Статья
опубликована в газете «Свет Утренней Звезды» №5 (58)
за декабрь 2006 года
26
ноября – День Матери
Вдохновительница духа
«Сердце матери, сердце женщины – великое
сокровище. Оно зажигает нас, освещает семью. Кто учил вас молиться, кто все
поймет и простит? – Мать, женщина. Кто вдохновит на подвиг? - Возлюбленная,
подруга, женщина».
Н.К.Рерих.
«Держава Света»
«Истинная мать найдет в своем сердце любовь к
каждому ребенку. Все дети будут дороги ее всевмещающему сердцу. Ужасна
любовь исключительная, но любовь вмещающая может иметь свои градации».
Е.И.Рерих.
Письмо от 30.06.34
«Женщина-раба может дать миру только рабов.
Поговорка – у великой матери и великий сын – имеет глубокое
космически-научное обоснование. Ибо сын часто заимствует от матери и,
обратно, дочери – наследницы отцовских сил. Велика справедливость
космическая! Унижая женщину, мужчина унизил себя! В этом нужно искать
объяснение скудости проявления мужского гения в наши дни».
Е.И Рерих.
Письмо от 01.03.29
«Назначение женщины очень высоко. Только
крайнее невежество отводит ей функции родильной машины или еще хуже –
объекта удовлетворения чувственных потребностей. Пока высокое понимание
назначения женщины не войдет в сознание человека, Эпоха Матери Мира на
планете не утвердится».
Грани Агни Йоги. Т. 4, п. 501
«Обычно принято думать, что женщина дает
жизнь ребенку. Но упускается при этом из вида, что творческая сила женщины
далеко, далеко перешагивает через эти границы и распространяется на все
сферы творческой деятельности человека. Именно, вдохновительница духа на все
высшее, на подвиги, на устремление к красоте, на совершение дел необычных».
Грани Агни Йоги. Т. 4, п. 500
«Равноправие полов и народностей должно быть
одной из первых основ каждого государства».
Е.И.Рерих.
Письмо от 17.04.34
«Каждый благоразумный человек отлично
понимает значение нерушимости брака и гармонии семьи для подрастающего
поколения и в государственном строительстве… Сокровенность и нерушимость
брака имеет в основании великую истину о половинчатых душах. … Именно
чистота брачной жизни скорее всего приблизит людей к нахождению созвучной
души. … При разнузданности нравов половинчатые души испытывают особо острый
антагонизм друг к другу.
…При нравственном падении современного
человека, созвучное сочетание – явление редчайшее среди редких, но лишь
тогда возможны и величайшие достижения во всех мирах. … Образование и
воспитание должны быть направлены к нахождению правильного сочетания
брачующихся сторон, и единобрачие должно быть установлено вместо
существующего беспорядочного полового сношения… В будущей, более совершенной
расе, истинные браки будут также обычны, как и редки в настоящее время».
Е.И.Рерих.
Письмо 1939 года
«Когда в доме трудно, тогда обращаются к
женщине. Когда возникает боль, именно женская рука удаляет ее. Когда мозг и
рассудок отказываются помочь в вычислениях, тогда именно женское сердце
остается готовым помочь языком сердечным».
Н.К.Рерих.
«Пути Благословения»
«Будучи жрицей домашнего очага, женщина может
многое. Воспитывая детей в нужном направлении, она может изменить
мировоззрение людей в одно поколение. …Она должна стать той доброй феей,
которая задалась целью спасти мир от гибели и избавить его от зла, которая
всюду вместо зла насаждает добро, вместо безобразия – красоту, вместо лжи –
правду, вместо несправедливости – справедливость и вместо ненависти –
любовь».
А.Клизовский.
«Основы Миропонимания Новой Эпохи»
«Еще сказано: «Как Учитель творит через
учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает
мужчину. Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно,
нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь мужчину за собою».
Е.И.Рерих.
Письмо от 17.08.34
«Женщина настоящей расы приближается к высшей
точке в грядущем Цикле, и каждая женщина, которая поможет спасти мужчину от
его низшего «я», тем, что она сама не будет уступать соблазнам, которые и ее
низшая природа будет ставить на ее пути и, таким образом, утверждая
существование высшей фазы жизни, эта женщина сделает больше для спасения
расы, к которой они оба принадлежат, нежели любой мужчина, как бы ни был он
велик, может сделать в идущем Цикле. Грядущая эпоха будет эпохой женщины и
потому, именно, женщина будет призвана, в конце концов, к суровой
ответственности за безнравственность нашего века больше, нежели мужчина».
Е.И.Рерих.
Письмо 1939 года
«Правильные сочетания дадут человечеству
необходимое равновесие. …Правильное понимание великого таинства, уважение к
женскому началу переродят мир. Люди должны понять божественность любви в ее
высочайшем проявлении и также искать здесь на Земле ее отображения. И,
конечно, даже само потомство, как плод любви, будет много выше случайного
совокупления. Потому брак только ради потомства есть явление безобразное и
кощунственное. …Лишь любовь выявляет все скрытые огни, так в основе каждого
творчества лежит великое притяжение, великая любовь. Все в мире зависит от
любви и держится любовью. Любовь должна вести к высшему постижению».
Е.И.Рерих.
Письмо от 09.01.35
Составила Н.П.Изотова,
г. Новосибирск |
На пути поиска Истины
В город Абакан с 3 по 5 ноября 2006 года для участия во
Всероссийских педагогических чтениях «Гуманная педагогика: Истина Школы» был
приглашен Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, профессор,
руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики. Движение сторонников
классической школы зародилось здесь после авторского семинара, проведенного
Шалвой Александровичем в 2003 году. Все они объединены в общественную
организацию «Центр гуманной педагогики Республики Хакасия «Школа Жизни»
Ш.Амонашвили». Организаторами чтений выступили Министерство образования и
науки Республики Хакасия (РХ), республиканская общественная организация
«Центр гуманной педагогики Республики Хакасия «Школа Жизни» Ш.Амонашвили»,
ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования», ГОУ ВПО «Хакасский государственный
университет им. Н.Ф.Катанова».
Имя и научные труды
Ш.А.Амонашвили хорошо известны и в нашем регионе, и за его пределами. Данный
Форум объединил педагогическую общественность Республики Хакасия, Республики
Тыва, Кемеровской области (гг. Кемерово, Прокопьевск), Красноярского края
(гг. Красноярск, Минусинск, пос. Шушенское). Вместе с педагогами в работе
принимали участие специалисты Министерства образования и науки, Министерства
региональной политики, муниципальных отделов образования, преподаватели
и студенты ведущих вузов республики, представители общественных организаций,
родительская общественность и СМИ. Педагогические Чтения объединили в
течение 3 дней более 970 человек и направили их совместный поиск на
достижение поставленной организаторами цели: консолидация общества в решении
проблем образования путем содействия в распространении идей и опыта гуманной
педагогики. Лейтмотивом стали слова Шалвы Александровича:
«Гуманно-личностная педагогика, как Чаша Мудрости, есть источник для
неограниченного количества педагогических систем и подходов».
3 ноября состоялась
встреча Ш.А. Амонашвили с министром образования и науки РХ Г.А.Салата. В
министерстве образования прошел круглый стол «Гуманная педагогика: Истина
Школы». Прозвучали выступления министра Г.А.Салата «Гуманизация образования
в республике Хакасия: проблемы и перспективы», руководителя
Международного Центра Гуманной Педагогики Ш.А. Амонашвили «Истина Школы»,
ректора ХРИПКиПРО, к.пед.н. Н.И.Пилюгиной «Изменение стереотипов
профессионального сознания педагогов в системе курсовой подготовки»,
председателя общественной организации «Центр гуманной педагогики РХ»
Т.В.Шуртиной «Дорогу осилит идущий» (о деятельности общественной
организации). Шалва Александрович дал интервью для республиканских газет и
гостелерадио.
