Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды»  № 4 (67) от 30 октября 2008 года 

На алтайских маршрутах

<…> Экспедиция 2008 года собрала более 80 человек из четырех стран: России (Москва, Кемерово, Ярославль, Великий Новгород, Тверь, Пенза, Кострома, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Первомайский и др.), Украины (Киев), Эстонии (Таллин, Кохла-Ярве), Киргизии (Бишкек). Впереди ждали интересные маршруты по живописным горным тропам, новые встречи, которые возможно у кого-то останутся на всю жизнь.

Первоначально в программу были заложены четыре маршрута, но по мере реализации исследовательские Пик Международного Центра Рерихов на Алтаевозможности расширились. Первый маршрут - в Уймонской долине; его участники оказали помощь Народной библиотеке имени Е.И. Рерих в селе Усть-Кокса. Второй повторял путь Л.В. Шапошниковой через Холодные Белки и озеро Тайменное, перевал Восточно-Капчальский, выходил к озеру Зеленое; третий маршрут вел через озеро Кучерлинское и перевал Кара-Тюрек к озеру Ак-Кем и подножию горы Белухи. И, наконец, четвертый маршрут шел к озеру Зеленому, где планировалось совершить восхождение на безымянную вершину Алтая. Названные направления красиво дополнили художественный маршрут В.А. Козара (Киев), а также исследовательско-познавательный, который прошла группа из Киргизии. Присутствие художников в составе экспедиции приблизило ее к синтезу, которым были наполнены научно-художественные экспедиции Рерихов и путешествие Л.В. Шапошниковой, давшее миру образы культуры Азии в искусстве фотографии. Посещение алтайской деревни Мендур-Соккон участниками экспедиционной программы из Киргизии внесло в экспедицию элемент историко-этнографический и неожиданно раскрыло живую память о Рерихах у человека, не встречавшегося с ними лично.

Небольшая деревня Мендур-Соккон расположена примерно в 20 км к югу от Усть-Кана. Ее главной достопримечательностью является краеведческий музей, основанный в 1986 году по инициативе директора местной школы, краеведа-энтузиаста Николая Андреевича Шадоева. Он до сих пор руководит музеем и проводит экскурсии. Свою задачу Шадоев видит в том, чтобы «сохранить знания старины», поэтому его интересуют вопросы истории, религиозных верований, старинные науки, народная мудрость. Посетителей поражает оформление интерьера музея: к потолку подвешены полоски ткани, каждая из которых символизирует важное для алтайцев понятие. Белая лента - дух Алтая (лента путников), голубая - место, где хранится душа человека, розовая - луну, желтая - солнце.

Мы подошли к музею, сели на скамейки перед ним. Был прекрасный вечер, вернее начало ночи, около десяти часов, но темноты еще не было.

- Алтай называют золотой колыбелью тюркской цивилизации, - начал разговор Б. Джумабаев. - Почему?

- Вы хотите знать, какой смысл заключен в самом понятии Алтай? Да, его называют золотым, но не от слова «алтын». Золото есть - это правильно. Но само слово состоит из слогов: Ал - это «многообразие в единении, гармония», а - второй слог, означает «бог». Вот и получается: Алтай - многообразный и единый Бог.

На вершине пика Международного Центра Рерихов В. Владимиров, А. Васильев, Ю. Кирвес.Как имя определяет судьбу человека, так и имя страны определяет ее назначение. Когда-то еще до н.э. Алтай представлял древний очаг, здесь жили многие народы. Алтай был благодатным краем, где все было в изобилии. Но народы, проживающие на Алтае в древние времена, опустошили эти земли и начали уходить на все четыре стороны. Мы должны беречь свой край, надо сохранить природу, если опять будет такое же опустошение, то куда уходить? Некуда. Уходить с Алтая некуда...

Вы ищете то, что искал Николай Рерих в свое время: Высшее знание и справедливость. Рерихи - это великие люди. Они были здесь. Тогда иностранцев к староверам не пускали.

Было удивительно, почему он сразу заговорил о Рерихах. Может, это сама память народная хранит и знает имена лучших людей нашего времени?

Как во всякой экспедиционной программе не обошлось без трудностей. Из графика экспедицию вывела задержка на границе в связи с неточностями оформления документов. Не удалось провести круглый стол в Верхнем Уймоне. Ввиду транспортных неувязок пришлось добираться до села Тюнгур на разных машинах. Но эта вынужденная задержка не могла отменить того главного, ради чего был проделан столь долгий путь.

