Правда
наизнанку
Газета «Знамя Майтрейи», издаваемая в г.
Томске Г.С. Горчаковым, известна в рериховском движении своей
противозаконной клеветнической деятельностью. Нарушая Закон РФ о СМИ (ст. 51
– Недопустимость злоупотребления правами журналиста), Горчаков из номера в
номер печатает статьи, оскорбляющие честь и достоинство, подрывающие деловую
репутацию Международного Центра Рерихов, а также общественных организаций,
с ним сотрудничающих.
Вот и в январском номере газеты за 2008 год ее
главный редактор, не изменяя себе, разместил новые инсинуации в адрес МЦР. В
статье «А правда такова» речь идет о выступлении Р.Б. Рыбакова на
пресс-конференции, которая состоялась 25 сентября 2007 года в
Государственном музее Востока.
Попробуем выяснить, основываясь на фактах и
документах, где же действительно, правда, а где ложь в описываемой ситуации.
Известно, что летом 1989 года в газете
«Советская культура» было опубликовано письмо С.Н. Рериха под заголовком
«Медлить нельзя!». Это письмо доставил из Бангалора Р.Б. Рыбаков, который в
то время являлся доверенным лицом С.Н. Рериха.
В своем письме С.Н. Рерих выступил с
инициативой создания в Москве Центра – Музея им. Н.К. Рериха. Здесь же он
изложил и концепцию будущего Музея. В качестве принципиального положения
концепции С.Н. Рерих назвал общественный статус Центра - Музея.
Спустя 19 лет на пресс-конференции в
Государственном музее Востока г-н Рыбаков вдруг «признается», что не С.Н.
Рерих, а якобы он являлся автором письма «Медлить нельзя!», а Святослав
Николаевич, к тому времени уже «слепой и глухой», сделал к письму лишь
небольшие поправки.
Прояснить истину в этой почти детективной
истории помогает письмо С.Н. Рериха к Р.Б. Рыбакову от 3 июля 1989 года. //
С.Н. Рерих. Письма. Том II (1953 – 1992). М.: МЦР, 2005. С. 374.
В начале письма Святослав Николаевич пишет:
«Дорогой Ростислав Борисович,
В развитие нашей сегодняшней с Вами беседы
хочу высказать следующее», а далее идет опубликованный текст, известный под
названием «Медлить нельзя!». И лишь предпоследний абзац письма С.Н. Рериха
частично не вошел в газетный вариант.
Таким образом, письмо, датированное 3 июля
1989 г., из полного собрания писем С.Н. Рериха свидетельствует о том, что
подлинным автором письма «Медлить нельзя!» был Святослав Николаевич, а не
г-н Рыбаков, как он утверждает.
Существуют и косвенные доказательства тому,
что идеи письма «Медлить нельзя!» Р.Б. Рыбакову были не близки. Ведь именно
он всемерно способствовал выходу постановления правительства от 4.11.1993 г.
№ 1121 о создании Государственного музея имени Н.К. Рериха, что
противоречило волеизъявлению С.Н. Рериха об общественном статусе музея.
Возмутительны также и клеветнические
высказывания Рыбакова на пресс-конференции о «наследстве», за которое якобы
«бьется» Л.В. Шапошникова.
Деятельность Л.В. Шапошниковой по сохранению,
развитию и популяризации наследия Рерихов получила широкую признательность.
Подтверждением этому является награждение ее высокой государственной
наградой – орденом Дружбы – «за большой вклад в развитие музееведения и
сохранение культурного наследия».
Под руководством академика РАЕН и РАКЦ,
генерального директора Л.В Шапошниковой создан и действует уникальный
общественный Музей им. Н.К. Рериха.
Без копейки государственных вложений
отреставрирован старинный архитектурный памятник «Усадьба Лопухиных», за что
Музей получил национальную премию «Культурное наследие». Сейчас Усадьба
Лопухиных благодаря научной реставрации включена в правительственную
программу «Венок русских усадеб».
Ежегодно МЦР организовывает международные
научно-общественные конференции, в которых участвуют крупные российские и
зарубежные ученые. При МЦР работают Центр гуманной педагогики и Объединенный
научный центр проблем космического мышления.
Публикаторским отделом МЦР выпущено более 200
изданий. Многие из них, например «Тибетская живопись» Ю.Н. Рериха, получили
награды Ассоциации книгоиздателей России в номинации «Лучшая книга года», а
художественно-научный журнал «Культура и время» отмечен Знаком «Золотой Фонд
прессы». В музейных залах проводятся выставки художников-космистов, читаются
лекции, проводятся концерты классической и современной музыки. Музей
оказывает поддержку молодым талантам и т.д.
Вся эта деятельность говорит о том, что Центр
– Музей имени Н.К. Рериха живет и развивается в соответствии с концепцией
С.Н. Рериха, предложенной им в письме «Медлить нельзя!»
Наследие, завещанное МЦР С.Н. Рерихом,
находится не в частной, а именно в общественной, то есть негосударственной,
собственности. Оно в полной сохранности и доступно самой широкой
общественности.
К сожалению, этого нельзя сказать о коллекции
С.Н.Рериха, которая незаконно удерживается Государственным музеем Востока.
Как известно, эта коллекция поступила в СССР
в 1978 году для проведения передвижных выставок. В 1989 году она была
поставлена приказом Минкульта без согласия ее владельца - С.Н. Рериха - на
«временное хранение» в Государственный музей Востока.
По поводу данной коллекции С.Н. Рерих писал в
1990 году в своем завещательном документе: «В числе моих коллекций и другого
имущества я желаю вручить СОВЕТСКОМУ ФОНДУ РЕРИХОВ 288 картин –
моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства
культуры СССР».
Однако до сих пор эта коллекция незаконно
находится в музее Востока, несмотря на все усилия МЦР, предпринятые по ее
возвращению, и требования самого С.Н. Рериха до его ухода из жизни.
Кроме того, сравнительный анализ списков
экспонатов коллекции С.Н. Рериха в Государственном музее Востока и списка
поступления картин в 1978 году обнаруживает разительное отличие.
Установлено, что более 60 картин из коллекции С.Н. Рериха не соответствует
первоначальным спискам. (А.В. Стеценко. Правда о коллекции С.Н. Рериха //
«Защитим имя и наследие Рерихов». Том III. М.: МЦР, 2005. С. 204).
Не эту ли правду и пытались скрыть на
пресс-конференции в Государственном музее Востока ее организаторы, которые
не ответили ни на один прямо поставленный вопрос? Пресс-конференция
проходила под названием «Судьба наследия Рерихов: правда и вымысел», но, как
видим, истинная цель ее заключалась в том, чтобы исказить эту самую правду и
выдать ложь за действительность.
Именно ложь, прозвучавшую на пресс-конференции
в ГМВ, тиражирует Г. Горчаков в своей газете. В конце статьи он
многозначительно обещает: «Возможно, редакция «Знамени Майтрейи» опубликует
еще некоторые интересные места из этой пресс-конференции». «Интересными
местами» он, по всей видимости, называет клевету против Рерихов и их
наследия, а также против Международного Центра – Музея, созданного одним из
Рерихов.
Н.А. Пермякова,
Прокопьевское городское
Рериховское общество.
3.03.2008 г. |