СССР. Была лично знакома со многими лидерами государств, писателями, учеными. Знала языки. И во всем, во всем помогала своему отцу.

 Джавахарлал Неру вел аскетический образ жизни и имел спартанские привычки. Ему было 68 когда он взошел на перевал Ротанг проехав большую часть на лошади и две мили до вершины пешком, также пешком спустился с нее.

Из Мира Огненного: «Могут спросить: почему говорю о Вожде, а не о Правителе? Различие между ними огромное. Правитель предполагает настоящее и как бы управление чем-то уже  существующим, но Вождь являет в самом значении слова будущее. Он не получил уже сложенного, он ведет и каждое его действие устремляет вперед. Правитель знает уже сложенное и законченное, но Вождь не имеет утвержденного ранее и должен привести народ к Горе Совершенства. Если тягость Правителя велика, то ответственность Вождя еще больше, но зато и Силы Превышние утверждают свой Престол там, где есть признаки водительства…

Читали многие, как Давид вопрошал Силы Высшие, он прибегал к этому Источнику, чтобы избежать лишних ошибок. Много таких примеров в истории разных народов каждый знает о них. Даже не нужно погружаться в древнее время, и в новейших событиях видны эти знаки Общения и Служения Великого. Но также знаем, что для Великого Общения, нужно чистое сердце. Ничто нечистое не получит Общения, потому символ Вождя должен быть знаком чистоты сердца. Не только в действии, но и в мыслях Вождь несет благо народам. Он знает, что ему поручено принести чашу полную, он не теряет пути в блуждании, он не расплескает доверенную чашу – так понятие Вождя есть знак будущего» (18).

Образ Вождя, которого дает Великий Учитель в этом параграфе Учения, полностью тождественен с духом Великого Вождя Индийского народа Джавахарлалом Неру.

Джавахарлал Неру ушел из этого мира 27 мая 1964 г.. 28 мая кремирован согласно его пожеланиям. Он ясно определил в своем завещании: «Я не хочу, чтобы после смерти для меня производили какие-либо религиозные церемонии. Я не верю в такие обряды и подчиняться им было бы лицемерием».

Его пепел, смешанный с частью пепла Камалы был развеян над пашнями крестьян и водами Ганга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конфуций Луньюй. Изречения. 151 с. Москва Эксмо-Пресс 2000.

2. Жизнь замечательных людей. «Неру». 165 с. Москва «Молодая Гвардия» 1980.

3. Джавахарлал Неру. «Открытие Индии» II том 24 с. 1989. Москва. Издательство политической литературы.

4. Жизнь замечательных людей. «Неру». 105 «Молодая Гвардия» 1980.

5. Джавахарлал Неру. «Открытие Индии» II т. – 273 с. 1989 Москва. Издательство  политической литературы.

6. Джавахарлал Неру. «Открытие Индии» I т. – 48 с. 1989 Москва. Издательство  политической литературы.

7. «Беспредельность». II-759. Кемеровское книжное издательство, 1991 г.

8. «Аум»-271. Кемеровское книжное издательство, 1994 г.

9. «Аум»-232. Кемеровское книжное издательство, 1994 г.

10. Джавахарлал Неру. «Открытие Индии» I т. – 5 стр., 1989. Москва. Издательство  политической литературы.

11. Джавахарлал Неру. «Открытие Индии» IIт. – 312 стр., 1989. Москва. Издательство политической литературы.

12. Н.К. Рерих. «Листы Дневника» IIIт. – 39 стр. Международный центр Рерихов.  Мастер Банк. Москва 2002 г.

13. Джавахарлал Неру. «Открытие Индии» I – 219 – 220, 1989. Москва.  Издательство политической литературы.

14. Святослав Рерих. «Врата в Высшую Жизнь» 201 стр. Международный Центр   Рерихов. Мастер Банк. Москва, 2009 г.

15. Джавахарлал Неру. «Открытие Индии» II-474-475, 1989 Москва. Издательство политической литературы.

16. «Е.И. Рерих. Письма» 8т-20с. Международный Центр Рерихов. Благотоворительный Фонд им. Е.И. Рерих. Мастер Банк. Москва, 2008.

17. С.С. Джил. «Династия Ганди» 152. Ростов на Дону. Феникс, 1997.

18. «Мир Огненный» II-48. Кемеровское книжное издательство, 1992.

Подготовила Л.Г. Пукалова 

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса, 2004 - 2011                Новый сайт Совета >>>

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

 

Используются технологии uCoz