Опубликовано
в газете «Свет Утренней Звезды» № 3 (71) от 30 июля 2009 года
Армагеддон Культуры
В издательстве «Алетейя»
вышел в свет сборник статей, рецензий, эссе и писем Ю.В. Линника под
названием «Вокруг Росова». В нем автор выступает в качестве защитника
псевдоученого В.А. Росова, которого он возводит в ранг «лидера российского
рериховедения», его докторской диссертации «Русско-американские экспедиции
Н.К. Рериха в Центральную Азию (1920-е – 1930-е годы)».
Мнимого «лидера» Линник защищает от
Международного Центра Рерихов, обнаружившего, по его представлению,
«избыточную меру ненависти»[1]
к нему. Знакомство с публикациями в центральной прессе, связанные с
обсуждениями этой диссертации, показывает, что Международный Центр Рерихов
далек от ненависти и амбиций. Центр выступил против морального преступления,
последствия которого придется исчерпывать будущим поколениями россиян.
Николай Константинович Рерих, выдающийся русский художник, мыслитель и
общественный деятель, один из основоположников нового космического мышления,
был низведен В.А. Росовым в его диссертации до уровня обывателя, карьериста
и интригана. Произошла подмена исторической правды вымыслом, которую и
поддерживает Ю.В. Линник. Ему оказалась близка «сенсация» Росова, согласно
которой Н.К. Рерих был провозглашен политиком, а целью Центрально-Азиатской
экспедиции художника объявлено создание нового независимого государства,
куда должны были войти часть Китая, Монголия и Советская Сибирь. Как
известно, Н.К. Рерих политикой никогда не занимался. Об этом он неоднократно
писал сам. Например, в его статье «Культура» есть такие слова: «Политикой мы
никогда не занимались, и я знаю, что это обстоятельство подчас вызывало
недоумения и даже порицания. Ни в какую политическую партию не входили и по
этому поводу даже имели некоторые длительные и малоприятные разговоры. Но
как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными
прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу. Область Культуры
настолько самобытна и обширна, что невозможно в нее вносить постоянно
зыблемые политические соображения. Именно незыблема область Культуры, и
двери ее открыты всему, что мыслит о созидании, о мире, о благе, о
преуспеянии народов… Сравните быстро бегущую зыбь политическую и нерушимые
научные достижения, которые через все бури земные вели человечество к
совершенствованию. Итак, останемся в области культурно-образовательной и
творческой»[2].
Людмила Васильевна Шапошникова, генеральный
директор Музея имени Н.К. Рериха, вице-президент МЦР, академик РАЕН и РАКЦ,
посвятившая многие годы своей жизни изучению Центрально-Азиатской экспедиции
Н.К. Рериха, говорит: «Мы не знаем в этой истории ни одного случая, когда бы
путем немногочисленной экспедиции было бы создано какое-либо государство. А
тем более, на территории уже устоявшихся государств. Подобная версия в
работе Росова не имеет доказательств, кроме его собственных домыслов. Но
домыслы в исторической науке не имеют статуса доказательств»[3].
Поддерживая В.А. Росова, Ю.В. Линник объявляет
великим политиком и Сергия Радонежского, образ которого особо почитался в
семье Рерихов. В трудах Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов
говорится о Сергии не как о политике, а как о Духовном Вожде русского
народа, способствовавшего его нравственному возрождению. Так Е.И. Рерих
пишет: «Смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в
его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников.
Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он
творил характер народа, создавая тем мощь Государства»[4].
Линнику оказалась близка и другая «сенсация»
Росова, провозгласившего Пакт Рериха звеном в большой политике. Линник
пишет: «Бесспорно следующее: 1) культура – доминанта для Н.К. Рериха; 2)
политика у него подчинена культуре – художник сохраняет строгую субординацию
между ними. Если Н.К. Рерих и входил в поле политики, то ясно, что он хотел
облагородить ее, пропустив через горнило культуры»[5].