Во второй половине дня в
актовом зале колледжа педагогического образования, информатики и права ХГУ
им. Н.Ф.Катанова Шалва Александрович встретился с
профессорско-преподавательским составом и студентами педагогических
специальностей госуниверситета. Данная встреча показала интерес к его трудам
педагогов и студентов, знание этих трудов, понимание идей. Диалог проходил
в форме вопросов – ответов, что вызвало положительный резонанс у
присутствующих.
4 ноября местом встречи
единомышленников, постигающих смысл Истин Школы стал главный корпус
Хакасского госуниверситета. В пленарной части прозвучали выступления
А.А.Попова, проректора по научной работе ХГУ им. Н.Ф.Катанова,
Н.П.Балахчиной, первого заместителя министра образования и науки РХ, Ш.А.
Амонашвили, руководителя Международного Центра Гуманной Педагогики,
Д.А.Потехина, А.В.Крайсветней, членов координационного совета «Центра
гуманной педагогики РХ». Обсуждение было продолжено на круглых столах «Куда
мы устремляем ребенка?», «Школа – Храм гуманности», «Школа – хранительница
национального духа и культуры», «Защита и спасение детей – Истина Школы».
5 ноября Чтения проходили
в городе Абаза. Именно здесь с сентября 2003 года создается первая в Хакасии
«Школа Жизни» – средняя общеобразовательная школа № 5, здесь открыта и
работает одна из экспериментальных площадок Центра гуманной педагогики (а их
в Хакасии 5) по освоению принципов гуманно-личностного подхода к детям в
образовательном процессе. Учителя работают по учебникам Ш.А.Амонашвили и
В.Г.Неорадзе.
Мы посетили урок
математики во 2-ом классе (учитель Е.А.Маракулина), урок письменноречевой
деятельности о постижении философского смысла сказки о Человеке в 3-м классе
(учитель Г.Ю.Чанчикова) и урок человечности «Совесть» в 4-ом классе (учитель
Г.В.Богданова). Доброе общение с детьми и педагогами школы завершилось
заложением аллеи голубых елей.
В заключении выступил Ш.А.
Амонашвили. Он подарил собравшимся те классические истины, которые постиг
сам. Именно эти Истины помогут сегодня возрождению школы, обретению
нового смысла, где в едином поиске «Учитель – ученик: Учитель – носитель
Света, ученик – ищущий этот Свет!»
Именно здесь нам,
участникам Педагогических Чтений, удалось увидеть одну из немногих «седьмых
земных школ», о которой Шалва Александрович пишет в книге «Истина Школы».
Три дня мы вели совместный
поиск, совместно размышляли вместе с Учителем над Истиной Школы. Это,
несомненно, содействовало процессу духовного и профессионального
становления. Шалва Александрович щедро делится с нами искрами мировой
мозаики мудрости, но сложить свой узор каждый должен сам.
На этом Пути важными
становятся не накопленные знания по философии, педагогике, а, прежде всего,
ступень развития сознания и то, насколько практически жизненно в применении
усвоены те основы, которые даны нам Учителем: чистота сознания, управление
собою и своими мыслями, постоянство устремления, преданность,
ответственность и другие качества духа, без которых все теоретические знания
ничто.
Мы счастливы тем, что на
этом Пути встретили Мудрого Проводника. Вместе с ним мы размышляем о Школе,
которая есть: очаг духовности и нравственности; мастерская человечности;
законодательница качества жизни; дарительница света и мощи знаний;
хранительница культуры и языка; сеятель духовного и доброго.
Время выбрало нас для
созидания этой Школы. Нам легче на пути поиска Истины Школы, так как «небеса
подарили нам столько славных держателей Истины». Невозможно перечислить их
всех. Открыл для нас это «Созвездие» Шалва Александрович Амонашвили. Кроме
того, он принес нам дар своего сердца: трактат «Школа Жизни». Именно он
обратил наши взоры в духовную высь и подарил мудрость: «Лучу легче искать
поднятые головы…».
Т.В.Шуртина,
председатель общественной
организации
«Центр гуманной педагогики
Республики Хакасия
«Школа Жизни» Ш. Амонашвили»,
г. Абакан |