Опубликовано в
газете «Свет Утренней Звезды» № 3 (61)от 19 июля 2007года
ДЕРЗНУВШИЙ
Ах, Господи, я буду дерзок,
И дерзостью похищу океан счастья…
Зов, 342.
Спросят: кто дал вам право дерзать? Скажите: дерзаем по праву
эволюции. <...> Советуя дерзания, Мы предлагаем путь легчайший. Сердце знает
истину этого пути.
Знаки Агни Йоги, 49.
Постоянно в Учении
Живой Этики и в Гранях Агни Йоги звучит призыв к дерзанию. «Дерзайте еще
ярче», «Дерзание недостижимого и недоступного Утверждаю…», «Дерзновение
плодоносно», «Дети Земли, дерзайте, дерзайте, дерзайте».
«Мы говорим: «Лучше
ошибайтесь в действии, нежели в бездействии». Дерзание в действии уже в
самом себе содержит оправдание, нагнетая и тем умножая энергию» (А.Й., 429).
«Каждый Махатма начал
свое восхождение из гущи народной, лишь дерзнув избрать трудный путь Великой
Души» (И., 304).
Яркий пример такого
дерзания, приведший к достижению духовной высоты Архата - жизненный путь
Бориса Николаевича Абрамова. По имеющимся материалам коснемся некоторых
ключевых моментов его продвижения к сияющим высотам.
Первое опубликованное
свидетельство духовных поисков совсем молодого Бориса Николаевича мы имеем в
журнале «Новые мысли, новые пути» № 13 за 1922 год. В письме
руководителю Владивостокского Теософского общества он упоминает, что уже
год, «колеблясь и сомневаясь», следует по тому же пути, что и члены
этого общества. Ему только 25 лет, но жизнь уже сурово испытала его на
прочность. Однако, как эти испытания, так и постоянные размышления над
прочитанной литературой привели к неожиданному для бурного периода жизни
выводу: «Я глубоко убежден, - пишет он, - что не учреждения, не формы, не
правительство и общественный строй надо переделывать, а надо переделать
самих себя». Такие вот мысли во время послереволюционных смут, перемен,
нестабильности… Накопленное прежними жизнями Сокровище Чаши направляло
искания духа. Оно же настойчиво заявляло о себе желанием трудиться на Общее
Благо. «Единственная работа, которой с наслаждением мог бы посвятить всю
свою жизнь, - пишет Борис Николаевич Е.Г.Зариной в 1922 году - это работа по
проведению в жизнь, в мир новых идей и мыслей, которые стали частью моей
жизни; и желание мое помочь другим в этом крепнет с каждым днем». Но одного
желания мало, «мир новых идей и мыслей» необходимо пополнять и расширять, а
для получения их из Неисчерпаемого Источника требуется упорный и длительный
духовный труд. Как запишет Абрамов слова Учителя много позже, в 1953 году,
«Мир Высший открыт всегда, но, чтобы прикоснуться к нему и взять его дары,
надо устремиться к нему сознательно, добровольно и волей своей. В этом
сущность дерзания. Дерзающему открывается сфера, к которой устремлено
дерзновение. Так, дерзновение есть высшая форма устремления» (Г.А.Й., т. 13,
21 А).
И уже 5 июня 1922 года
во Владивосток летят слова важнейшего решения: «Приступил к систематической
и постоянной работе и чувствую, что перерывов в ней уже не будет. В конце
концов, все возможности заключены в нас самих и нигде больше, и искать их
следует только в себе». В том же письме он намечает первые шаги на пути
самосовершенствования, признавая, что «прежде всего надо очиститься,
очистить свои мысли и установить над ними полный контроль. Без этого нечего
и пускаться в новое, дальнее и трудное путешествие». Как работал следующие
12 лет Борис Николаевич, мы пока не знаем. Зато нам известен результат –
встреча с земным учителем, Гуру – Николаем Константиновичем Рерихом. И опять
годы и годы устремленной духовной работы, но теперь уже под руководством
мудрого наставника и книг Учения Живой Этики.
В первой книге Учения,
которую Елена Ивановна рекомендовала вдумчиво перечитывать своим
корреспондентам, есть запись:
Но я буду дерзок.
В час утра я пойму одно
слово.
И сердце мое запоет…
Эти строки можно
отнести и к достижениям того периода Б.Н.Абрамова. Как пишет в книге «Весть
принесший» его ученик Б.А.Данилов, «еще в 40-е годы Борис Николаевич стал
мысленно воспринимать сначала отдельные слова, а затем и целые фразы…».
«Окно, во тьму открытое, приносит ночные голоса, но зов любви принесет ответ
Возлюбленного» - читаем в книге «Зов». То, что именно зов любви дерзновенно
и направленно шел из сердца Бориса Николаевича, свидетельствует Елена
Ивановна в письме от 21.05.51. «Теперь скажу Вам, мой сын Борис, - писала
она, - ценю Ваши письма, в них изливается Ваша страстная любовь к Учителю, и
так называемые «Мои письма к Вам», которые Вы получаете и сами пишете,
являются результатом все той же любви к Вел[икому] Вл[адыке]. И именно Вел[икий]
Вл[адыка] шлет Вам ответ в той форме, которая Вам сейчас наиболее близкая».
«Шлет ответ…» Значит, нужен не просто зов, а определенный поиск ответа на
возникающие вопросы. В руках – книги Учения. Размышления над ними приносили
ответы, вдруг ярко освещавшие ту или иную грань положения Учения Живой
Этики, причем очень часто применительно к конкретной жизненной ситуации. Как
позже подтвердила Елена Ивановна, Источник информации книг Учения и Записей
Бориса Николаевича един, что, впрочем, видно любому непредубежденному
читателю.
В одной из бесед с
учениками Борис Николаевич подчеркнул, что «человек, еще не овладевший ни
одним качеством, все же может быть учеником, и притом учеником, находящимся
в общении со своим Учителем. <...> Потому что дело не в качествах, а в
наличии твердого, неуклонного, несломимого устремления». И, как
подтверждение, слова Матери Мира, адресованние самому Абрамову: «Пусть
странным не будет малость твоя и великость Моя. В пространстве Света великое
и малое, но единосущное, сливаются в единении полном, ибо в Царстве Света
нет ни большого ни малого, но все единое (Г.А.Й., 1958, 350). Однако этого
«пространства Света еще нужно было достичь. Как было Сказано ученику
Абрамову в 1965 году (п. 596), «даже в этой жизни сколько лет потребовалось,
чтобы от отдельных коротких слов и фраз перейти к длительной записи, и
сколько потребовалось жизней, чтобы достаточно приблизиться к Нам и взять на
себя Наше Поручение». Вот так, из жизни в жизнь, росло Сокровище Чаши
вырабатыванием созвучных Свету качеств. О важнейшем из них мы уже говорили –
это любовь. «Все самые смелые дерзания осуществляются любовью. Любовь – это
ключ от всех достижений» (Г.А.Й., т. XII, 719). Именно это ведущее чувство
помогло достичь предстояния непрерываемого перед Иерархией Света, перед
Владыкой. Постоянное памятование, повторение Имени, Образ Светоносный
приближают к Нему, рождают созвучие. «Духом и сердцем примите Владыку как
основу всей жизни своей и всех дел ваших. <...> Не преисполнится не отданное
Владыке сердце Светом Его и на Священном Дозоре не станет. В области духа
соизмеримость и созвучие являются основою жизни» (Г.А.Й., 1958, 51). Очень
простой совет буквально на все случаи жизни дан в пятом томе Граней Агни
Йоги (п. 91): «Чтобы безошибочно определить линию своего поведения,
достаточно только спросить себя, поступил ли бы так Сам Владыка. <...> Кто
же другой лучшим примером может служить и идеалом, достойным подражания. В
этом есть также известная доля дерзания, так как попытка уподобиться Владыке
диктуется только огнем». От подражания при полном предании себя воле Владыки
можно дойти до отождествления себя с Ним. «Как меч непобедимый, сокрушает
все сознание, отождествленное с Владыкою» (И., 149). Когда была достигнута
такая ступень объединения сознаний, Борис Николаевич получил разрешение
говорить от имени Иерархии Света и пользоваться ее силой. Безусловно, мера
ответственности при этом возрастала вместе с мерой единения. «Я Утверждаю
тебя в праве твоем Именем Моим и от Имени Моего действовать в Наших делах» (Г.А.Й.,
1958, 119). «Силы Мои расходуя по мере надобности, думайте о том, как найти
им лучшее применение. Действуйте формулой: «Не я, но Отец во мне, Он Творит,
а я сам по себе ничто». Это формула Владык. Ее надо сделать рабочей формулой
дня. Себя отставив в сторону и объединив свое сознание с Сознанием Владыки,
действовать Силой Его. <...> Называем такое действие сокровенным, ибо не
видна (невидима) сущность его. Не ради себя и не во имя свое, но ради Общего
Блага и во Имя Мое, Моим Именем творится оно» (Г.А.Й., 1958, 48).
В архиве Международного
Центра Рерихов хранятся письма Елены Ивановны Абрамову с 1936 по 1955 год.
«В этих письмах – пишет Л.В.Шапошникова, - представлена вся история
восхождения Бориса Николаевича на реальные и истинные Высоты
совершенствования». Зовущим дыханием достигнутых Высот веет со страниц книг
Граней Агни Йоги и устремляет созвучащие сознания дерзнуть на недостижимое.
«Когда людям было Сказано: «Вы боги», – имелось в виду не их тогдашнее
жалкое, двуногое состояние, но сияющее великолепие огненного будущего,
сужденного им от начала веков. В заключение только Добавлю: дерзайте, дети
Мои, ибо все достижимо» (Г.А.Й., т. XI, 335).
Н.Н. Величко, г.
Новокузнецк
Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 3 (61)от 19 июля 2007года
Жанна
Дева
(К 595 – летию со дня рождения Жанны Д’Арк)
«Если бы Жанна Д’Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в
роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д’Арк. Но не ее личная
карма требовала костра. Не забудем о Миссиях, принимаемых на себя высокими
духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает
карму тех народов на многие века. Так, они являются пробным камнем сознания
народов».
Е.И.Рерих
На протяжении
нескольких столетий выдающаяся личность Жанны Д’Арк привлекает к себе
внимание писателей, поэтов и художников. Известный американский писатель
Марк Твен в своем романе «Жанна Д’Арк» пишет: «Жанна не похожа на своих
современников, как день не походит на ночь. Она оставалась правдивой, когда
ложь стала нормой жизни; она была честна, когда честность сделалась
утраченной добродетелью; она была верна своему слову, когда ни от кого
нельзя было ждать исполнения обещаний; свой великий ум она посвятила великим
мыслям и великим целям в то самое время, когда другие великие умы бесплодно
увлекались красивыми фантазиями или пустым тщеславием; она была скромна,
утонченна, деликатна, когда крикливость и грубость отличали почти всех; она
была преисполнена сострадания, когда бессердечная жестокость являлась общим
правилом; она была непоколебима, когда стойкостью не обладал никто, и –
душевно благородна, когда все уже забыли, что значит благородство души; она
была твердыней веры в то время, когда не верили ни во что и насмехались надо
всем; она была безупречно искренна среди всепроникавшего лицемерия; среди
царства лести и пресмыкания она сохранила неприкосновенным свое личное
достоинство; она была олицетворением неустрашимого мужества в те дни, когда
надежда и смелость иссякли в сердцах ее народа; она была белоснежно чиста
душой и телом в то самое время, когда высшие сословия страны погрязли в
грехе телесно и духовно».
Короткая, но яркая
жизнь Жанны вызывает удивление и восхищение у каждого, прикоснувшегося к
истории ее жизни. Совсем юная, почти дитя, неграмотная, никому не известная
и не имеющая никакого влияния простая деревенская девушка сыграла решающую
роль в Столетней войне между Англией и Францией. Начавшаяся как борьба за
престол между родственными династиями, Столетняя война превратилась в
межнациональный конфликт, в котором приняли участие все слои населения.
Франция терпела одно поражение за другим, в результате французы потеряли
веру в себя, в свои силы, их национальное достоинство было унижено. Уже
после первой крупной победы в этой войне английский король Эдуард III начал
пропагандировать идею о том, что грандиозное поражение французского войска –
проявление воли Бога. И только спустя сто лет Жанна Д’Арк разрушила это
убеждение своей неистовой верой в то, что Бог на самом деле на стороне
справедливой борьбы французов, защищающих свою землю и своего законного
короля.
