Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» №2 (70) от 22 мая
2009 года
Пакт Рериха в современном мире
В последние годы по
инициативе Международной Лиги Защиты
Культуры
во многих городах России
и других странах проводится День Культуры. Выбранная для
проведения этого праздника
дата 15 апреля связана
с подписанием в этот день
в 1935 году в Вашингтоне представителями 21 государств американского
континента «Договора об охране художественных и научных учреждений и
исторических
памятников во время войны
и в мирное время», названного в честь
его инициатора Пактом
Рериха. Николаем Константиновичем Рерихом был предложен и символ Пакта, флаг
или Знамя Мира, который должен был выставляться над охраняемыми объектами
культуры.
Сам Рерих писал о Знамени Мира следующее:
«Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости
оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят,
что это - прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для
других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце
Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности
также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии
толкований знак как таковой утвердился по всему миру»[1].
И Николай Константинович перечисляет, где встречается этот знак: он высечен
на камнях и в гончарных орнаментах палеолита, встречается на клинках
кавказских племен, на буддийских знаменах, в храмах Индии и Китая, на гербе
Самарканда, на тамге Тамерлана, на изображении мадонны в Страсбурге, на
Папском гербе, на груди Христа в картине Мемлинга и на старинном изображении
преподобного Сергия. Перечень занимает полстраницы очерка. «Там, где должны
быть охраняемы все человеческие сокровища - писал Рерих, - там должно быть
такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских»[2].
В свое время знак Красного Креста оказался неприемлемым для мусульманского
мира и его вынуждены были заменить Красным полумесяцем. Рерих предложил
знак, который встречается во всех культурах мира. Николай Константинович
называл Пакт об охране культурных ценностей Красным Крестом Культуры. Как
Красный Крест охраняет физическое здоровье людей, так Красный Крест Культуры
может охранить здоровье духа и «если оно и не всегда спасет драгоценные
памятники, - писал он, - то все же оно постоянно напомнит о нашей
ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения»[3].
В 1930-х годах прошлого века идея Пакта и
Знамени Мира нашла широкую поддержку в прогрессивных кругах мировой
общественности, ее приветствовали такие видные деятели науки и культуры как
Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Ромен Роллан, Альберт Энштейн, Бернард Шоу,
Герберт Уэллс и многие другие. О резонансе, вызванном предложением Рериха о
принятии Пакта, свидетельствует выдвижение его на получение Нобелевской
премии мира 1929 года. Кандидатура Н.К. Рериха была предложена департаментом
международного права Парижского университета и поддержана научными
учреждениями других стран. Премия не была присуждена, и одной из причин
этого были «просоветские настроения» художника, в вину ему ставилось и
посещение Советского Союза в 1926 году. Несмотря на очевидную
«аполитичность» Пакта Рериха, этот документ вызвал критику со стороны
военных кругов Европы. В частности, указывалось, что соблюдение всех условий
Пакта явится помехой для ведения военных действий. Отвечая на такую критику,
Рерих писал, что помеха военным действиям и является одной из основных целей
Пакта, и странно, что кто-то этого не может или не хочет понять.
Перед Второй мировой войной в мире было более
пятидесяти комитетов Пакта Рериха, которые занимались продвижением его идеи
в жизнь. С началом войны эти комитеты вынуждены были замолчать. Война,
истребившая миллионы жизней, превратившая в руины памятники архитектуры,
музеи, библиотеки и художественные галереи преподала человечеству еще один
трагический урок. По окончании войны Рерих возобновил прерванную работу по
продвижению предложенного им Пакта. После окончания Потсдамской конференции
стран победительниц он с горечью писал: «Много говорено о фабриках и ни
слова о культурных ценностях. Точно бы этот краеугольный предмет считается
неважным и не заслуживает внимания. Без Культуры ни машины, ни границы не
дадут истинный прогресс человечества»[4].
«Нам пишут: «Армагеддон кончен». Отвечаю: ничуть не бывало! Кончен
Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон Культуры.
Еще более трудный! Человек, смятенный, истощенный, духовно обнищавший,
должен сокрушить много ехидн невежества. И много этих ядовитых кобр,
заползающих в жилища»[5].
После кончины Николая Константиновича работой по Пакту занималась Елена
Ивановна Рерих. Она считала эту работу едва ли не самой важной для будущего.
«Так хотелось бы, - писала она, - чтобы люди поняли, что самое главное – это
принятие Знамени и поднятие его над всеми Учреждениями Просвещения и
Культуры. Необходимо иметь этот великий Символ постоянно перед глазами
одичавшего человечества»[6].
В 1948 году Пакт был принят правительством
Индии. В 1950 году вся документация по Пакту была передана Нью-Йоркским
комитетом в ЮНЕСКО для продвижения его идей в рамках этой международной
организации. 14 апреля 1954 года в Гааге была принята «Конвенция ООН о
защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», в основу
которой был положен Пакт Рериха 1935 года. Конвенцию подписали 56 стран
мира, в том числе и Советский Союз - в 1968 году.
В правовом отношении очевидна преемственность
Гаагской конвенции и Пакта Рериха. Причем для стран, подписавших Пакт Рериха
в 1935 году, он остается действующим международно-правовым документом. Он
более универсален, так как в отличие от Гаагской конвенции предусматривает
защиту культурных объектов не только во время войны, но и в мирное время.
Гаагской конвенцией принят другой отличительный знак, но это не исключает
использование Знамени Мира странами, подписавшими Пакт Рериха. И Знамя
Рериха, как символ мира и объединения людей во имя высоких гуманных целей,
продолжает широко использоваться международным сообществом. В нашей стране,
подписавшей Гаагскую конвенцию, есть и законный правопреемник семьи Рерихов
по всем делам, связанным с Пактом Рериха и Знаменем Мира, это Международный
Центр Рерихов в Москве, неправительственная организация при ООН. Экспозиция
музея этого центра имеет целый зал, посвященный специально Пакту Рериха и
Знамени Мира, в котором экспонируются уникальные документы и экспонаты.
15 апреля 1935 года на церемонии подписания
Пакта Рериха в Белом доме в Вашингтоне президент США Рузвельт сказал: «В
строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого
осуществления одного из жизненных принципов – сохранения современной
цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более
глубокое, нежели выражено в самом документе». И, действительно, Рерих глубже
и шире трактовал понятие Культуры, чем принято в современном мире.
В 1931 и 1932 годах, в процессе подготовки
подписания Пакта в бельгийском городе Брюгге при содействии короля Бельгии
Альберта были проведены две международных конференции по продвижению Пакта.
Николай Константинович на конференциях не присутствовал, только посылал
приветствия. К этим конференциям им были написаны картины «София
Премудрость» (1932), «Мадонна Орифламма» (1932), «Знамя Мира» (1931), чуть
позднее «Мадонна Защитница» (1933).
На картине «София Премудрость» изображено
состояние, в котором оказался мир и наша цивилизация в ХХ веке. Это
состояние сохраняется до сих пор и, может быть картина эта в наше время даже
более актуальна, чем в 30-е годы прошлого века. Вместо неба на картине –
пламя огня. Это тот огонь пространства, те высокие энергии, которые в силу
космических причин приблизились к Земле и о которых так много говорится в
последнее время. Эти энергии в то же время несут информацию миров более
высокого состояния материи. Воспринятый и ассимилированный людьми, этот
пространственный огонь может стать мудростью и движущей силой в продвижении
человечества по пути эволюции, не принятый – обратится в пожар и сметет
цивилизацию с лица Земли. В руке несущейся в этом пламени Софии Премудрости
- Знамя Культуры. Пространственный огонь может стать созидательной силой
только пройдя через внутренний мир человека. Так как энергии эти высокого
порядка, то и внутренний мир человека, культура его духа должны быть на
должной высоте.
Путь в будущее – только через культуру.
Другого пути нет. Культура – это самое важное, что есть у современного
человечества. И Рерих убежденно верил в грядущую миссию Культуры. Он называл
Культуру «путевым столбом истинной эволюции» и «глубочайшим устоем жизни»,
писал, что все бедствия в мире происходят потому, что человечество
отступилось от Культуры. Мировой кризис, такой, как мы переживаем сейчас, -
не в торговле, не в экономике, а в сердцах «каменных» и в сознании людей.
Кризис в неверном понимании Культуры, в подмене священного, живого понятия
Культуры понятием цивилизации. «Сам латинский корень Культ,- писал Рерих, -
имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем
имеет гражданственное, общественное строение жизни»[7].
Если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или
обустройство жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть
материя этой деятельности.
Основная функция Культуры – созидать, творить
человека, его духовный мир. Она вбирает в себя все формы духовной жизни
человека – мыслительной, этической, религиозной. Главное, что может сделать
человек в своей жизни, - совершенствовать свою душу. Это цель эволюции.
Цивилизация же – средство достижения этой цели. Известный русский философ
Н.А.Бердяев писал: «Цивилизация есть подмена целей жизни средствами жизни,
орудиями жизни. Цели жизни меркнут, закрываются. Сознание людей цивилизации
направлено исключительно на средства жизни, на технику жизни…Соотношение
между целями и средствами жизни перемешивается и извращается»[8].
Рерих обращает наше внимание на то, что во
взаимодействии Культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать
Культуре, что избавит цивилизацию от многих ошибок. Если человек или
общество на правильном пути – у него будет и благополучие. Любая же попытка
достичь благополучия только методами цивилизации – будет обречена на провал.
Еще Христос говорил – следуйте по пути, а остальное приложится вам.
Рерих называл Культуру сердцем цивилизации.
Если живо сердце, то у народа есть будущее. Лучшие периоды человеческой
истории, возрождение и расцвет, создавались там, где вырастала традиция
почитания Культуры. В истинно культурном обществе нет ни кризисов, ни
дисгармонии. Культура – это главный стержень, устой, вокруг которого
строится вся жизнь. Когда этот устой прочен, тогда прочна и цивилизация.
Идеальный вариант – когда Культура и цивилизация находятся в синтетическом
равновесии.
В нашем современном мире культура и
цивилизация разошлись настолько, что почти не соприкасаются. То, что сейчас
называется культурой, культурой по сути своей не является. Машинная,
техногенная цивилизация нашего времени перестает нуждаться в философии,
истинном искусстве, религии в ее действительном смысле, как связи с миром
Высшим. Культура подменяется развлекательной индустрией, на базе которой
возникает «массовая культура», призванная обслуживать материю общества, но
не питать его дух. Главные приемы творчества «массовой культуры» - эпатаж и
нравственный шок. В самом слове – развлечение – присутствует элемент
разъединения на части, разрушение. Это «развлечение» вытесняет из
внутреннего мира человека собственно человека и делает из него подобие
равнодушного ко всему животного, или машину (если учесть все наши
мобильники, плееры, компьютеры, телевизоры), и машина эта нацелена только на
потребление и развлечение, потребление и развлечение – вечный,
непрекращающийся сон. Это – бедствие современного мира.
Не избежала этого бедствия и наша страна.
Е.И.Рерих вскоре после окончания войны писала о том, что блок дружественных
славянских государств встанет между Россией и недружественной Европой, что
позволит России встать на ноги и восстановить все, разрушенное войной. Она
считала, что молодой росток Новой Страны нуждается в «заборчике» для того,
чтобы окрепнуть и не быть сломленным раньше времени. Мы теперь называем этот
«заборчик» железным занавесом и ограничителем нашей свободы. На самом же
деле противостояние равных по силе Варшавского блока и НАТО (Северо-Атлантического
Союза) обеспечило равновесие в мире на несколько десятков лет, а наша страна
получила своеобразную «фору», вырастив поколение людей, для которых такие
категории как любовь к Родине, гражданский долг, нравственная чистота,
преданность, верность, героизм - не были смешными и абстрактными, а были
если и не сутью жизни, то прекрасными идеалами. Для молодого ростка Новой
Страны это было важно. Нужно было выработать и закрепить в людях духовный
иммунитет против того, что нахлынуло на Россию с Запада, когда этот
«железный занавес» рухнул. И многие, очень многие из нас этот иммунитет не
смогли сохранить. Мы стали строить капитализм, и хотели его построить с
«человеческим лицом», но у капитализма не может быть человеческого лица в
принципе, оно звериное. Там, где человек человеку - волк, он не может быть
ему одновременно - товарищ и брат.
Результат погони за миражом капитализма –
расслоение общества на богатых и бедных, причем пропасть между этими слоями
общества все увеличивается, разрушено почти до основания сельское хозяйство,
многие отрасли промышленности и науки. Но самое, наверное, страшное – в
стране разрушена система образования, лучшая в мире, что признавалось
многими аналитиками. Сегодняшние выпускники вузов пишут с грамматическими
ошибками, не знают истории своей страны и ее культуры, часто не
ориентируются в той области, специалистами в которой они должны являться по
свидетельству своих дипломов, потому что и дипломы и аттестаты об окончании
школы часто куплены за деньги. А всеобщая коммерциализация здравоохранения –
это вопиющее преступление против человечности. Деньги и клятва Гиппократа
категории несовместимые. Культура, которая могла бы охранить
духовно-нравственную устойчивость общества, была отодвинута на задворки
жизни и причислена ко второразрядным вопросам жизни страны. На горизонте
замаячила «демографическая катастрофа». Народ, столкнувшийся с чуждыми его
менталитету «ценностями» постсоветского капитализма: безработицей,
коррупцией, выворачиванием всех нравственных ценностей наизнанку – ударился
в пьянство и наркоманию и, попросту вымирает, как вымирают малые народности
при погружении в чуждую цивилизацию, к патологиям которой у них не было
иммунитета. Русский народ в сути своей не принимает ни импорта западных
идей, ни его «рыночных отношений» и живет и выживает по своим внутренним
законам не благодаря проводимым в стране реформам, а вопреки им.
Когда крупнейшего русского ученого Льва
Николаевича Гумилева спросили о причинах теперешних наших бед, он ответил:
«Если коротко, то в преклонении перед Западом. Нельзя очертя голову
перенимать чужие идеи и чужой опыт. Тем более стране столь оригинальной и
хотя бы уже в силу этого не готовой к восприятию пусть очень хорошего, но
для нее, быть может, неподходящего учения. Смотреть на Россию как на пробел
в человеческой истории, культуре и нравственности – полнейший идиотизм»[9].
Беспристрастное признание фактов и ошибок – это уже начало мудрости. И почти
физически ощущается, что сейчас в стране происходит сдвиг сознания в поиске
каких–то новых форм жизни. Елена Ивановна Рерих писала о том, что Россия
покажет всему миру путь в будущее. И дело не только в том, что почти вся
история России – это череда преодолений и жертв, которые выковали особую
жизнестойкость русского народа, но и в том, что именно в России были
совершены две революции – духовная и социальная. При всех своих издержках и
просчетах – социально-культурный, общественно- политический и экономический
опыт советского периода – бесценное достояние человечества, героическая
попытка поиска новых путей для развития цивилизации. Только сейчас приходит
осознание главного в Октябрьской революции: «В безмерных страданиях и
лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания
истины за всех и для всех…»[10].
Это слова Е.И.Рерих. Она свято верила в то, что Россия найдет правильный
путь, и не только для себя, но и для всего мира. Радует, что подходы к этому
правильному пути, уже намечаются в нашей стране.
В «Литературной газете» от 15 - 21 марта
2006 года под названием «Исцеление Культурой» было напечатано Напутствие
Президенту Российской Федерации В.В.Путину в работе над очередным Посланием
Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года. В этом «Напутствии»,
подписанном Иосифом Кобзоном, Председателем Комитета Государственной Думы по
культуре, и Юрием Агешиным, координатором общественного экспертного отдела
при Комитете по культуре, говорится, что «признавая и уважая все усилия
Президента и правительства улучшить благосостояние народа, укрепить
законность и правопорядок, вернуть России экономическую мощь и социальную
стабильность, надо признать, что общество продолжает тяжело болеть. А
главное средство исцеления и духовно-нравственного оздоровления – наша
Великая Отечественная Культура - используется формально, неэффективно и явно
недостаточно». На преодоление последствий бескультурья – борьбу с
наркоманией, пьянством преступностью и терроризмом страна тратит средств
десятки и сотни раз больше, чем на культуру и воспитание молодежи в
традициях культуры.
