Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

 Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 1 (64) от 25 февраля 2008 года

Истине вопреки

21 декабря 2007 года Высшая аттестационная комиссия (ВАК) РФ приняла решение о присуждении ученой степени доктора исторических наук В.А.Росову и признании его работы «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы)», соответствующей квалификационным требованиям. Этим действием ВАК, противореча главным методологическим принципам - историзма и объективности научных исследований, позволила вымыслу занять место исторической правды, назвала ложь – истиной.

Представители общественности выразили свое возмущение несправедливым решением ВАК. Предлагаем вашему вниманию мнения представителей различных организаций по этому вопросу.

 «Подобные неординарные события: противостояние ВАКа культуротворчеству выдающегося мыслителя, художника, общественного деятеля Н.К.Рериха, традициям глубоких исследователей его наследия (Вс.Н.Иванов, Ю.Балтрушайтис, М.И.Ростовцев, П.Ф.Беликов, В.Н.Князева, Л.В.Шапошникова), отечественной и зарубежной общественности, открыто выступившей со справедливой критикой диссертации Росова, - случаются нечасто. Но они, подобно индикатору в химической реакции, проявляющему свойства вещества, в данном случае обнаружили уровень и качество сознания тех, кто принимал решение.

Много раз собирались представительные научные комиссии, чтобы путем голосования оценить достоинства диссертации. Подобные, коллективные решения, как будто демократические по форме (проблема решается простым большинством голосов) нередко в истории были инквизиторскими по содержанию. Под удар подобных решений попадали, в первую очередь, гении. Российская история недавно завершившегося XX-го столетия знает множество подобных примеров: К.Э.Циолковский и А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский и Н.И.Вавилов, В.И.Вернадский и Л.Н.Гумилев пережили остракизм научных кругов и давление органов власти. Творчество стоило им высокой цены - свободы, а зачастую и жизни. Замалчивание их трудов задержало развитие научной мысли на десятилетия.

В начале XXI века под суд официальной российской исторической науки попал Николай Константинович Рерих – выдающийся представитель не просто эпохи и страны, но один из основоположников нового космического мышления. К гиганту были приложены мерки пигмея, великое было низведено до уровня обывателя, карьериста, интригана. Остро субъективированные рассуждения В.А.Росова, - а по сути вымысел! - в решениях ВАКа приобрели модус научно установленной истины. Факты подлинной истории беззащитны, если нет ученых, готовых считаться с ними. Академическая историческая наука пошла на поводу у дешевого популизма, подменившего собой и методологию, и традиции исследований.

Надежда не оставляет нас: в современной науке работает группа ученых, верных кодексу чести и научной этики, которые не побоялись выразить мнение, не совпадающее с позицией, признанной  ВАКом. Президент Академии индийской культуры профессор Локеш Чандра, академик Монгольской АН Ш.Бира, проректор Софийского университета профессор А.В.Федотов, академик РАН Е.П.Челышев, директор Хакасского НИИ языка, литературы и истории СО РАН профессор В.Н.Тугужекова и другие подняли свои голоса в защиту Н.К.Рериха. Огромная заслуга в противлении злу невежества от науки принадлежит Международному Центру Рерихов и его руководству, чьи усилия останавливают потоки лжи.

Унижение славного имени Н.К.Рериха происходит в годы юбилея – 80-летия Центрально-Азиатской экспедиции, юбилея, имеющего огромный резонанс как в России, так и за рубежом. С прискорбием можно вспомнить известное выражение: нет пророков в своем отечестве. И события последних дней показывают, что Россия, увы, - не исключение.

Решение ВАКа открывает торные пути для спекулятивной науки вообще, и для исторической – в частности. С какими трудами происходит реабилитация достойных имен наших соотечественников, оболганных и растерзанных в годы  сталинских репрессий. Мы затратили уже более двух десятилетий на восстановление исторической справедливости и все еще не решили проблемы.

Умаляя облики Тех, кому нация обязана своим духовным и культурным ростом, общество утрачивает главную силу эволюционного развития – энергию идеалов, поднимающую импульс сознания, и обрекает себя на движение вниз. Имя Рериха, преданное негласным репрессиям со стороны государства в 1930 - 80-е годы, подвергается насилию вторично – теперь уже в науке, якобы ратующей за славу России, а на деле – крадущей ее у будущих поколений.