И автор диссертации, и его оппонент Ю.В. Линник пренебрегают какой-либо
имеющейся информацией о Пакте Рериха. Пакт связан с Культурой и не имеет
никакого отношения к политике. После его обнародования военные круги Европы
даже выступили с критикой, заявив, что Пакт может явиться помехой для
ведения военных политических действий. На это Рерих отвечал, что помеха
военным действиям и является одной из целей Пакта.
Каждому здравомыслящему человеку ясно, что
Пакт Рериха направлен на сохранение, развитие и защиту Культуры. Так
академик Д.С. Лихачев писал: «Принадлежность будущему миру не определяется
причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать
какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом,
социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями
деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень
восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру,
защищать ее достижения и трудиться во имя нее на общее благо. Без этого
невозможно распознать лучшие, спасительные пути преображения жизни. <…> Н.К.
Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой
Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь
совершенствования»[6].
Известный индийский ученый Локеш Чандра, выступивший против диссертации В.А.
Росова, в ответ на письмо диссертанта написал следующее. «Уважаемый д-р
Росов! Касательно Вашего письма от 16 августа 2007 г. В определенных
фрагментах Вашей диссертации, посвященной Центрально-Азиатской экспедиции,
1920–1930 гг., художник и философ Н.К. Рерих представлен как политический
авантюрист. Труд Николая Рериха необходимо рассматривать через призму
картин, печатных трудов и его посвящения себя делу культуры и мира.
Примерять на него тесные одежды политического интригана – это значит
допускать несправедливость по отношению к нему. Николай Рерих означает
возрождение ценностей для новой России. Подход Николая [Рериха] заключается
прежде всего в переоценке всего опыта Жизни. Он хотел пробудить сокровенную
мудрость в каждом человеческом существе. Мой отец, профессор Рагху Вира, был
хорошо знаком с Николаем Рерихом. Мой отец был выдающимся ученым, равно как
и борцом за независимость. Встречаясь, они много говорили о расцвете
культурных ценностей. Мой отец всегда считал его человеком, отстраненным от
политики. Рерихи хорошо знали лидеров нашего движения за независимость, но
никогда не принимали в нем участия. Они всегда держались на расстоянии от
политики. Храните имя Рериха вне политической грязи»[7].
На страницах своего сборника Ю.В. Линник много
внимания уделяет Международному Центру Рерихов, обнаруживая при этом стойкую
раздвоенность сознания. С одной стороны, он говорит, что МЦР – это крупный
культурный центр с замечательным музеем, ведущим большую
культурно-просветительскую, издательскую и научную работу, которую Линник
поддерживает и утверждает, что «ни при каких условиях не встанет в ряд его
противников»[8].
С другой стороны, он называет МЦР квазирелигиозной организацией и социально
опасно сектой[9].
Одно исключает другое и не предполагает целостности. Международный Центр
Рерихов не имеет никакого отношения к религии и не является сектой. Об этом
имеется экспертное заключение, которое гласит: «Международный Центр Рерихов
по сути своей является культурно-просветительским и поэтому не представляет
собой ни секты, ни тоталитарной секты, ни религиозной секты ни по одному из
признаков, по которым определяет секту современная научная литература.
Поэтому, в частности, деятельность МЦР нельзя характеризовать и как
религиозную (отсутствует мифология, культовая практика, стабильная
организация религиозно-харизматического типа). В сложных условиях развития
современной России деятельность МЦР и сотрудничающих с ним рериховских
организаций отвечает задачам нравственного воспитания личности и
формирования у нее ответственности за содержание и направленность своей
повседневной жизни»[10].
Президента Международного Центра Рерихов Юлия
Михайловича Воронцова Линник называет заслуженным человеком и обаятельной
личностью. И тут же, к изумлению читателя, он превращается в рыцаря холодной
войны, который «размахивает своей советской дубинкой»[11]
в отношении диссертации В.А. Росова. Юлий Михайлович глубокоуважаемый
человек и дипломат международного уровня. Как Президент Международного
Центра Рерихов он сделал все возможное, чтобы не допустить лжи в отношении
Николая Константиновича Рериха в научных кругах. Это стоило ему жизни.
Немало уважительных слов произносит Ю.В.
Линник в адрес Людмилы Васильевны Шапошниковой. И одновременно отзывается о
ней как о жестокой и авторитарной личности[12]
в связи с защитой диссертации Росова. Людмила Васильевна несет нелегкий груз
ответственности за духовное наследие семьи Рерихов, которое было передано ей
Святославом Николаевичем Рерихом как его доверенному лицу. Она не могла
молчать и соглашаться с вопиющими измышлениями Росова, низводящего
культурную и научную деятельность Николая Константиновича до уровня
политических интриг. В отличие от Л.В. Шапошниковой, Росов и Линник не
обременены чувством ответственности. Они не задумываются о том, какие
последствия будут иметь их домыслы о великом человеке. Главное для них, -
это «сенсация» о якобы новом видении Н.К. Рериха, удовлетворяющая их
амбиции.
Людмила Васильевна Шапошникова была и остается
доверенным лицом основателя МЦР Святослава Николаевича Рериха, который еще в
1992 году писал: «Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе
и почетным президентом которого я являюсь, стал той организацией, через
которую я могу общаться и сотрудничать с рериховскими обществами.
Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея имени Н.К. Рериха
Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях
связываться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц без всяких на то
оснований подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить
недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остается по-прежнему моим
доверенным лицом и прошу вас всех это учитывать. <…> Также должен отметить,
что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и
хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении
для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлемыми»[13].
Еще в 1930-е – 1940-е годы Николай
Константинович Рерих говорил об Армагеддоне Культуры. И мы все сейчас
являемся свидетелями и участниками его. «Армагеддон гремит, и огромно его
психическое влияние, - пишет Николай Константинович. - Танец смерти - не
только на бранных полях, но во всей земной жизни. Пляшут в преддвериях
гостиниц. Борются и скачут, точно бы ничего и нет. Но сущность-то уже иная.
Человечность уже сокрылась. Вот и выставки бывают, и журналы печатаются, и
лекции идут, и театры гремят, словно бы ничего не случилось. Но случилось в
самой сущности. Ничем не прикрыть глубоких трещин сознания. <…> Кто-то
вообразил, что злоба и несправедливость – земные устои. За эту скверну
придется поплатиться. Держите дозор за Культуру»[14].
Е.С. Кулакова,
руководитель Народного музея
семьи Рерихов библиотеки имени Д.С. Лихачева г.
Новокузнецка,
председатель Новокузнецкого Рериховского общества.
Примечания:
[1]
Линник Ю. Вокруг Росова. – СПб. – Петрозаводск, 2009. С. 8.
[2]
Рерих Н.К. Культура. //Н.К.Рерих. Листы дневника. Т.3. – М., 1996. С.
618 – 619.
[3]
Российской науке нужен правдивый образ Рериха // Независимая газета. –
2007. – 14 ноября (№ 243).
[4]
Рерих Е.И. Письма. Т. IV (1936). – М., 2002.
С. 190.
[5]
Линник Ю. Вокруг Росова. С. 48.
[6]
Лихачев Д. Недопустимо, чтобы чиновники спекулировали культурным
достоянием // Новая газета - 1996.
- 11-17 января (№ 1(372)).
[7]
Российской науке нужен правдивый образ Рериха // Независимая газета. –
2007. – 14 ноября (№ 243).
[8]
Линник Ю. Вокруг Росова. С. 88.
[9]
Там же. С. 74, 97-98.
[10]
Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности Международной
общественной организации «Международный Центр Рерихов» // Защитим имя и
наследие Рерихов. Т. I. – М., 2001. С. 324.
[11]
Линник Ю. Вокруг Росова. С. 79.
[13]
Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых
государств // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. – М., 2001. С.
107–108.
[14]
Рерих Н.К. Досмотры // Н.К. Рерих. Листы дневника. Т.
II. – М., 1995. С. 383-384.
|