Опубликовано
в газете «Свет Утренней Звезды» № 2 (65)
от 8 мая 2008 года
По маршруту Мастера
15 апреля в
Новокузнецком художественном музее соединились во времени и пространстве два
события, связанные с именем нашего великого соотечественника - художника,
ученого и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Празднование
Дня Культуры, установленного в честь подписания в 1935 году Международного
договора по охране культурных ценностей (Пакта Рериха), и второе - открытие
фотовыставки ученого-индолога, историка, писателя и путешественника,
заслуженного деятеля искусств РФ, академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны
Шапошниковой «По маршруту Мастера» (г. Москва), посвященной 80-летию
Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.
Этнографические
портреты простых тружеников индийских Гималаев, кочевников Алтая и Монголии,
горные пейзажи, старинные буддийские монастыри Тибета, запечатленные на
фотографиях Людмилы Васильевны, складываются, как кусочки мозаики, в единую
панораму культуры народов азиатского континента. Природа и человек здесь -
это единый, целостный, одухотворенный организм. Красота каждой травинки и
каждого цветка воспринимается в неразрывной связи с планетой. Человек всегда
запечатлен под открытым небом. Каждый портрет – это индивидуальный и
неповторимый микрокосм в богатстве духовных состояний, оттенков чувств и
мыслей. Автор любит своих героев и хорошо понимает их, и они отвечают ему
доверием и симпатией.
Более 100
фотографий, представленных на выставке, организованной Новокузнецким
художественным музеем совместно с Международным Советом Рериховских
организаций имени С.Н. Рериха и Новокузнецким городским Рериховским
обществом, были выполнены автором в 1975 – 1980-х годах, когда она в
одиночку прошла маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1923
– 1928 гг.). «Продвигаясь по маршруту, - пишет Людмила Васильевна, - я все
больше убеждалась, что экспедиция была главным свершением в жизни Николая
Константиновича Рериха. Вся предыдущая его жизнь была подготовкой к ней, вся
последующая – работой над ее результатами». Цели двух экспедиций,
разделенных пятьюдесятью годами, были созвучны и взаимосвязаны: поиск фактов
изначального культурного единства Востока и Запада; изучение древних
памятников, позволяющих по-новому осмыслить пути миграций народов; поиск
нитей, связывающих Россию и Азию.
Большую часть
снимков Л.В. Шапошниковой приходилось делать в труднодоступных горных
районах в условиях суровой зимы в Гималаях. Нередко фотоаппаратура от холода
отказывалась работать, и ее приходилось прятать под одежду и отогревать
собственным телом. В итоге экспедиции Людмилой Васильевной был собран
богатый фотоматериал (5000 фотографий), представляющий большую научную и
художественную ценность, написана фундаментальная трилогия «Великое
путешествие», издан альбом «От Алтая до Гималаев».
«Маршруты двух
крупнейших экспедиций оставили нам особые художественные свидетельства:
картины Николая Константиновича, фотографии Людмилы Васильевны, - говорилось
в приветствии Международного Совета Рериховских организаций, которое зачитал
на открытии выставки его представитель В.А. Владимиров из г. Прокопьевска. -
Этот художественный материал не только дополнил научные отчеты, но стал
самостоятельным выдающимся достижением, воссоздающим могучий и прекрасный
образ Азии».
Продемонстрированный фрагмент видеозаписи выступления Людмилы Васильевны в
Международном Центре Рерихов в 2006 году оставил сильное впечатление у
зрителей. С.В. Шакуро – высотный оператор, режиссер телестудии «Хорошее
кино», участник пяти Гималайских экспедиций, восхитился мужеством и
целеустремленностью нашей соотечественницы. Сам факт, что Л.В. Шапошникова в
течение нескольких лет одна ходила по высокогорным районам Гималаев и
фотографировала, Сергей Владимирович назвал подвигом. «Надо по-настоящему
любить маршрут Рериха, природу и людей, чтобы этим заниматься зимой на
высоте пять тысяч метров», - сказал он.
Художественный
руководитель фотоклуба «Сибирь», неоднократный победитель международных
фотоконкурсов Ю.А. Романов в своем выступлении подчеркнул, что главное в
фотографиях Шапошниковой – это красота. Красота человеческих лиц, красота
природы. При этом он обратил внимание на большую художественную,
этнографическую и документальную значимость снимков. «В них поражает высокая
фотографическая грамотность, которой стоит поучиться у автора», - сказал
Юрий Александрович. Он также выразил глубокое уважение и преклонение перед
женщиной, одаренной столь многими талантами, и назвал фотовыставку «По
маршруту Мастера» одним из очень важных событий в городе.
Л.А.
Стародубцева, заведующая Лабораторией этических знаний Сибирского
государственного индустриального университета, говорила о том, что снимки
Людмилы Васильевны полны духовного содержания, и что она продолжила дело
Е.П. Блаватской и семьи Рерихов, привлекая внимание европейцев к духовной
культуре Востока, к философии космической реальности. Еще в XIX веке великий
сын Индии Свами Вивекананда ставил перед собой задачу соединить сознание
Запада и Востока. Он писал: «Если Восток желает овладеть техническими
знаниями, то он должен сесть у ног Запада и учиться у него. Если Запад хочет
овладеть духовной наукой, если он хочет познать Бога, душу, смысл
человеческой жизни, он должен сесть у ног Востока и учиться у него».
Представитель
тюркоязычных народов Алтая - доцент кафедры шорского языка и литературы
Кузбасской государственной педагогической академии, председатель
Кемеровского областного отделения писателей юга Кузбасса Союза писателей
России Г.В. Косточаков говорил о восточном мироощущении Н.К.Рериха, которое
стало ему близким и родным. Он пропагандировал его в своем художественном и
литературном творчестве. «Ради чего?» – задал вопрос Геннадий Васильевич и
сам на него ответил. – «Ради того, что мы вкладываем в такие понятия как
единство человечества, космическое мышление, космическое сознание». Эти же
понятия, по его мнению, в полной мере относятся и к творчеству
Л.В.Шапошниковой.
Музыкальные
произведения, блестяще исполненные ансамблем скрипачей старших классов ДШИ №
55, лауреатом областных и городских конкурсов (рук. Н.Г.Давыдова), внесли
свою неповторимую ноту в духовную атмосферу Праздника, который стал ярким и
запоминающимся событием в культурной жизни города.
Е.С. Кулакова,
г. Новокузнецк
|