Преодолев земные условности, мы вступили на дорогу, где все стало зависеть от каждого; но не от физической подготовки или возраста, а, скорее, от духовного огня, который согревает и освещает всех и вся, дает необходимые силы для преодоления самых сложных препятствий. Не раз приходилось быть свидетелем, как люди, не обладавшие достаточной выносливостью, преодолевали самые сложные участки пути и совершали длительные, изнуряющие переходы, как часто сохраняли самообладание и человечность тогда, когда, казалось, обстоятельства были выше их.

При подъемах на перевалы и спусках все действовали слаженно и четко. В эти моменты происходило ясное осознание того, что один неверный шаг может привести к непоправимым последствиям. Чувствуя это, люди становились более ответственными за каждое свое движение, за каждый шаг, в полную меру проявляя заботу о тех, кто рядом.

Бережное отношение к природе стало нормой поведения в походе: после привала обязательно производилась «уборка», в костер шел только валежник.

И вот, наконец, долина цветных озер. Именно здесь разбили базовый лагерь наши восходители, именно отсюда они будут штурмоватъ вершину.

Где-то внизу осталась широкая и невозмутимая гладь Кучерлинского озера с заросшими лесом живописными берегами и разноцветными стайками туристических палаток на них. А здесь совсем не было деревьев, только покрытые желтым кружевом лишайника серые камни, да зеленые островки разнотравья и заросли березки. Лагерь разместился возле одного из озер долины. В его неподвижных водах, как в зеркале, с одной стороны отражались причудливые серо-рыжие скалы, напоминающие фантастический пейзаж иной планеты, а с другой - удивительные по красоте белоснежные вершины, вечно устремленные в безграничную синеву небес. Как часто мы замирали, глядя на все это великолепие. На закате, когда небо окрашивалось в фантастические лимонные цвета, так что горная страна на его фоне вдруг становилась фиолетовой, или на восходе, когда горы таяли в мягкой голубоватой дымке, думалось: «Как на полотнах Рериха!» Так хотелось сохранить в сердце хотя бы капельку великолепия Алтая.

Но наиболее часто мы смотрели на ту самую безымянную вершину, на которую предстояло восхождение. Она располагалась как раз в самом центре между Пиком Учителя и перевалом Урусвати. Ее форма чем-то напоминала Мадонну на известной картине Н.К. Рериха «Мадонна Покровительница», укрывшую своим широким плащом памятники культуры. Подумалось: как точно здесь передана роль Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха как стража и главного хранителя имени и наследия Рерихов. В форме горы чувствовалась основательность, надежность и цельность, свойственная музею; довершала образ горы впадина по центру, напоминающая чашу, наполненную до краев белоснежной Благодатью.

Группа первопроходцев готовилась несколько дней. 27 июля в 15.30 (11.30 моск. вр.) восхождение осуществилось. Первым ее достиг В.А. Владимиров, потом поднялись Ю.В.Мирошников, Ю.П. Кирвес, А.М.Васильев и режиссер-оператор В.В. Шуванников. Они установили на вершине памятную табличку, изготовленную в Эстонии по эскизу Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, и заложили капсулы с землей с места кремации Н.К. и Е.И. Рерихов. В тексте таблички говорится: «"Пусть стремление к Прекрасному будет нашей повседневной молитвой". С.Н. Рерих. Пик Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, созданного в 1989 году по замыслу С.Н. Рериха, реализованному Л.В. Шапошниковой. Акция восхождения проведена Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. Июль 2008 года».

28 июля подошла группа второго маршрута и приняла решение о повторном восхождении на пик МЦР для того, чтобы развернуть там Знамя Мира и заложить капсулу с посланием для будущих поколений. В состав второго восхождения вошли: И.Л. Мершина, С.В. Скородумов, А.Д. Лобачевский, Е.В. Ореховская.

Экспедиция выполнила свою главную задачу. По-новому зазвучало геокультурное пространство Алтая, когда вблизи Белухи появились вершины - имена великих Учителей человечества и Международного Центра Рерихов. Сердце наполняло чувство восторга перед, может быть, нами до конца и не осознанной грандиозностью метасмыслов истории, к которым наша экспедиция оказалась причастна.

Все дальше мы уходили от чудесного озера, в котором отражались ослепительно белые вершины, от пика, который теперь будет носить имя МЦР.

На фото:  Пик Международного Центра Рерихов на Алтае.

На вершине пика Международного Центра Рерихов В. Владимиров, А. Васильев, Ю. Кирвес.

По материалам Л.В. Сурковой, В.А. Владимирова, Д.А. Кутманалиевой, О.А. Уроженко.

Фото В.В. Шуванникова, г. Москва

Опубликовано также в газете «Содружество» № 25 – 27, октябрь 2007 г. – сентябрь 2008 г.

  

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz