Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский

Анжеро-Судженск

Юрга

 

                       На главную       Новости      Защита имени и наследия Великих имен        Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"     

Новый сайт Совета       Экспедиции и путешествия      Мнения и публикации наших друзей      Индия в России и Россия в Индии   

Газета “Трибуна”, 29 января, 2004 г.

Как министр Рериха подправил

Михаил Швыдкой дал отповедь деятелям искусства,
вступившимся за наследие великого художника и ученого.

В декабре прошлого года группа известных деятелей культуры и науки (среди них многократный чемпион мира по шахматам и известный общественный деятель Анатолий Карпов, выдающийся пианист, президент Академии российского искусства, член Совета при президенте РФ по культуре Николай Петров, знаменитый скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, известный ученый, академик РАН Константин Фролов и другие) опубликовала открытое письмо президенту Путину. Они обратились к главе государства с просьбой обратить внимание на тревожную ситуацию, сложившуюся вокруг наследия Рерихов — выдающихся русских художников, философов и ученых. В частности, на то, что в 2004 году исполняется 100 лет со дня рождения Святослава Рериха. В декабре 2002 года главы Индии и России договорились о принятии Программы культурных обменов в 2003-2004 гг., которая вскоре и была подписана. В соответствии с договоренностью юбилей Святослава Рериха будет отмечаться в двух  странах на правительственном уровне. В Индии с почтением относятся к памяти Рерихов. Там уже начались разнообразные праздничные мероприятия, а в России до сих пор, увы, тихо. Как будто и не было договоренности глав двух государств. Авторы письма просили президента принять решение о создании авторитетной комиссии по подготовке юбилея.

В письме также шла речь о фактах надругательства над волей С.Рериха. Он завещал наследие своей семьи, в том числе и те картины, которые до сих пор удерживаются Минкультом, передать в созданный им Центр — Музей имени Н.К.Рериха. Но в год смерти Святослава Николаевича (1993 г.), вняв настойчивым просьбам чиновников Министерства культуры, правительство РФ приняло решение о создании на базе музея, учрежденного самим Святославом Николаевичем, государственного музея Рериха и передаче ему всего наследия.

Между тем Святослав Рерих передал наследие своих родителей в Россию с условием создать музей не государственный, а общественный. В письме к президенту Ельцину в 1992 году он просил главу государства помочь забрать из незаконного владения государственного музея Востока картины свои и отца и отдать их Международному центру Рерихов. Авторы обращения к президенту также выражали беспокойство по поводу пропажи картин из государственного музея Востока.

Ответ  подписанты получили довольно скоро. Но не от президента, а ...от министра культуры Михаила Швыдкого. Видимо наш министр культуры почувствовал, что ему стало  тесновато в его нынешней должности. Он опубликовал ответ деятелям искусства на страницах одной из газет. Что вдруг заставило министра выступить в не свойственной для него роли? Конечно, быть устами президента — миссия почетная. Но это в том случае, если бы Михаил Ефимович еще и взял на себя труд ответить по существу на поставленные в письме вопросы. Но этим как раз министр и не озаботился. Получилось прямо как в народной поговорке: ему про Фому, а он про Ерему. В свойственном ему стиле Швыдкой умудрился обойти стороной все острые вопросы. Ни о праздновании 100-летнего юбилея, ни о выполнении воли Рериха, ни о судьбе пропавших картин в отклике нет ни слова. Министр вспомнил лишь о результатах работы Счетной палаты РФ, которая взялась разобраться, насколько правомерно находятся в Музее Востока картины Рерихов. Впрочем, аудиторы этого так и не сделали, зато неожиданно предложили вернуться к выполнению правительственного постановления о создании государственного музея. В общем, будь Рерих жив, возможно, откликнулся бы на это словами еще одной поговорки: куда ни кинь — всюду клин...

Одновременно в названной публикации министр культуры Швыдкой дал отповедь деятелям искусства, заявив, что «оценки, изложенные в этом  письме, практически полностью не соответствуют действительности», а уважаемые авторы письма пытаются склонить главу государства к вмешательству в деятельность органов правосудия. Но тут у главы отечественной культуры вышла явная промашка. Этого авторы письма как раз и не просили. Хотя, если уж начистоту, органы правосудия сыграли не самую благородную роль в этой истории, итогом которой стало то, что  наследие Рерихов оказалось под угрозой уничтожения. Дошло до того, что президиум Мосгорсуда отменил решение Хамовнического районного суда, который подтвердил права Международного центра Рерихов на наследие Рерихов и признал факт получения им наследственного имущества в соответствии с завещанием Святослава Рериха. Причем само заседание суда прошло в такой спешке, что закралась мысль о заранее предрешенном вердикте.

