Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды»
№ 1 (69) от 7 марта 2009 года
«Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя»
Такое название получили
восьмые по счету Международные педагогические чтения по Гуманной педагогике,
состоявшиеся традиционно 9 - 11 января 2009 г. в Москве. Из разных городов
России и ближнего зарубежья на трехдневный педагогический форум собрались
преданные идеям Гуманной педагогики учителя, воспитатели, родители, деятели
культуры. Собрались, чтобы постичь мудрость Л.Н.Толстого «Истинное
воспитание ребенка – в воспитании самих себя», помочь друг другу опытом,
улыбкой, верою, знаниями, чтобы стать богатыми, - как отметил Ш.А.
Амонашвили, - главный вдохновитель и организатор всех Педагогических
Чтений, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, академик
РАО, доктор психологии.
С приветственным словом в адрес участников
педагогических чтений обратился протоирей Артемий
Владимиров,
член Союза писателей России, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного
университета. Он говорил об огромной роли в духовном возрождении России
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Д.Д.Зуев,
профессор, чл.-кор. РАО, главный редактор Антологии Гуманной Педагогики,
подчеркнул важность благословения Святейшим Патриархом почина Издательского
Дома Шалвы Амонашвили – издания книги «Христос и его ученики», первого тома
из Антологии. «Образование – это главное, чем занимается церковь.
Образование – выявить в человеке определенный образ». Сейчас готовится
книга, посвященная Алексию II.
Пожелали успехов Восьмым Международным
Педагогическим Чтениям также руководство и сотрудники Международного Центра
Рерихов и Московского городского педагогического университета.
В своем докладе «Воспитывать других можно
только через себя» Шалва Александрович Амонашвили напомнил вехи восхождения
к вершинам Гуманной педагогики, когда в 2002 году учителя постигали понятие
духовности в образовательном пространстве, без которого не состоится
расширение мировоззрения. На вторых Чтениях в 2003 году говорили об улыбке –
самой доброй силе, потеряв которую, учитель приобретет грубость, власть,
пустословие. «Почему не прожить нам жизнь героями духа»? – тема третьих
Чтений (2004 г.) - звала подняться над самим собой, перестать быть
исполнителями чужой воли, осознать, что дети ждут героев Духа. Большой урок
о сердце учителю подарили четвертые педагогические чтения – «Без сердца что
поймем?» (2005 г). На следующей ступеньке, пятой, в 2006 году учились
«летать», чтобы взрастить крылья своим питомцам – «Спешите, дети, будем
учиться летать!». В 2007 году размышляли об Истине школы. Что может
преобразить школу? Каждый открывал частицу истины, и складывалась общая
цельная картина. Растем тогда, когда из каждого урока извлекаем Урок. В 2008
году на седьмых чтениях – «В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры» -
возвеличивали Культуру в Храме образования.
Нынешние чтения проходили под знаком
классической мудрости Л.Н.Толстого: «Воспитание представляется сложным и
трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,
воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что
воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о
воспитании и остается один вопрос жизни: как самому жить?..» Темы круглых
столов, а их было восемь, обозначали проблему самосовершенствования.
«Делаться с каждым днем лучше и добрее», «Урок – ступенька постижения
педагогического искусства», «Как надо самому жить», «Духовность – путь к
расширению педагогического сознания», «Пробудить в сердце родительскую
мудрость», «Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный», «Я -
руководитель», «Себя как в зеркале я вижу». К чему надо стремиться в своем
творчестве? Как справиться со своими дурными качествами? Как преобразить
себя? Благородная цель достигается благородными средствами. Л.Н.Толстой
убежден: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет
лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,
ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он
– совершенный учитель». Тема звала к серьезному разговору о преобразовании
самих себя. Ее обсуждение и на общих встречах, и на мастер-классах показало
важность, насущную необходимость взращивать в себе светлые качества – «детям
Света нужны учителя Света!»
Более двадцати мастер-классов показали
практические достижения учителей, делившихся с коллегами своими творческими
находками, свершениями. В.Ф.Бак, учитель биологии из г. Артемовска,
«Отличник образования Украины», «Рыцарь Гуманной Педагогики», рассказывала о
том, что каждый школьный урок может нести в себе возможности для внутреннего
изменения и улучшения учителя, а устремление учителя к самосовершенствованию
может поднять его до высот педагогического мастерства. Тема ее мастер-класса
– «Нравственное пространство урока биологии как среда выращивания духовной
общности между учителем и учеником» - заключала важную идею: и учитель, и
ученик проживают совместно на уроке отрезок жизни и приобретают нравственный
опыт и силы для его утверждения. Как важен внутренний мир учителя и его
влияние на создание нравственного многомерного пространства урока. Виктория
Федоровна объясняла необходимость дополнения школьного предмета биологии
современными открытиями в области естествознания и целостного подхода в
обучении биологии, при котором раскрываются духовно-материальные основы
жизни. Ее урок «Геном человека. Закономерности работы генов» подводит
учеников к нравственным урокам, которые они сами извлекают, поняв работу
генома человека. Геном построен упорядоченно и подчиняется закону Иерархии.
Из этого вытекает вывод – в жизни не могут быть все главные, если ты для
кого-то главный, то одновременно ты должен уметь подчиняться. Геном несет в
себе избыточную информацию, но реализуется ее малая часть. В нас много
способностей, но мы не все реализуем. Геном – высшая структура клетки, но
внешние условия могут корректировать ее работу. Урок для нас - расширять
свой кругозор, создавать условия для реализации своих способностей. От нас
самих зависит, каким быть. Человек – часть природы, биосферы, если он
становится опасен для природы, в геноме могут «включиться» механизмы
самоуничтожения, коррекции. На уроке Виктории Бак ее ученики были искателями
истины, уверовавшие в то, что не случайно живут на Земле.
Бесценный подарок сделала В.Ф.Бак для
учителей-соратников, написав книгу «Биология языком сердца». В ней обобщен
обширный фактический материал по изучению биологической жизни, использован
целостный подход в изучении живого вещества, при котором жизнь
рассматривается как закономерное космическое явление. Это большая радость
для участников педагогических чтений – знать, что множатся школьные пособия,
пропущенные через сердце Учителя!
На мастер-классе «Как мы готовим себя для
обучения детей нового времени» была представлена очередная замечательная
книга Дмитрия Морозова «Поколение Китеж. Опыт построения сообщества». Сам
автор книги – основатель Терапевтического сообщества «Китеж» и «Орион»,
кавалер ордена Почета, член Экспертного совета Государственной Думы и
директор школы Аникеев Максим делились уникальным опытом своего
педагогического труда. Для них Китеж – не столько педагогический
эксперимент, сколько образ жизни, где родители, учителя, психологи
объединяют свои усилия, создают особое жизненное пространство. Эта
развивающая среда позволяет детям-сиротам и попавшим в кризисные ситуации
«понять и принять новые правила силы и свободы, по которым можно выстроить
свою судьбу, научиться счастью, доверию к людям, опоре на собственные силы и
индивидуальность». Жить в Китеже – означает находиться в состоянии
Сотворчества. Ребенок переживает сложный процесс смены образа мира. Взрослые
предлагают ему этот образ, основанный на четких нравственных критериях,
целостный, притягательный. Ребенок со своими проблемами, страхами
погружается в единое культурное пространство. Повседневная жизнь требует
творческого напряжения, способности преодолевать вызовы. В результате у
детей тренируется воля, поднимается самооценка. В этом заключается основа
терапии Китежа.
Становится понятным, с каким особым душевным
складом взрослые должны находиться рядом с такими детьми. «Дети – наше самое
дорогое национальное достояние. И они стоят любых усилий, потому что только
через них открываются для России врата в будущее», - считает Дмитрий
Морозов.
Каждый мастер-класс, без сомнения, внес свою
жемчужину в общую копилку педагогической мудрости. Радует, что многие
участники Чтений на этой, Восьмой, ступени восхождения к вершинам Гуманной
Педагогики, оказались готовыми поделиться блестящими идеями, результатами
своего творческого труда.
На заключительной общей встрече выступил
Владимир Филиппович Базарный – врач, педагог-новатор, руководитель
Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем
образования администрации Московской области, доктор медицинских наук. Он
говорил о том, как сегодня в России, по существу, почти сложился механизм
самоликвидации. Выросли поколения со слабой волей и силой духа, запущена
всепоглощающая машина соблазнов, здоровьеразрушающий процесс обучения в
государственной школе. В общественное сознание стали входить, как фатальная
неизбежность, такие понятия, как «школьная близорукость», «школьный
сколиоз», «школьная неврастения». Необходимо мобилизовать все силы общества
на пресечение механизмов развития заболеваемости, переориентировать систему
образования и здравоохранения на подлинное воспитание и оздоровление народа.
Около 30 лет посвятил Владимир Филиппович решению этой проблемы, создал
теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой
широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих технологий –
строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и
телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения
«зрительных горизонтов». Укоренить в детстве телесную вертикаль он
предлагает за счет использования в учебном процессе специальной мебели –
конторок. «Первичный камертон для сонастройки – это наша осанка. «Осана» как
символ истинной свободы. Есть целительное средство: «встань и иди!» -
убежден В.Ф.Базарный и потому горячо обратился к учителям: «Поднимите детей!
Дайте возможность подключиться к другим энергоинформационным полям!»
На Четвертой общей встрече протоирей о.
Артемий (Владимиров) в своем выступлении с болью в сердце говорил о том, что
дети сейчас «не прогреты любовью», «не подростки – подранки». Среди учителей
мало тех, кто осенен вдохновением; большинство находится в царстве
преждевременной усталости. Необходимы люди мажорного мироощущения, готовые
преподавать уроки духовного гостеприимства. «Грех не в том, что сделал, -
отметил о. Артемий, - а в том, что не сделал».
«Как светлый ангел побеждает» - постоянная
тема «домашнего задания» о спасении хотя бы одного ребенка звучала в
сообщениях некоторых участников. Учительница из Чечни рассказала о горькой
судьбе двенадцатилетней девочки, на глазах которой погибла вся ее семья, а
сама она осталась без ноги. Шесть лет учительница была рядом, отвечала на
вопрос: «За что?!». Сегодня эта девочка - мама двоих детей, медицинский
работник ортопедического центра. Роль этой учительницы в жизни ученицы
уникальна: в наших суетных педагогических буднях способны мы узнать
подростка-подранка, прогреть любовью, вдохнуть жизнь? Способны. У
учительницы сомнений нет, она обращается к сидящим в зале коллегам: «Во имя
Милостивого и Милосердного не уставайте делать добро!»
Еще одно напутствие – Василия Александровича
Сухомлинского – увозили домой учителя. «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний,
Учителю надо впитать в себя целое море Света». Так назвал Шалва
Александрович Амонашвили следующие педагогические чтения и пожелал учителям,
чтобы мудрость Сухомлинского стала законом для нашей педагогической жизни.
И.В.
Афанасьева, г. Новокузнецк.
Фото из архива
Международного Центра Рерихов |