Опубликовано
в газете «Свет Утренней Звезды» № 4 (62) от 30 октября 2007 года
Девять
дней Божественной Матери
Божественная Мать - это Мать всего мироздания, а мы все (все человечество) -
ее дети. Величие, которое есть в Абсолюте, мы можем видеть в Матери;
верующие ищут у Бога защиты и покровительства как у Матери. Мать - Природа (Пракрити)
- это созидающая, материальная сторона творения. Лишь Ведическая традиция
придает такое большое значение материнскому аспекту Природы (Абсолюта, Бога,
Дао).
Наваратри – индийский праздник, который длится девять дней и девять ночей.
Слово «Наваратри» в действительности означает девять («Нава») ночей («Ратри»).
C 1-го по 9-й лунный день месяца Ашвина в 2007 году приходятся на 12 - 20
октября. Наваратри, время самоосознания и очищения, традиционно является
благоприятным периодом времени для новых дел и начинаний.
В эти дни
Божественная Мать почитается в трех
формах – как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати. В течение первых трех дней
Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных
препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом,
жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому
подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено.
Именно Дурга,
сидящая на тигре, входит в сердце человека и беспощадно уничтожает все те
загрязнения, которые живут в нем. Прежняя запутавшаяся личность расчищает
путь для развития более здоровой личности, в которой могут раскрыться
божественные добродетели.
В течение
следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном
аспекте - Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшим лотосе и держащая цветы
лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие. Она является воплощением
мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее благосклонность в
виде материального и духовного успеха и процветания.
После того, как
Дурга расчистила старую личность, может начаться созидательный процесс -
основа заложена. Все большая и большая красота разворачивается, это
заполняет сердце радостью. В духовном движении это представляет
пришествие Лакшми.
Лакшми
поддерживает и питает созидательное выражение души. Дурга уничтожает ветхие
останки старых пороков; Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет
хирургическую операцию, удаляя больную часть ума; Лакшми выполняет
заживление.
Лакшми - Богиня
материального и духовного процветания. Она символизирует божественное
торжество. Период Лакшми отмечен развитием божественных качеств -
сострадания, бесстрастности (отсутствия страстей), чистоты, самоотречения,
милосердия, вселенской любви, единства, великодушия сердца, равновесия ума.
Лакшми приносит устойчивость ума, обогащает дух и устраняет то, что
отвлекает внимание.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая
дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными,
показывая нам скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души.
Сарасвати описывается как обладающая белым цветом лица подобно Гималайским
снегам. Она сияет, все ее одежды и сверкающие украшения испускают чистый,
снежный свет. Это значит, что Богиня изобилует Саттвой. Когда Саттва
развивается в человеческой личности, она проясняет интеллект и ведет к
интуитивному просветлению. Сарасвати сравнивается с цветком жасмина. Этот
цветок не только белый, но также и ароматный. Где есть чистота, то есть
также аромат. Она держит в своих руках Вину (музыкальный инструмент) -
символ гармонии личности.
Сарасвати - Богиня Мудрости - позволяет нам идти вне преград нашего эго и
испытать трансцендентное измерение. Творческие способности начинают
разворачиваться. Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и
величие сознания.
По выражениям
Божественной Матери в течение девяти ночей Наваратри мы видим, что она
обладает неисчислимыми проявлениями, поскольку она ведет человека и по пути
внутреннего развития, и по пути внешнего успеха. Вся Пракрити (природа)
является Ее местом игры, и все проявления Небес и Земли являются Ее
красотой. Кульминационный момент почитания Дэви - достижение Реализации «Я»
- символизируется празднованием Виджайа-Дашами в десятый день Наваратри.
Виджайа-Дашами – это день, когда Она, Божественная Мать, победила демонов;
он символизирует победу над силами зла. Праздник Наваратри (или его десятый
день) называется также Дассера или Дуссера.
На фото – богиня Сарасвати |
Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 4 (62) от 30 октября 2007
года
Светоносная материя Культуры
Человек живет не только в мире вещей, но и в
мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для
каждого, другие доступны лишь узкому кругу посвященных. Но есть такие
понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают океан человеческих
раздумий в поисках ответа на вопрос – в чем смысл бытия человека? И одно из
краеугольных понятий этого вопроса – Культура.
Культура многогранна и
проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о
культурах различных эпох (античной, средневековой и т.д.), о культурах
различных этносов и стран, о религиозных культурах
(буддийской, исламской, христианской и т.д.), культурах различных социальных
и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской) и даже о
культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция, Ганди и др.).
