Главная>"Свет Утренней Звезды">Статья

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды»  № 5 (68) от 19 декабря 2008 года  

Великий Странник

В Народном музее семьи Рерихов библиотеки имени Д.С.Лихачева, что находится в Новоильинском районе Новокузнецка, для школьников и всех желающих проводятся экскурсии по выставке репродукций картин Николая Рериха, посвященные 80-летию его Центрально-Азиатской экспедиции. «Легенды Азии» - лишь небольшая часть наследия художника, осуществившего одно из самых удивительных путешествий в истории XX века.

Выпускник Петербургской художественной академии Николай Рерих известен как деятель культуры международного масштаба, просветитель и «человек космического сознания». Вместе с группой единомышленников, женой и старшим сыном — ученым-востоковедом, владевшим более чем двадцатью языками, — Николай Константинович изучал азиатские просторы в период с 1923 по 1928 годы. Им удалось пройти путь длиной свыше 25 тысяч километров, пролегающий по территории пяти государств: Индии, Китая, Тибета, Монголии и России. И все это верхом на лошадях, преодолевая горные перевалы, ледники и раскаленные пустыни, отбиваясь от разбойников, при полном игнорировании тибетских властей, продержавших исследователей пять месяцев в летних палатках на высокогорье, где температура ночью опускалась до минус 60 градусов... Этот поход стал серьезным испытанием для участников.

Надо сказать, что вокруг самой экспедиции строилось и строится немало догадок и научных теорий. Одни исследователи убеждены, что Рерих во время своего странствия выступал в роли геополитического деятеля: ведя переговоры с руководителями США, Монголии и Советского Союза, пытаясь наладить отношения с духовным лидером буддистов далай-ламой XIII, он стремился основать некое идеальное «монголо-сибирское» государство — так называемую Новую страну. Другие заявляют о причастности Рерихов к спецслужбам ОГПУ и представляют экспедицию как попытку свергнуть тибетское правительство и установить пролетарскую диктатуру. Третьи опровергают доводы «клеветников» и полностью отвергают какую бы то ни было политическую подоплеку, подчеркивая сугубо культурно-просветительскую направленность путешествия. Встречаются и мнения, что Рерихи тогда искали таинственную Шамбалу, недаром в составе экспедиции находился будто бы посланец из страны добра и света.

Как бы там ни было, сам Николай Константинович целью своей экспедиции обозначил прежде всего ознакомление с культурой Азии, наблюдение за современным состоянием религии и обычаев этой части света. Путешественники занимались изучением засухоустойчивых растений, геологическими и археологическими изысканиями. Рериха очень занимала теория великого переселения народов. Стараясь отыскать следы миграции человеческих масс с востока на запад, он устанавливал связи между культурами Азии, России и Европы, их взаимопроникновение и влияние друг на друга. Например, обратил внимание, что в русском языке присутствует немало санскритских слов. Он находил, что традиционные костюмы и архитектура Индии во многом напоминают русские, украинские и белорусские. После азиатского похода Рерих основал (а в других случаях содействовал основанию нескольких институтов по всему миру) Гималайский институт «Урусвати», проводивший передовые научные исследования в сфере изучения космических лучей, раковых заболеваний, биохимических процессов, тибетской медицины и фармакопеи, институт востоковедения в Париже и археологический институт в Праге.

Из своего путешествия по Центральной Азии Николай Константинович привез около 500 картин и этюдов и еще множество написал впоследствии по памяти. Красоты величественной природы и древние легенды стали сюжетами его произведений. Что ни картина, то сказание. «Дары китайской принцессы Вин-Чен» - о том, как просвещенная китаянка отправилась к будущему мужу — тибетскому монарху и привезла с собой пшеницу, ячмень, а также артефакты своей великой и развитой культуры. Полотно «Конь счастья», который когда-нибудь придет с небесных высот, выражает надежды и чаяния тибетцев об освобождении от невежества и рабства. «Будда дающий» - здесь Просветленный спускается по ступеням с полной чашей в руке, а навстречу ему поднимается старец с пустой. Чаша — то, что можно накопить, в данном случае — знания, которые Будда сам получил, сохранил и может передать... Исторические пейзажи Рериха возвращают нас к тому прошлому, которое именно на «архаичном» Востоке могло остаться в счастливой неприкосновенности и в будущем стать мерилом для духовного возрождения.

Рериха зачастую обвиняли в том, что он претендует на «пост» западного далай-ламы. Несмотря на свое увлечение восточной культурой, он был православным христианином и очень терпимо относился ко всем остальным религиям. На одной из картин он изобразил Чингисхана — сурового правителя, тем не менее, установившего ряд законов, касающихся терпеливого отношения к верованиям других народов.

В устранении непонимания, ведущего к войнам и распрям, в возвращении к единению народов земли можно усмотреть суть действий выдающегося художника и путешественника, далеко шагнувшего за горизонты Родины, увидевшего свет той другой, неизведанной — восточной стороны земного шара и выразившего эту «мудрую красоту прошлого» в своем научном и художественном наследии.

Анастасия Лешкевич, журналист. Фото автора.

Опубликовано также в Газете «Новокузнецк» от 23 октября 2008 года

  

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса         

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство ПАРУС

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz