Опубликовано в
газете «Свет Утренней Звезды» № 3 (61)от 19 июля 2007года
КАК
СОХРАНИТЬ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ?
2007 год Президент России В.В.Путин объявил
годом русского языка. По всему свету поражаются глубине нашего языка,
восхищаются его напевностью и красотой. А как мы, с рождения говорящие на
русском языке, относимся к нему, бережем ли? Об этом говорили участники
фестиваля «И мы сохраним, тебя, русская речь!», состоявшемся в городе
Прокопьевске во дворце творчества имени Ю.А.Гагарина.
Проходил фестиваль под
эгидой Прокопьевского отделения Международной Лиги защиты Культуры.
Председатель отделения Надежда Регузова рассказала участникам фестиваля о
бессрочной акции «Чистое слово», которая вот уже много лет проводится по
стране. Шестой год в ней участвуют и прокопчане. А итоги работы за год
подводятся, как правило, в день славянской письменности и культуры, в день
памяти составителей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. Школы, училища,
филиалы вузов к фестивалю готовят творческие и научные работы,
театрализованные представления, рисуют плакаты и стенгазеты. Такие формы
работы лучше понимаются молодежью, запоминаются и даже цитируются.
Ребята из творческого
объединения «Свой голос», созданного при дворце творчества под руководством
Н.Невзоровой, наглядно показали, как можно до неузнаваемости исковеркать
родной язык. Они прочитали известное стихотворение А.С.Пушкина «Я помню
чудное мгновенье», заменив литературные слова теми, что употребляет нынче
молодежь: глюк, байда, понты… Зрители в зале не удержались от смеха. Хотя
это было не весело, а, скорее, печально. Послушаешь разговоры сегодняшних
молодых людей и понимаешь, что русскую речь надо не просто беречь, а
спасать. Один мат, ставший нормой жизни, чего стоит.
А между тем тысячу лет
назад братья Кирилл и Мефодий всю жизнь свою потратили на то, чтобы создать
славянскую письменность, чтобы каждая буква звучала, как песня и была внешне
красивой. Вы только прислушайтесь: аз, буки, веди.… Кстати, недавно ученые
расшифровали значение нашей азбуки. Она является настоящим посланием к
славянам. Аз, буки, веди – по-современному звучит, как, я знаю буквы.
Глагол, добро, есть (следующие буквы азбуки) – слово – это достояние.
Живите, зело, земля, и, иже, как, люди – живите, трудясь усердно, земляне,
и, как подобает людям. Относимся ли мы к слову как к достоянию, о чем нас
просили создатели нашего языка? Вряд ли. Одно радует, что ширятся ряды
радетелей за родной язык. Такие, как студенты Прокопьевского филиала КузГТУ
Наталья Юдина и Юлия Иванова, учащаяся профессионального училища № 32 Олеся
Агаркова, ученица 11 класса школы № 14 Катя Плаксина, учащиеся школ № 1 и №
11 и многие другие. Кстати, ребята из школы № 11 подготовили к фестивалю
театрализованное представление о жизни и работе Владимира Даля, о том, как
он всю жизнь составлял толковый словарь, которым пользовались наши бабушки и
дедушки, пользуемся мы, и будут пользоваться наши внуки и правнуки. Именно
его словарь сохранил для нас все многообразие родного языка, наши пословицы
и поговорки.
Участники фестиваля с
удовольствием искали и находили смысл многих привычных слов. Например, слово
«здравствуйте» является ни чем иным, как пожеланием быть здоровым, «спасибо»
дословно означает «спаси бог», «благодарю» - «благо дарю». А есть и другие
замечательные слова, как признательность, учтивость, любезность. Мы их все
реже и реже употребляем. Может потому в нашей жизни все меньше остается
признательности, учтивости, любезности и много другого.
Фестиваль закончился
приятным моментом – награждением его участников. Благодарственные письма,
призы и подарки (а ими были словари, справочники, книги русских писателей,
репродукции русских художников) получили самые активные школьники и
студенты, их учителя и руководители. Но награждение не стало заключительным
аккордом, акция «Чистое слово» продолжается. Участниками этой акции может
стать любой, кому небезразлична судьба родного языка.
Галина Анисимова,
журналист, г. Прокопьевск
Опубликовано в газете
«Свет Утренней Звезды» № 3 (61)от 19 июля 2007года
Из бесед Б.Н.Абрамова
С Востока и Запада
придут Мои вои и Узнаю среди победивших избранных Мною.
Листы Сада М. Зов, 11.1.1922
Если в светлый
безоблачный полдень направить в небо луч мощнейшего в мире прожектора, то
луча этого никто не заметит, ибо виден он не будет. Этот же самый луч в
темную ночь, прорезая пространство на десятки километров, будет ясно и
отчетливо виден издалека, а упав на землю, зальет ее ярким, ослепительным
светом. Значит, для полного выявления какой-либо вещи необходимо (подобно
тому как для выявления света нужна тьма) выявить противоположные свойства
данной вещи, ее, так сказать, отрицательный полюс. И «тактика Адверза»
состоит в том, что для достижения чего-либо сознательно дозволяют выявляться
противоположной сущности данной вещи. Дают «уродцу» вырасти до его полного
безобразия, до самоотрицания своей абсурдности, чтобы потом «подавить лучом
света».
При утверждении в
сердце такого качества бывает очень полезно вызвать перед своим умственным
взором его противоположные свойства со всеми его отрицательными атрибутами,
во всем его отталкивающем, непривлекательном облике и со всеми возможными
последствиями, которыми оно награждает своего носителя. Полезно представить
себе, что теряет человек, идущий по Пути, при наличии этого отрицательного
качества. И когда уродец встает во всем своем безобразии, то уже гораздо
легче повернуть сознание к положительному полюсу данного качества, памятуя,
что тьма конечна, в то время как свет беспределен, и беспредельность есть
свойство всякого положительного качества.
Возьмем для примера
торжественность. Торжественность — это очень сложное и трудное качество —
ибо качество это синтетическое. Что же будет его антиподом? Напыщенность,
чванство, заносчивость, гордыня, лесть, низкопоклонство, заискивание,
пресмыкание, нервные движения и хаотичность, неорганизованность и
беспорядочность мышления, зависть, жадность и многие другие свойства не
выражают торжественного величия мироздания и величия духа человеческого.
Можно представить себе существо, наделенное этими свойствами, и его
жалчайшее прозябание на коре планеты и величественное восхождение духа,
насыщенного торжественностью огненной, излучающее спокойствие и силу и
поднимающее сознание всего человечества. С одной стороны жалкий,
пресмыкающийся слизняк, с другой — дух, полный величия огненной мощи, полной
торжественного спокойствия.
Итак, страх можно
трансмутировать в мужество, ненависть — в любовь (пример Савла), хлопотливую
суетливость — в спокойствие, но нельзя ничто превратить или трансмутировать
во что-либо. Потому и сказано: «Извергну тебя из уст Моих, ибо не был ты не
холоден и не горяч, а только тепел, о, если бы ты был холоден или горяч». Из
ничего нельзя создать ничего, потому при наличии в человеке многих
отрицательных свойств и качеств он может трансмутировать их в явления
противоположные, поворачивая соответственно свое сознание. Вот почему среди
учеников Христа и Будды были и мытари, и блудницы, и разбойники, но не было
«румяной», прилизанной, умеренной добродетели. Сознание, во всем ничтожное,
меряя все «в свою меру ничтожную», ничего, кроме ничтожества, породить не
может.
«Ученик обратился к
Учителю с длинным списком качеств, требуемых для преуспеяния. Грустно сказал
он: "Учитель, не могу овладеть этими качествами". Учитель спросил: "Неужели
всеми?"
Ученик продолжил:
"Представляется мне, что ни одно качество не усвоено мною". Учитель ободрил:
"Не велика беда, если чувствуешь, что все нужные качества не усвоены тобою.
Хуже, если тебе покажется, что ты владеешь всеми"».
Итак, человек, не
овладевший еще ни одним качеством, все же может быть учеником, и притом
учеником, находящимся в общении со своим Учителем. Почему это так? Потому
что дело не в качествах, а в наличии твердого, неуклонного, несломимого
устремления. Человек — это «процесс» (как сказал Будда), меняются его
настроения и состояния и выявления дурных его качеств, но при железном,
постоянном устремлении к своему Учителю все плохое, как нечто временно
проявляющееся и тем конечное, под лучом этого непрерывного устремления,
твердого и непрестанного, трансмутируется в нечто высшее.
А так как каждое
качество, проявленное в действии, есть накопитель и закрепитель психической
энергии, то трансмутация качества есть трансмутация огней и накопление
огненной мощи, нашего единственно вечного, неотъемлемого Сокровища.