Опубликовано
в газете «Свет Утренней Звезды» № 2 (65)
от 8 мая 2008 года
Культурное единство Азии
В один из самых теплых
весенних дней, 22 марта, в Кемерово съехались представители многих городов
Кузбасса, и не только, чтобы ближе познакомиться с культурой и некоторыми
особенностями народов, населяющих обширные просторы Азии, а также обсудить
наиболее острые проблемы сохранении Рериховского культурного наследия. Итак:
межрегиональная общественно-научная конференция «Культурное единство Азии» в
областной научной библиотеке имени В.Д. Федорова. Организаторы –
Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса, Кемеровское
рериховское общество «Майтри» и Кемеровское областное отделение
Международной Лиги защиты культуры. Конференция была посвящена 80-летию
Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха и проходила в рамках
фотовыставки академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны Шапошниковой «По
маршруту Мастера», предоставленной Международным Советом Рериховских
организаций имени С.Н. Рериха.
Желание
участвовать в конференции высказали научные сотрудники Кемеровского
государственного
университета, Томского НИИ, искусствоведы,
исследователи культуры Востока и творчества Рерихов. И очень ценно, что
многие выступающие подчеркивали значимость трудов Юрия Николаевича Рериха в
области изучения культур народов Азии. Ведь именно так – «Культурное
единство Азии» и называется одна из его работ. И именно для того, чтобы
раскрыть основы культурного единства народов Азии в год 80-летия
Центрально-Азиатской экспедиции
Н.К. Рериха, была задумана конференция.
Еще одной, не
менее важной целью, вплотную связанной с первой, было раскрытие значения
Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов в изучении культурного пространства
нашей планеты и в сближении на этой основе народов Востока и Запада. Вот об
этом прекрасно сказала А.П. Бояркина, научный сотрудник НИИ онкологии
Томского ТНЦ РАМН, а также Н.Н.Величко из г. Новокузнецка в докладе «Рерихи
и евразийство». И здесь хочется привести слова из доклада Нели Николаевны,
где очень хорошо устами Льва Гумилева из его работы «Ю.Н. Рерих как историк
Центральной Азии» говорится о существовании определенного исторического
единства между представителями различных рас Евразии: «Блестящей экспедиции
Николая Константиновича Рериха удалось связать в целое такие далекие страны,
как Сибирь и Тибет, Россия и Монголия. И этот великий крест, который он
начертил на карте нашей страны и прилегающих к ней областей Центральной
Азии, показывает, что народы эти, связанные вместе стройностью зональных
ландшафтов и взаимными историческими коллизиями, имеют общую судьбу и общее
будущее, которое будет открыто следующим поколениям».
Об истории
появления на нашей Кузнецкой земле коренных народностей – абинцев, которых
русские называют шорцами или череневыми татарами, было сделано весьма
интересное исследование искусствоведа Е.С. Кулаковой. Оказывается, еще до
основания города Томска в Москве было известно, что в «Томской вершине»
живут племена «кузнецов», занимающиеся выплавкой металла, которые «делают
доспехи и железа стрельные и котлы выковывают» и «могут государев ясак
платить». А в путевом дневнике Центрально-Азиатской экспедиции Николая
Рериха мы можем найти упоминание о племени кузнецов: «”Курумчинские кузнецы”
– странные, непонятные народы, которые не только прошли, но и жили в
пределах Алтая и Забайкалья…». И оказывается, именно поэтому наш край и
называется Кузнецким, и названия городов Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий,
горной системы Кузнецкий Алатау имеют в своем корне определительное ремесло
исконных народов. Кузбасс же – это Кузнецкий угольный бассейн.
Тут же из другой
легенды мы узнали и о ближайшей связи шорцев с народом, о котором сложены и
передаются до сих пор сказы: загадочным племенем чудь. Многие видели картину
Николая Рериха «Чудь подземная», где фигуры людей направляются вглубь горы,
как бы уходя от внешнего мира. А ведь легенды, связанные с этим алтайским
племенем, хранит память шорского народа: «В давние времена в Шории не росла
береза. По предсказанию с ее появлением должен прийти другой народ, который
поработит Чудь. И как только появилась береза, независимая и воинственная
Чудь, не желая быть порабощенной, убивает себя, заживо захоронив под землей.
