Прозрачен
мир
…Когда
в 20-х годах прошлого века ряд художников объединились, чтобы своим
творчеством совместно нести идеи космической эволюции, никто ещё не знал,
что в будущем это объединение даст
начало современной пейзажной, духовной, космической живописи. Эта группа,
несущая в себе ростки будущего, стала называться «Амаравелла», что значит
«несущая свет». Одним из членов этой группы был художник Борис Алексеевич
Смирнов-Русецкий (1905-1993гг.)
В один из
ясных дней сентября, когда всё вокруг становится свежо и прозрачно так, как
бывает лишь ранней осенью, небольшой выставочный зал кемеровской Областной
научной библиотеки им.Фёдорова заполнился людьми: на 21 сентября было
назначено открытие выставки известного художника-космиста Бориса
Смирнова-Русецкого. Для нас всех это большая радость. Зал насыщен светом,
тихая музыка как бы растворяется вокруг, ещё более усиливая впечатление от
картин: ясные, чистые тона, полупрозрачные пейзажи, абстрактные формы «Знак
Хо», «Осенние радости»… Очень мягкий и положительный настрой картин.
Художник
дал нам возможность увидеть невидимое, можно сказать, внутреннюю суть
предмета или явления, то, что видеть нам не дано. Но хотя тут же можно
предположить, что кого-то привлекают картины Смирнова-Русецкого как раз тем,
что он именно так всё и видит. Как наверное, могут видеть лишь дети. Важна в
этом не столько форма, сколько цвет, колорит картины. Ведь звук, свет и цвет
составляют синтетическое целое. И если тонко чувствующий человек слышит, что
картины звучат – думается, это не будет далеко от истины.
В
Манифесте «Амаравеллы» сказано: «Наше творчество, интуитивное, по
преимуществу направлено на раскрытие различных аспектов Космоса в
человеческих обликах, пейзаже и в отображении абстрактных образов
внутреннего мира». Для того, чтобы это изобразить, художнику необходимо
не только владеть оригинальной техникой, нанося порой до десяти слоёв краски
(пастели), но и иметь определённый духовный взгляд. Всё это вместе даёт
возможность художнику раздвинуть рамки существующего мира: присутствующая
полупрозрачность изображения как будто раздвигает границы зала, и вот уже
нет стен, и всё вокруг заполнено существом картины.
Недаром
один из циклов картин Бориса Смирнова-Русецкого называется: «Прозрачность»,
хотя именно так можно определить весь стиль творения художника.
Некоторые
работы обращают на себя особое внимание: такие, как «Дозор ангелов»,
«Обитель света». Свет души человеческой, неземные облики Хранителей,
выписанные художником, хотя и не являются классической иконописью, но
зримо приближают нас к пониманию вечности мира. В этом, видимо, и
заключается смысл творчества художников-космистов: не только нести весть
красоты, но и отображать тот внутренний свет, который заключен в каждой
клетке живой материи.
Представлен на выставке и автопортрет, а так же портрет Николая Рериха. В
1926 году, когда Николай Константинович приезжал в Москву, состоялась их
встреча, которая оставила неизгладимый след в душе художника.
Жители
города уже не первый раз встречаются с творчеством художников-космистов:
ранее у нас побывали картины Олега Высоцкого; Феодосии, ученицы
Смирнова-Русецкого, привезённые так же энтузиастами из общественной
организации «Рериховское общество «Майтри».
И очень
отрадно, что в стенах областной библиотеки в эти дни проводится целый ряд
выставок: выставка картин «Путь к вершинам» художника из г.Юрги Кемеровской
области, которого так же можно причислить к космистам, отображает духовный
мир гор, запечетлевает не только горные пейзажи, но и живые лики её природы.
Выставки Александра Серова с успехом прошли в разных странах, в том числе и
в Индии.
Наряду с
такими мастерами в библиотеке продолжает экспонироваться фотовыставка
«Вечный магнит гор», сделанная участниками похода по Горному Алтаю.
И
отрадно, что наши библиотеки теперь уже являются не только хранителями книг,
но и постоянно расширяют сферу своей деятельности, знакомят читателей с
живописью и искусством, таким образом являя собой настоящие Центры Культуры.
Е. Ореховская
Кемерово |