Многогранность культуры нашла свое отражение в разнообразии ее определений.
В 1964 году американские ученые А.Кребер и К. Клакхон собрали 257 дефиниций
культуры, и, по мнению Л. Кертмана уже в 1987 году количество их удвоилось.
У Николая Константиновича Рериха сложилась своя концепция культуры,
вытекающая из научно-философского Учения Живой Этики, которая в свою очередь
опирается на мощнейший фундамент общечеловеческой культуры. В понимании
Рериха «Культура есть почитание Света» или «служение Свету». Этому он
находит и филологическое объяснение. «Культура имеет два корня, первый –
друидический… Культ всегда останется почитанием Благого начала, а слово Ур
нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь». Итак,
Культ-Ур означает почитание Света. Таким образом, при глубоком рассмотрении
понимание Рерихом понятия Культура оказывается едва ли не самым точным и
объемным, по вкладываемым в него смыслу, определением.
Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже запятнала истинное, высокое
понятие Культуры. Современный мир забыл ее сокровенный, священный смысл.
Сегодня европейская логика весьма часто смешивает Культуру с цивилизацией,
вечное с временным, преходящим. Для Николая Константиновича Культура гораздо
более широкое, всеобъемлющее, утонченное, первичное понятие и он
неоднократно призывает разграничить эти понятия. Культура должна
обосновывать и одухотворять цивилизацию, как составную часть. Как, к
примеру, дух человека одухотворяет материю, т.е. тело человека. По мнению
Рериха, проблему, что есть Культура, а что есть цивилизация необходимо
решать с точки зрения взаимодействия духа и материи. «Многозначительно
приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, - писал Н.К.Рерих.- К
удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так
уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению.
Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова
«культура» цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский
корень «Культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация
в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни».
В своих философско-художественных очерках Николай Константинович выработал
совершенно новую концепцию Культуры, пронизанную идеями Живой Этики и
имеющую практическое значение. И когда мы осмыслим эту идею, поймем ее
особенности и суть, то разница между Культурой и цивилизацией станет еще
резче, а смешение этих понятий недопустимей. «Но понять истинное значение
мира невозможно, пока человечество не постигнет различия между «механической
цивилизацией» и грядущей культурой духа. Даже приблизительное понимание
основ истинной Культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные
условия для всех блестящих открытий, сужденных человечеству», - писал
художник в очерке «Новая Эра».
Итак, цивилизация является материальным обустройством жизни, и связано это,
в первую очередь, с рукотворчеством, которое является главной формой
деятельности в нашем плотном физическом мире. А Культура связана с
творчеством духа, связана с деятельностью высших центров человека.
«Культура, - как говорил Рерих, - есть глубочайший устой жизни, скрепленный
высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции». Энергии, которые в
результате сложнейших процессов, идущих в Космосе, приближаются сейчас к
Земле, могут сыграть свою позитивную роль, лишь соприкоснувшись с полем
Культуры, где сосредоточен высокий духовный потенциал, необходимый для
принятия такого рода энергий. И в данном случае духовное поле Культуры будет
служить «громоотводом» от разрушающего действия высоких вибраций. А они
могут быть и разрушающими, если принимающий эти энергии не обладает схожими
высокими вибрациями. И в этом случае, духовное поле Культуры играет еще и
охраняющую роль, помогает уберечь Планету от взрыва.
В книге «Закат Европы» немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936 гг.) термином
цивилизация обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры.
Анализируя духовный климат современной Европы, Шпенглер приходит к выводу,
что нынешнее увядание западноевропейской культуры ничто не может спасти.
Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью, мировых городов
над провинцией, плебейской морали над трагической.
Далеко не все в культурологической концепции Шпенглера можно принять и с
этим согласиться, но его предостережение о том, что массовая бездуховная
продукция цивилизации враждебна культуре, остается актуальным и по сей день.
И Пушкин, и Репин, и Чайковский нуждаются в защите от агрессивной,
низменной орды водителей современного «духовного» производства. Индустрия
развлечений стремится подменить собой истинную Культуру.
Но в то же время и Великие Учителя в книгах Живой Этики и сам Н.К. Рерих, ни
в коей мере не преуменьшая степень духовного кризиса Запада, были глубоко
убеждены, что лишь сближение Востока и Запада приведет к возрождению того и
другого, приведет к так называемому синтезу.
«Можно видеть, что и Запад и Восток мыслят одинаково по многим
направлениям», - отмечал Н.К.Рерих. «Я ни умаляю, ни Запад, ни Юг, ни Север,
ни Восток, – потому что на практике разделения не существует, и весь мир
разделен только в нашем сознании. Но когда при этом сознании проникает
пространственный огонь, тогда создается Союз Огня, и Огонь Энтузиазма
непобедим», - писал он в статье «Радость творчества».
Изучая культуру как восточных, так и западных стран Н.К. вновь и вновь
обращает наше внимание на взаимопроникновение культур Востока и Запада. Он
писал о сходстве индийского Кришны и славянского Леля, об общности ритуалов
сибирских шаманов и колдунов Малабара, о родственных связях фольклора Тибета
и Алтая, Литвы и Персии, Германии и Китая. Он анализировал народные предания
России и Гималаев и находил в них много общего. В Кашмире и Сиккиме, во
время праздничных торжеств, вспоминал о славянских праздниках. Пройдя страны
Востока и Запада, проникая глубоко в истоки их культур, Рерих делал
однозначный вывод, что как в одной, так и в другой части Планеты действуют
одни и те же законы энергетики культуры. И потому Рерих глубоко и
скрупулезно исследовал взаимодействие и взаимопроникновение культур Востока
и Запада, которые несли в себе элементы будущего синтеза и извлекал из этого
многообразного и сложного процесса самые яркие моменты. В нем в это время
говорил не только историк, археолог, этнограф, но и художник и философ.
Именно от Гималаев, как от некого духовного полюса планеты пришло немало
всемирных фольклорных и мифологических сюжетов, именно там, как в кипящем
котле формировались кристаллы сокровищ культуры, чтобы потом выплеснуться по
просторам Евразии с кочевниками и Великими Путниками.
А пространство России, расположенное на
просторах Евразии, как раз и было тем полем взаимодействия культур Востока и
Запада, которое старательно постигал Н.К.Рерих. Изучение культур, их
взаимодействие Рерих начал именно в России, еще во время своего путешествия
по древним русским городам. Острым взглядом он уловил и отразил в своих
работах синтетичность и многослойность русской культуры, в которой смешались
элементы Востока и Запада.
Но кроме умозрительных заключений Рерих пошел
дальше. В 1920-х годах, организованная им Центрально-Азиатская экспидиция
прошла по просторам Азии теми же путями, которыми двигались кочевые народы.
Изыскания Николая Константиновича, работа Елены Ивановны над книгами Учения
Живой Этики, имели прямое отношение к духовной жизни Планеты, к ее Культуре.
Сама экспедиция представляла собой одно из важнейших эволюционных действий,
связанных с Великими Учителями и заповедной страной Шамбалой и формировала
новое эволюционное мировоззрение. Экспедиция, посланная и руководимая
Великими Учителями, имела отношение, в первую очередь, к формированию поля
будущей Культуры. Не случайно и то, что маршрут экспедиции пролегал по
удивительно красивым местам, и это сочетание красоты с исторической
значимостью мест подвигало Николая Константиновича еще и еще раз
задумываться над значением Красоты в роли Культуры и в жизни человека.
Понятие Красоты для Рерихов и Учителей представляло собой явление
космического характера. Следуя Учению, данному из Высокого Источника,
Николай Константинович относил Красоту к важнейшим эволюционным процессам,
справедливо считая ее одним из мощнейших рычагов движения эволюции и
развития Культуры. Красота есть энергетическое сердце Культуры. Ведь именно
Красота создает условия для аккумуляции энергий лучших качеств и колебаний
высокой частоты, именно Красота является основным средством преобразования
хаоса в Космос, беспорядка в Порядок. «Под знаком Красоты мы идем радостно,
- писал Николай Константинович – Красотой побеждаем. Красотой молимся.
Красотой объединяемся».
Именно Красота будет мощным возбудителем
развития нового периода Культуры. Но надо сказать, что сам энергетический
процесс возрождения культуры на древних путях, имеет в виду, прежде всего
воскрешение самого духа древней культуры, а не ее форм. «Если верхи
цивилизации и высшие области Культуры, прежде всего, являются синтезом всех
завоеваний человеческого гения, то ведь и средства к выполнению этих
расширенных задач должны быть поистине современны. Именно широкие горизонты
Культуры, как поднятие общего уровня мышления зовут нас ко всем современным
открытиям и усовершенствованиям», - отмечал Николай Константинович в очерке
«Экспедиция Ситроена».
