Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» №2 (70) от 22 мая
2009 года
Н.К. Рерих не был дизайнером
однодолларовой купюры
Открытое письмо в газету
«Комсомольская правда»
В марте 2009 года в газете «Комсомольская
правда» вышел цикл статей [1] Е.Черных об американском долларе и о причинах
мирового кризиса. Автор утверждает, что “Тайные символы на американском
долларе нарисовал наш художник-мистик Николай Рерих”. Значительная доля
всех трех статьей посвящена этой странной гипотезе. Однако никаких
достоверных доказательств Е.Черных так и не приводит. Более того, в статье
полно очевидных ошибок в датах и событиях, которые делают несостоятельными
его обвинения в адрес Николая Рериха.
Например: “Мы уже писали про тайну
однодолларовой купюры 1928 года, которую оформлял русский художник Николай
Рерих по заданию будущего вице-президента США Уоллеса. <…> Слева на
однодолларовой купюре Рерих поместил большую печать США”.
Изменения в дизайне однодолларовой купюры, о
которых написано в «Комсомольской правде», произошли в 1935 году, а не в
1928, как утверждает Евгений Черных. К тому же в 1928 году Н.К. Рерих еще не
вернулся из Центрально-Азиатской экспедиции, начавшейся в 1923 году. И не
был знаком с Г.Уоллесом, который в то время был всего лишь редактором
сельскохозяйственного журнала «Wallace's Farmer» [2].
Основное изменение на однодолларовой купюре
1935 года – появление изображения двух сторон [3] государственной Большой
печати США [4]. Эта печать в ее нынешнем виде была утверждена в 1782 году,
вскоре после основания Соединенных Штатов Америки [5]. На официальном сайте
Министерства финансов США написано: “Око и пирамида, изображенные на
обратной стороне однодолларовой купюры, взяты с Большой государственной
печати Соединенных Штатов. Большая печать впервые была использована на
обратной стороне однодолларовой банкноты Федеральной резервной системы в
1935” [6].
Я отправил запрос в Бюро по выпуску денежных
знаков и ценных бумаг при Министерстве финансов США и 20 марта получил
ответ: “Мы не смогли найти ничего в наших записях, подтверждающее, что
Николай Рерих когда-либо работал у нас или выполнял для нас работу”. Далее
представители Бюро сообщают: “В серии 1935 года дизайн обратной стороны для
Серебряного сертификата был изменен, чтобы добавить Большую печать
Соединенных Штатов. Эдвард М. Уикс, супервизор Гравировального отдела Бюро,
был дизайнером. Этот дизайн был также использован для обратной стороны
банкнот Федеральной резервной системы” [7].
В июле 1935 года президент США Ф.Рузвельт
получил первый предварительный вариант новой купюры из Бюро по выпуску
денежных знаков и ценных бумаг. Н.К. Рерих, который еще с апреля 1934 года
находился в Маньчжурской экспедиции далеко от Америки, никак не мог бы
сделать оформление этой долларовой купюры. К тому же в его письмах нет
никаких упоминаний о дизайне долларовой банкноты.
Кто же на самом деле был инициатором нового
дизайна однодолларовой банкноты? В документе “Commemorating the Seal”
[8] на сайте Госдепартамента написано: “Правительство США решило разместить
Большую печать на долларовой купюре” [9]. В книге «Тайные символы долларовой
купюры» Дэвида Овэсона [10] уточняется: “В 1935 Франклин Д. Рузвельт
распорядился сделать новый дизайн долларовой купюры. Он указал, чтобы этот
новый дизайн был основан на символике Большой печати Америки” [11]. В 1976
году Госдепартамент США выпустил книгу [12] об истории Большой печати. Там
опубликованы письма Г.А.Уоллеса, министра сельского хозяйства США в 30-х
годах, написанные им в 1951-м и 1955-м годах. Генри Уоллес вспоминает, что
идея использовать изображение Большой печати пришла к нему во время
прочтения брошюры об истории создания Большой печати. С идеей добавить ее на
монеты он обратился к Рузвельту, а президент, одобрив это предложение,
настоял на использовании этой символики на однодолларовой купюре вместо
монет. Соответствующее поручение было отправлено Рузвельтом в Бюро по
выпуску денежных знаков и ценных бумаг.
Дальше Е.Черных пишет: “Самую главную
тайну Рерих зашифровал в центре купюры. Поверху идет броская надпись:
«Соединенные Штаты Америки». Чуть ниже благочестивая на первый взгляд фраза
на латыни: «In God We Trust»
(«Мы верим в Бога»). В какого?”.
Надпись «Соединенные Штаты Америки» уже существовала в предыдущих дизайнах
однодолларовой купюры. Фразы «In God We Trust» вообще не было в дизайне 1935
года. Впервые этот текст появился в 1957 г. на Серебряном сертификате и в
1963 г. на бумажных долларовых купюрах [13], после утверждения Конгрессом
этой фразы официальным девизом Соединенных Штатов в 1956 году. К тому же эта
фраза не на латыни, а на английском языке.
Таким образом, со всей уверенностью можно
сказать, что Н.К. Рерих не имеет никакого отношения к дизайну долларовой
купюры. А также по многочисленным и неопровержимым фактам и документам нам
известно, кто был инициатором изменения банкноты – Г.Уоллес и Ф.Рузвельт, и
кто был ее дизайнером – Эдвард М. Уикс.
Есть еще этическая сторона этого вопроса. На
протяжении нескольких выпусков известной газеты упорно проводилась линия –
Рерих, доллар, экономический кризис. Кому потребовалось бросить тень на имя
всемирно известного художника и гуманиста – Н.К. Рериха? Всем известно
отношение Николая Константиновича к деньгам как вынужденной необходимости
современного мира, не более. “Вы правильно ужасаетесь тому, что «доллар –
король». Даже не король, а свирепый тиран-поработитель”, – пишет Рерих [14].
Не должен ли журналист опираться на четкие
факты вместо домыслов и ничем не подтвержденных слухов? Тем более, когда
речь идет о всемирно известном деятеле культуры. Не должен ли исследователь
изучить все факты, первоисточники и тщательно все перепроверить, прежде чем
написать что-то негативное? Ведь даже неумышленная ложь нанесет непоправимый
вред, будучи растиражированной в миллионах экземпляров. Если вашей газете
дорога истина, прошу опубликовать официальное опровержение.
Дополнение от 17
апреля:
Письмо было
отправлено в газету "Комсомольская правда". За три недели ответа или
опровержения так и не последовало.
Игорь Кокарев, г.
Киров.
Статья опубликована
на сайте Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
Примечания:
1) Газета «Комсомольская
правда», г. Москва, № 32 (5.03.2009), № 36 (12.03.2009), № 40 (19.03.2009).
2)]
http://senate.gov/artandhistory/art/artifact/Sculpture_22_00033.htm
3) В отличие от большинства
других, Большая печать США двухсторонняя.
4) The
Great Seal of the United States.
5) Документ об истории
Большой печати с официального сайта Госдепартамента США:
http://www.state.gov/documents/organization/27807.pdf
6)
http://www.treas.gov/education/faq/currency/portraits.shtml#q3
7) “We
can find nothing in our files to indicate that Nicholas Roerich was ever
employed by, or did work for, the BEP <…> With the series 1935, the back
design for Silver Certificates were changed to incorporate the Great Seal of
the United States. Edward M. Weeks, supervisor of the BEP Engraving
Division, was the designer. This design was also used for the backs of
Federal Reserve Notes.”
8)
http://diplomacy.state.gov/documents/organization/101217.pdf
9) “The
U.S. government decided to place the Great Seal on the dollar bill”
10)
David Ovason. «The Secret Symbols of the Dollar Bill», 2003, Page 13.
11) “In
1935, Franklin D. Roosevelt ordered that a new dollar bill should be
designed. He requested that this new design should be based on a symbolism
of the Great Seal of America.”
12)
Richard S. Patterson and Richardson Dougall. The Eagle and the Shield: A
History of the Great Seal of the United States. 1976.
13)
http://www.usmint.gov/about_the_mint/fun_facts/index.cfm?flash=no&action=fun_facts5
14) Н.К. Рерих.
Продвижение. Листы дневника. Т. 3. М., МЦР, 2002 . С. 325.
|