Опубликовано
в газете «Свет Утренней Звезды» № 3 (66)
от 30 июля 2008 года
Зов дальних миров
«Люди могут плавать, но
значительная часть их не плавает. Такая очевидность, как дальние миры,
совершенно не привлекает человечество. Пора бросить это зерно в мозг
людской», - говорит Живая Этика (Община, XII, 3). И в продолжение этой мысли
– слова из «Граней Агни Йоги»: «Очередная и спешная задача эволюции –
вывести человеческую мысль за пределы Земли на космический простор» (Г.А.Й.
Т. 3., 96).
О существовании дальних миров люди знали еще в
древности. Так в Древнем Египте были известны знаки Зодиака, близко
расположенные к Земле и удаленные от нее звезды. Египетские жрецы делили
планеты Солнечной системы на две группы – верхнюю и нижнюю. Верхние планеты,
которые можно наблюдать в противостоянии Солнцу, считались воплощением бога
Хора. Так, Юпитер назывался «Хор, который освещает обе Земли», Сатурн – «Хор
– бык небес», а Марс – «Красный Хор».
Древние
греки также были прекрасными знатоками астрономии. Гесиод в
поэме «Труды и дни», указывая своему
брату Персу время проведения
сельскохозяйственных работ, отмечает их не по лунно-солнечному календарю, а
по звездам:
Лишь на востоке начнут восходить
Атлантиды Плеяды,
жать поспешай, а начнут заходить –
за сев
принимайся…
Вот высоко средь неба уж Сириус встал с
Орионом,
Уж начинает Заря розоперстая видеть
Арктура,
Режь, о Перс, и домой уноси виноградные
гроздья[1].
Таким образом, хорошее знание звездного неба
древним грекам было необходимо и, очевидно, широко распространено.
По-видимому, этой науке детей учили в семьях с раннего возраста.
Древнегреческие философы Анаксимандр,
Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Платон, Евдокс, Аристотель, Архимед в своих
философских учениях много размышляют об устройстве и возникновении
Вселенной, о дальних мирах. Автор III в. нашей эры Ипполит так описывает
астрономические взгляды знаменитого философа-атомиста Демокрита: «Он
говорил… что миры бесчисленны и различны по величине. В одних нет ни Солнца,
ни Луны, в других – Солнце и Луна больше, чем у нас, а в некоторых мирах их
большее число. Расстояния между мирами неодинаковы, кроме того, в одном
месте миров больше, в другом – меньше. Одни миры растут, другие достигли
расцвета, третьи уже идут на убыль… Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с
другом»[2].
С приходом религиозного мышления на смену
мифологическому знание о существовании миров иных не исчезает. Так Христос
говорит: «В доме Отца Моего обителей много». Серафим Саровский, великий
русский святой, рассказывал одному из иноков: «На этих словах Христа
Спасителя я, убогий, остановился и возжелал видеть оные небесные обители, и
молил Господа Иисуса Христа, чтобы показал мне эти обители. Господь не лишил
меня своей милости. Вот я был восхищен в эти небесные обители. Только не
знаю: с телом ли, или кроме тела, Бог весть: это не постижимо. А о той
радости и сладости, которые я там вкушал, сказать тебе невозможно»[3].
Гаутама Будда также говорил о существовании
множества миров. Сам человек в буддизме является отображением Космоса и
владыкой миров. Наталья Рокотова в «Основах Буддизма» пишет: «Данные о
мироздании, о существовании бесчисленных мировых систем, в вечном
эволюционном движении проявляющихся и распадающихся, утверждения об
обитаемости многочисленных миров и о полном соответствии организмов,
населяющих эти миры, со свойствами и строением их планет, совпадают с теми
научными проблемами, которые сейчас тревожат умы истинных ученых. Итак,
современная наука, совпадая с утверждениями основного буддизма, подтверждает
всю реальную сущность этого впервые запечатленного учения о реальности
жизнетворчества великой материи. Воздадим должное почитание этому великому
Уму, который мощным духом проник в самые основы Бытия, разрешил проблемы
жизни и указал на цель эволюции как сознательное сотрудничество с Космосом и
общение с дальними мирами»[4].
Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилео
Галилей заложили основы современных методов научного исследования небесных
тел. Философ и мыслитель Джордано Бруно не был астрономом, но создал новую и
поразительно смелую для своего времени картину мироздания. В знаменитом
трактате «О бесконечности, вселенной и мирах» Бруно говорит о вечном
изменении и развитии множества миров. «…Мы имеем одно небо, одно
пространство, - пишет он, - в котором движутся по своим собственным кругам и
путям как та звезда, на которой мы обитаем, так и все другие звезды. Они и
суть бесконечное множество миров, т.е. неисчислимое количество звезд; это и
есть бесконечное пространство, т.е. небо, содержащее их и распростертое над
ними. Уничтожается фантастическое представление о всеобщем движении всех
небесных тел вокруг центра Земли, потому что становится ясным, что Земля
вращается вокруг своего собственного центра и обозревает окружающие светила
в двадцать четыре часа. Уничтожается окружающий нашу земную область ряд
кругов-деферентов, к которым прикреплены звезды; но каждому солнцу
присваивается свое собственное движение <…>; движутся же эти солнца в
течение долгих веков, если не вечно, побуждаемые не внешним двигателем, а
своей собственной душой. <…> На этих мирах обитают живые существа, которые
возделывают их, сами же эти миры – самые первые и наиболее божественные
живые существа вселенной…»[5]
Рубеж
XIX
– XX
веков стал новым этапом эволюции человечества на пути к познанию Вселенной.
Духовная революция в России послужила толчком к формированию нового
космического мироощущения. Русские философы и ученые-космисты Федоров,
Флоренский, Бердяев, Циолковский, Вернадский, Чижевский обратили внимание на
забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты,
космоса, о фундаментальном единстве макро- и микрокосмоса. Они утверждали
отсутствие смерти, говорили о реальном существовании «братьев по разуму», о
бесконечности Вселенной.
В это же время появляется философия реального
космоса – Живая Этика, которая была дана людям через русскую семью Рерихов.
Так на смену научному мышлению пришло космическое мышление, которое вобрало
в себя и новую одухотворенную науку. Живая Этика указывает на сотрудничество
землян с дальними мирами как на очередную задачу эволюции. Так знания о
дальних мирах, открытые в прошлые века лишь немногим, становятся доступны
всем. И уже сейчас мы приобщаемся к знаниям о дальним мирах через Живую
Этику и Записи Бориса Николаевича Абрамова, принятые им из Высокого
Источника.
«Мы устали от воздушных замков. Даже дальние
миры должны быть введены в конкретность», - говорят Учителя в книге «Знаки
Агни Йоги» (А.Й., 20). «До Дальних Миров можно дойти только по Земле», -
читаем в «Гранях Агни Йоги» (Г.А.Й. Т.
8., 523). Таким образом, Учителя призывают людей к осознанию и осмыслению
существования космической реальности, частью которой они являются вместе с
Планетой. Великие Учителя тоже часть космической реальности. «Мы – пришельцы
из Дальних Миров. Мышление Наше выше ступенью мышления человеческого вашей
планеты», - сообщает Учитель в «Гранях Агни Йоги» (Г.А.Й.
Т. 3., 470).
Что подразумевается под дальними мирами? Из
Записей Б.Н.Абрамова узнаем: «Под Дальними Мирами Подразумеваем Высшие
планеты, высших ступеней эволюции. Формы жизни, осуществленные там, когда-то
осуществятся и на Земле, но ментально их можно внедрить и сейчас в атмосферу
земную, насыщая ими ауру планеты» (Г.А.Й.
Т. 4., 377). «Где же ближайшие миры, куда мы могли бы направить наше
сознание? – Юпитер и Венера», - утверждается в книге «Община» (О., Ч.
I, XI, 5). Поскольку,
как говорит Учитель, дойти до дальних миров можно только по земле, то должны
быть и пути к ним. Каковы же эти пути? Ответ на этот вопрос можно найти в
книге «Община»:
- «Ведь Учитель, ведь знание, ведь эволюция
мира будут путями к дальним мирам!» (О., Ч. II,
IX, 17);
- «Врата общины ведут к дальним мирам» (О., Ч.
II, IX, 17);
- «Сознание малости и несовершенства Земли
может помочь тяготению к дальним мирам» (О., Ч. II,
X, 21);
- «Только лишь тот, кто не закрыл себе путь к
красоте, может понять, как явление дальних миров близко ему» (О., Ч.
I, XI, 3.).
Большое значение в Учении Живой Этики и Гранях
Агни Йоги придается устремлению человека к дальним мирам. «Люди должны
ввести в обиход стремления надземные, не забывая об ответственности», -
говорит Живая Этика (О., Ч. I,
VII, 3). «Устремленная мысль связует сознание землян с формами высшей
жизни и облегчает их путь в будущее, которое там уже осуществлено», -
дополняют «Грани Агни Йоги» (Г.А.Й. Т.
8., 522). И еще: «Сотрудничество с Дальними Мирами возможно, но только при
условии устремления к ним» (Г.А.Й. Т.
12., 816).
Ступень космического мышления человечества
тесно связана с приходом эпохи Матери Мира. Сам образ Матери Мира
воспринимается как одно неразрывное целое с беспредельным космическим
пространством, с Дальними Мирами. «Но Посланный Матерью Мира Владыка на
Землю Пришел, чтобы цепи разбить скованной мысли и освободить дух, приобщив
его к жизни пространства…, - читаем в Записях Б.Н.Абрамова 1958 года. –
Владыка линии жизни Дает, указующие людям Путь в Беспредельность. Путь
этот примите как ступень новую, ступень Космической жизни, дающей человеку
Космическое сознание и делающей его гражданином Вселенной. В этом
великое значение Эпохи Матери Мира, в этом Владычицы Высший Указ» (Г.А.Й.
1958, 79).
В текстах Записей Бориса Николаевича Абрамова
зафиксированы знания о дальних мирах, об особенностях жизни на них, о Звезде
Матери Мира и Беспредельности. Особое место этим вопросам уделяется в
текстах, исходящих от Матери Мира. В книгах «Грани Агни Йоги» эти параграфы
помечены буквами М.М.. «Дети Земли, познание – цель человека. Чтобы творить,
надо познать мир, который вне нас. Микро- и макромиры подлежат изучению. На
этом пути конца нет, ибо Беспредельность его не имеет. Труд и познание без
конца – таков удел человека на Земле и в Мирах. Радуюсь, когда Вижу:
сознание, устремившись, выходит за пределы Земли. Не ею одною жив дух
человеческий, но свыше питаем», - говорит Матерь Мира (Г.А.Й. 1958., 22). И
далее: «С Дальних Миров люди мысли вам светлые шлют и тем возвышают планету.
С Дальними Мирами можно и сознательно в связь вступить. Мысль к ним надо
устремлять, засыпая и просыпаясь» (Г.А.Й. 1958., 22).
Представление о дальних мирах тесно связано с
понятием Беспредельности, которое человечеству предстоит глубоко осмыслить и
понять. В книге «Беспредельность» Учитель говорит: «Когда человечество
научится пониманию Беспредельности, тогда слух разовьется в направлении
высших миров; тогда, истинно, приблизится время дальних миров» (Б. Ч. 1,
92);
«Как может дух принять понятие
Беспредельности, не устремляя свою мысль в царство идей! Когда мысль примет
значение живой, осуществимой сущности, тогда мысль укажет человеку, где
радость и где истина. <…> Поиски мысли приведут к осознанию высших миров»
(Б. Ч. 1, 96);
«Продвижением тончайших понятий сложится та,
утвержденная сила Космоса, и сферы Беспредельности не будут только
носителями космической пыли, но будут человеческому пониманию страною
устремления. Так сознайте и создайте мышление дальних миров» (Б. Ч. 1, 67).
О Беспредельности и дальних мирах много
говорится в Записях Б.Н.Абрамова. Устремление к дальним мирам, любовь к
дальним мирам, жизнь на дальних мирах, общение с дальними мирами –
постоянные темы Бесед Великого Учителя с Борисом Николаевичем.
«Устремление к Дальним Мирам их приближает. Но
необходимо к ним устремиться. Устремление это отрывает дух от Земли» (Г.А.Й.
Т. 5, 34);
«Любовь к Дальним Мирам вводит сознание в их
сферу. <…> Солнце и звезды, планету свою и пространство, Огненный Мир и
Высшие Сферы, весь Космос, саму Беспредельность можно любить» (Г.А.Й.
Т. 5, 19);
«Учение Наше космично, то есть являет собою
известный аспект Космической Истины. <…> На Земле выдано Учение Жизни,
Учение Живой Этики, только частично. Но, прилагая основы его к явлениям
эволюции сущего, можно понять дальнейшее направление и формы ее на Далеких
Планетах» (Г.А.Й. Т. 3, 261);
«…Касание Беспредельности открывает сознание
беспредельности мысли. На крыльях ее возможны полеты к Дальним Мирам» (Г.А.Й.
Т. 3, 71).
Возможности сотрудничества нового человечества
с дальними мирами были заложены Еленой Ивановной Рерих, благодаря ее
Огненному Опыту, связанному с возжжением энергетических центров. «Когда
каждый центр получает огонь для продвижения человечества, тогда можно
назвать несущего огни служителем эволюции, - говорит Учитель. – Отдающий
себя на соединение пространственного огня с планетою утвержден, как звено
планеты с дальними мирами. Ты, Моя Урусвати, так пламенно устремляешься к
утверждению звена – Я радуюсь!»[6].
И еще: «Тонкие энергии трансмутируют
творчество человека, и новое устремление дается явлением Агни Йога. Так
невидимо мощно входит творчество Тары в жизнь. Так луч Тары зовет в дальние
миры» (Б. Ч. 1, 249). Пространство дальних миров было открыто и для
Б.Н.Абрамова, который шел тем же путем Агни Йоги и достиг, по словам Елены
Ивановны, ступени Архата.
В вопросе сотрудничества с дальними мирами
ключевым является понятие микрокосма сердца, «которое содержит рефлексы
дальних миров» (И., 401). Учителя призывают людей подумать о сердце, «как о
срединном начале, связующем нас с мирами дальними» (С., 313). Неслучайно
Новая Эпоха, Эпоха Майтрейи, Эпоха Матери Мира основана на осознании сердца.
И здесь важную роль призвана сыграть женщина. «Именно только женщина может
решить проблему двух миров. Так можно призывать женщину к пониманию
сердцем», - говорится в книге «Сердце» (С., 106). Ярким примером такого
понимания сердцем может служить Елена Ивановна Рерих, которой были открыты
пути сотрудничества с мирами дальними. «Урусвати может рассказать о том
особом ощущении, которое бывает при полетах к дальним мирам в тонком теле.
Трудно земными словами сказать о тончайших чувствованиях за пределами земной
сферы, - говорится в книге «Надземное». – Но такие полеты необходимо
познать, чтобы сознание могло вместить надземные чувствования. <…> Наши
сестры особенно преуспевают в таких полетах. Синтез женского естества
помогает полетам» (Н., 12).
Таким образом, в грядущий Век Сердца
человечеству будут открыты новые пути эволюции. Сотрудничество с дальними
мирами поможет по-новому осмыслить необозримое пространство Беспредельности
и преобразить жизнь Земли по законам Красоты и Гармонии.
Е.С.Кулакова,
г. Новокузнецк
Примечания
[1]
Энциклопедия для детей. Астрономия. Т. 8. М., 1997. С. 38.
[3]
Преподобный Серафим Саровский. М., 1993. С. 53.
[5]
Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах // Дж. Бруно. Избранное. –
Самара, 2000. С. 471 - 472.
[6]
Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 188.
На рисунке картина Александра Маранова
"Солнечный ветер".
|