После этого мастерам культуры и пришлось направить письмо в Кремль. Увы, жанр коллективного обращения к президенту рожден не от хорошей жизни. Он считается свидетельством правового неблагополучия в обществе. Люди (в том числе и с именем) обращаются к главе государства, когда исчерпываются возможности решить проблему законно, в правовом поле.

К сожалению, в последние годы обозначилась очевидная тенденция. Курс на укрепление государства иные чиновники поняли однозначно: нужно и можно все подминать под себя, в том числе и дорогостоящие культурные ценности. Министр культуры, взяв на себя миссию президентского глашатая, как раз и явил такой типаж современного чиновника. Мол, оцените, как я пекусь о благе державном. Как сказал бы отец Федор из «Двенадцати стульев», не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены. На деле же ситуацию с наследием Рерихов министр повернул с точностью до наоборот.

Будь жив Святослав Николаевич Рерих, он нашел бы точные слова для оценки такого поведения должностного лица. При жизни семья Рерихов выше всего ценила свободу человеческой личности и ее творчество, торжество духа, бескорыстие и, конечно, честное правосудие. Увы, пока нашей культурой руководит Михаил Ефимович Швыдкой, исполнение этих заветов — лишь видение будущего.

Николай СИВОВ


МИНКУЛЬТ САМ НАЗНАЧИЛ СЕБЯ

СОБСТВЕННИКОМ РЕРИХОВСКОГО НАСЛЕДИЯ?

   

 Сегодня (16 февраля 2004 года) в Хамовническом районном суде состоится повторное рассмотрение дела о праве на бесценное наследие.

В номере за 3 февраля 2004 года наша газета опубликовала материал «Михаил Швыдкой готовится национализировать наследие Рерихов. Зачем ему это нужно?». Автор рассказал в статье о двуликой позиции Министерства культуры, которое в свое время никак не защитило от разграбления ту часть наследия Рерихов, которую в 1958 году привез в Москву старший из братьев знаменитой семьи – Юрий. После его смерти оно оказалось в руках людей, не имеющих к наследию Рерихов никакого отношения.

Такое отношение к наследию своих родителей спустя годы вынудило младшего брата – Святослава Николаевича Рериха – отказаться от идеи передачи принадлежащей ему части семейного наследия государству. Он не питал больше к нему никакого доверия. Потому в 1990 году на основании своего завещательного распоряжения передал семейное наследие общественной организации – Советскому фонду Рерихов (СФР), который был создан и в 1991 году переименован в Международный центр Рерихов (МЦР) по его инициативе. В этой части наследия были и 288 картин, которые еще в 1974 году С.Рерих оставлял Министерству культуры СССР на попечение для организации выставок. В октябре 1992 года – незадолго до смерти – Святослав Николаевич заверил у нотариуса свое распоряжение, в котором подтвердил права Международного центра Рерихов на переданное в 1990 году в СФР наследие.

Минуло более 10 лет. Все эти годы МЦР пытался с помощью закона настоять на выполнении воли дарителя.

Сделать это до сих пор не удалось. Ибо именно в эту коллекцию картин, которая по распоряжению С.Н. Рериха принадлежит МЦР (в отличие от части наследия, принадлежавшей Ю.Рериху, который не успел оставить после себя завещание), Минкульт вцепился мертвой хваткой.

Ситуацию с невозвращением картин усугубил как раз тот факт, что коллекция картин с 1974 года находилась на попечении министерства. Нарушая волю дарителя и закон, государственное ведомство категорически отказывалось и до сих пор отказывается вернуть картины Международному центру Рерихов (МЦР).

Но и это не все. После смерти С.Н. Рериха Минкультуры без всяких на то оснований, не известив об этом законного собственника – МЦР, включает картины в Государственную часть Музейного фонда РФ.

В августе 2002 года Хамовнический суд особого производства г. Москвы признал права Международного центра Рерихов на наследственное имущество Рерихов в соответствии с завещанием С.Н. Рериха. Казалось, справедливость наконец восторжествовала. Однако министр культуры М. Швыдкой 2 июля 2003 года это решение оспорил в своей надзорной жалобе в президиум Мосгорсуда.