Одной из политических
побед Англии в Столетней войне стало подписание широко известного договора в
Труа между Англией и Францией в 1420 году. Согласно условиям договора
английский король Генрих V объявлялся регентом Франции и наследником короля
Франции Карла VI. Сын Карла VI дофин Карл лишался наследственных прав и
приговаривался к изгнанию из Франции. По договору Карл VI и его жена
Изабелла до конца своей жизни сохраняли титулы короля и королевы Франции,
которые затем переходили к английскому дому. Эти условия не могли принять те
широкие слои населения Франции, которые непримиримо боролись против
английского завоевания. Подавленное, приниженное национальное достоинство
неизменно приводит к высокому подъему патриотического чувства. Для всех, кто
не мог принять условий договора в Труа, самым естественным знаменем в борьбе
против его претворения в жизнь становился дофин Карл. Восстановление его
прав на престол означало бы сохранение французской национальной династии -
символа независимости королевства.
Договор в Труа был
ненавистен Франции. За его строками народная молва увидела роковую роль
женщины - королевы Изабеллы Баварской. Как почти всякая чужестранка она
никогда не пользовалась любовью народа. Народ считал, что рукой Карла VI,
подписавшего договор в Труа, водила Изабелла. Молва бесповоротно решила:
женщина губит Францию, а спасет ее Дева, символ чистоты, антипод порочной
Изабеллы. Франция ждала прихода таинственной спасительницы. Жанне д’Арк в
это время было примерно восемь лет.
После смерти в 1422
году Генриха V и Карла VI государем объединенных Англии и Франции был
объявлен английский король Генрих VI, а дофин Карл, также объявивший себя
королем Франции, держался на юге страны. Дорогу англичанам на юг преграждал
Орлеан, осада которого началась в 1428 году.
Сопротивление
осажденного Орлеана, мужество его защитников стало поистине последней
надеждой всех, кто все еще верил в возможность победы Франции в этой,
казавшейся бесконечной, войне. Все отчаяние, накопившееся за долгие
десятилетия, страстная надежда на чудо, которое теперь только и могло спасти
французское королевство, соединились здесь, под Орлеаном. Именно тогда по
Франции разнесся слух, что юная дева по воле Божьей отправляется к дофину,
чтобы снять осаду с Орлеана и привести дофина в Реймс, дабы посвятить и
короновать там. Как бы то ни было, слыша эту весть, все были согласны в
одном, что отныне только Бог может спасти Францию.
Этой девой была простая
французская крестьянка по имени Жанна. С раннего детства у Жанны были
видения святых, она часто слышала их «голоса». Ей являлись св. Михаил
Архангел, святые Екатерина и Маргарита. Они призывали Жанну отправиться к
дофину Карлу и спасти Францию от англичан и бургундцев. В 1428 году она ушла
из родительского дома, чтобы встретиться с дофином, а затем освободить
Орлеан и отвести дофина в Реймс для миропомазания. 6 марта 1429 года Жанна
прибыла в замок Шинон, где находился дофин Карл, и сказала ему, что ее
«голоса» сообщили ей, что она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана,
преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место
коронации Французских королей. Никто не верил, что она сможет снять осаду с
Орлеана и освободить Францию, тем самым изменить ход Столетней войны. Над
ней просто смеялись. Но Жанна настаивала: «Дайте мне столько людей, сколько
посчитаете нужным, и я пойду в Орлеан!» Жанна сумела убедить Карла, и он дал
ей войско. Как и полагается военачальнику, для Жаны собрали военную свиту. В
ее свите было два герольда – гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознавать
их. На них официально возлагались обязанности передавать послания важным
особам – королям, принцам или военачальникам, и по обычаям того времени
герольды были неприкосновенны; иногда они в устной форме передавали вызов
врагу, а затем в целости и сохранности возвращались к себе на передовую.
Некоторые исследователи утверждают, что Жанной воспользовались как
талисманом, чтобы придать мужество солдатам, которых она сопровождала, и
подбодрить их; назначение двух герольдов делает это утверждение
безосновательным. Раз Жанне дали двух гонцов, значит, король относился к ней
как к любому другому воину высокого ранга, облеченному полномочиями и
несущему персональную ответственность за свои действия.
Ко времени прибытия
Жанны в Орлеан молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет
Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых
принимала участие сама Жанна, осада была снята. Снятие осады и последовавшая
за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их
дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс
превратился в триумфальное шествие королевской армии.
17 июля 1429 года дофин
был коронован в Реймском соборе, и во время торжественного акта Жанна
держала над ним знамя. Дофин стал королем Франции Карлом VII. Франция,
получив законного короля, обретала себя. В стране стал пробуждаться высокий
дух национального сознания.
В битве за освобождение
Орлеана Жанна показала себя талантливым военачальником. Она определяла
стратегию военных действий, возглавляла войско во время штурма, оставалась
непреклонна, когда другие хотели обратиться в бегство, приходила в ярость,
когда ее приказания не исполнялись. Она воодушевляла солдат, вселяла в них
веру в победу. И они поверили в нее, в помощь Бога и в сражениях с
англичанами стали одерживать одну победу за другой.
После миропомазания
Жанна помышляет лишь о том, чтобы на волне энтузиазма продолжить наступление
и должным образом направить сильную армию, а у короля на уме только
переговоры и перемирия. Размах народной войны, огромная популярность Жанны
пугают короля и придворных. Карл VII считает, что Жанна ему уже не нужна. Ее
практически отстраняют от руководства военными действиями. Ей запрещают
предпринимать какие бы то ни было важные действия, отныне Жанна участвует
лишь в мелких стычках и сражениях третьестепенного значения. Ее больше не
сопровождает военная свита, с ней нет пажей, а главное – нет герольдов,
выполняющих в какой-то мере официальную миссию. Она просто капитан среди
прочих других, набравших наемных солдат. Король предал Жанну, так много
сделавшую для него и его королевства.
Такое поведение Карла
VII отлично показывает, что это за человек. Очень точную характеристику ему
дал бургундский хронист Жорж Шателлен. Карлу VII он приписывает три порока:
«непостоянство, недоверчивость, а главное зависть». Он пишет: «Вокруг его
персоны происходили частые и разнообразные замены, так как он имел привычку
по истечении некоторого времени, когда кто-то из его окружения поднимался на
вершину колеса (фортуны), скучать и при первом же удобном случае, который
мог дать хоть какую-то возможность соблюсти приличия, с удовольствием
переворачивал колесо сверху вниз».
То же самое король
сделал и с Жанной, которая буквально возвела его на трон. Так делу Жанны был
положен грустный конец, хотя самое главное было сделано, англичанам пришлось
навсегда отказаться от намерения покорить Францию, и история пошла по иному
пути, чем тот, который они себе представляли и почти осуществили. Однако
Франции были суждены годы нищеты и войн, а Жанна была брошена на произвол
судьбы.
«Я не боюсь ничего,
кроме предательства», - говорила Жанна. И ее предали. Когда при защите
Компьеня она осталась с немногочисленными верными ей солдатами отражать
натиск врага, чтобы дать возможность войску вернуться в город, капитан
крепости приказал поднять подъемный мост, отрезав ее. Шателлен описывает
момент, когда, сражаясь в последнем каре, она падает: «Дева, превозмогая
свое женское естество, совершила подвиги и много потрудилась, чтобы спасти
свой отряд от поражения …как военачальник и как самая храбрая из всего
отряда. Некий лучник, человек резкий и крутого нрава, которому сильно
досаждало, что женщина, о которой он так много слышал, вот-вот справится со
столькими отважными мужчинами, …схватив ее сбоку за накидку из золотого
полотна, стянул с лошади, и она плашмя упала на землю». Ее схватили с
«большей радостью, чем, если бы взяли пятьсот солдат», по словам хрониста. А
один бургундский солдат, присутствовавший при этом, сказал, что капитан,
принявший меч Жанны, который проволокли по земле в знак сдачи, был «так рад,
будто взял в плен короля».
Отныне Жанна –
пленница. «Я проживу год, не более», - сказала она. Плен Жанны длился, как и
ее боевая эпопея, немногим более года. Сначала она была в плену у бургундцев,
но ее оспаривали англичане и Парижский университет. Ее перевозили с места на
место, из тюрьмы в тюрьму. Бургундцы считали вполне возможным, что король
Карл VII захочет выкупить Деву, но король не захотел. Тогда от англичан с
предложением выкупа явился французский епископ из Бове Пьер Кошон. Он
предложил за Жанну десять тысяч ливров. Обычно такой выкуп назначался только
за принцев королевской крови, и это является неоспоримым доказательством
того, что англичане считали влияние Жанны крайне опасным. Марк Твен пишет:
«Выкуп был принят. За эту сумму и была продана Жанна Д’Арк, спасительница
Франции; продана своим врагам; продана врагам своего отечества; врагам,
которые бичевали, терзали, разрывали Францию в течение столетия и превратили
это глумление в воскресную забаву; врагам, которые давным-давно забыли,
каково лицо француза, - так привыкли они видеть только его спину; врагам,
которых она отхлестала, которых она укротила, которых она научила уважать
французскую отвагу, воскресшую в ее народе могуществом ее вдохновения;
врагам, которые жаждали ее крови, считая ее жизнь единственным препятствием
между триумфом англичан и унижением французов. Продана французским принцем
французскому попу, между тем как французский король и французский народ
стояли, неблагодарные, в стороне и ничего не говорили.
А она, что говорила
она? Ничего. Ни единого упрека не сорвалось с ее уст. Для этого она была
слишком велика – она была Жанна Д’Арк».
Жанну было решено
привезти в Руан и там совершить над ней процесс. Англичане поставили перед
трибуналом задачу: обвинить ее в ереси, возвести на костер и таким
образом объявить коронацию Карла VII делом рук дьявола. Иначе говоря, снова
лишить Францию короля и независимости. Но это было уже невозможно. А Жанна,
которая так много сделала для Франции, была сожжена на костре 30 мая 1431
года. Так печально закончилась героическая эпопея юной Жанны. Она не прожила
и девятнадцати лет.
Через 25 лет состоялся
процесс, на котором были заслушаны 115 свидетелей и допрошены все, кто знал
Жанну с детства (среди свидетелей была и ее мать), - в присутствии папского
легата Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и
Франции.
В 1920 году Римская
Церковь причислила Жанну к лику святых и признала истинной ее миссию,
исполняя которую, она спасла Францию от англичан и бургундцев.
А.И. Посаженникова, г.
Новокузнецк
Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 3 (61)от 19 июля 2007года
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ ПО-ГОРЧАКОВСКИ
В «Листах дневника»
Н.К.Рериха есть очерк, написанный им в 1935 году во время Манчужурской
экспедиции. Очерк называется «Черви». В нем великий художник и мыслитель
рассматривает такое распространенное в нашей жизни явление, как злоречие.
После прочтения и
анализа этой статьи проникаешься пониманием всей омерзительности лжи и
клеветы, так легко применяемых в современном цивилизованном мире.
Мыслеобразы клеветы
Н.К.Рерих сравнивает с червями, которые заводятся от грязи и небрежности. «А
разве упорный предатель и клеветник, - спрашивает Николай Константинович, -
не испускает в каждом дыхании своем тех же ужасных червей, в незримости
своей еще более опасных».
Никто из Великих не был
обойден клеветой. Ее отравленные стрелы всегда имелись в арсенале зла, чтобы
помешать каждому полезному нарастанию. Так и в рериховском движении, которое
отражает все общественные процессы, присутствуют и ложь, и клевета, и
предательство. Взять хотя бы, к примеру, газету «Знамя Майтрейи», издаваемую
в г. Томске Г.С.Горчаковым. Несомненно, деятельность Горчакова являет собой
то самоотвержение зла, о котором писал Н.К.Рерих. Оно «готово поразить самое
себя, лишь бы посеять ложь».
Злоупотребляя правами
журналиста, тем самым нарушая Российский Федеральный Закон о средствах
массовой информации (а именно статью 51), Горчаков из номера в номер
печатает материалы, подрывающие репутацию общественной организации
«Международный Центр Рерихов» и ее руководителей.
Для справки: из Закона
РФ о средствах массовой информации.
Статья 51. Недопустимость злоупотребления
правами журналиста
Не допускается использование установленным
настоящим Законом прав журналиста в целях
сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения
слухов под видом достоверныхсообщений, сбора информации в пользу
постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой
информации.
Запрещается использовать право журналиста на
распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные
категорииграждан исключительно
по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности,
языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а
также в связи с политическими убеждениями.
Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
…Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований
статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста,
- влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поводом же к
«распространению слухов под видом достоверных сообщений» для Г.С.Горчакова
стала правомерная регистрация символики, осуществленная МЦР в соответствии с
Завещанием С.Н. Рериха.
Согласно Завещанию
Святослав Николаевич передал МЦР исключительные права на издание,
переиздание, комментирование наследия Рерихов, включая символику,
использовавшуюся семьей Рерихов. А в своем Обращении к Рериховским обществам
от 26 апреля 1992 года С.Н.Рерих призывал: «Несите высоко знамя Учения и
наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях».
Горчаков и другие
противники регистрации символики «Знамени Мира» демагогически заявляют, что
МЦР якобы присвоил Великий Символ, принадлежащий всему миру, и превратил его
в товарный знак. На что необходимо ответить следующее.
Во-первых, автором
знака «Знамя Мира» в той форме, в которой он зарегистрирован, является
Н.К.Рерих. В нем Николай Константинович использовал элементы Знака, которые
встречаются на многих культурных исторических памятниках.
Во-вторых, Рерихи сами
придавали большое значение защите созданных ими знаков и регистрировали их в
виде торговых марок. В частности, Ю.Н.Рерих в одном из писем указывал: «Я бы
хотел, чтобы имя «Урусвати» и знак Института были защищены здесь, в Индии,
копирайтом. Пожалуйста, проведите необходимую регистрацию и защиту прав, как
если бы это была торговая марка…» (Рерих Ю.Н. Письма. Т.2. М.: Международный
Центр Рерихов, 2002. С. 38).
Но вопреки всякому
здравому смыслу Горчаков и иже с ним поливают оскорблениями Международный
Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который ведет колоссальную деятельность по
сохранению и популяризации наследия Рерихов.
Еще в 1960-е годы,
вернувшись на Родину, Ю.Н.Рерих искал возможность для создания Музея имени
Н.К.Рериха. Мысль о Музее, который бы принял наследие выдающейся семьи, не
оставляла и С.Н.Рериха. И теперь, когда Музей ценой невероятных усилий
создан и успешно работает, нашлись силы, стремящиеся разрушить эту
деятельность.
«Конечно, каждое
предательство, как и каждая ложь и клевета, прежде всего, отразятся на самом
злоречивце, - пишет Н.К.Рерих, - Но не легче благосостоянию народов от того,
что какой-то предатель и клеветник получит им заслуженное. Все-таки огород и
бурьян злоречия потребует многих усилий, чтобы его опять расчистить».
Особенно возмутительны
клеветнические нападки Горчакова и ему подобных на Генерального директора
Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникову.
С.Н.Рерих называл
Людмилу Васильевну своим доверенным лицом. Для тех, кто изучает и применяет
в жизни Живую Этику, это утверждение Святослава Николаевича должно означать
очень многое, так как Живая Этика дает знания о законах Космоса, одним из
которых является закон Иерархии. Даже малое сомнение недопустимо в отношении
Учителя, представляющего Иерархию Света. Сказано: человеку все простится, не
простится только хула на Высшее. И потому можно утверждать, что многие,
называющие себя рериховцами и сомневающиеся в выборе С.Н.Рериха, не прошли
испытание законом Иерархии.
Святослав Николаевич в
свое время благодарил Л.В.Шапошникову за все, что она сделает в будущем. И
действительно, без Людмилы Васильевны не было бы того замечательного Музея
имени Н.К.Рериха, каким мы знаем его сегодня. Известно, что каждое Учение
развивается через его последователей. В настоящее время Учение Живой Этики
получает развитие в фундаментальных трудах Л.В.Шапошниковой, раскрывающих
космический характер Учения. Людмила Васильевна является представителем
нового типа ученого, соединяющего в себе метанауку и синтетические научные
знания. О самом сложном она умеет сказать доходчиво и просто, и мысли ее
становятся доступны как для ученого, так и для человека, стоящего далеко от
науки.
Мы должны быть
благодарны Л.В.Шапошниковой за ее самоотверженную деятельность, за ее
твердый характер, за те знания, которые она щедро передает в своих
удивительных книгах.
Неблагодарный, прежде
всего, неблагороден. И попытки Горчакова унизить и оскорбить Л.В.Шапошникову
разоблачают его собственную низкую сущность.
В очерке «Черви»
Н.К.Рерих писал о заразительности пороков, в том числе и злоречия. Поэтому
считаем необходимым предупредить всякого, кто берет в руки газету «Знамя
Майтрейи», издаваемую Г.С.Горчаковым: «Осторожно! Яд клеветы, злобы и
невежества!»