Таким образом, живущие рядом народы были спасены от опасного соседа. Поэтому
шорцы называют березу деревом-освободителем».
И вновь –
исторические параллели. Ведь эта легенда перекликается с другой, записанной
Н.К.Рерихом на Алтае в путевом дневнике. «”А как выросла белая береза в
нашем краю, так и пришел белый царь и завоевал край наш. И не захотела Чудь
остаться под белым царем. Ушла под землю. И захоронилась каменьями”. На
Уймоне показывают чудские могилы, камнями выложенные. “Тут-то и ушла чудь
подземная”. Запечатлелось переселение народов».
Представители
научных кругов – кандидат исторических наук Л.С.Решетникова и доктор
исторических наук Ю.И.Михайлов, с точки зрения науки пролили свет на историю
возникновения буддизма и его распространение в странах Азии, и в том числе
Тибета, а также особенности его взаимодействия с древнейшей религией бон.
Буддизм, как самое мощное религиозное движение, когда-либо существовавшее в
мире, проник не только в страны Азии и в глубины Тибета, но достиг России,
Польши, стран Средиземноморья. Принеся с собой более высокие знания, буддизм
освободил сознание людей от многих предрассудков. Аспирант Кемеровского
государственного университета А.А.Насонов, кроме этого, проанализировал одну
из ветвей буддизма – ламаизм - в трудах отечественных исследователей и
нашел, что среди них особое место занимает деятельность востоковеда Ю.Н.
Рериха, выдвинувшего теорию тибетских реформаций и сохранения культурного
единства Азии посредствам ламаизма, и Л.Н. Гумилева, обратившего внимание на
переплетение в тибето-монгольской форме буддизма почти всех первичных
направлений этой мировой религии.
Остановимся
подробнее на деятельности Ю.Н.Рериха. В его статье «Культурное единство
Азии», вышедшей в Нью-Дели в 1950 году, говорилось о том, что буддизм как
религия впервые перешагнул национальные и политические преграды и первым
стал проповедовать единство всего человечества. Именно это вероучение стало
основой единого пространства Азии, для которого были характерны общие
элементы духовной жизни (в искусстве, литературе, образовании, науке и др.).
Однако основные научные построения, которые легли в основу концепции
ламаизма, были сформулированы Юрием Рерихом в начале 50-х гг. XX в. в
статьях, вышедших в индийских печатных изданиях. Таким образом, Ю.Н.Рерихом
был сделан значительный концептуальный вклад в развитие отечественной и
мировой буддологии.
И здесь уместно
было бы сказать, что в наше время очень актуальной оказывается проблема
чистоты научных исследований. Об этом шла речь 23 марта на Круглом столе
рериховских организаций под названием «Как охраним творческое наследие
Рерихов?» Ряд выступающих отметили, что диссертации таких деятелей, как В.А.
Росов и Т.К. Симанженкова имеют множество недоработок и не могут служить
основанием для присвоения ученых степеней. Первая основана в большей степени
на вторичных источниках, причем наряду с этим автор делает просто не
поддающиеся логике выводы, противореча исторической правде. При этом труды
Н.К. Рериха, деятельность которого Россов «исследует», даже не принимаются в
расчет. Автору второй диссертации при попытке исследовать рериховское
движение, видимо, из-за обилия собранного материала не удалось выдвинуть
главное и ведущее звено, и как следствие, действительная история зарождения
рериховского движения осталась нераскрытой. Диссертация изобилует
рассмотрением деятельности организаций, не имеющих отношения к рериховскому
движению и порочащих его, а также текстов из ложных источников, о вреде
которых многократно предупреждает Живая Этика.
В целом
диссертации следует оценить как поверхностные, первую – как порочащую имя
Н.К. Рериха и умаляющую его деятельность, а вторую – наносящую ущерб идеям
Живой Этики и искажающую действительность. Этим самым такие диссертации
наносят непоправимый вред не только памяти Н.К.Рериха и движению его
последователей, но и ставят под сомнение престиж российской науки.
В этой ситуации
защита великих имен Рерихов от умаления приобретает совершенно иной,
конкретный смысл.