Историю не повернуть вспять. Высокое не сделать низким.

Однако, диссертация Росова утверждена, и это не может быть квалифицировано иначе как моральное преступление, последствия которого придется исчерпывать будущим поколениям россиян».

 Из заявления Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха.

 

 «Изучая на протяжении многих лет жизнь, творчество и деятельность членов семьи Рерихов, мы не перестаем удивляться и восхищаться многогранности их таланта и трудолюбию, непредубежденности и честности в суждениях, чистоте помыслов и порядочности в отношении людей, доброжелательности и умению сотрудничать, беззаветной преданности нашей Родине и бескорыстному служению эволюции человечества, а также другим позитивным качествам личности, которых, к сожалению, так не хватает многим современным исследователям и ученым, в том числе и автору представленной диссертации.

<…> В.А.Росов в своей работе связывает интересы нашей страны "по воспроизводству культуры России" с переговорами Н.К.Рериха в Москве в 1926 году и выдвигает подоплеку "о возможности слияния" разных учений и идеологий и оценивает "личность Н.К.Рериха как крупную политическую фигуру". Нам представляется, что в этой ситуации наиболее разумным и оптимальным является необходимость не принимать однозначно вольные трактовки и суждения диссертанта и не доверять безусловно его субъективным выводам и выпадам против великого русского художника, основателя многих просветительных, научных и общественно-культурных учреждений и начинаний. В противоположность пониманию автором работы исторической роли и фактической деятельности Н.К.Рериха надо обратиться к первоисточникам - трудам и высказываниям самого художника и мыслителя. Ведь лучше самого человека никто не может сказать о его жизненной позиции, многолетней деятельности и истинной роли в историческом контексте. Кроме того, в своем многолетнем этическом опыте сам Н.К.Рерих постиг большое зло недопонимания и недомыслия.

В очерках-письмах Н.К.Рерих писал: "Работа моя с самых первых лет художественная и культурно-образовательная". "В то же время в области политики происходят такие затмения и смущения, что было бы жаль, если культурно-образовательная работа оказалась бы связанной с политическими ухищрениями". "Политикой мы никогда не занимались, и я знаю, что это обстоятельство подчас вызывало недоумения и даже порицания. Ни в какую политическую партию не входили..." <…>

"Мир через Культуру" — вот девиз мирного движения, обширной и многогранной мировой деятельности знаменитого русского художника, мыслителя, ученого. Именно в этом заключается великая миссия и роль Н.К.Рериха в историческом прошлом и будущем народов всех стран и, в первую очередь, в отечественной истории.

<…> В представленной В.А.Росовым работе отсутствует строгое научное обоснование, объективность, логичность, достоверность и убедительность его выводов, высказываний, предположений. А по словам Н.К.Рериха "Убедительность - это магическое качество творчества".

В связи с вышеизложенным мы выражаем свое отрицательное отношение к заключению ВАК, так как это решение поддерживает В.А.Росова в его дискредитации имени великого русского художника и международного деятеля культуры Н.К.Рериха».

Сотрудники Лаборатории этических знаний Сибирского государственного индустриального университета: Л.А.Стародубцева, заведующая Лабораторией, доцент, кандидат технических наук, Л.Г.Рыбалкина, доцент, Т.Г.Козловская, Г.М.Игнатова, Т.Ф.Маслова, С.И.Малахова, Н.К. Дектяренко, Л.В. Адаменко.

 

«Каждая страна лучшие перспективы развития общества связывает с новыми научными открытиями и исследованиями. И ученые несут большую ответственность за свой труд. В сознании людей между понятиями «наука» и «истина» стоит знак равенства. И если клевета приобретает статус научного знания, то наука становится лженаукой, вводя в заблуждение  сотни тысяч людей и, таким образом, умножая количество зла в мире. Ложь, введенная в научный оборот, становится преступлением, последствия которого придется исчерпывать будущим поколениям.