И столичный суд принял жалобу от организации, которая не имела никакого отношения к обсуждаемому вопросу. Дело в том, что в постановлении надзорной инстанции Мосгорсуда жалобщик называется «представителем собственника». Под определением «собственник» ни много ни мало фигурирует само государство. То, что жалобщик назвал себя так, удивления не вызывает. Он может назвать себя хоть чертом. Удивление вызывает другое – согласие Мосгорсуда на такую формулировку. И не только согласие, а использование этой формулировки для принятия жалобы, авторы которой не являлись тем, кем они себя называли.

Государство в лице Минкульта никогда, никем и ни при каких обстоятельствах не признавалось собственником рериховского наследия. Потому вызывает удивление, что надзорная инстанция Мосгорсуда не истребовала доказательств по поводу присвоенного представителем Минкультуры статуса.

Незаконным собственником оспариваемой коллекции государство сделали две бумаги, не имеющие никакого юридического значения и созданные наспех в стенах Музея Востока. 30 января 1993 года умирает С.Н. Рерих, а в феврале того же года приказом генерального директора Музея Востока В. Набатчикова 282 картины в нарушение завещания С.Н. Рериха из временного переводятся на постоянное хранение. А также странный приказ № 633, изданный министром культуры В.К. Егоровым в 1999 году, то есть спустя семь лет после незаконного (вопреки воле покойного дарителя) включения коллекции на постоянное хранение. В своем приказе министр указывает: «подтвердить правомерность включения в состав Государственной части Музейного фонда РФ» коллекции картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Той самой коллекции, что была передана С.Н. Рерихом общественной организации – Международному центру Рерихов. Подчеркну: не государству! Не Минкульту! И не Музею Востока! Они с точки зрения закона о музеях не являлись, не являются и не могут являться собственниками коллекции.

Так с помощью Музея Востока, где хранятся вышеупомянутые картины Рерихов, и «мудрых» чиновников из Минкультуры прошел процесс «прихватизации» не принадлежащего им имущества.

Господа чиновники, похоже, вообще забыли, что есть закон и его надо блюсти.

Ведь согласно Федеральному закону «О Музейном фонде РФ и музеях РФ» от 1996 года (ст. 13) в Государственную часть Музейного фонда «входят музейные предметы и коллекции, находящиеся в федеральной собственности». Но известно, что коллекция картин Н.К. и С.Н. Рерихов никогда не находилась и не находится в федеральной собственности. Приказ Министерства культуры № 234 от 30.05.1989 года «О мерах по обеспечению сохранности произведений Н.К. и С.Н. Рерихов (коллекция С.Н. Рериха)» гласит, что коллекция была передана на «временное хранение» в Музей Востока. Каким образом временное хранение после смерти С.Н. Рериха превратилось в государственную собственность, могут разъяснить только чиновники, которые не выполнили необходимых по закону действий, а именно не создали экспертную комиссию, не провели экспертизы передаваемого имущества. Не был издан приказ министра культуры о включении коллекции рериховских картин в Государственную часть Музейного фонда РФ. Кроме того, отсутствуют документы и акты приема-передачи картин, что согласно закону необходимо сделать, чтобы так называемое включение стало законным.

Эти очевидные нарушения дают право утверждать, что включения картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Государственную часть Музейного фонда РФ не было, а была афера чиновников, воспользовавшихся самым безнравственным образом смертью С.Н. Рериха. Аферу теперь сформулировали и представили в жалобе в Мосгорсуд как правовое действие, которое обеспечено единственным документом – приказом бывшего министра культуры В.К. Егорова.

Сегодня в Хамовническом районном суде состоится заседание, на котором будет повторно рассматриваться решение о праве Международного центра Рерихов на наследие Рерихов. Руководители Центра-музея имени Рерихов рассчитывают на объективное рассмотрение, которого они не увидели во время рассмотрения дела в президиуме Мосгорсуда. Увы, у них есть основания предполагать, что может случиться неправовой спектакль, в котором самозваный «представитель собственника» опять будет играть главную роль. Можно только предположить, какие чувства будут при этом испытывать представители дарителя – Святослава Николаевича Рериха, который бескорыстно передал свое наследие общественной организации. Чиновники наглым и циничным образом надругались над волей выдающегося соотечественника. Но кто-то же должен остановить зарвавшихся «прихватизаторов»? Кто и когда?

©  Независимая Газета,  16.02.2004

http://ng.ru/inquiry/2004-02-16/14_minkult.html               Валерий Калабугин

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса, 2004 - 2011                Новый сайт Совета >>>

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

 

Используются технологии uCoz