Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды»  № 4 (67) от 30 октября 2008 года  

Свет сердца

О сердце всегда хорошо сказать. О самом нужном уместно помянуть. Именно, где сердце, там и огонь. Каждый путник не выйдет без огнива, не забудет, что оно понадобится ночью. Так без сердца наступает ночь духа.

Мир Огненный. Ч. III, 587.

Все пространство наполнено тончайшими огненными энергиями. Те же энергии присутствуют и в человеке в виде так называемой психической энергии. Являясь обоюдоострой силой, эта энергия требует своего осознания и овладения. И в этом процессе большую роль играет наше сердце. Солнце организма, мост миров, Обитель Бога, оружие Света – так называют этот важнейший, центральный орган человека. Сердце направляет нашу жизнь, сердце служит путеводной звездой и источником устремления. Сердце приводит к Учителю.

Психическая энергия выявляется, в первую очередь, нашим сердцем, потому она часто именуется энергией сердечной, или огнем сердца. А где огонь, там и Свет, и тепло. Даже не осознавая значения сердца, люди любят сердечное тепло, называя его задушевностью. И стремятся к зажженному сердцу.

Наука еще только подходит к изучению внутреннего мира человека, но древние мыслители уже давно описали те ощущения и проявления, которые сопровождают пробуждение тонких энергий, данных каждому для претворения в действия блага. Эти энергии, находящиеся в распоряжении человека, могут быть спящими, не проявленными никак. Но пробужденные и направленные на благо, они становятся реальной мощью и неоценимым сокровищем человека. Энергии эти светоносны. Свет, излучаемый таким сердцем, иногда может быть видим даже обычным зрением. Это описывали и Святые всех народов, сами познавшие такие проявления.

Николай Константинович Рерих пишет: «Тот, кто знает духовное сердце, тот знает и тонкую боль сердца физического, о чем так проникновенно говорит Добротолюбие. Знающий эту тонкую боль познал и огнь любви – не любви воздыхания, но любви действа и подвига. Той любви, которая издревле зовется богочеловеческою, вознося людское чувствование. <…>

Бог вложил человеку вечность в сердце, - обитель духа нетленна, вечна через все воплощения. И познает она свет, ибо и сама является источником света. Тонкая боль есть шевеление тонкой энергии, а светоносность есть один из первых признаков действия энергий этих. Когда нагнетется свет этот, когда делается видим и нашему глазу, - этот момент всегда остается жданно-нежданным. Завещано держать светильники зажженными, но момент вестника несказуем. Так несказуема и тонкая боль…»1

«Теплота любви так же реальна, как тонкая боль сердца. Свет сияния мысли не только ощутим глазом, но и доступен фильме. Неотложно нужно несуеверное изучение, безбоязненное и неэгоистичное. Очевидность родственна плоти, но не духу. Истина – в действительности, но не в патологии очевидности.

Сердце – великий трансмутатор энергий – знает, где содрогание ужаса и где трепет восхищения. Дух отличает пятна ужаса и сияние восторга. Столько лучей и энергий улавливается вниманием ученых; это же внимание должно быть проявлено каждым человеком к ритму и свету, ведущим каждую жизнь. <…> “Бог есть огонь, согревающий сердца”, — говорит преподобный Серафим»2.

Высокая мысль, высокое чувство рождают напряженное световое излучение, которое может отлагаться на стенках каналов нервной системы в виде кристаллов. Чем совершеннее мысль, тем фосфоричнее отлагаемые кристаллы, тем ярче световое излучение. Древняя мудрость уже давно говорила об этих светоносных вибрациях внутреннего человека и изображала их на иконах, танках, на своих священных изображениях. Круги сияния вокруг головы и тела святых, языки пламени, окружающие божества, лучи, исходящие от человека – все это еще не изученная действительность.

Н.К.Рерих писал: «Художники христианского иконописания так же, как и буддийские мастера, изображали световые излучения с великим знанием. Вглядитесь и сопоставьте эти изображения, и вы найдете наглядное изложение кристаллизации света. Эту действительность ценности мысли, ценности света пора изучать и прилагать в жизни. Пора подумать, что, произнося великое понятие Благодать, мы не впадаем в отвлеченность, но осознаем реальность и благоценность действительности. Наступило время установления ценности находимых лучей и энергий»3.