Деятельность Николая Константиновича Рериха никогда не носила политического характера, об этом он неоднократно писал сам (например, в статье «Культура» // Листы дневника. Т.3. – М., 1996. С. 618-619). О том же говорят и современные ученые, не побоявшиеся выразить свое мнение, не совпадающее с мнением, признанным ВАК. <…>

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, патриарх русской культуры, был и остается нравственным камертоном общества. Он неоднократно выступал в защиту имени и наследия Н.К.Рериха. В «Новой газете» № 1 (372) от 11 – 17 января 1996 года в своей статье он писал: «Недопустимо, чтобы корыстные интересы отдельных чиновников или их политические амбиции были причиной для спекуляций культурным достоянием мирового значения. Воистину пророческими были слова Н.К.Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры. <…>

Принадлежность будущему миру не определяется причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом, социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру, защищать ее достижения и трудиться во имя нее на общее благо. Без этого невозможно распознать лучшие, спасительные пути преображения жизни. <…> Н.К.Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования».

Е.С.Кулакова, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д.С.Лихачёва г. Новокузнецка,

председатель Новокузнецкого городского Рериховского общества.

 

 «По свидетельству экспертных заключений Института российской истории РАН, Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН, политологического заключения сколько-нибудь серьезные доказательства вышеприведенным утверждениям в диссертации В.А.Росова отсутствуют.

В.В.Трепавлов, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, в своем отзыве о диссертации пишет: «В целом название диссертации не соответствует ее содержанию.<…> Главный тезис автора о том, что «обе экспедиции…были напрямую инициированы идеей построения монголо-сибирского государства» (С. 364) остался не подкрепленным убедительными свидетельствами источников. <…> Рецензируемая диссертация как по постановке, так и по решению заявленных задач не вносит новизны в историографию отечественной истории. Обсуждаемые в ней проблемы представляются искусственными, умозрительными и неаргументированными». <…>

В политологическом заключении, подготовленном Пикулем Д.Л., заместителем президента Фонда содействия институтам суверенитета в международных пространствах, кандидатом политических наук, отмечается: «…отсутствие доказательности в целом является характерным признаком данной диссертационной работы. Как основные, так и второстепенные тезисы выдвигаются преимущественно в двух формах: не доказанное ранее утверждение, не доказываемое далее предположение. Прием «ввода без оснований» в целом становится доминирующим на всем протяжении диссертационного исследования. <…> Диссертационная работа не удовлетворяет базовым критериям политической науки и требованиям к исследованиям, проводимым в ее рамках».

Утверждением диссертации В.А.Росова Высшая аттестационная комиссия, практически, игнорировала независимые заключения экспертов. Основные принципы научной школы, такие как открытость и гласность в отстаивании ученым своих научных открытий и свобода дискуссий по этому поводу, в ВАК, к сожалению, оказались нарушены. Заседания специальной комиссии, назначенной Президиумом ВАК, приобрели закрытый характер, и В.А.Росовым не были представлены доказательства основных положений диссертации в присутствии оппонирующей стороны.

Сотрудники Прокопьевского городского Рериховского общества до глубины души возмущены формальным подходом Высшей аттестационной комиссии к утверждению диссертации В.А.Росова. Своим решением ВАК, по сути, утвердил клеветнические измышления автора диссертации, оскорбляющие и унижающие имя Н.К.Рериха – выдающегося деятеля русской и мировой культуры».

В.А.Владимиров, председатель Прокопьевского городского Рериховского общества

 


Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 1 (64) от 25 февраля 2008 года

«В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры»

«Чтения – ступени вашего восхождения к вершинам Гуманной Педагогики», - так обратилась в приветственном слове к участникам Седьмых Международных педагогических чтений генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова. Тема чтений, которые проходили с 9 по 11 января в Московском Городском педагогическом университете, «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна Культуры». Помещения Московского Дома Учителя, принимавшие участников предыдущих чтений, не смогли бы вместить более 700 человек. Гуманная педагогика становится наиболее прогрессивной педагогической стратегией в России и странах СНГ. В Прибалтике, на Украине, во многих регионах России проводятся педагогические чтения по гуманной педагогике. В июле 2008 года в г. Южный состоится Международный педагогический фестиваль. С октября 2007 года в Москве, а затем и в других городах, начали проходить Родительские чтения по гуманной педагогике.

Собравшихся приветствовал ректор Московского педагогического университета В.В.Рябов. Чтения благословил иеромонах Новоспасского монастыря отец Павел.

Впечатляющим, образным было выступление Ш.А.Амонашвили. Он обратил внимание педагогов на то, что сущность Ребенка изначально устремлена к самосовершенствованию. В недрах Чаши его души уже сияет зародыш зерна Культуры. Рано или поздно зерно прорастет. Но очень важно – когда оно прорастет. Это зависит от среды, окружающей ребенка, от нас, взрослых. Зерно прорастает, соприкасаясь с Культурой, и раннее его прорастание благотворно для ребенка. Окруженное же бездуховностью, зерно может покрыться мраком. Культура воспитывается культурой. Размышляя о культуре и цивилизации, Шалва Александрович отметил, что последняя сильна средствами манипулирования и ее необходимо «усмирять» верой и любовью – средствами культуры. Цивилизация должна помогать, а не мешать воспитывать детей в культуре. Учителя Шалва Александрович назвал светоносцем, несущим ребенку Свет Культуры. Для несения Света учитель сам должен быть устремлен к духовному самосовершенствованию. И в этом дети протягивают взрослым руку помощи.

О воспитании любви к родному языку, к родной стране, познании национальной культуры как основы, ведущей к пониманию культуры всех народов, говорил Д.М.Маллаев, ректор Дагестанского педагогического университета.

В течение трех дней на общих встречах прозвучало много интересных докладов. Среди них – выступление отца Павла, посвященное Православной Культуре. «Счастье народа и человека зависит только от его внутреннего, духовного богатства. Благо нации – в ее нравственной чистоте», - утверждал он.

Профессор, доктор биологических наук С.В.Зенин рассказал с помощью видеодемонстрации о научных исследованиях, раскрывающих тайну воды.

Виктор Никитин обратил внимание аудитории на синтетическое восприятие Культуры детьми Нового сознания и отметил, что нужно воспринимать эти феноменальные способности как нормальное явления.

Самый молодой в России летчик-космонавт А.И.Лазуткин показал замечательный видеосюжет о станции «Мир», поделился своими мыслями по созданию уроков из Космоса для детей.

Д.В.Морозов, основатель терапевтического сообщества «Китеж», рассказывал о своем опыте создания развивающей среды для ребенка и о необходимости объединения усилий семьи и более широкого социума.

На пленарном заседании состоялся торжественный момент вручения памятных медалей, посвященных семье Рерихов, присвоения званий «Рыцарь Гуманной Педагогики». С одобрением встретили участники чтений известие, что именно Шалве Александровичу Амонашвили вручен особый знак отличия «Лучший учитель России», учрежденный Всероссийским педагогическим собранием».

Собравшиеся на педагогические чтения приняли деятельное участие в работе круглых столов. Их названия: «Культура есть форма проявления духа», «Устремленность к совершенствованию – путь к духовной культуре учителя», «Внутренняя культура родителей и учителей ведет ребенка к благородству», «Воспитание культуры через искусство и творчество», «Культура урока», «Национальная культура и общечеловеческие ценности в воспитании детей», «Культура управления образованием», «Вдохновение космоса. Как космонавтика преобразует жизнь на земле», - очертили круг важных вопросов, направленных на осознание того, как образовательное пространство наполнять культурой, как учителю быть олицетворением культуры, как в каждом ребенке воспитывать, развивать культуру жизни, мировоззрения, как защитить детей от бескультурья.

Восемь круглых столов и дважды по восемь мастер-классов проходили одновременно в нескольких аудиториях. Каждый по выбору мог посетить только один круглый стол и два мастер-класса. Мы собрали отзывы их участников.

 

Л.Г.Пукалова, г. Березовский, Кемеровская область.

Круглый стол «Культура есть форма проявления духа».

- Руководитель стола Черноземова Елена Николаевна, д.ф.н., профессор МПГУ, отметила, что сегодня происходят «военные» действия за свет. И у нас должна быть своя стратегия и тактика. Мы смотрим на ребенка как на человека, приходящего в этот мир со своей миссией, со своими знаниями. Наша стратегия – дать осуществиться этой миссии. Тактика – как повседневно это решать. Как примирить разные точки зрения: традиционную – мудростью обладает только старший, педагогики сотрудничества – ребенок тоже человек и третью – дети приходят исправлять ошибки взрослых, нести свет. Во всем должно быть чувство меры.