Сообщение,
сделанное на Круглом столе о невозвращенном наследии МЦР Музеем искусств
Востока, где С.Н. Рерихом они были оставлены на хранение, а впоследствии
практически «захвачены» чиновникам, вызывает в очередной раз справедливое
возмущение. Ведь распоряжение о наследстве, сделанное Святославом
Николаевичем при жизни, касалось и этой части наследия. Оно должно быть в
МЦР! – гласила его воля. Но руководство ГМВ, видимо, считает, что нападение
– лучшая защита, и в очередной раз делают попытку завладеть зданием Музея
Рериха через суд. А ведь Центр-Музей имени Н.К.Рериха – наследник и
продолжатель многогранной культурной и научной работы Рерихов. Это настоящий
Музейон! Тысячу раз прав был Святослав Николаевич Рерих, выдвинув условие
передачи наследия именно общественной организации. Руководит музеем Людмила
Васильевна Шапошникова – генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, первый
вице-президент Международного Центра Рерихов, а, кроме того – известный
востоковед, ученый, исследователь творчества Рерихов. И именно этот музей,
расположенный в бывшей усадьбе Лопухиных, являет в наши дни замечательный
пример научной реставрации исторического памятника: в 2007 году Л.В.
Шапошникова и коллектив реставраторов были отмечены Национальной премией
«Культурное наследие» в номинации «Реставратор».
И здесь есть
третий момент, который хотелось бы осветить: во время Конференции состоялось
открытие выставки фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту
Мастера». Эта серия была сделана во время путешествия, предпринятого ею в
одиночку (!) в 80-е годы прошлого века по странам Индии, Тибета, Монголии,
России, в районе Алтайских гор, с целью пройти по маршруту
Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов и воочию увидеть то, о чем писал
великий художник и путешественник. И действительно, Людмила Васильевна не
только увидела, но и донесла до нас, зрителей, все богатство красок этих
мест, все очарование природы и характерное выражение культуры этих народов в
одеянии, танце, архитектуре… Эти снимки дают нам целостное впечатление об
этих уникальных местах, по которым прошел маршрут Мастера, о людях, здесь
живущих. И надо отметить одну особенность, присущую очень немногим – умение
передавать через фотоснимок все богатство духовной сути конкретного
человека. И это нельзя сделать, если сам автор не обладает определенными
способностями. То есть сделать их мог лишь духовно богатый и чутко
улавливающий этот духовный мир в других людях. Все это передается зрителям.
Подчеркнем при этом, что снимки были сделаны на пленке, а не разбиты на
пиксели при современной способе фиксирования фотоаппаратом. Поэтому здесь
очень реально происходит целостное восприятие объекта.
Не менее важно и
то, что снималось. Вот, например, серия работ из Сиккима. Седьмым небом
называют эту страну… «Культ священной горы из немыслимой глубины веков
проходит через всю историю Сиккима и до сих пор звучит барабанами и медными
трубами на монастырских праздниках…» Там – Канченджанга. Там – одно из самых
заповедных мест Азии. Но сколько других изображений, имеющих определительное
«священный», мы можем увидеть на этих снимках!
И именно хорошо,
что совпало во времени и пространстве проведение этой уникальной выставки и
конференции! Ведь что еще может свидетельствовать о культурном единстве Азии
лучше, чем снимки, сделанные Людмилой Васильевной Шапошниковой – эти
открытые окна в тот, такой далекий и такой близкий сегодня мир! Как открытая
книга он смотрел на нас, как бы приглашая к диалогу.
И вот тогда-то и
понимаешь, что истинно – Азия едина. И народы наши, несмотря ни на что, так
же близки друг другу и понятны, как было когда-то давным-давно, в
достопамятные времена. Таким образом, главная цель конференции – представить
культурное единство Азии, считаю, была достигнута.
p/s: Многие
сейчас ищут способ решения национальных вопросов. Актуальны как никогда
вопросы национализма и расовой нетерпимости. Проблема толерантности стоит
при этом очень остро. Но что лучше может воспитать терпимость к людям другой
национальности, чем просвещение! Чем знакомство с культурой других народов?
Поэтому и Конференция, имеющая в своем названии объединяющее слово, и
выставка «По маршруту Мастера» представляется очень актуальной именно в наши
дни.
Евгения
Ореховская, журналист,
г. Кемерово |