Этим самым данный процесс, имеющий эволюционное
значение, отличается от того, что мы сейчас наблюдаем в нашей стране, когда
мы пытаемся не воскресить сам дух Культуры, а вернуться в прошлое, со
всеми атрибутами этого прошлого. Прошлая Церковь, восстановление ее форм и
попытка ее влиять на умы своим прошлым мировоззрением, игра в солдатиков
царской армии со знаменами и регалиями, дворянские собрания и добрый
царь-батюшка и т.д. Работы Рериха дают нам сейчас возможность понять,
что наше духовное возрождение проходит на фоне затянувшейся бездуховности.
Тогда, в те далекие годы, Рерих предвидел, что нас ожидает, и он неустанно
повторял: Культура, Культура, Культура. Он говорил о том, что свобода без
Культуры может превратиться во вседозволенность и произвол. С высоких трибун
мы почти не говорим о Культуре, она как «бедная родственница» является
последней строкой в государственном бюджете. Страна и ее лидеры еще до сих
пор не осознали, что в основе любого возрождения лежит именно Культура,
духовные накопления народа.
Еще об одном моменте, на который обращали
внимание Рерих и Великие Учителя, необходимо сказать. Это роль культуры в
формировании творческой личности.
Замечательный русский советский музыкант и
педагог Г.Г. Нейгауз считал, что талант создавать нельзя, но можно создавать
культуру, т.е. почву, на которой они произрастают. Владимир Солоухин в своем
эссе «Камешки на ладони» выразился так: «Гений – завершающий штрих,
шпиль на здании культуры… Естественно, что шпиль не может повисать в
воздухе, он опирается на здание, а здание покоится на прочном в плане
культуры многовековом фундаменте». И сами книги Учения Живой Этики тоже
покоятся на мощном фундаменте мировой культуры и, приступая к ее изучению,
мы, в первую очередь, обязаны стать просто культурными людьми, ибо есть
общая культура, и она никого от себя не освобождает. В книге «Иерархия»
(п.146) сказано: «Первый признак культуры – отсутствие личных раздоров». Сам
Николай Константинович любил повторять: «Невежественный человек сначала
должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он
делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза,
которое завершается принятием понятия Культура».
Но все выше сказанное о культурной концепции
Рериха не будет иметь смысл, если не сказать главного. Избегая всего
отвлеченного, не имеющего связи с живой жизнью, Рерих стремился все свои
мысли реализовывать, а, являясь по сути своей настоящим реалистом –
строителем и воплотителем, Рерих пытался осуществить все свои идеи в
многосторонних и монументальных жизненных начинаниях.
Достаточно вспомнить грандиозный 29-ти этажный
небоскреб – Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке, в котором были объединены, кроме
картинной галереи и другие культурно-художественные учреждения. Вспомним его
педагогические идеи и осуществления, многочисленные общества его имени,
раскинувшиеся по всему миру, научно-исследовательский Институт Урусвати в
Гималаях – институт принципиально нового типа, две научные экспедиции по
Центральной и Внутренней Азии. Наконец, Пакт Рериха, впоследствии легший в
основу Гаагской конвенции по защите культурных ценностей, вдохновивший и
сплотивший вокруг себя много выдающихся поборников Культуры.
Эмблемой Пакта стал древний символ: три малых
красных круга в большом. Прошлое, настоящее и будущее в едином круге
вечности. В книге Учения «Иерархия» (п. 331) читаем: «Знамя Мира вмещает все
тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не
умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст
понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без
знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда
страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем
заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре. Так Знамя Мира несет
лучшее будущее».
В каждом явлении есть своя материя. Рерих
называл Культуру Светоносной Материей. Живая Этика так же говорит о
светоносной материи, как об одном из высочайших уровней утончения материи.
К.Э.Циолковский писал о будущем лучистом человечестве. «Духовное понимание и
созвучие, - писал Рерих, - ткут светоносную ткань Матери Мира – Священную
Культуру».
Светоносная материя Культуры уязвима и
легко разрушаема, но она есть главный элемент в развитии человечества,
который обеспечивает будущее любого народа. Бездумная трата этого богатства
приводят к банкротству как духовному, так и материальному.
Л.А.
Игольникова, г. Новокузнецк
Список
литературы:
1.
Введение в культурологию. М., 1996.
2.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
3.
Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.,
1994.
4.
Рерих Н.К. Шамбала. М., 1994.
5.
Рудзитис Р.Я. Культура. // Держава
Рериха. М., 1994.
6.
Шапошникова Л.В. Чаша Грааля
Космической эволюции. // Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. М., 1997.
7.
Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск,
1993. |