Лейтмотивом круглого стола стало выступление И.В.Барановой. Через стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» Ирина Васильевна мастерски развернула мистерию духовного преобразования человека. Великое таинство внутри человека начинает разворачиваться только тогда, когда в нем самом рождается ярое осознанное желание совершенствоваться – «духовной жаждою томим». И тогда приходит помощь Высшего Разума – «И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился». Ирина Васильевна подчеркнула, что духовные дары даются человеку для исполнения Высшей Воли – «И Бога глас ко мне воззвал:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись Волею Моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей», то есть служи общему благу.

Свою поэтическую композицию круглому столу подарила М.Озолиня. Так и звучат в сердце ее проникновенные строки: «Прошу себя – превозмоги! И мужественно выходи из предназначенного боя!»

 

Н.В.Андреева, методист Республиканского центра дополнительного образования детей, г. Абакан, Хакасия.

- На Круглом столе «Воспитание культуры через искусство и творчество» прозвучало полтора десятка содержательных выступлений. Руководители образовательных учреждений, ученые, учителя делились своим опытом, своим представлением пути в гуманную педагогику.

По мнению преподавателя музыки Юрия Кирвеса (русская частная гимназия, г. Таллинн, Эстония), «личная наполненность» поможет педагогу «объяснить ребенку, как преодолеть трудности» в обучении музыке. Кропотливая работа через размышление, яркий образ воспитывает интерес и личную дисциплину ребенка. А «тот, кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра».

Опыт педагога ИЗО из Харькова построен на стремлении снять запреты и ограничения детского творчества.  Дети, получающие опыт выхода из состояния собственной подавленности, из-под влияния агрессивности внешнего мира, сегодня «выходят» в Космос («Эволюция»), погружаются в глубины истории («Дух Гор»), в глубины памяти своего сердца («Автопортрет»). На уроках детям ничего не навязывается, чтобы не ограничивать их творчество стереотипами взрослых. Но привлекается классическое наследие Н.К.Рериха, высокохудожественные образцы музыкального искусства, которые являются не иллюстрацией, а «нервом» урока.

На пути культуротворчества педагоги Нижне-Тагильского духовно-нравственного центра «Истина» обращаются к традициям проведения балов, создают музей, для которого экспонаты изготавливают сами дети. При этом они ориентируются на три направления: национальные истоки, экология души, родной очаг.

Молодой ученый Ольга Феофанова убеждена, что опыт создания школьной киностудии даст не только виртуальное «проживание» социальных и иных проблем детей и подростков, но и поможет объединению детей разного возраста и из разных школ. Ее опыт работы по кинопроектам «Невидимые дети» и др. представлен в книге «Педагогика взросления».

Участвуя в работе данного круглого стола, понимаешь, что оптимизм, позитивное мыслетворчество и конкретные дела обязательно помогут созреть в Чаше ребенка зародышу зерна Культуры.

 

Л.Е. Валькова, библиотекарь Кемеровской областной научной библиотеки имени В.Д.Федорова.

- Педагог-режиссер Детского театра «Лик» (г. Пермь), основываясь на словах К.Станиславского «как было бы хорошо начать создание детского театра именно с детского возраста и уже с этих пор начинать развивать их естественное стремление», делилась опытом создания театра на базе детского сада. Она демонстрировала снятые на видео фрагменты созданных с детьми спектаклей «Гадкий утенок», «Легенды о цветах» и отмечала важность создания живой атмосферы на спектакле через ритм, фактуру, ароматы, цвет; стремление дать почувствовать свои истоки, духовность, дать понимание красоты через образ. «Наше дело разложить костер, а огонь сам упадет с Неба».

Преподаватель МХК (школа № 1230, г. Москва) Е.Ф.Григорьева, защитившая диссертацию на тему «Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств»,  отметила, что наши российские школьники обладают выученной беспомощностью: имея глубокие знания по предметам, они не могут их гибко использовать на практике. Поэтому уроки ИЗО, музыки, МХК, литературы должны быть направлены на развитие практических качеств в выпускнике.

Директор Московской школы № 2006 В.А.Велюкина рассказала об интеграции на базе школы основного и дополнительного образования на основе развития творчества педагогов. В школе удалось создать разносторонние студии, кружки, помогающие каждому ребенку найти себя. Более 70% учащихся охвачено дополнительным  образованием за счет школы. Изучаются потребности детей и интересы родителей. Проводится конкурс «Алло, мы ищем таланты», в лице родителей ищут союзников. В результате происходит интеграция образования и воспитания.