Христианское понятие Благодати, о котором упоминает Николай Константинович, - это энергетическое проявление Высокого Света, наполняющего беспредельное пространство, к которому каждому дано прикоснуться через свет своего сердца и тем умножить свою творческую мощь. Свет сердца выявляется в лучших качествах человека – в любви, доброте, торжественности… Каждое качество, будучи проявлением огня, дает свой цвет, свое излучение. Положительные качества дают света чистые, яркие, ровные; отрицательные – темные, дымные, изломанные. Огонь светлый, созидающий творится добром, огонь черный, разрушающий – злом. Зная это, можно понять, что этика – не отвлеченная мораль, а наука о тончайших человеческих вибрациях. Порождая в себе негативные чувства и мысли, человек создает разрушительные огни и тем самым затрудняет свой путь, свою жизнь. Радость и истинное счастье можно найти только в добре и Свете.

«Внутренний человек хочет только добра, - утверждает Рерих, - и в минуты сердечного сияния он необманно знает, где благо. Из сердечного сияния истекает лишь благо, и свет излучаемый может пресекать все изломы нарощенного невежества. Ибо грех, невежество – братья мрака. Жить в духе – значит сиять и благотворить, и постигать, жить в плоти – значит затемнять и осуждать, и невежествовать и удлинять путь. Но не следует забывать, что удлиняя наш путь, мы затрудняем и путь близких, потому всякий эгоизм, думание о себе, саможаление, гордыня, всякое невежество – есть престол тьмы. Во имя близких мы не должны нарушать ритм волн света. <…> Надо светиться, надо рождать и усилять свет сердца»4.

В одном из очерков Николай Константинович описывает эпизод, когда во время опытов с выделением тонкого тела испытуемый, выполняющий под внушением приказы, отказался от действия, чтоб не повредить человеку со слабым сердцем. На что Рерих заметил: «Сущность людей в основе своей добрая». Он так пишет об этом: «Мой друг врач усыпил некоего Г. и, выделив его тонкое тело, приказал ему отправиться в один дом, где тот никогда раньше не бывал. По пути следования своего тонкого тела спящий указал ряд характерных подробностей. Затем ему было указано подняться на такой-то этаж дома и войти в такую-то дверь. Спящий обрисовал подробности прихожей, говоря, что перед ним дверь. Опять ему было указано проникнуть дальше и сказать, что он видит. Он описал комнату и сказал, что у стола сидит читающий человек. Ему было указано:

“Подойдите, испугайте его”.

Последовало молчание.

“Приказываю, подойдите и испугайте его”.

Опять молчание, а затем робким голосом –

“Не могу”.

“Объясните, почему не можете?”

“Нельзя – у него сердце слабое”. <…>

В земных обстоятельствах человек, конечно, не стал бы соображать, слабое ли у кого сердце. Он испугал бы, обругал, причинил бы зло, ни с чем не считаясь. Но тонкое тело, то самое, о котором так ярко говорит Апостол Павел, оно, в сущности своей, прилежит добру. Как видите, прежде чем исполнить приказ – испугать, явилось соображение очувствовать сердце. Сущность добра подсказала сейчас же, что было бы опасно повредить и без того слабое сердце. <…> Сколько добра и сострадания заключено в простом соображении о слабом сердце. Если бы люди даже в обиходе чаще допускали себе эту человеческую мысль о чужой боли, о переутомленности и слабости сердца, то ведь они уже тем самым становились бы во многих случаях человечнее»5.

Обращаясь к очеркам Н.К.Рериха, можно видеть, как много написано им о сердце. Много сказано им и о тех качествах, которые проявляются развитым сердцем и которые могут явиться спасением человечества. Новая эпоха возможна лишь на основе терпения, доброжелательности, любви и стремления к добру во всех его проявлениях, считал он. Невозможно строить жизнь без огней сердца, без его Света.

«Много говорим о сердце, – размышляет Рерих. – Но без основного дружелюбия, какое же это будет сердце! Даже дикие звери глубоко чувствуют начало дружелюбия. Чем же, прежде всего, отвращает человек даже самое лютое нападение? Глаз дружелюбия, взор добра остановит самые зверские когти.

Озарение высоких сердец, их светоносность, зажженная любовью, ведь началась когда-то от такого же повседневного дружелюбия. Началась эта великая сила у того единого костра, к которому сходятся путники пустыни. А разве не путники мы? Разве не обезводили все пустыни духа? Страшно остаться во тьме, безоружным, когда из черной мглы несутся вопли ненависти и взаимоудушения.

Нужен свет. Нужен священный огонь. Нужны оружия света, которые сиянием своим рассеят полчища тьмы и разложения. Первым оружием света, о котором так прекрасно сказано в заповедях всех заветов, будет именно общечеловеческое дружелюбие»6.

Можно еще много говорить о лучших качествах сердца, которые дают свои прекрасные выявление, облагораживают и украшают жизнь. Можно размышлять о них, развивать, воспитывать. Но в первую очередь нужно помнить о самом сердце, о его великом значении в жизни человека, в его эволюции. Осознание значения сердца приведет и к пониманию необходимости самосовершенствования. Об этом сказано в Учении Живой Этики. Об этом писал и Николай Константинович Рерих. Всем своим творчеством он направляет нас к осознанию этого центрального органа, храма духа и солнца солнц, и к воспитанию сердечной энергии в ее устремлении к Добру, Красоте, Свету.

«“Некий отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: “Имеешь сердце”. Когда же его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о преданности, о любви и всех благих основах жизни, он отвечал: “Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится”. Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпение, если обитель его закрыта? Так, чтобы не терзаться непреложными благами, нужно создать для них сад, который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы шелуха погибшая”. Так заповедуют Мудрые. Так и примем, и приложим»7.

О.Ю. Лазарева, г. Владивосток

Примечания

1.    Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 14-15.

2.    Там же. С. 16.

3.    Там же. С. 9.

4.    Там же. С. 15-16.

5.    Н.К.Рерих. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 103-106.

6.    Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 210.

7.    Там же. С. 243.

 


«Засветим огни сердца»

 

Считайте сердце главным судьей и веру мощью.

Зов, 2 марта 1921 г.

Сердце, возлей вино слез, но не засохни, сердце мое!

Зов, 19 мая 1921 г.

Лучшее знание — сердце.

Зов, 7 июля 1921 г.

Ум и сердце не борются, только плывя океаном творчества.

Зов, 16 февраля 1922 г.

Путей много, но сердце знает ближайший.

Зов, 18 марта 1922 г.

Понимание — в сердце.

Зов, 15 апреля 1922 г.

Являть сердце, нравиться людям, посылать привет — трудно.

Зов, 17 мая 1922 г.

Чтобы получить и принять Огонь как путь Иерархии, как путь любви и сострадания, нужно утвердиться всем сердцем бесповоротно. Только так малые звезды обратятся в пылающие громады.

Мир Огненный. Ч. I, 9.

Будем подобны ждущим Великого Прихода; слушать шаги и знать, что сердце наше предоставлено на помощь миру. Не допустим смущения и отрицания, ибо эти свойства обратят языки пламени против нас.

Мир Огненный. Ч. I, 34.

Пусть слово Шамбала знакомо лишь немногим; каждый имеет разный язык, но единое сердце. Нужно со всею бережностью явить внимание каждому, кто готов идти к Свету. Мы должны сердцем обнять каждое явление, отзвучащее на Благо.

Мир Огненный. Ч. I, 41.

Но каждое сердце, познавшее огни, утвердит понятие подвига, ибо без него тесна и невозможна жизнь. Так понесем подвиг всех трех миров.

Мир Огненный. Ч. I, 96.

Сердце может болеть, когда Иерархия затрагивается недостойно. Сердце — центр, Иерархия тоже центр; от самого главного передается в самое Высшее и обратно.

Мир Огненный. Ч. I, 545.

Пусть каждое сердце человеческое почерпает силы для подвига из Чаши Спасителя. Не будем как дикари, враждебные друг другу. Должно окончиться время распятий и убийств!

Мир Огненный. Ч. I, 584.

Не может сердце человеческое процветать без стремления к Началу Начал — невыразимому словами, но ведомому огнем сердца. Так среди нарушенных основ мира засветим огни сердца и любви к Самому Высшему.

Мир Огненный. Ч. I, 629.

Успешное преодоление всех испытаний лежит в сердце нашем и состоит в любви к Владыке.

Мир Огненный. Ч. I, 637.

Любите все, что может возвышать сердце.

Мир Огненный. Ч. I, 660.

Обратиться к будущему вовсе не легко. Оно звучит просто — оставим прошлое и обратимся к будущему. И просто, и прекрасно, но как же зажжем костры прошлого и где найдем огни, чтобы осветить будущее? Подвиг духа скажет, как найти эти границы и меры. Но как же втиснуть подвиг в жизнь будней? По счастью, каждое сердце уже представляет кошель для подвига.

Мир Огненный. Ч. II, 42.

  

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz