Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский Анжеро-Судженск Юрга Форум

                                                       Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды»  № 1 (69) от 7 марта 2009 года  

«Верю в Сердце русского народа»

12 февраля исполнилось 130 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих – выдающегося русского философа, писателя, культурного деятеля и публициста ХХ века.

Прошедший век стал переломным в истории человечества. Он вместил в себя революции, две мировых войны, крушение старого мира и нарождение нового. В преддверии грозных событий, еще в XIX веке, Махатмы Востока, или как они называют себя – Старшие Братья человечества, протянули руку помощи народам Земли, заявив о своем существовании через русскую женщину Елену Петровну Блаватскую. Уже этот выход «из подполья» и опубликование «Писем Махатм», в которых Они называли свои Имена, говорили о чрезвычайности времени и надвигающихся событий, которых не было еще в истории народов и на которые указывали все древние пророчества. 1936 год назывался решающим в жизни Земли. И пройти этот отрезок пути без Высшей помощи, без знания космических законов было практически невозможно.

В 20 - 30-е годы ХХ века именно в России осуществился прорыв сознания человека в Космос. Это было время, когда В.И.Вернадский писал о ноосфере Земли, сфере Разума, К.Э.Циолковский работал над проектами космических кораблей, А.Л.Чижевский вычислял солнечные ритмы. Народ с энтузиазмом строил гигантские воздушные шары, на которых смельчаки поднимались в стратосферу. Мечтали найти в Космосе «братьев по разуму». Тогда была сделана вторая попытка помочь людям, и сделано это было через книги Учения Живой Этики, которые представляли собой синтез сокровенного Учения Востока с научными достижениями западной цивилизации и были записаны Е.И.Рерих в сотворчестве с Махатмами. В этих книгах говорилось о грозности времени и указывались пути преодоления трудностей, говорилось о необходимости осознания космических законов, осознания психической энергии как движущей силы эволюции, о кооперации, о равноправии женщин и многое другое. В первой книге Учения «Зов» сказано: «Листы упадают ко времени». В другой книге: «Спросят: «Кто дал вам Учение? – Отвечайте: «Махатма Востока» («Озарение»). Опять открыто было заявлено о существовании Учителей. Четырнадцать книг Учения были записаны, отредактированы и опубликованы Еленой Ивановной Рерих. Эти книги в ХХ веке остались почти не замеченными ученым миром, но идеи, заложенные в них, нашли отражение в художественных полотнах и книгах Николая Константиновича Рериха, в работе общественных культурных учреждений, организованных им по всему миру, и через письма Елены Ивановны.

Елена Ивановна родилась в Санкт-Петербурге 12 февраля 1879 года. О себе она писала: «С самого раннего детства предчувствовала, знала как мелкие, так и крупные события. Знала результаты русско-японской войны. Также знала, что война 1914 года окончится поражением Германии. Знала, что ужасы революции не коснутся ближайшей семьи. Знала, когда и где обстоятельства будут благоприятны. Всегда знала, как поступить. Хорошо разбиралась в людях».

В 1923 - 1928 годах она участвовала со своим мужем Н.К.Рерихом и старшим сыном Юрием в Центрально-Азиатской экспедиции, важным этапом которой был визит Рерихов в Россию. В июне 1926 года Рерихи прибыли в Москву, где состоялась встреча с наркомами Г.В.Чичериным, Л.Л.Луначарским и Н.К.Крупской. От лица Великих Учителей Шамбалы Николай Константинович передал Чичерину ларец с гималайской землей на могилу Ленина, Послание Махатм к советскому народу с предложением помощи в строительстве нового государства, рукопись книги «Община» и серию своих картин «Майтрейя». Сталин не пожелал встретиться с Рерихами, никакого ответного действия со стороны правительства не последовало. Помощь Махатм не была принята. Рерихи спешно покинули Москву и выехали на Алтай. Позднее Елена Ивановна писала своим сотрудникам о том, что Учитель и предвидел такую реакцию правительства и отметил, что, уехав вовремя из Москвы, они буквально «выскользнули из пасти тигра». Но Рерихи должны были проехать по России, и они успешно справились с задачей.

С 1928 года семья Рерихов жила в Индии, в долине Кулу, в местечке Наггар. Елена Ивановна больше за пределы Индии ее выезжала. Но это не было затворничеством. Жизнь в Гималаях была для нее своеобразной трибуной, с которой рассылались вести о самом важном и неотложном во все уголки мира. Ею написаны тысячи и тысячи страниц писем к разным людям. В этих письмах она простыми и ясными словами объясняла положения Живой Этики, устремляла к расширению сознания, писала о важности осмысления значения Культуры в жизни стран и народов. Часто касалась темы единения женщин, которые могут противостоять ненависти и войнам.

Близился 1936 год, предсказанный в писаниях как начало Битвы Архангела Михаила со Змием, или Армагеддон. В книгах Живой Этики сказано: «Понимайте это не религиозно, а астрохимически, научно…». Подошел Космический Срок, и стала меняться карта звездного неба. С небосклона Земли уходили одни созвездия и планеты и приближались другие. Космические лучи новых небесных тел несли другую энергетику, более высокого порядка, чем та, которая была привычна Земле. В ее атмосферу  входили новые химические элементы. Предсказанная Битва была Битвой космических энергий старого уходящего мира и нового, нарождающегося. В земной жизни эта Битва должна была вылиться в мировое столкновение, войну, основными противниками в которой должны были стать Россия и Германия. Конечно, Елена Ивановна Рерих, сотрудничавшая с Учителями, знала это и переживала за судьбу России. В письме к А.И.Клизовскому от 17 декабря 1935 года она писала: «Теперь о том, что Н.К. (Николай Константинович Рерих – А.П. Комлева) ничего не говорит о теперешней России, то для каждого чуткого духа это более, нежели понятно. Н.К. глубоко любит и предан своей родине, и чувство это настолько сокровенно, что говорить о нем среди враждебных, злобствующих и непонимающих было бы просто кощунством. <…> Сердце Н.К. видит и знает многое такое, что другими еще не вмещается. <…> Все, искренне любящие свою родину, понимают, как бережно нужно относиться к ней после тяжелого взрыва и во время тяжкого и болезненного перехода. <…> Ко мне обращались с вопросами и о судьбе всего Славянства, чтобы опубликовать это мнение. Но я всегда уклонялась. <…> Именно, чтобы раньше времени не бросить в пространство сужденное и тем хотя бы мало-малейше не нарушить уже слагающееся. <…> Обратите внимание, как Е.П.Блаватская почти нигде не упоминает о нашей родине, как будто она не существует в будущей схеме развития народов. Причина все та же. Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать. <…> Россия проходит великое испытание и урок, и выучит его она раньше многих других»[1].

Елена Ивановна Рерих видела расстановку сил в мире, и сердце ее болело за родину. Россия того времени была настоящим пугалом для всего мира. Ее считали варварской, дикой страной, стремящейся к захватам. Все то новое, что нарождалось в России, беспокоило и пугало. На сторону Германии могли стать многие, на сторону России – никто. К союзу с Германией склонялась сильная Америка, многие европейские страны, Япония. Два миллиона русских эмигрантов, выброшенных из страны революцией, жаждали реванша. Елена Ивановна, как никто другой, знала, что все войны зарождаются и насаждаются в сознании народа и война объявляется тогда, когда уровень ненависти в сознании людей достигает критического предела. Ею еще на пути Центрально-Азиатской экспедиции была написана книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», которая предназначалась, в первую очередь, дальневосточным русским эмигрантам. Какая была обстановка в Манчжурии в 1934 году, писал А.П.Хейдок, живший в то время в Харбине: «Манчжурия захвачена японцами. <…> Действуют бесчисленные эмигрантские организации, землячества, возникает белофашистская партия во главе с неким Родзаевским. И над всеми партиями и серой беспартийной эмигрантской массой протянута когтистая лапа японских милитаристов, надеявшихся использовать русских эмигрантов в своем <…> броске на север, в страну Советов»[2].

