Опубликовано
в газете «Свет Утренней Звезды» № 5 (68)
от 19 декабря 2008 года
Великий
Странник
В Народном музее семьи
Рерихов библиотеки имени Д.С.Лихачева, что находится в Новоильинском районе
Новокузнецка, для школьников и всех желающих проводятся экскурсии по
выставке репродукций картин Николая Рериха, посвященные 80-летию его
Центрально-Азиатской экспедиции. «Легенды Азии» - лишь небольшая часть
наследия художника, осуществившего одно из самых удивительных путешествий в
истории XX века.
Выпускник
Петербургской художественной академии Николай Рерих известен как деятель
культуры международного масштаба, просветитель и «человек космического
сознания». Вместе с группой единомышленников, женой и старшим сыном —
ученым-востоковедом, владевшим более чем двадцатью языками, — Николай
Константинович изучал азиатские просторы в период с 1923 по 1928 годы. Им
удалось пройти путь длиной свыше 25 тысяч километров, пролегающий по
территории пяти государств: Индии, Китая, Тибета, Монголии и России. И все
это верхом на лошадях, преодолевая горные перевалы, ледники и раскаленные
пустыни, отбиваясь от разбойников, при полном игнорировании тибетских
властей, продержавших исследователей пять месяцев в летних палатках на
высокогорье, где температура ночью опускалась до минус 60 градусов... Этот
поход стал серьезным испытанием для участников.
Надо сказать, что вокруг самой экспедиции
строилось и строится немало догадок и научных теорий. Одни исследователи
убеждены, что Рерих во время своего странствия выступал в роли
геополитического деятеля: ведя переговоры с руководителями США, Монголии и
Советского Союза, пытаясь наладить отношения с духовным лидером буддистов
далай-ламой XIII, он стремился основать некое идеальное «монголо-сибирское»
государство — так называемую Новую страну. Другие заявляют о причастности
Рерихов к спецслужбам ОГПУ и представляют экспедицию как попытку свергнуть
тибетское правительство и установить пролетарскую диктатуру. Третьи
опровергают доводы «клеветников» и полностью отвергают какую бы то ни было
политическую подоплеку, подчеркивая сугубо культурно-просветительскую
направленность путешествия. Встречаются и мнения, что Рерихи тогда искали
таинственную Шамбалу, недаром в составе экспедиции находился будто бы
посланец из страны добра и света.
Как бы там ни было, сам Николай Константинович
целью своей экспедиции обозначил прежде всего ознакомление с культурой Азии,
наблюдение за современным состоянием религии и обычаев этой части света.
Путешественники занимались изучением засухоустойчивых растений,
геологическими и археологическими изысканиями. Рериха очень занимала теория
великого переселения народов. Стараясь отыскать следы миграции человеческих
масс с востока на запад, он устанавливал связи между культурами Азии, России
и Европы, их взаимопроникновение и влияние друг на друга. Например, обратил
внимание, что в русском языке присутствует немало санскритских слов. Он
находил, что традиционные костюмы и архитектура Индии во многом напоминают
русские, украинские и белорусские. После азиатского похода Рерих основал (а
в других случаях содействовал основанию нескольких институтов по всему миру)
Гималайский институт «Урусвати», проводивший передовые научные исследования
в сфере изучения космических лучей, раковых заболеваний, биохимических
процессов, тибетской медицины и фармакопеи, институт востоковедения в Париже
и археологический институт в Праге.
Из своего путешествия по Центральной Азии
Николай Константинович привез около 500 картин и этюдов и еще множество
написал впоследствии по памяти. Красоты величественной природы и древние
легенды стали сюжетами его произведений. Что ни картина, то сказание. «Дары
китайской принцессы Вин-Чен» - о том, как просвещенная китаянка отправилась
к будущему мужу — тибетскому монарху и привезла с собой пшеницу, ячмень, а
также артефакты своей великой и развитой культуры. Полотно «Конь счастья»,
который когда-нибудь придет с небесных высот, выражает надежды и чаяния
тибетцев об освобождении от невежества и рабства. «Будда дающий» - здесь
Просветленный спускается по ступеням с полной чашей в руке, а навстречу ему
поднимается старец с пустой. Чаша — то, что можно накопить, в данном случае
— знания, которые Будда сам получил, сохранил и может передать...
Исторические пейзажи Рериха возвращают нас к тому прошлому, которое именно
на «архаичном» Востоке могло остаться в счастливой неприкосновенности и в
будущем стать мерилом для духовного возрождения.
Рериха зачастую обвиняли в том, что он
претендует на «пост» западного далай-ламы. Несмотря на свое увлечение
восточной культурой, он был православным христианином и очень терпимо
относился ко всем остальным религиям. На одной из картин он изобразил
Чингисхана — сурового правителя, тем не менее, установившего ряд законов,
касающихся терпеливого отношения к верованиям других народов.
В устранении непонимания, ведущего к войнам и
распрям, в возвращении к единению народов земли можно усмотреть суть
действий выдающегося художника и путешественника, далеко шагнувшего за
горизонты Родины, увидевшего свет той другой, неизведанной — восточной
стороны земного шара и выразившего эту «мудрую красоту прошлого» в своем
научном и художественном наследии.
Анастасия Лешкевич,
журналист. Фото автора.
Опубликовано также в
Газете «Новокузнецк» от 23
октября 2008 года |