Мастер-класс Валерии Гивиевны Ниорадзе – высокая школа для нашего восхождения. С открытой душой делилась  она с нами своим опытом, мудростью, знаниями.

В целом о своих уроках Валерия Гивиевна сказала, что в ходе подготовки к уроку надо определять не только тему, но и, желательно, лейтмотив урока, ключевое слово, эпиграф, пословицу. Кульминация урока – дать творческое решение проблемы в письменной форме. Опора каждого урока – текст нравственного характера, связанный с высокой поэзией. Он помогает ребенку заглянуть в свой внутренний мир и найти в нем ответ.

Учитель раскрывает перед ребенком способ действия, с помощью которого он может справиться с решением трудной задачи. Нельзя навязывать обучение. Оно рождается изнутри. А для этого ребенку надо дать целостную картину мира. Важна красота проведения урока, и чтобы дети ставили вопросы, а не учитель.

Для нас был проведен урок «Все люди хорошие, все люди плохие…» Главное слово на уроке отгадываем по количеству букв – СОВЕСТЬ.

В конце урока тему уточняли так: «Не все люди хорошие, не все люди плохие, а все – учителя. Нет плохих людей, есть те, которым самим плохо. Впрочем, хорошими могут быть все - от них самих зависит».

 

Л.П.Носкова, педагог-психолог, В.О.Полякова, старший воспитатель, Л.В.Лебедева, заведующая детским садом № 27 «Сказка», г. Саяногорск.

Мастер-класс к.п.н., руководителя студии «Солнечный сад» И.А.Киршина и руководителя студенческого театра «Третий этаж» Мышкина (г. Калининград) «Ребенок – Маленький Принц Культуры».

- Идея: Каждый ребенок – Маленький Принц. Настоящий учитель тот, кто видит в Ребенке Маленького Принца.

Цель: Помочь Учителю приблизиться к Ребенку, став самому Ребенком.

Тренинговые упражнения, связанные с идеями Антуана де Сент-Экзюпери, вызывали у присутствующих поток чувств, эмоций. Проживание тех образов, которые предлагали авторы мастер-класса, превращали обычную вузовскую аудиторию с помощью огня свечей, воздушных шаров в сказочную страну, где царят Добро, Любовь, Красота, Искренность, Доверие.

В заключение все писали письма Антуану де Сент-Экзюпери, который в своей книге спрашивал, удалось ли встретить вам в жизни Маленького Принца. Письма участников мастер-класса оказались откровениями. Кто-то каждый день встречает в своем классе Маленьких Принцев, а кто-то так и не смог его встретить и, возможно, проходит мимо.

«А ко мне Маленький Принц явился в образе только что родившегося внука, - пишет одна очень опытная учительница. – У него такие смешные, торчащие в разные стороны ушки. Ему так интересен мир, что он не хочет ложиться спать, видимо, догадываясь, что важнее жить, чем спать».

 

О.Н.Шедрина, старший преподаватель кафедры ПМНО ХГУ им. Н.Ф.Катанова, (г. Абакан), Л.В.Лебедева, заведующая детским садом № 27 «Сказка», г. Саяногорск делятся впечатлениями о Мастер-классе директора школы № 200, «Рыцаря Гуманной Педагогики» М.И.Шишовой (г. Москва) «Утверждение идей Гуманной Педагогики в педагогической практике».

Мастер-класс отвечал на три вопроса:

- Что такое Гуманная Педагогика?

- Где взять педагога-гуманиста?

- Как приобщить родителей к Гуманной Педагогике?

По мнению Марины Игоревны Шишовой, на вопрос, где взять педагога-гуманиста, ответа невозможно дать, потому что в вузах не учат быть гуманными. Их нужно взращивать в каждой школе, зажигая огонь гуманизма. Именно поэтому экспериментальная работа в школе, реализующей идеи Гуманной Педагогики, - это, по сути, эксперимент над учителями.

На какое-то время участники мастер-класса стали учениками, очутились на уроке математики и смогли убедиться в том, что математика – это симфония чисел. Каждый из нас мог непосредственно убедиться, насколько сложны и гармоничны в математическом построении задания, какие трудные духовно-нравственные задачи приходится решать детям.