«Культура сегодня, - говорится в этом
«Напутствии», - решающая точка опоры России, главный, если не единственный
ее спасательный круг, животворное начало возрождения страны, в том числе ее
экономической мощи, державного величия. Сегодня крайне важно проявить
политическую волю и положить реальное начало довольно длительному процессу
вознесения культуры на пьедестал высшей ценности. Ведь именно культура, по
нашему глубокому убеждению, должна сыграть решающую роль в сплочении
гражданского общества. <…> Сердцевиной первоочередных мер по возрождению
нашей отечественной культуры, развертыванию ее созидательного потенциала
могла бы стать федеральная целевая программа «К миру через культуру». <…> Ее
основные направления сформулированы в Рекомендациях Парламентских слушаний
по теме «Культура против терроризма», проведенных в Государственной Думе
Комитетом по культуре. <…>
Конечно, над этой программой предстоит
работать и работать. Такого масштаба, такого класса задач не только наша
страна, человечество еще не решало. Именно Россия в наибольшей степени
готова приступить к ее решению».
Со времени этой публикации прошло три года.
Слово «Культура» ни тогдашним президентом, ни нынешним пока еще не
произнесено. В чем причина того, что этот голос в защиту культуры не
услышан? Еще Конфуций говорил, что каждый народ достоин своего
правительства. Руководитель любого коллектива, а тем более правитель страны
– это фокус, на который устремлены духовные энергии каждого члена общества.
Президент, к которому сходятся все магнитные токи миллионов представителей
страны, является выразителем тех тенденций, которые преобладают в обществе.
Если бы это было не так, его бы не было на этом месте. И если он слышит
вопль «Хлеба и зрелищ», а не голос «Защитим Культуру», виноват не он, а
общество. Тем более – Культуру невозможно насильно внедрить или насадить
правительственным указом. Призыв о культуре каждый человек может, прежде
всего, обратить на себя. Рерих, начиная движение «Мир через Культуру»,
создавал общественные культурные организации и считал их «рассадником»
созидательных энергий. И он считал, что прежде, чем начать призывать к
культуре других, надо самим становиться культурными. Идеал культурного
работника показан Н.К.Рерихом в триптихе «Мадонна Орифламма». Этот триптих
вообще говорит об очень многом. У Мадонны, находящейся в центре, в руках –
Знамя Мира, Знамя Культуры. Это призыв к женщинам всего мира, как
обладательницам более развитого, в силу исторических причин, сердца, поднять
это Знамя. Женщина рождает ребенка и является его первой воспитательницей.
Она, и никто другой, закладывает в душу ребенка духовные основы. И
ответственность за то, каким вырастет человек из этого ребенка, ложится,
прежде всего, на ее плечи. Рядом с мадонной – Франциск Ассизский и Сергий
Радонежский, представители разных народов, разных культур. Франциск известен
как великий реформатор римско-католической церкви. Он жил во время, когда
правящие круги Италии и церковь погрязли в богатстве и роскоши, народ
бедствовал. Между народом, церковью и враждующими между собой правителями не
было никакой связи. Страна распадалась. Франциск, богатейший человек своего
времени, отказался от всего и всю оставшуюся жизнь проходил босиком и в
рваном рубище. Он проповедовал Бедность, сам став нищим, и этим показал, что
для служения Богу – не нужно богатство. Он называл своим Братом и маленькую
Птичку, и злого Волка, говоря этим, что и между самыми разными людьми
возможно согласие. В фильме известного итальянского режиссера Франко
Дзефирелли «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) мы видели, как Папа услышал
Франциска, встал со своего трона и начал спускаться к нему еще до того, как
Франциск произнес хотя бы одно слово своей просьбы. Он говорил всем
известные слова Нагорной проповеди, которые Папа слышал каждый день. Но у
него были - огонь сердца и несломимая вера в то, что он делал. Вот это и
услышал Папа. Рерих изобразил Франциска на триптихе, посвященном Пакту и
Знамени Мира, потому, что пример жизни – самый наглядный пример и лучшая
проповедь. Сергий Радонежский известен как собиратель и строитель Земли
Русской. Строитель не только в духовном, переносном смысле, но и в
буквальном. В трудное для страны время он взял в руки топор и стал строить
монастыри, - очаги просвещения. И работал, как говорится в летописях, - «как
раб купленный». На картине «Сергий строитель» (1924) русский народ, русский
«медведь» - ленивый, неповоротливый, медлительный – только смотрит, как
работает Сергий. Он учится. Но есть и другая картина Н.К.Рериха
«Сотрудники», где он уже подставил свое плечо и помогает нести бревно
Сергию. И сейчас нашему народу предстоит наконец-то взять и понести это
бревно, всем вместе.
Президент Дмитрий Медведев, говоря об
антикризисных мероприятиях, проводимых правительством России, обратился к
народу с просьбой – всем мыслить в одном направлении с
правительством, мыслить об улучшении жизни. Мысленное сотрудничество – это
то, чего всем нам не хватает. Это тоже культура.
В № 14 «Литературной газеты» за 2009 год
напечатано интервью с Александром Сергеевичем Дзасоховым, политиком,
дипломатом, возглавляющим сейчас Совет Федерации по культуре. На вопрос –
что государство должно делать для культуры или что оно хотя бы может
сделать? - он ответил: «Мы сейчас должны завершить работу над базовым
законом о культуре, вплотную заняться законом о творческих союзах. Но нельзя
все сводить к холодному и спокойному законотворчеству. Политик должен не
менторским тоном что-то внушать деятелям культуры, а с их помощью
проникнуться чувствами огромного числа людей. <...> Нас призывают защитить
нравственность и духовность, сберечь классические традиции, народную
культуру. В этом смысле сенаторы должны подставить плечо представителям
творческой интеллигенции, и я рад, что мы находим с ними общий язык»[11].
В этом же номере «Литературной газеты»,
который целиком посвящен 200-летию Н.В.Гоголя, напечатана анкета, на вопросы
которой отвечали известные актеры, режиссеры, политики, писатели,
тележурналисты. На вопрос «Какое произведение Гоголя представляется вам
наиболее актуальным сегодня?» - большинство из них, почти все, ответили, что
это «Тарас Бульба», потому, что в этом произведении говорится о
товариществе, о силе духа, вере и любви к Родине.
Е.И.Рерих, великий пророк современности,
утверждала, что возрождение и расцвет начнутся там, где будет принято и
поднято Знамя Мира, Знамя Культуры. Мы еще не осознаем до конца всю глубину
этих ее слов. Путь в будущее через Культуру указан Иерархией Света, и
осознанно поднятое Знамя означает принятие руководства Иерархии Света и
готовность следовать по указанному пути. Постепенно придет и осознание, что
три круга на Знамени это еще и три мира – физический, астральный и огненный.
Незримое присутствует в нашей жизни каждую минуту, каждое мгновение.
Иерархия Света всегда с нами, она никогда не уходила из нашей жизни. И
Великие Учителя человечества все видят, и вместе с нами трудятся, и
открывают врата. В Новый Мир – через Культуру.
А.П. Комлева, г. Новокузнецк
Примечания:
[1]
Рерих Н.К. Знамя Мира // Н.К. Рерих. Листы дневника. Т.2. – М., 1995. С.
206.
[3]
Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. – Рига, 1992. С. 71.
[4]
Рерих Н.К. Конец войны // Н.К. Рерих. Листы дневника. Т.3. – М.,1996. С.
308.
[5] Рерих Н.К. Армагеддон Культуры // Н.К.
Рерих. Листы дневника. Т.3. – М., 1996. С. 315.
[6]
Рерих Е.И. Письма. Т.
VIII
(1948-1950). – М., 2008. С.143.
[7]
Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М., 1994. С. 109.
[8]
Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. С. 169.
[9]
Подмосковье (газета). - 1996. - 6 июля
[10] Рерих Е.И. Письма. Т.
I. – Рига, 1940. С. 99.
[11] Политика для человека // Литературная
газета. – 2009. - 1-7 апреля (№14). С. 3.
|