Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский

Анжеро-Судженск

Юрга

 

                       На главную       Новости      Защита имени и наследия Великих имен        Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"     

Новый сайт Совета       Экспедиции и путешествия      Мнения и публикации наших друзей      Индия в России и Россия в Индии   

Новокузнецкое городское Рериховское общество

Открытое письмо рериховцев из Владивостока

Дорогие друзья!

Сейчас в Интернете на сайтах Маняхина Ю.Е. (http://n-uranov.narod.ru/Pravda2004.htm) и Ярославского рериховского общества (http://yro.narod.ru/raspoznanie/Yranov_sait.htm) помещены статьи Л.М. Гиндилиса и других авторов, где дается оценка деятельности Б.А.Данилова, написавшего статью о взаимоотношении Н.А. и Л.И. Урановых (Зубчинских) и Б.Н.Абрамова. В этих материалах Б.А.Данилов обвиняется в несоблюдении основополагающих Законов Учения, в клевете на достойных людей и в желании внести раскол в рериховское движение.

Известно, что Борис Андреевич Данилов, хранитель основной части наследия Б.Н.Абрамова, был его ближайшим учеником. Более двух десятков лет связывала их на земле священная связь Учитель-ученик, та связь, которая так почитается во всех духовных Учениях. Первым человеком, приобщившим Бориса Андреевича к Живой Этике, была замечательная русская женщина Екатерина Петровна Инге, ученица Н.К.Рериха. Но ее жизнь сложилась таким образом, что в 1950 году она вынуждена была уехать в Германию, и Борис Андреевич, по договоренности между Екатериной Петровной и Борисом Николаевичем Абрамовым, перешел под руководство последнего. С того времени и до последних дней жизни Б.Н.Абрамов вел Бориса Андреевича по духовному пути, передавая свой богатый опыт в познании основ жизни.

В 1975 году Нина Ивановна, вдова Бориса Николаевича, руководствуясь тем, что сказано в Записях Б.Н.Абрамова о Б.А.Данилове, передает духовное наследие своего мужа Борису Андреевичу. В 1993 году Борис Андреевич начинает публикацию Записей своего Учителя и продолжает это делать до сих пор. В 2004 году вышел очередной том Записей за 1959 год. Эти Записи, известные ныне как Грани Агни Йоги, разошлись по всему миру, давая многим людям Свет и сердечное тепло, устремляя сознание ко всему Высокому и Прекрасному, помогая лучше понять Учение Живой Этики и приложить его к жизни. Кроме того, еще до начала публикации духовного наследия Б.Н.Абрамова Б.А.Данилов издает книги Учения в Новосибирске, а затем Письма Е.И.Рерих. В Советском Союзе это было одно из первых изданий.

В 2002-2003 годах Б.А.Данилов обращается к рериховским организациям с призывом терпимости, взаимопонимания, сотрудничества. Он пишет: «Мы продолжаем мерить все явления мерами земными, не желая поступиться своей самостью. Не эти ли ехидны мешают нам выполнить Указ Учителя – Единение и Сотрудничество. Это тот принцип, на котором будет рождаться и стоять Новая Эпоха».

Прекрасно понимая Основы Учения, Борис Андреевич неоднократно подчеркивает необходимость применения их в жизни. Закон Иерархии, на котором зиждется весь Космос, особенно нуждается в осознании. Сейчас, когда хаос пытается захлестнуть все области нашей жизни, он пишет: «Когда последний раз Святослав Николаевич был в Москве и занимался вопросами создания рериховского движения в СССР, я задал ему вопрос: с кем работать? И он ответил: работайте с Л.В.Шапошниковой. Думаю, все знают, кто был Святослав Николаевич и должны понять смысл его слов… Если мы прикоснулись к Учению, у нас должны быть развиты целесообразность, соизмеримость и ответственность перед Иерархией Света».

Как же обстоит дело в отношении позиции, занимаемой Б.А.Даниловым в его статье? Читая статью Б.А.Данилова о взаимоотношениях Урановых и Б.Н.Абрамова, можно видеть, что излагает он свое мнение очень четко и ссылается не на свои собственные размышления, а на архивные материалы, хранящиеся у него. Для подтверждения сказанного в своей статье Б.А.Данилов приводит фрагменты из Записей и дневников Б.Н.Абрамова, касающиеся этой темы. Л.М.Гиндилис пытается опровергнуть утверждение Бориса Андреевича, что данные фрагменты относятся к этой проблеме. Но если все, приведенное Б.А.Даниловым в своей статье, полностью согласуется с этими фрагментами, то в опровержении Л.М.Гиндилиса такой согласованности нет, а есть множество неточностей и ошибок.

Так в опровержении утверждается, что сказанное в некоторых фрагментах Записей Б.Н.Абрамова за 1964 год относится не к Урановым (Зубчинским), как утверждает Б.А.Данилов, а к близкому окружению Абрамова, к новосибирцам, так как в то время Борис Николаевич жил в Новосибирске. Но известно, что в 1964 году Б.Абрамов жил уже в Веневе, и новосибирцы, так же как и Урановы, не были его непосредственным окружением. В книге «Весть принесший» приводится письмо Б.Н.Абрамова Данилову, датированное 1961 годом, из которого видно, что в это время Б.Н.Абрамов уже выехал из Новосибирска на новое место жительства. В Новосибирск он уже не возвращался.

Во фрагменте дневниковых записей Б.Н.Абрамова от 1970 года сказано о друге, «который отдалился от своего непосредственного звена. Пространственная, психическая, сердечная связь с ним была прервана. Сейчас он стремится ее восстановить и говорит, что получает посылки через пространство от Владыки». Л.М.Гиндилис комментирует: «заметьте, не порвал, а только отдалился» (хотя далее во фрагменте ясно сказано о разрыве связи), а в заключении: «Как видим, у Бориса Николаевича нет никаких возражений против восстановления сердечной связи с другом». Но к сердечной связи, как самому священному, самому дорогому, нельзя так несоизмеримо относиться: сегодня прерывать, а завтра восстанавливать. Последствия разрыва связи очень серьезны. Е.И.Рерих писала: «Раз нить связующая пресечена, никто не может соединить ее. Лишь сам отпавший, пройдя много испытаний и осознав всю тяжесть своего проступка, после целого ряда усилий, направленных к самоусовершенствованию и положительному строительству, может вновь просить Учителя о приближении, но мы от себя сделать это не можем». (Письма Е.И.Рерих 14.06.34)

Кроме того, Елена Ивановна постоянно подчеркивала, что Сообщения от Владыки возможно получать только при соблюдении Иерархической цепи. «Можно получать Сообщения, но они будут действительны, то есть Владыка М. будет посылать их лишь туда, где хранятся священно Основы Строительства, Основы Оккультного Закона Иерархии. Истинно, это есть мерило всем подобным Сообщениям». (Письма Е.И.Рерих, т.III, МЦР, с. 439) Если человек прервал связь со своим звеном, пусть даже он и «стремится ее восстановить», то получать «посылки через пространство от Владыки» он не может. Если же какие-либо посылки есть, то они будут совершенно из другого источника.

В своей статье В.И.Антоничев говорит, что Данилов не приводит «ни одной ссылки хоть на какое-то несоответствие Учению в трудах Уранова». Изучив несколько книг Н.Уранова, мы решили провести сопоставление некоторых фрагментов из них с книгами Учения, Письмами Е.И.Рерих, Гранями Агни Йоги, а также другими Источниками на одну и ту же тему. Для данной работы мы выбрали лишь некоторые параграфы, считая, что в книгах, передающих истину, не могут быть одни параграфы ложны, а другие истинны. Тем более, если одна из этих книг, книга «Жемчуг исканий», как утверждается, дана из Высшего Источника. По этой подборке можно судить, соответствуют ли труды Н.Уранова Учению.

Авторы статей много пишут о необходимости единения. Но нужно помнить, что единение должно быть в Свете, объединение Света и тьмы недопустимо. В Гранях Агни Йоги сказано: «Единение силой великой является всех, кто со Светом. Единение - в Свете». «Будем удерживать единение как самое важное, что связывает нас со Светом. Это таран против тьмы».

Е.И.Рерих писала: «Имейте также в виду, когда в книгах «Живой Этики» говорится о необходимости единения, то, конечно, указывается не внешнее единение, но единение или гармонизация сознаний… Такое объединение требует общую основу высокой нравственности и полное признание единства Иерархического Начала, следовательно, и совершенную преданность, которая учит нас, прежде всего, распознаванию». (Письма Е.И.Рерих 23.10.37)

В Записях Б.Н.Абрамова про Б.А.Данилова сказано: «…и Борис принесет кирпич на построение Нового Храма». Мы считаем, что авторы статей дают совершенно неверное заключение о деятельности и моральном облике Бориса Андреевича. Его большая миротворческая деятельность, попытки наладить сотрудничество и взаимопонимание между всеми последователями Рерихов являются исполнением Указа Учителя о единении.

Во многом непросто разобраться, но когда это касается сохранения чистоты Учения и восстановления истины, мы должны это сделать.

С уважением,  Лазарева О.Ю., Тертычная Л.А., Сыровацкий А.П., Муруева В.В.   г. Владивосток,  22.01.05

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Н.Уранов. Жемчуг исканий, § 52: «Каждый, утвердивший в жизни хотя бы одно положение Учения, может называться агни йогом. Бесчисленны степени, но они пропорциональны утверждению Учения в жизни каждого дня».

Учение дает нам много положений, которые необходимо утвердить в жизни. Невозможно утвердить их все сразу, если к тому нет соответствующих накоплений, поэтому даже приложение одного Совета, данного Учением, уже хорошо. Но можно ли человека, утвердившего одно положение Учения, называть агни йогом? Е.И.Рерих писала: «Также нельзя каждого вступившего на стезю одной из йог сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями». (Письмо Асееву 6 мая 1934)

«Кто-то обратил внимание только на качество пищи, кто-то только постарался не сквернословить, другой - не раздражаться, третий - не бояться, но такие полезные подробности будут, все-таки, отдельными рычагами - не поднимет каждый всю тяжесть. Нужно постепенно вникать в синтез Учения, только радуга синтеза может дать продвижение». (Аум, § 497)

Человек, отказавшийся от мясной пищи или развивший в себе качество трудолюбия, может при этом иметь много других отрицательных качеств – ревность, зависть, раздражение и т.д. Может ли такой человек называться агни йогом? Агни йог должен обладать синтезом качеств. «Но один принцип несомненен при определении Агни Йога – это принцип синтеза», - писала Е.И.Рерих. (Письма Е.И.Рерих 11.09.29)

Н.Уранов. Жемчуг исканий, § 80: «Приблизиться и объединиться с Учителем можно лишь путем сочетания с половиной, чей дух рожден под той же звездой, ибо мы приближаемся творчеством (подвигом духотворчества), а духотворчество возможно на токе творческой батареи».

В Учении нигде не сказано, что приблизиться к Учителю можно «лишь путем сочетания с половиной». Можно ли считать, что Учитель не примет достойного ученика без его половины? Только преображение внутреннего человека может приблизить к Учителю.

Е.И.Рерих писала: «Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою». (Письма Е.И.Рерих 6.05.34)

«…для того, чтобы стать принятым учеником, следует прежде всего работать над своей нравственной, духовной стороной жизни, применяя Учение в жизни… Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению». (Письма Е.И.Рерих 6.05.34)

Н.Уранов. Жемчуг исканий, § 321: «Да, ученик может догнать и перегнать своего учителя. Не будем пугаться этого повседневно встречающегося явления.

Каждый, передающий знание, является учителем. Может наступить такой момент, когда ученик вместит все знания учителя и последнему уже нечему будет его учить. Может наступить такой момент, когда ученик превзойдет знанием своего учителя и станет сам учителем, а учитель учеником своего ученика.

Все зависит от духовного потенциала и его проявления на Земле. Платон какое-то время был учеником Сократа, но в то время как Сократ не достиг степени Посвящения, Платон сделался Великим Посвященным».

Не только знания передает учитель. Е.И.Рерих писала: «…Главный пробный камень для всех духовных учителей лежит… в их магните сердца, в их оккультной способности духовно преображать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников». (Письма Е.И.Рерих 6.05.34)

Учитель, являясь звеном в Иерархической цепи, сам является учеником Высшего. Иерархическая цепь уходит в Беспредельность, и не может иссякнуть источник Беспредельности, «резервуар неисчерпаемой психической энергии». (Иерархия 394)

В Письмах Е.И.Рерих (19.10.29) сказано: «Мы должны понять всю цепь Иерархии, крепко держась за ближайшее к нам звено. Горе желающему перескочить через звено и тем отрывающемуся от своего ближайшего звена. Он снова не догонит его, ибо ритм движения всей цепи увлечет спасительное звено. И страшно падение это! Сколько времени будет потеряно на то, чтобы снова найти звучащее на призыв звено. Но это звено уже будет другим…»

«Ученик, смотрящий на себя поверх значения Гуру, нарушает связь с Учителем». (Письма Е.И.Рерих 11.02.29)

«Чем больше Гуру, тем больше мы сами (выделено нами), но и эта простая истина с трудом вмещается в сознание людей». (Письма Е.И.Рерих 7.01.31)

Для всех великих людей их земные учителя всегда оставались Учителями, благодарность и признательность к которым сохранялись у них всю жизнь. Н.К.Рерих всю свою жизнь называл А.И.Куинджи своим Учителем. «Сорок лет прошло с тех пор, как ученики Куинджи разлетелись из мастерской его… но у каждого из нас живет все та же горячая любовь к Учителю жизни». (Н.К.Рерих. Мастерская Куинджи)

Н.Уранов. Жемчуг исканий, § 106: «Сложен вопрос о неосуждении. Учитель, не осуждающий поступки ученика, тем самым поощряет в нем зло. Неосуждение Иерархии или брата своего – это одно, но неосуждение подответственного ввергает последнего в хаос.

Каждый проступок ученика должен быть обсужден со всей строгостью».

Здесь смешиваются два разных понятия – осуждение и обсуждение.

«Обсуждение не есть осуждение. Могут быть братские действия, не понятные немедленно. Можно осведомиться о причинах, но нельзя по неведению произносить осуждение, которое подобно ножу острому». (Братство, § 436)

«Только на низших ступенях произносятся слова осуждения, затем они становятся неуместными(…)». (Знаки Агни Йоги §, 473)

Как же может Учитель проявлять такое низкое качество?

«Учитель Являет великую терпимость… Учитель Знает и, зная, не Осуждает. Не осуждайте и вы». (Грани Агни Йоги VIII §, 512)

Н.Уранов. Жемчуг исканий, § 305: «Если во время сражения каждый будет действовать так, как ему заблагорассудится, не будет подчиняться команде Иерархии – он не только погибнет сам, но и погубит других. Поэтому в отряд принимаются те, кто будет подчиняться малейшей команде без рассуждения, кто будет верить в командира, в его связь с высшим командованием.

Так подчинение руководству обуславливает прием в Общину. Не хотят подчиняться – пусть идут самостоятельно, но не претендуют на блага Общины».

Община, включающая всю нашу жизнь, не может строиться на подчинении без рассуждения. «Основание общины - в свободе мышления и в уважении Учителя». (Община, § 67) Вмещение пар противоположений – краеугольный камень всех духовных Учений. С одной стороны нужно проявление самостоятельности, с другой – признание Учителя, причем это признание совершается добровольно.

Община, § 215: «Чуждое учение настаивает на явлении подчинения (выделено нами), но община настолько насыщена возможностями, что единственной Иерархией будет ступень знания. Никто не назначает Иерарха, но слушающий и познающий признают тем эту ступень».

Община, § 211: «Попытаются сказать о невозможности общины, но никто не дерзнет утверждать о вреде ее. Мы зовет к абсолютному, Мы предлагаем действия неоспоримые, Мы хотим видеть волю и самостоятельность» (выделено нами).

Чем обуславливается прием в Общину? «Община-содружество, прежде всего, ставит условием для вступления два сознательных решения - труд без границ и принятие задач без отказа». (Община, § 133)

«Община не может рассуждать - он наш или не наш. Община говорит - он ценен для эволюции или не ценен. Самый суровый отбор по существу». (Община, § 254)

Н.Уранов. Жемчуг исканий, § 142: «Только проявлением своей свободной воли способен человек подниматься. Если хоть что-то ему будет подсказано прямо или косвенно – страдания его будут напрасными, а потому не ждите не только указаний Учителя, но даже и намека, как поступить вам. Лучше ошибиться, чем поступить по указанию Учителя» (выделено нами).

Не «только проявлением своей свободной воли способен человек подниматься», для этого нужен еще и Учитель. И необходимо совместить плавание в собственном челне и принятие руки Учителя.

Знаки Агни Йоги, § 665: «В осознании, что Учитель насыщает дух ученика высшим пониманием, заключено все продвижение ученика… Истинно, кто же подымет дух ученика, если не его Учитель. Только Высшее может продвинуть низшее. Без этого понимания не продвинуться».

Письма Е.И.Рерих 18.02.36: «Конечно, утверждающие, что “никакие Учителя вас не освободят, но лишь вы сами”, повторяют лишь одну из многих подобных формул в восточных учениях и книгах Живой Этики. Именно – “все должно быть сделано человеческими руками и ногами”… Вся восточная мудрость утверждает, что лишь личными усилиями и упорным трудом над собою достигается познание и овладение истиной. Но та же мудрость гласит, что “Учитель есть маяк ведущий и спасательная веревка в трудных горных переходах. Принявший водительство Учителя ускоряет свой путь”».

Если «лучше ошибиться, чем поступить по указанию Учителя», то для чего тогда ученику Учитель? Конечно, «бывают моменты, когда каждому ученику предоставляется возможность действовать по собственному разумению» (Грани Агни Йоги V, § 623), но также сказано, что «нет никакого противоречия между самодеятельностью и действиями, совместными с Нами… Руководитель не лишает самостоятельности, но, наоборот, позволяет, чтобы неповторяемость индивидуальных опытных накоплений выявилась наиболее ярко». (Грани Агни Йоги V, § 580)

«Указания, даваемые Учителем, надлежит выполнять неукоснительно. И тогда Руководство не прерывается, что происходит и может происходить вследствие небрежения к этим Указаниям». (Грани Агни Йоги III, § 43)

«Друг Мой, выполнение Моих указаний является условием восхождения. Если они не исполняются, продвижение останавливается и становится не близким Владыка». (выделено нами) (Грани Агни Йоги I, 7 апреля)

Н.Уранов. Жемчуг исканий, § 64: «Единое, монолитное Учение Христа, разбившись на множество всевозможных русел, от значительных подразделений до мельчайших сект, питало сознание бесчисленных миллионов живших и живущих.

Закон дифференциации – закономерная неизбежность и необходимость. Не будем убиваться, что уже через несколько десятков лет Учение стало разделяться, а последователи стали замыкаться в отдельные группы и враждовать друг с другом. Так строится Вселенная от самых высших до самых низших слоев».

Здесь под закон дифференциации подводится нарушение космического закона единства. Враждебность не может быть естественным следствием дифференциации. Закон дифференциации создает многообразие форм, выполняющих разную функцию, но при этом сохраняющих между собою единство путем сотрудничества, взаимодействия.

Беспредельность, § 39: «Когда дифференциация элементов произошла, не разобщилась космическая сила. Разное проявление космических огней есть одно вращение колеса Фохата… Едины Фохат и его искры, также и Вселенная едина во всех ее формах».

Во фрагменте «Жемчуга исканий» говорится о вражде и замкнутости отдельных групп и сразу делается заключение, что «так строится Вселенная». Но Вселенная не может строиться на вражде отдельных ее элементов, «от самых высших до самых низших слоев». Разве в Высших слоях последователи Учения враждуют друг с другом? Сказано: «Конечно, всякий признак расстройства и вражды будет Мне болью – запомните». (Письма Е.И.Рерих 12.31)

Н.Уранов. Размышляя над Беспредельностью, § 47: «Отметим еще стремление к безобразию. Это происходит оттого, что представление о прекрасном различно… Есть и стремление к безобразию по своей сущности. Но во всех случаях стремление к безобразию есть то же, но только перевернутое стремление к красоте или еще очень несовершенное представление о прекрасном».

Но несовершенство и безобразие – это разные вещи. В основе несовершенства лежат хорошие побуждения, но формы их выражения еще несовершенны. Безобразие же несет в своей основе темные, нечистые побуждения. Сказано: «Красота и безобразие – антиподы, полюса Света и тьмы…» (Грани Агни Йоги IV, § 330) Нельзя ведь сказать, что тьма – это несовершенный Свет, а темные – это еще несовершенные подвижники.

Знаки Агни Йоги, § 190: «Часто люди, даже знающие нечто из области духа, могут заниматься ничтожными и безобразными предметами. Они забывают, что предметы безобразия служат темным».

Грани АЙ IV, § 231: «Вызывая мыслью и воображением ряд образов, человек окружается ими и в них пребывает… Можно понять, насколько важно при этом, если мысли насыщены Красотою. Ибо что же можно создавать на безобразии?»

Грани АЙ IV, § 239: «Но беспросветно темно породителям безобразия и делателям зла. Не позавидуем им, какие бы богатства их не окружали».

Н.Уранов. Размышляя над Беспредельностью, § 47: «Реже можно наблюдать стремление к красивым поступкам, к красивому поведению. В этой области чаще всего отмечается лицемерное желание замаскировать отрицательные поступки положительной маской, выдавая расточительность за щедрость, скупость за бережливость, трусость за осторожность, жесткость за суровость, сентиментальность за сострадание и так далее.

Все же в этой маскировке тоже имеется стремление к красивому поведению, но слабость, испорченность не позволяют действовать красиво. Во всяком случае, это уступка общественному мнению, которое всегда утверждает нечто положительное, целесообразное, в конечном итоге – прекрасное».

Лицемерие не может быть стремлением к красивому поведению. В Учении про лицемерие сказано определенно: «Но страшны рекорды тьмы. Да воздержится рука ученика от начертания на этих несмываемых скрижалях: ложь, лицемерие, предательство и самость». (Мир Огненный III, § 7)

Братство, § 247: «Мы никогда не советуем притворства улыбки. Как противно каждое несправедливое суждение, так же и лицемерная личина будет показателем притворства и болезни ауры».

Н.Уранов. Размышляя над Беспредельностью, § 22: «Для творчества земного половые совокупления необходимы. Они поддерживают творческое горение. Вихрь, зарожденный физическим совокуплением, у любящих людей требует разрядки в высшем творчестве. После физического совокупления у творца музыканта возникает потребность создать какое-то особенно красивое, радостное или торжественное произведение… Но высшее духовное творчество требует полного длительного воздержания».

Творческое горение поддерживается любовью и устремлением к Высшему, а не физическими отношениями, которые ведут к трате творческой энергии через низшие центры. Из низшего не рождается Высшее. Кроме того, творчество композиторов, художников, поэтов относится к духовному творчеству, несмотря на то, результаты его запечатлеваются в земных формах.

«Вчера удивлялись, что безнадежная и неосуществимая любовь композитора заставила его творить и создать свои лучшие произведения. Но если бы сила ее ушла и израсходовала себя на удовлетворение и обычные проявления, мощь творчества растворилась бы безвозвратно в обычности» (выделено нами). (Грани Агни Йоги, IV, § 500)

«И если творческая сила любви на одной ступени создает семью и детей, то на высших ступенях духа творчество противоположных начал выявляется в творчестве уже не физическом, но духовном – в прекрасных произведениях искусства, в творчестве поэтов и композиторов и создании шедевров бессмертной человеческой мысли… При движении по Пути можно сознательно сублимировать чувства, можно возвысить земную любовь до степени высших ее проявлений уже на творческом плане духа. Это и будет трансмутация грубых элементов в более утонченные. Такая любовь способствует развитию творчества, вдохновляя его, и поднимает человека на более высокие ступени на лестнице жизни… Так, существуют любовь земная и любовь надземная, и каждая творит на своем плане» (выделено нами). (Грани Агни Йоги XI, § 797)

В Евангелии от Матфея (5, 27-28) сказано: «Вы слышали, что сказано древним “не прелюбодействуй”. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Тем самым утверждается, что грехом является не только действие, но и мысль.

Что же мы читаем в книге «Тайна любви Начал»: «…Половая энергия – источник желания не только творить потомство, но и творчества более высокого порядка. Так, например, находясь без женщины, мужчина, чувствуя половое влечение, заставляет свое воображение представлять себе женское тело и картины совокупления с ним. Он творит подобие женщины из глины или из камня, рисует ее. Увлекаясь какой-то женщиной и не имея возможности обладать ею, он делает это мысленно, мысленно раздевает ее, то есть также развивает свое воображение». (Н.Уранов. «Тайна любви Начал», § 1)

Ни одно духовное Учение не указывало мысленное прелюбодеяние как средство развития воображения. Куда же приведет развитое таким образом воображение?

Грани Агни Йоги IV, § 316: «Необузданное воображение может натворить много бед. На самые низкие поступки человека толкает оно. Когда Говорим об очищении сознания, Имеем в виду и очищение воображения. А оно творится чистою мыслью».

Грани Агни Йоги I, 13 авг.: «Когда человек умирает и начинается решительная, напряженная борьба между высшей и низшей дуадой… Мысли, когда-либо продуманные, а главное прочувствованные, выплывают из прошлого и, занимая весь горизонт сознания, требуют от него утверждения или санкцию на то, чтобы пребывать в нем. Если это мысли похоти или вожделения, и они не изжиты, и находят отзвук, и притягиваются к сознанию… то сознание, окруженное такими мыслями и побежденное ими, погружается в беспросветное».

Как же советуется развивать воображение в книгах Учения Живой Этики? «Куда же пойдем без воображения? Можем ли мы сохранить в земной жизни искры сияния надземного, если не привыкнем запечатлевать образы? Поистине, устремление к Высшему поможет воображению» (выделено нами). (Надземное, § 207)

Н.Уранов. Тайна любви Начал, § 22: «Всякое лицезрение наготы вызывает влечение к физическому обладанию, и поэтому, кроме собственного супруга, такое лицезрение возбраняется, ибо это может причинить вред семье и потомству разрушением нуклеуса».

Неужели «всякое лицезрение наготы вызывает влечение к физическому обладанию»? Если мы расспросим посетителей музеев, выставочных залов и других экспозиций произведений искусства, испытывают ли они влечение к Давиду, Венере Милосской, Данае, Европе, восседающей на спине быка и т. д., многие дадут отрицательный ответ. В разных странах мира обнажение различных частей тела общепринято и не вызывает вожделения у представителей другого пола. Тогда как в тех странах, где таких традиций нет, открытые участки тела будоражат чувственную природу. Возникает вопрос, в чем же причина: в обнаженных телах или же в чистоте мышления? На наш взгляд – в чистоте мышления. Человек с чистым мышлением не будет испытывать чувственного влечения к красивому обнаженному телу, а будет любоваться совершенством форм, линий, которые создала Природа. И если такое отношение будет воспитываться с детства, то и вреда «семье и потомству разрушением нуклеуса» причинено не будет.

«И в мире земном видимость его, то есть понимание, – по сознанию. Миры философа, ученого и дикаря – различны. Различно и отношение к жизни, людям и вещам. Как бы луч сознания озаряет своим светом все, на что обращен. И если этот луч мал и если этот луч тьма, то что же может он осветить и как? Так остается незыблемой формула древнего философа, что “человек есть мера вещей”». (Грани Агни Йоги IV, § 315)

Н.Уранов. «Тайна любви Начал», § 22: «Он и она достигли зрелости, вступают в брак, иначе говоря, образуют нуклеус, гнездо для разведения потомства. Черпая удовольствие (выделено нами), они родят детей, растят, воспитывают их, сохраняя верность друг другу, необходимую для правильного воспитания потомства. В пределах этого нуклеуса они должны заботиться только об одном - не производить перерасхода жизненных сил, применяя разумное воздержание, чтобы не подорвать здоровье женщины борьбой с беременностью и слишком частыми родами. Ясно, что в пределах семьи контролируемые таким образом половые отношения со всеми их "милыми шалостями" законны и не могут вызвать осуждения».

«Таким образом, во всех отношениях физическая близость является функцией не только священной, но даже божественной, пока она служит не только распространению физической жизни, но и распространению чувств вообще» (выделено нами). (Н.Уранов. Тайна любви Начал», § 3)

Какие же чувства распространяются подобным образом?

«Все те чувства, которые роднят человека с животным, сосредоточены в астрале. И их отделив от прочей психической жизни человека, можно определить сферу активности астрала». (Грани Агни Йоги II, § 225)

«…Так как вибрации его [астрала] ведут сознание вспять (выделено нами), то и меры пресечения их должны быть соответствующими. Астрал питается эмоциями разного порядка: эти эмоции возникают из ощущений тела через его чувства… Надо понять, что без обуздания чувств дальнейшее продвижение невозможно. (выделено нами) Вложим сознательное его понимание в каждое движение астрала. Ему хочется беспокоиться, волноваться, опасаться, тревожиться и так далее и далее, уже не говоря о чувствах еще более отрицательного порядка. Но не нужны эти чувства, как не нужны все привычки, склонности, страсти и недостатки этой неуемной оболочки» (выделено нами). (Грани Агни Йоги IV, § 281)

В небольшой книжечке «Дух нерожденных», о которой писала Елена Ивановна Рерих («Вл[адык]а Указал мне, что книжечка эта была дана по Его Указу одним из учеников из Тонкого Мира». Письмо к Асееву от 1.08.34), читаем следующее: «Подобно тому, как удовольствие опьянения и сильно приправленных кушаний склонно естественно исчезнуть, когда личность занята очищением своей жизни и образа мыслей, точно также чувство удовлетворения страсти при половом сношении совершенно отпадает от него, шествующего по пути совершенной чистоты.

Грядущая раса, поднявшись высоко над властностью чувств, не будет знать страсти. Она приобретет и будет жить чистейшей и величайшей любовью, которая не ищет телесного удовлетворения. Только ради любви, любви к еще нерожденным, выполнит Новая Раса наиболее святую функцию природы, давая душам, которые воплотятся в будущем, высшее, что она может дать». (Дух нерожденных. Новосибирск: СО «Детская литература», 1993, с. 10)

Н.Уранов. Тайна любви Начал, § 14: «Жизнь дается на основе половой энергии, но эта энергия является первейшим препятствием на пути утончения и духовного восхождения. Лишь только сильнейшая любовь Венеры при обоюдном духовном устремлении претворяет интимную близость в энергию, стимулирующую духовное восхождение».

Действительно, половая энергия является «препятствием на пути утончения и духовного восхождения». Но ни одно духовное Учение не считало, что обоюдное духовное устремление «претворяет интимную близость в энергию, стимулирующую духовное восхождение».

В «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской мы находим совершенно противоположный взгляд на связь интимной близости и духовного восхождения.

«Часто ставится вопрос: почему безбрачие и чистота являются sine qua non условием для развития психических и оккультных сил? В течение человеческой жизни величайшим препятствием на пути духовного развития и, особенно, приобретения Йогических сил является деятельность наших физиологических чувств (выделено нами). Так как половое совокупление тесно связано со спинным мозгом и серым веществом мозга, то излишне вдаваться в дальнейшие объяснения». («Тайная Доктрина», т. 2, Рига, 1937, с. 370)

Озарение, ч. III, V, 12: «Очень древние мистерии говорили: "Lingam есть сосуд мудрости"… Факт зарождения настолько чудесен, что нельзя обойти его обычными мерами.

Можно взвесить, можно разложить на малейшие частицы, но все же остается неуловимая и несказуемая субстанция, незаменимая так же, как жизненная сила зерна… Если Мы сравним двух индивидуумов, из которых один тратит жизненную субстанцию, а другой сознательно бережет ее, то поразимся, насколько аппарат духа второго развивается чувствительнее (выделено нами). Качество работ становится совершенно другим, и количество замыслов и идей растет. Центры солнечного сплетения и мозга как бы подогреваются невидимым огнем. Поэтому воздержание не есть патологический отказ, но есть разумное действие».

Н.Уранов. Тайна любви Начал, § 12: «Поистине - любовь не знает преград! Во имя ее творились удивительнейшие подвиги; ее силою воздвигались изумительнейшие здания и города; во имя ее стертый в прах и затопленный Вавилон был поднят и возрожден во всем своем великолепии; во имя ее были сотворены величайшие произведения искусства и сделаны великие открытия; во имя ее возникали великие войны, творились мощные социальные преобразования; во имя ее преодолевались страшные опасности и переносилось непереносимое, а к чему же шли и приводили все эти славные героические и творческие деяния? К ПОЛОВОЙ БЛИЗОСТИ! (выделено Н.Урановым). Как прекрасен путь Любви!»

Путь любви, действительно, прекрасен. Во имя любви совершались подвиги, создавались произведения искусства, осуществлялись великие открытия, но они совершались именно во имя любви, но не половой близости. Недопустимо ставить знак равенства между чувством любви и половой близостью. Обратившись к истории создания величайших произведений искусства, можно видеть, что далеко не все они заканчивались половой близостью. Жемчужина архитектурного искусства Индии и всего мира Тадж Махал, созданный во имя любви, естественно, не мог закончиться тем завершением, о котором пишется в «Тайне любви Начал».

«Шах Джахан обессмертил себя любовью к красавице-жене Мумтаз-и-Махал… Для него, оставшегося одиноким среди множества окружавших его людей, она, персиянка по рождению, была единственным близким человеком, единственной, кому он доверял. И когда в 1630 году она умирает, убитый горем Шах Джахан приказывает построить на берегу реки Джамны усыпальницу, редкую по красоте и чистоте линий, достойную прекрасного облика и нежной, преданной души любимой Мумтаз». (Энциклопедия для детей «Всемирная история». М.: Аванта +, 1994, с. 464)

И таких примеров можно привести довольно много.

Н.Уранов «Жемчуг исканий», § 559: «Любовь, как соль. Без соли пища невкусна, но пересоленная – неприемлема. Жизнь без любви, как пища без соли, но чрезмерное увлечение любовью делает жизнь безобразной».

Н.Уранов. «Жемчуг исканий», § 82: «Люди не видят различия между любовью и страстью. Половое влечение к одному единственному человеку будет любовь. Половое влечение ко всякому достаточно привлекательному носителю противоположных половых признаков есть страсть… Можно сказать – любовь есть истинная человеческая страсть, а страсть есть животная любовь».

Физиологический аспект нигде в Учении не называется любовью. Учение говорит о любви, как о самом высоком проявлении нашей жизни и устремляет нас к его беспредельному развитию.

Е.И.Рерих в письмах писала: «Ткань Любви есть самая сияющая и священная ткань» (Письма Е.И.Рерих, т.2. М.: МЦР, с. 509) и не следует ее путать с «желанием обладать красивым партнером» и с «влечением к физическому обладанию».

Грани Агни Йоги XII, § 719: «Любовь! Если бы знали и поняли мощь этого пламенного чувства, устремляющего дух к Высшим Светоносным Обликам. Нет ничего, что бы более стремительно двигало человека по Пути Света».

Приведенные ниже отрывки взяты из книги «Учение Храма»(«Темпль Тичинс»). Об этой книге писала Е.И.Рерих в своих письмах: «Я очень люблю книгу «Темпль Тичинс», и она входит в Учение Владыки М…» (Письма Е.И.Рерих, т.4. М.: МЦР, с. 223)

«Целые тома были написаны на тему пола. На этот вопрос пытались пролить свет самые блестящие умы всех столетий, над ним все еще бьется ум каждого нормального человека, и все же он так же и остается тайной для непосвященных и будет оставаться таковой до тех пор, пока страсть не будет отделена от сострадания – Любви. Страсть есть лишь тень сострадания, и когда тень улетучивается, то пробивается чистый, прозрачный свет сострадания и сияет как солнце». (Учение Храма. М.: МЦР, 2001. Т.1, ч.2, с. 146)

«Экстаз чувства и экстаз души являются возможными реализациями двух полюсов великого Таинства – Любви. Экстаз чувства есть осуществление страсти, экстаз же души – это плод милосердия и сострадания. Одно должно исчезнуть перед лицом другого, ибо они никогда не смогут встретиься. Одно есть дифференциация, другое – полнота, завершение.

Тот, кто осмеливается унизить идеал Божественной Любви, проституируя его до удовлетворения низшей страсти, близок к совершению непростительного греха; тот же, кто обучает познающего тому, что таким способом может прийти истинное озарение, создает себе тяжкую карму». (Учение Храма. М.: МЦР, 2001. Т.1, ч.2, с. 148)

В заключении хочется сказать, что мы не собираемся давать оценку всем трудам Н.А.Уранова. Но те несколько работ, которые мы изучили, показали, что в них присутствуют ошибки и искажения основных положений Учения. В своем заключении мы опирались в первую очередь на то, что сказано на ту или иную тему в Первоисточниках. Никому не запрещается делать размышления на темы Учения, но можно ли размышления, в которых присутствуют такие грубые ошибки, выдавать за разъяснения и дальнейшее развитие идей Живой Этики, а некоторые труды считать данными таким же путем, как и Грани Агни Йоги?

Л.М.Гиндилис пишет: «Те, кто внимательно читал «Жемчуг исканий» Николая Уранова и Записи Бориса Николаевича Абрамова, собранные в «Гранях Агни Йоги», не могут не отметить, что в них много общего. Это ясно говорит о том, что оба подвижника работали под одним Лучом». Но многое, сказанное в книге «Жемчуг исканий», настолько противоречит Учению, что можно задуматься, под каким лучом писалась она.

Закон Иерархии плохо понимается современным человечеством, поэтому в Учении так много внимания уделено именно этому Закону. «Священно, беспредельно будем растить любовь и почитание Учителя как целебное средство к возрождению», - сказано в книге «Иерархия» (§ 59). Книга Н.А.Уранова «Жемчуг исканий», рассматривая взаимоотношения Учитель-ученик, почти ничего не говорит о самом главном – о преданности, признательности и любви к Учителю, о тех качествах, которые в первую очередь должен развить в себе ученик. Но зато постоянно повторяется, что «если кто-то лишается земного руководителя, значит, настало время двигаться самостоятельно» (§ 138), что «когда ученик превзойдет знанием своего учителя и станет сам учителем», то учитель станет «учеником своего ученика» (§ 321), что «лучше ошибиться, чем поступить по указанию Учителя» (§ 142).

Конечно, ученик может выявить в жизни больший творческий потенциал, сделать намного больше своего учителя, но учитель, закладывающий в ученике основу всех духовных преуспеяний, навсегда останется для него именно Учителем. Мы не знаем, как будут складываться отношения между ними в мирах Надземных, но здесь, на Земле, звенья в цепи Иерархии, раз установленные, уже не меняются, только предательство может быть причиной выпадения того или иного звена.

«Потому мы требуем, чтобы первая мысль была посвящена Учителю», - говорится в книге «Иерархия» (§ 313). «Всякое почитание Учителя показывает понимание Учения», - сказано в книге «Знаки Агни Йоги» (§ 119). Почему же в книге «Жемчуг исканий», состоящей, как пишется в заключении, из ментограмм, получение которых «совершенно противоположно пассивному трансу медиума», не соблюдаются эти условия? Вместо этого даются советы Учителю, как он должен тянуть ученика, желающего «еще полакомиться материей», чтобы тот не восстал (§ 597); говорится, что «Учитель, не осуждающий проступки ученика, тем самым поощряет в нем зло» (§ 106), когда известно, что осуждение – это не качество Учителя; что «бывает приятный, но мало продвигающий Учитель» (§ 236) (в таком случае можно ли говорить об Учителе с большой буквы?) Читая подобные параграфы, сможет ли человек осознать великое значение Учителя, не возникнет ли у него как раз противоположное понимание? «…Самое ужасное есть отступничество и умаление Учителя». (Иерархия, § 162)

Закон взаимоотношения Начал также не прост для понимания. Е.И.Рерих писала: «Красота есть в слиянии духа (выделено нами) двух Начал, но, конечно, вид физического плана далеко отстоит от духа». (Письма Е.И.Рерих 5.05.34) В книгах Н.А.Уранова основное внимание уделено физиологическому аспекту взаимоотношения Начал, который в них считается фундаментом этих взаимоотношений. Да, этот аспект присутствует в нашей жизни, но можно ли считать его основой нашей жизни и источником более высокого творчества, когда мы знаем, что низшее должно быть подчинено Высшему?

Все духовные Учения всегда устремляли сознание человечества к Высшему полюсу нашей жизни, к развитию духовности, отводя земному его положенное место и подчиняя его духовному. Когда же в книгах Н.А.Уранова говорится, что «главный основной фактор взаимоотношений Начал» - это наружность и красота тела (Тайна любви Начал, § 11), что один из основных стержней, вокруг которого вращается человеческая жизнь – это размножение и все, что с ним связано (Тайна любви Начал, § 1), что «желание обладать красивым партнером - это трансмутация врожденного космического стремления совершенствования» (Тайна любви Начал, § 22) не устремляется ли тогда сознание к низшему полюсу нашей жизни? Может ли подобное устремление способствовать духовному развитию человека и осознанию им Закона Начал?

Сложные вопросы взаимоотношения Начал, конечно, еще находятся в состоянии разрешения большинством человечества. Запреты, принуждения не приведут к желаемому результату. «Не надобны запреты, даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное». (Напутствие вождю, § 23) Каждый человек сам для себя решает, как поступить в тех или иных ситуациях. Помогают книги, которые показывают пути развития духа. Вектор, заданный в вопросе взаимоотношения Начал в книгах Учения Живой Этики, Письмах Е.И.Рерих, Учении Храма, Евангелии и направленный на чистоту в мыслях и поступках, должен соблюдаться в тех источниках, которые претендуют на указание развития человеческого духа в достижении праведности.

«В конечном счете, слово “праведность” означает чистоту – чистоту души и тела…

Ах, поистине, праведность должна быть единственной целью и устремлением человеческой души, ибо во всей необъятной Вселенной нет ничего другого, что сравнилось бы с этим даром бессмертия для человека». (Учение Храма, ч. 2. Праведность. М.: МЦР, 2001)

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса, 2004 - 2011                Новый сайт Совета >>>

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

 

Используются технологии uCoz