На протяжении работы мастер-класса прослеживалась мысль о важности безотметочного обучения. Никого не оставил равнодушным пример о мальчике с дисграфией. Ребенок на второй месяц обучения перестал ходить в школу, чтобы не огорчать свою учительницу, которая поражалась его ошибкам и открыто говорила об этом. Чтобы спасти сына, мама мальчика привела его в школу к М.И.Шишовой. Недоверие к школе у ребенка было слишком сильным. Но в итоге мальчик не только остался в школе, у него обнаружился поэтический дар. Оказалось, он из рода Цветаевых и, бесспорно, талантлив.

Как важна была для такого ребенка постоянная поддержка и похвала учителя. Сначала он прикрывал рукой свои каракули от учителя и одноклассников, но позднее написал в сочинении, которое еле смогли расшифровать педагоги: «Школа – это изумруд моего сердца».

 

Л.П. Носкова, педагог-психолог детского сада № 27 «Сказка» г. Саяногорска.

- Мастер-класс директора гимназии № 11 им. С.П.Дягилева Р.Д.Зобычевой (г. Пермь) открылся звуками флейты. Вместе с педагогами гимназии приехали дети. Раиса Дмитриевна подчеркнула, что, когда наступило время хаоса и оказалась подорванной вера в прежние идеалы, спасала мысль, что есть страна, ее культура, ее народ, ее история. Школа находится в доме С.П.Дягилева. Сначала возникла мысль о создании музея С.П.Дягилева. Затем оказалось, что не хватает помещений, стали разбирать стены старого особняка для создания этнографического музея. Теперь дети вместе с педагогами собирают экспонаты для этого музея. Прошли весь Урал, Прибалтику, места боевой славы северных регионов России. Дети восстанавливали храмы, знакомились со старожилами в деревнях, изучали обычаи, разучивали их песни. В школе есть начальный класс, в котором вместо формы у детей русская народная одежда. Ребенок живет внутри русской культуры, впитывает традиции и дух русского народа.

Школу посетило много известных людей. Среди них М.Плисецкая и Р.Щедрин. Здесь пели и танцевали артисты Большого театра. В программу школы введен предмет - мировая культура.

Коллектив этой школы состоит из увлеченных общим делом учителей. Случайные люди не задерживаются. С гордостью рассказывая о педагогах школы, директор отмечает, что они не бывают в отпусках, так как вместе с детьми находятся в экспедициях. Неслучайно выпускники Дягилевской школы посвящают свою жизнь служению Культуре – они учатся в московских вузах, консерватории, работают в театрах.

За преданность долгу, за всепоглощающую любовь к детям, за служение Культуре, идеям Гуманной Педагогики Р.Д.Зобачевой присвоено звание «Рыцарь Гуманной Педагогики».

 

Е.Я. Зарипова, библиотекарь областной детской библиотеки им. А.Гайдара,

(г. Кемерово).

В духовном мире не вызовешь настройщика извне. Каждый может длительно, терпеливо, устремленно созидать в себе Культуру и этим настраивать других. Духовный мир Ребенка нуждается в питании образами возвышенными и прекрасными, и образы эти мы должны брать из собственного духовного опыта…

Посетив урок учителя школы № 2, Рыцаря Гуманной Педагогики из г. Сыктывкар А.И.Кикоть убеждаешься, как это можно реализовать на практике. Ее мастер-класс назывался «Культура личностно-ориентированного подхода на уроке природоведения». Будучи учительницей начальных классов, она пошла в 5-й класс преподавать у своих выпускников курс природоведения, чтобы укрепить, поддержать тот огонь, который зажегся в них.

На уроке все мы стали путешествующими на корабле межгалактическими исследователями. Что такое галактика, из чего она состоит, как движется, какие бывают галактики – узнавали мы, работая над предложенными вопросами и в группах, и индивидуально. В заключение заставили задуматься вопросы: «Какой духовный опыт извлекли из урока? Как эти знания помогут в будущем?»

 

Г.М. Почекуева, учитель начальных классов Усть-Абаканской школы № 2, Республика Хакасия.

- Люди, приехавшие из разных мест, смогли сплотиться за такой короткий срок и согласованно работать, получая радость и удовлетворение, тепло сердечного общения, открытость. Большинство участников Чтений знают друг друга – кто-то уже седьмой раз участвуют в Чтениях, а кто-то, как и я, еще первый..! Но хочется верить, не последний.

На уроке Ш.А.Амонашвили учителя перевоплотились в учеников. А те, в свою очередь, - в мудрецов: Эзопа, Пифагора, Аристотеля… Мудрецы открывали истины, которые из глубин тысячелетий учат нас мудрости. Урок принес не просто радость, а радость познания, Свет, духовную высоту и творческий поиск, согретый безупречной верой в Ребенка.

Три дня – как один большой глоток чистого воздуха, воздуха творчества и любви. Я – учитель. И должна знать, и не только знать, но и понимать основные законы жизни: Любви, Красоты, Добра, Гармонии. А также делиться со своими учениками. Поняла, как много надо работать над собой.

 

Т.В.Шуртина, председатель Республиканской общественной организации «Центр Гуманной Педагогики Республики Хакасия «Школа Жизни» Шалвы Амонашвили».

- Вместе с Учителем свершилось «восхождение» на седьмую ступень. Сложно было восходить? Да! Но радостно, ибо тема «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна Культуры» так важна для каждого из нас. Эта ступень еще раз позволила осмыслить свой путь, заглянуть в себя и обратить внимание на Мастеров Вечной Педагогики Жизни – имя которой Гуманная Педагогика. Нам важно учиться у Мастеров нести Свет в образовательное пространство и важно зажечь этот Свет в себе. На пути духовного восхождения все мы идем по-разному (и это правильно!), но всех нас объединяет единое стремление стать выше, чище, лучше.

Высоту «ступени» удалось почувствовать сразу, как только Шалва Александрович обратился к нам с просьбой не говорить о сумме проведенных мероприятий, а поведать о том, как каждый из нас находил путь к самому себе, что для этого преодолел и, самое важное, как это помогло каждому Ребенку, как облагородило жизнь в школе, семье, обществе. Задача не из легких. И вот здесь тон задали Мастера Педагогической Мудрости, авторы мастер-классов. Мы увидели настоящий «фейерверк педагогического мастерства». И каждый из мастер-классов – путь преобразования учителя, а значит, и путь облагораживания педагогического процесса. Вот она – Новая Педагогика, так бережно, с надеждой на нас и верой в ее мудрость и в наши силы подаренная нам Шалвой Александровичем – реально «зазвучала» в педагогической практике.

Подготовкой к Чтениям стала для нас книга Шалвы Александровича. Целый год мы извлекали уроки из трудов Н.К.Рериха и Д.С.Лихачева о духовной основе всеобъемлющего понятия «Культура» (как Путь стремления к Свету, к Высшему). Эти уроки помогли глубже «представить Человека, в котором пылает огонь духа». И таких людей мы встретили на Чтениях.

«Завершились наши Педагогические Чтения», - сказал Учитель, устремляя нас к новой, восьмой ступени восхождения: «Истинное воспитание Ребенка – в воспитании самих себя». Сложно? Да. Но и опять радостно всем вместе восходить на эту ступень. Для этого нужно не только «заглянуть в себя», но еще и быть готовым к «исповеди» о своем нравственном очищении.

У нас было поколение детей-акселератов, но мы с авторитарной педагогикой не сумели им помочь реализоваться. Сейчас рождается раса спасателей. Недопустимо второй раз совершить ошибку и испортить Замысел Творца. Восьмые Чтения направлены на создание благоприятных условий для воспитания детей Новой Расы.

Снова путь указал нам Шалва Александрович, написав «Балладу о воспитании», гармонично сочетающую в себе все наши будущие размышления с надеждой на новую встречу и с верой в наше умение читать между строк (сердцем).

Так давайте все вместе – в едином порыве устремимся к новой ступени и обязательно постараемся оправдать надежду Водителя.

Каждый день Чтений проходил очень насыщенно, но усталости не ощущалось. Светлые идеи гуманной педагогики, общение с соратниками придавали силы и бодрости.

Все, кто побывал на педагогических чтениях, испытывают чувство ответственности за свой труд, за то, как, не расплескав, донести эту наполненную чашу. Впереди творческие поиски, устремление развивать духовные традиции гуманной педагогики.

И.В.Афанасьева, г. Новокузнецк.

Фото из архива Международного Центра Рерихов.

 

  

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz