Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский

Анжеро-Судженск

Юрга

 

                       На главную       Новости      Защита имени и наследия Великих имен        Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"     

Новый сайт Совета       Экспедиции и путешествия      Мнения и публикации наших друзей      Индия в России и Россия в Индии   

Прокопьевское городское Рериховское общество

Общественная организация

Прокопьевское городское

Рериховское общество

Кемеровская область

г. Прокопьевск

пр-т Строителей 49-126

исх._____от____________

 

Борису Николаевичу Ельцину

 

Уважаемый Борис Николаевич!

       Обращаемся к Вам как человеку, принявшему на себя ответственность за судьбу России в один из труднейших переломных моментов её истории.

      Многие политические и экономические преобразования, которым Вы дали импульс, продолжают развиваться в наши дни. Одним из главных достижений в реформировании российской действительности является демократизация общественных отношений; развитие многопартийности, упразднение цензуры средств массовой информации. У людей постепенно ушёл страх, и они получили возможность свободно выражать своё мнение.

      Ваш выбор пал на достойного преемника всех начинаний, и последние президентские выборы подтвердили высокий авторитет В.В. Путина в стране.

      В русле преобразовательных процессов, начавшихся в России в конце ХХ века, в 1990-х годах в г. Москве был создан Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

     Его инициатором стал сын художника, также известный художник и общественный деятель Святослав Николаевич Рерих. Цель будущего Музея он видел в объединении сотрудников вокруг понятий Культуры, Красоты и Добра, в поисках путей к более совершенному человеку и новому вселенскому сознанию.

     В письме, опубликованном в газете «Советская культура» от 29 июля 1989г., Святослав Николаевич предложил концепцию Музея и его статус. С.Н. Рерих подчёркивал принципиально важный вопрос о том, что Музей должен быть общественной организацией, что позволит ему вести гибкую, самостоятельную, независимую от ведомственных барьеров деятельность.

     В 1990 году, оформив документ, который носил название «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве», С.Н. Рерих передал в Россию наследие своих родителей, включавшее сотни картин, библиотеку, архив, личные вещи, а также коллекцию из 288 картин, которая ранее была привезена в Советский Союз и находилась на временном попечении Министерства культуры.

      В течение 14 лет труднейшего становления Музей им. Н.К. Рериха стал признанным культурным и научным центром международного значения, в котором организуются научные конференции, выставки, издаются книги и журналы, ведётся исследовательская деятельность.

      Работой Музея руководит Генеральный директор, доверенное лицо С.Н. Рериха, академик РАЕН и РАКЦ, заслуженный деятель искусств РФ Л.В. Шапошникова.

      Но несмотря на успешную деятельность Центр-Музей им. Н.К. Рериха находится в условиях постоянной борьбы за своё выживание. Как ни странно, этому во многом способствует Министерство культуры. После того, как Минкультуры отказалось вернуть 288 картин Рерихов, включённых С.Н.Рерихом в дарственную, он был вынужден в апреле 1992 года обратиться с письмом к Вам, где, в частности, указывал: «В 1990 году я вместе с остальным наследием передал Центру большую выставку картин моего отца и моих собственных (288) полотен, которая долго находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусств народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче её Международному Центру Рерихов».

       Вскоре в Минкультуры в связи с этим пришло правительственное поручение – подготовить картины к передаче Международному Центру Рерихов. Но Ваше и правительственное поручение чиновниками Министерства выполнено не было. 30 января 1993года С.Н. Рерих умер, а уже в феврале 288 картин Рерихов директор Музея Востока незаконно включил в Государственную часть музейного фонда. Вслед за этим 4 ноября 1993 года вышло правительственное постановление о создании Государственного музея Н.К. Рериха на базе действующего Центра-Музея, что грубо попирало волю С.Н. Рериха, просившего создать общественный Музей. Международному Центру Рерихов тогда удалось отбиться от этого постановления, но оно остаётся в силе и по сей день.

       В защиту Музея им. Н.К. Рериха в своё время выступали Д.С. Лихачёв, А.Л. Яншин, Б.В. Раушенбах, С.Ф. Бондарчук, И.М. Смоктуновский и многие другие выдающиеся деятели культуры. В наши дни к Президенту РФ с открытым письмом обратился Попечительский совет Центра-Музея им. Н.К. Рериха. К письму присоединились видные деятели науки и культуры других российских городов, оно было опубликовано в региональной прессе. В частности, в г Прокопьевске открытое письмо с подписями известных и уважаемых в городе людей было напечатано в газете «Шахтёрский край».

        Но сквозь кордон чиновников к Президенту трудно пробиться.

       В этой связи мы обращаемся к Вам, уважаемый Борис Николаевич, с просьбой вновь поддержать детище С.Н. Рериха – созданный им общественный Музей – и по возможности оказать содействие в возвращении 288 картин этому Музею.

       С глубоким уважением и пожеланиями всего доброго

Председатель Прокопьевского городского Рериховского общества

 В.А. Владимиров

      Приложение: 1) Письмо С.Н. Рериха «Медлить нельзя»

                              2) Письмо С.Н. Рериха к Б.Н. Ельцину от 26.04 92г

                              3) Письмо Попечительского совета Международного

Центра-Музея им. Н.К. Рериха.


Президенту РФ

         В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Стало доброй традицией проведение Вами декабрьской прямой линии, на которой Вы даёте ответы гражданам России по интересующим их вопросам. Участвуя в этом мероприятии, члены Прокопьевского городского рериховского общества обратились к Вам с вопросом следующего содержания: «Не пора ли государству возвратить 288 картин Рерихов, которые завещал С.Н. Рерих Международному Центру — Музею им. Н.К. Рериха, и которые незаконно удерживаются в Музее народов Востока?».

Вот уже более десяти лет в нашей стране нарушается воля С.Н. Рериха, принёсшего в дар России богатейшее культурное наследие своих родителей. Свою волю С.Н. Рерих выразил ясно и определённо в документе «Архив и наследие Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве», где указывал: «...В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин - моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР».

В 1992 году С.Н. Рерих обращается с письмом к Президенту РФ Б.Н. Ельцину и, в частности, пишет: «... я хотел бы обратить Ваше внимание на одно обстоятельство. В 1990 г. я, вместе с остальным наследием, передал Центру большую выставку моего отца и моих собственных (288) полотен, которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусств народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче её Международному Центру Рерихов». Но уход из жизни помешал С.Н. Рериху завершить это дело. И нет вины Международного Центра Рерихов в том, что до сих пор воля С.Н. Рериха не исполнена: всё это время общественный Музей им. Н.К. Рериха ведёт неравную борьбу с Министерством культуры, незаконно присвоившим картины.

Вот и в 2003 году Министр культуры М.Е. Швыдкой подал жалобу в надзорную инстанцию Мосгорсуда и заявил, что якобы государство является собственником картин Рерихов, не подкрепив это заявление какими-либо документальными доказательствами. В результате Мосгорсуд отменил решение Хамовнического суда от 6 августа 2002 года, установившего факт принятия Международным Центром Рерихов наследственного имущества, завещанного С.Н. Рерихом.

Таким образом, фактически создался прецедент изъятия в собственность государства культурного наследия, принадлежащего общественному Музею.

Подобные действия Министерства культуры заставляют усомниться, что министерство соответствует тому названию, которое оно носит.

Вопрос с завещанием С.Н. Рериха встаёт наиболее остро в год его юбилея-столетия со Дня рождения.

В Индии, где глубоко почитают выдающуюся семью наших соотечественников, юбилей С.Н. Рериха отмечается на правительственном уровне. На родине художника Министерство культуры с подготовкой к торжествам не спешит. Спрашивается, почему при подобном отношении к имени художника Министерство удерживает картины Рерихов? Потому лишь только, что они представляют собой большую материальную ценность?

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха сможет распорядиться коллекцией наиболее эффективно и включить сюжетные картины Рерихов в передвижные выставки, которые постоянно проводятся в городах России и ближнего зарубежья. Сейчас же значительная часть коллекции содержится в запасниках Музея народов Востока.

В связи со всем вышесказанным убедительно просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, вмешаться в решение наболевшей проблемы.

От имени культурной общественности города Прокопьевска выражаем надежду на то, что справедливость, наконец, восторжествует, и картины Рерихов будут переданы в Международный Центр—Музей им. Н.К. Рериха согласно завещанию С.Н.Рериха.

С благодарностью и искренними пожеланиями успехов в Вашей деятельности.

 

Председатель Прокопьевского Городского

Рериховского Общества                                                                                                         В.А. Владимиров

                            24.01.2004г

 

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса, 2004 - 2011                Новый сайт Совета >>>

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

 

Используются технологии uCoz