В это же время Елена Ивановна Рерих писала в Харбин В.К.Рериху в 1935 году: «Мне, неоднократно сподобившейся в видениях лицезреть Преподобного Сергия и знающей через Откровения Его судьбу многих стран и народов, грустно видеть заблуждения и тот тупик, в который забрело сознание некоторых сородичей, оторванных от Родины и не сумевших найти в сердце своем понимания и объяснения всему случившемуся, и обрести приток новых сил в устремлении к «Новому Небу и Новой Земле». <…> Также знаю я, что именно Преподобный Сергий есть Хранитель Земли Русской, именно Ему надлежит спасение России в третий раз. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнется великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под СТЯГОМ ЕГО. Не сама ли Богоматерь благословила ЕГО на ПОДВИГ? Не сама ли церковь поет: «От Бога Данный России Воевода»?! Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, – обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить свое родное. <…> Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма. Хочу верить, что среди сородичей, обитающих в Харбине, найдется хотя бы горсточка истинных просвещенных патриотов. <…> Так пусть не предают русского дела. Так пусть услышат сородичи призыв к МУЖЕСТВУ и национальному ДОСТОИНСТВУ и истинному ПАТРИОТИЗМУ»[3]. И еще одно письмо в Харбин 1935 года: «…Надеюсь, что мои слова найдут отклик в сердце Вашем. Пишу все это с великою болью в сердце, ибо люблю свою Родину и скорблю за язвы и все наросты ее. Много было дано русскому народу, по праву назывался он народом-Богоносцем. Ибо не в его ли среде появился такой Светоч Духа, как Преподобный Сергий Радонежский, заложивший основание не только Государству Русскому, но и сложивший весь характер народа. Не Его ли трудами, не магнитом ли Духа Его и сподвижников Его заложены и зажжены были очаги Духовного Света, на протяжении веков питавшие народное сознание! Но расточили наследники завещанное Им Богатство, отвратились от данного им Богом Воеводы, забыли Его Иерархическое Начало, и оскудело сознание потомства, ввергнув народ в неисчислимые бедствия! <…> Так <…> пусть сородичи воскреснут духом и <…> устыдятся нравственного падения своего. Пусть все воскрешенные соберутся под Знаменем Преподобного Сергия, от Бога данного Воеводы Земли Русской. Только в этом спасение, так пророчествую и так утверждаю! Все провидения, данные мне, исполнились и исполнятся в точности. Вот почему говорю: Грозный Час наступил, пора объединиться духом, иначе вместо леса одни щепки останутся, и первый вихрь, нанеся искру, обратит их в пепел. <…> Прошу Вас, вдумайтесь глубже в происходящее, усмотрите Руку Водящую. Примем участие в Великом Сужденном Воскресении Духа. Ведь Великое Ручательство дано за Победу Света над тьмою. Год великого Сражения Архангела Михаила со Змием наступает»[4]. Это только два письма, но их было множество. Как мы знаем из истории, дальневосточная эмиграция не выступила против России.

Известно, что Елена Ивановна Рерих переписывалась с президентом США Франклином Рузвельтом. Первое письмо было написано ею в октябре 1934 года. «Пишу Вам с Высот Гималаев и в грозный час, когда весь Мир стоит у преддверия Переустройства и судьбы многих стран взвешиваются на Космических Весах. Пишу и предлагаю Вам Высокую Помощь. Помощь из того Источника, который с незапамятных времен стоит на несменном Дозоре, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий»[5]. Президент не имел представления, кто такая Елена Рерих, но заинтересовался Источником и вступил в переписку. Помимо Советов об обустройстве страны, в письмах Елены Ивановны содержался Совет не ввязываться Америке в международный военный конфликт, какие бы попытки вовлечь ее в военные действия не были предприняты со стороны Германии и Японии. Е.И.Рерих прекратила переписку с Рузвельтом по Указу своего Учителя, когда в Нью-Йорке в 1935 году был разгромлен и разграблен Музей имени Н.К.Рериха, а правительство США не выступило в его защиту. Как мы знаем из истории, Америка все-таки ввязалась во вторую мировую войну, но выступила на стороне Советского Союза, что явилось неожиданностью для многих. Елена Ивановна много писала в Париж, где тоже были сосредоточены русские эмигранты, просила осознать тяжесть времени, простить обиды и не держать зла против Родины. В ответ на письмо своего племянника И.И.Голенищева-Кутузова, в котором он говорил о невозможности простить все ужасы революции и все репрессии, творимые в стране, Е.И.Рерих писала ему: «Не думай, родной Ваня, что я оправдываю все происшедшее, все разрушения творимые. Конечно, нет, и я никогда не смогу примириться или оправдать все кощунства и все ужасы безбожия и все прочие следствия творимые. Но когда без предубеждения ознакомишься со старым сознанием, то понимаешь, как неминуемы были бедствия, постигшие нашу несчастную родину. И конечно, бедствие это обрушилось на нее не потому, что русский народ был хуже других, во многом он гораздо лучше многих, но именно в силу его массового невежества и чудовищной безответственности, царившей среди привилегированного сословия. Именно безответственностью болели и болеют русские люди. Ведь такое понятие, как гражданский долг или ответственность, до сих пор не укладывается во многих башках. <…> Так, карта мира настолько определилась, что ее, именно, можно видеть в вещих снах. <…> О родине печалиться не будем. Конечно, спасут ее не партии, но именно Иван Стотысячный. <…> По всем предсказаниям, в 1940 году засияет наша родина, как «Чертог Небывалый», и суждено ей Благоденствие на многие годы»[6].

Она писала многим, что именно в 1940-х годах «Засияет Чертог Небывалый» и небывалый приток психической энергии достигнет Земли и нашей страны. Ее не понимали, – какой «Чертог Небывалый», когда война, когда опять ужасы и разрушения. Но эти слова Елены Ивановны относились к героизму русского народа, вставшего на защиту своей родины, героизму, потрясшему мир. В первые месяцы войны люди, построившие свою страну киркой и лопатой, шли на автоматы и танки, в лучшем случае, с винтовками, а иногда и с голыми руками. Позже появились и танки, и самолеты, которые обеспечил не менее героический тыл. Женщины, старики, подростки и даже дети работали у станков, в шахтах, в поле, недоедая, по 20 часов в сутки. Все для фронта, все для Победы! Народ выстоял, и Победа была одержана. И этот высочайший подъем духа и был тот прилив психической энергии, та Высшая Помощь, о которых писала Е.И.Рерих задолго до войны и утверждала Ручательство Высших Сил за Победу! О тех, кто принял эти энергии, в феврале 1945 года, еще до окончания войны Елена Ивановна писала: «В современной ужасающей Бойне русское сердце выявило настоящий героизм. Любовь к своей Родине, к своей культуре сплотила все сердца в героической защите. Такое сердце не может уявиться на ненависти. Героизм возможен только там, где сердце не окаменело. Потухшие сердца не ведают героизма. По этому признаку различайте народы будущего от уходящих»[7]. Слово победа появилось в ее письмах уже в 1942 - 1943 годах. Картина Н.К.Рериха «Победа» написана в 1942 году, когда враг был остановлен под Москвой Сибирскими дивизиями. Эту картину по просьбе ученых Сибирского отделения АН СССР Святослав Николаевич Рерих в 1975 году подарил сибирякам. Она находится в Академгородке города Новосибирска.

По окончании войны Е.И.Рерих в письмах отмечала, что мир так и не осознал, над какой бездной и по какому шаткому мосту только что прошло человечество. «Если бы Гитлер знал, - писала она, - что он будет разбит и его нападение на Россию закончится рушением Германии, он, наверное, не отважился бы на такое самоуничтожение и сейчас весь мир находился бы под германским железным кулаком». И тогда гибель всего мира была бы только вопросом недолгого времени. Война еще не закончилась, но мысли Елены Ивановны уже устремлялись к восстановлению, возрождению России. Она верила в русский народ, его духовный потенциал. «Я не опасаюсь за судьбы России, - писала она, - ибо я верю в СЕРДЦЕ русского народа. Наш народ, прежде всего, НЕЗЛОПАМЯТЕН, и это великое и редчайшее качество поставит его на небывалую высоту. Приписываемые русским всякие «фобства» страшно преувеличены, и делалось это с определенной целью корыстного натравливания»[8]. «Конечно, переходное время никогда не бывает легким, но я твердо верю в сдвиг сознания именно в массах. В массах проснется и уже просыпается понимание истинных ценностей. Наша Родина выйдет победительницей из всех явленных испытаний. Несомненно, что все так называемые божеские законы попраны, но тем мощнее будет уявлено новое понимание их. <…> Сказано было, что Иван Стотысячный спасет Россию, разве это не оправдалось? Разве не встали именно Иваны на защиту Родины? И еще и еще раз эти стотысячные спасут Россию. Народ, прошедший через страшные муки и унижения, закалил свое мужество и сумеет найти силу духа противостать всякому новому разрушению и растлению. <…> Несмотря на мой возраст, я все еще собираюсь потрудиться для Родины и на Родине»[9].

Рерихи подали прошение о визах для въезда в Россию в начале 1947 года. И Николай Константинович и Елена Ивановна знали, как понадобятся Родине, встающей из руин после войны, новое Знание, достижения новой науки, новой медицины. Они хотели принести именно России это знание и опыт всей своей жизни. Вести о визах все не приходили. Не дождавшись этих вестей, в декабре 1947 года скончался Николай Константиновича. Для Елены Ивановны, потерявшей не только мужа, но и сотрудника, друга и единомышленника, это было страшным ударом. Через месяц после кончины Н.К.Рериха она выехала в Бомбей, дожидаться русского парохода, который увезет ее на Родину. Она ждала около года, но визы так и не дождалась. И когда уже стало ясно, что виз не будет, сыновья уговаривали ее уехать в горы из жаркого климата, губительного для ее здоровья, она продолжала ждать, так как не могла поверить, что Родина, которую она так любила, отказывается ее принять. Позже Елена Ивановна писала своим корреспондентам в Америку, что сыновья увезли ее в горы «полумертвую». Она поселилась с сыном Юрием в курортном городке Калимпонге, где Юрий Николаевич снял небольшой дом. В письмах к своим корреспондентам она еще около двух лет писала, что, возможно, они с сыном скоро двинутся на Родину, и тогда она сообщит о перемене адреса. Елена Ивановна продолжала работать с раннего утра и до позднего вечера, позволяя себе только небольшие прогулки. Работала над своими рукописями, приводила в порядок архив Николая Константиновича, писала в Америку об Организации Знамени Мира, о переводе и издании книг Живой Этики и, конечно, писала о будущем России. Она называла Россию Лучшей, Новой страной, страной, которая укажет народам Земли путь в будущее. Писала, что русскому народу много дано, и он может многого достичь, если не растеряет свои духовные сокровища в погоне за миражами. Предвидя историю России на годы и десятилетия, Е.И.Рерих писала, что бывают «мирные времена хуже войны», и стране понадобятся герои духа, чтобы противостать разрушению Культуры, огрубению и опошлению всех великих ценностей. За несколько месяцев до своего ухода из жизни она написала о России пророческие строки: «События сложатся неожиданно, не так, как мы ожидаем, но, как всегда, на пользу лучшей страны. Страшное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причин и смысл совершаемого на всей Планете. Новые сознания должны полюбить волну нового строительства <…>, которое раскрепостит мышление, отсюда произойдут благие перемены».

Елена Ивановна Рерих умерла 5 октября 1955 года. «При уходе никто не присутствовал», - писал ее младший сын Святослав Николаевич. «Во время похоронной церемонии ее положили на бамбуковые носилки и понесли на высокую гору. Шесть буддийских лам и шесть индийских коммунистов, подставляя плечи под носилки, сменяли друг друга. На одном из поворотов их встретила воинская часть и оказала Елене Ивановне последние почести. Был издан специальный правительственный указ. Но самым удивительным было другое. Последние восемь лет Елена Ивановна вела уединенный и замкнутый образ жизни, почти ни с кем не общаясь, однако носилки сопровождало огромное число людей: индийцев, тибетцев, гуркхов. Их никто не извещал о церемонии, и никто не приглашал на нее. Повинуясь какому-то странному зову, они пришли проводить в последний путь русскую женщину, о которой почти ничего не знали»[10]. Так почтила Е.И.Рерих Индия, ее вторая родина. А настоящая родина, Россия до сих пор остается в долгу у своей великой дочери. От того, услышит ли Россия ее призыв к мужеству, национальному достоинству и истинному патриотизму, зависит многое. Елена Ивановна писала: «Верьте в мечты и их жизненность, любите их и не бойтесь строить свои идеалы на самой большой высоте. Забудьте слово «неосуществимое». Не осуществляется лишь то, в чем нет силы любви и самоотвержения»[11].

А.П. Комлева, г. Новокузнецк

Примечания:

[1] Рерих Е.И. Письма. Т. 3  (1935). – М., 2001. С. 707–708.

[2] Хейдок А. Память сердца // Держава Рериха. С. 355.

[3] Рерих Е.И. Письма. Т. 3  (1935). – М., 2001. С. 163-164.

[4] Там же, С. 308-309.

[5] Рерих Е.И. Письма. Т. 2  (1934). – М., 2000. С. 419.

[6] Рерих Е.И. Письма. Т. 3  (1935). – М., 2001. С. 598-601.

[7] Рерих Е.И. Письма. Т. 7  (1940-1947). – М., 2007. С. 217.

[8] Там же, С. 202.

[9] Там же, С. 225.

[10] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера. – М., 2005. С. 753-754.

[11] Рерих Е.И. Письма. Т. 8 (1948-1950). – М., 2008. С. 80.

 

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса открыт форум по Рериховской тематике. Для желающих ознакомиться с новостями и принять участие в обсуждении актуальных вопросов - вход здесь>>>

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса      

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz