Опубликовано
в газете «Свет Утренней Звезды» № 5 (68)
от 19 декабря 2008 года
Певец, зовущий к Красоте Беспредельной
Николай Константинович
Рерих пришел в мир в конце XIX века, когда планета стояла перед выбором
своего переустройства или гибели. На Западе набирала силу материалистическая
философия, отвергавшая духовные ценности. Религия же из-за закостенелого
мышления и недостойного поведения своих пастырей утрачивала влияние на
народ.
Будучи проводником Сил Света, совместно со
своей Другиней и Вдохновительницей Еленой Ивановной Рерих, Николай
Константинович трудился для того, чтобы усилить на Земле потенциал Высших
Космических Энергий и
раскрыть
перед человечеством Путь дальнейшего эволюционного развития. О величайшем
значении миссии Н.К.Рериха на Земле так говорит Владыка М. в «Гранях Агни
Йоги»: «Иоанн Предтеча свидетельствовал миру о пришествии Спасителя в мир.
Кто же сейчас на планете явился предтечей Владыки Майтрейи, Идущего в мир?
<…> Можно ли переоценить глубину значения миссии Гуру? Да, да! Был послан в
мир, чтобы свидетельствовать обо Мне миру. <…> Миссия его была велика,
выполнена успешно»1.
Рерихи сеяли семена будущих достижений
человечества, направляя его к возможностям беспредельного восхождения.
Процесс закладывания зерен был сложен и ответственен. Он протекал в ярой
борьбе с уходящим старым миром и в подвиге Предстояния непрерываемого.
Величайшее значение придавалось мысли. «Мы
творим мыслью», - сказано в Живой Этике2. Суть этого
творчества состояла в том, чтобы «из хаоса вызволять Красоту»3,
способную своими высочайшими энергиями преображать человечество и планету.
Утверждая на Земле Надземную Красоту Высших
Сфер, Н.К.Рерих творил в трех мирах: мысленно – на огненном плане, образами
прекрасными – на плане астральном, трудами своими – в мире земном. В «Гранях
Агни Йоги» сказано: «Кто может объять и измерить строительство Гуру и
сущность трудов его на плане незримом? Частично и долею малой запечатлены
они на полотнах. И хотя много полотен – продуктов его огненного творчества,
но они лишь малую долю являют области его психической деятельности и
творчества огненно-пространственного. Оно велико и касается высот, трудно
доступных для мозгов обывательских. Но пространство засеяно плотно и
цементировано крепко. И едва лишь сознание человеческое явит готовность и
понимание, яро и плодоносно пространственные огненные образы-зерна вольются
в людские умы. Много вещей изумительных Гуру приготовил для тех, кто себя
приготовил для них. В книгах его и в картинах люди найдут тогда все, что
приводит человека к пониманию Великой Эпохи Огня»4.
Умение чувствовать творческий дух древних
времен через археологические находки, глубокое проникновение в суть
исторических процессов, свершающихся на Земле, напряженный труд на Благо
человечества под руководством Иерархии Света позволяли Н.К.Рериху не только
прозревать прошлое, но и предвидеть будущее. Именно в устремленности
сознания в будущее Н.К.Рерих видел отличительное свойство человека Новой
Эпохи. Будущее же творится мыслью. Поэтому тот, кто движим будущим, знает,
что все несовершенства настоящего преходящи. Он не будет погружать свое
мышление в болото отрицания и безысходности, а станет наблюдать жизнь
«глазом добрым», предпосылая мысли блага и мудро подмечая вехи грядущих
возможностей.
Николай Константинович чувствовал душу и силу
народа русского, обращаясь к нему в статьях и создавая его символический
образ в таких картинах как «Странник Светлого града», «Святогор», «Победа»,
«Богатыри проснулись» и др. «Пора от древних времен – от Ярославова Киева,
от Новгорода, от Сергиевых строительств, от «Слова о Полку Игореве», от «Задонщины»
понять величие, красоту, долго непонятую, захороненную. Приспело время
русского размаха», - писал он в статье «Русскому народу»5.
Рерихи знали об эволюционной роли России в
спасении мира. В 1926 году они привезли в Москву Послание Учителей и книгу
«Община», стремясь уберечь молодое государство от опасных тенденций
насильственной коллективизации, тирании и разрушения культуры. К сожалению,
этот Дар не был принят руководством страны. Окрыленный мечтами о светлом
будущем, русский народ вынужден был испить чашу яда. Но тяжелый опыт России
закалил ее народ и дал ему нравственную силу, противостоящую сейчас
нахлынувшей техногенной цивилизации Запада с ее «массовой культурой».
«Сознания, очищенные вихрями революции от ненужных нагромождений, более
пригодны для сотрудничества, чем сознания людей старого мира. Отсюда ведущее
значение Новой Страны»6, - говорится в «Гранях Агни Йоги».
Рерихи закладывали семена, которые должны
будут привести в будущем к созданию истинной общины, основанной на Знании и
Культуре. Созданный ими в 1928 году в долине Кулу Институт Гималайских
исследований «Урусвати» стал оплотом новой науки и должен был развиться в
город Знания, объединив ученых «в теснейшем сотрудничестве» и став «мировым
катализатором новой науки космического мышления»7.
Предвидя сокрушительные войны и угрозу всему
культурному наследию человечества, Н.К.Рерих неуклонно боролся за
международное принятие Пакта охраны культурных ценностей. Его идея
заключалась «в создании международного импульса к обороне всего самого
драгоценного, чем живо человечество»8, в воспитании со
школьной скамьи ясного понимания значения искусства и знания, ведущего к
эволюционному сдвигу сознания.
Н.К.Рерих утверждал, что без
нравственно-этического совершенствования и понимания ключевой роли культуры
для развития человечества невозможна дальнейшая эволюция планеты. В книге
Алтай-Гималаи он писал: «Чтобы быть людьми в истинном значении этого слова,
мы должны развить в себе такое понимание глобальности всех событий, которое
бы отражало суть и основу всей Вселенной»9.
В ходе великой Центрально-Азиатской экспедиции
Рерихами, помимо многих выполненных художественных, исследовательских и иных
задач, были заложены Космические магниты в места формирования и расцвета
новых культур. Это насыщение пространства планеты Космической энергией
создает ныне условия для развития детей нового сознания, воплощающих в себе
надежды человечества на светлое будущее.
Николай Константинович ушел из жизни 13
декабря 1947 года, но ушел он не на отдых, а, как пишет Елена Ивановна
Рерих, «ушел, чтобы еще мощнее помочь миру. В Тонком Мире, где зарождаются
все образы будущего, необходимы деятели, обладающие высоко
дисциплинированной психической энергией»10. «Миссия его
переросла планетные размеры, и устремления его уже направлялись в надземные
пространства. При современном одичании и уничтожении последних остатков
культурных достижений великого прошлого, при общей нивелировке всего
самобытного, всего прекрасного, его фигура высилась как напряженный укор,
как последний символ Творца и Певца, зовущего к Красоте Беспредельной,
Красоте Вечной»11.
Л.Е. Валькова, Е.Я.
Зарипова, Л.С. Товкес, г. Кемерово
Примечания:
1.
Грани Агни Йоги. 1957.
– Новосибирск, 2008. С. 403.
2.
Знаки Агни Йоги. – М.,
1994. С. 385.
3.
Грани Агни-Йоги. 1957.
– Новосибирск, 2008. С. 374.
4.
Грани Агни-Йоги. 1957.
– Новосибирск, 2008. С. 535.
5.
Рерих Н.К. Листы
дневника. Т. 3. – М., 1996. С. 88.
6.
Грани Агни Йоги. 1958.
– Новосибирск, 2007. С. 286.
7.
Шапошникова Л.В.
Ученый, мыслитель, художник. – М., 2006. С. 159.
8.
Рерих Н.К. Листы
дневника Т. 3. – М., 1996. С. 610.
9.
Цит. по Шапошникова
Л.В. Великое путешествие. Книга третья: Вселенная Мастера. – М., 2005. С.
752.
10.
Письма Е.И.Рерих. Т.
VIII (1948 - 1950). – М., 2008. С. 16.
11.
Письма Е.И.Рерих. Т.
VIII (1948 -1950). – М., 2008. С. 87. |