Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» №2 (70) от 22 мая
2009 года
Сергий
Радонежский в сердцах россиян
К 695-летию со
дня рождения Сергия Радонежского
«Отче Сергий, Дивный,
С Тобою идем,
С тобою победим!»
Наталья Яровская
Много сердец зажег Заступник Земли Русской
Сергий Радонежский, и многие сердца несут Ему свет благодарности, восхищения
и любви. По-разному народ выражает свои чувства: кто-то пишет стихи и песни,
кто-то – картины. Также много прекрасных страниц написано о нем. Немало и
устных преданий хранится в памяти народной, немало и пророчеств, связанных с
этим Светоносцем. Мы отобрали часть этих жемчужин, чтобы напомнить себе о
том Сокровенном и Неисчерпаемом Сокровище, которым владеем
В предисловии к книге «Знамя Преподобного
Сергия Радонежского» читаем: «Знали люди русские, что там, где ведут их
Заветы и Знамя Преподобного, там и события отмечены будут победою – так оно
и было. Но когда в сердце их затуманился Лик Владыки Пресветлого, события
грозные обрушились на Землю Русскую – горькую чашу испил русский народ! Люди
Земли Русской! Обратимся же снова к Его светлым и суровым Заветам, сплотим
сердца наши вокруг Преславного Водителя и Заступника нашего, подымем Знамя
Видения Его дивного и, восхитившись духом, устремимся к новому строительству
Страны Светлой! Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим».
Писатель Валентин Распутин:
«Без Сергия Радонежского русская душа не
полна. <…> При всем множестве любимых и почитаемых в нашем народе святых
Сергиева святость несколько особого сложения – сложенная из русского
представления о своем идеале. <…> К Сергию народ не мог охладеть, это
значило бы отказаться от себя. В самые тяжкие для общей нашей судьбы
моменты, в русском сердце слышались Его участливые слова: «Не скорби, чадо».
Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, вызываются не итогом
чего-то, а предвестием, в том числе, необходимостью спасительных переходов
через духовное бездорожье всех времен <…>, через предстоящие потоки лжи и
грязи на противоположный берег, где, установясь на твердую почву, русский
человек сможет опять обрести себя в праведных трудах».
Дмитрий Орехов: «Он начал широко почитаться за свою святость,
прозорливость и дар чудотворения еще при жизни. Сергий был, в буквальном
смысле, учителем огромной страны, ведь его ученики основали 40 монастырей
(затем эти 40 произвели от себя еще столько же). Только представьте: 40
игуменов регулярно приезжали к нему за советом и благословением. А ведь его
слушались и князья, начиная с самого Дмитрия Донского, одно только слово
скромного инока – не епископа, не митрополита – могло перевернуть горы.
Заслуги Сергия огромны, святость не подвластна разумению».
Художник М.В. Нестеров
в конце XIX века написал серию картин, посвященных Сергию Радонежскому.
Наиболее известен из них триптих «Труды Преподобного Сергия». Художник в
равной мере приравнял труд
физический
и труд духовный. И то, и другое было в неразрывной связи в жизни Сергия, и
одно вытекало из другого. Приближенный в правой части триптиха к зрителю
Преподобный Сергий, кажется, выдвинулся из пространства полотна и вышел в
народ, чтобы помочь ему и ободрить.
Павел Флоренский: «От Преподобного Сергия многообразные струи
культурной влаги текут, как из нового центра объединения, напаивая собой
русский народ и получая в нем своеобразное воплощение. Вглядываясь в русскую
историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая
не приводила к этому первоузлу: нравственная идея, государственность,
живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти
линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице Его русский народ
сознал себя; свое культурно–историческое место, свою культурную задачу, и
тогда только, сознав себя, - получил историческое право на
самостоятельность».
Виктор Васнецов в 1895 году написал картину «Преподобный Сергий Радонежский». Художник
изобразил известный эпизод из жизни Преподобного, связанный с возникновением
источника. Внизу старославянской вязью воспроизведен фрагмент текста
Епифания Премудрого «Слово похвальное Преподобному Отцу нашему Сергию». В
переводе на современный русский язык это звучит так: «Этот Преподобный Отец
наш воссиял в стране Русской, и как светило светлое воссиял посреди тьмы и
мрака, и как цветок прекрасный среди терниев и колючек».
Академик Д.С. Лихачев:
«Великий князь Дмитрий Иванович Московский перед выступлением в поход на
хана Мамая приехал к Сергию в обитель и просил благословения. Это
благословение необходимо было, чтобы огромная московская рать, большую часть
которой составляли крестьяне, почувствовала святость предстоящей войны. Если
права легенда о том, что Сергий дал ратниками Дмитрию, вопреки запретам
монашества, двух схимников – Пересвета и Ослябю, то тем самым Сергий с
особенной убежденностью показал, что сражение в войсках Дмитрия – святое
дело».
Е.И. Рерих:
«…Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает
иначе, тот слеп и глух. Кто-то настаивает, что Преподобный Сергий был
истинным церковником, ибо Он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые
уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во
внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на
его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие
нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь
Государства. Из истории Вы знаете, в каком хаотическом состоянии находился
дух народа в тяжкие времена монг[ольского] ига и разнузданных нравов
враждующих между собой князей. Нужна была суровая школа и узда; и средства к
тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были
символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого
состояния».
«Могут спросить – почему же Сергий не
последовал за князем на битву? Неужели он не мог покинуть монастырь? Неужели
он считал такую битву недостаточно значительной? Неужели он не желал
руководить князем во время битвы? Конечно, иные соображения остановили
Преподобного в монастыре. Если битва была решающей, то и духовное
руководство должно быть чрезвычайным. Лишь на месте, у Престола Огненного,
Сергий умножал свою силу. В такую минуту требовалась соединенная мощь Света,
и Преподобный сердцем сослужил с Силами невидимыми. Так воин Сергий избрал
дозорную башню, чтобы нести несменную стражу. Не могут силы возрастать в
смятении битвы, но луч Света идет за волнами из Обители Огненной. Так нужно
понимать мудро распределение сил. Может быть, не сам Сергий остановил себя в
монастыре. Может быть, он очень стремился с князем. Может быть, сослужитель
Огненный шепнул ему: «Останься здесь, где уже создан Престол Огненный». Не
пребывал ли он все время битвы в непрестанном бдении, в духовном подъеме и
прозрении всего хода битвы? Может быть, он направлял Легионы Небесные на
осуществление Новой Зари?»
Писатель Борис Зайцев: «Он по природе вовсе не был политиком – ни по церковной, ни по
государственной части. Но фатально - вся жизнь и его, и Лавры переплетена с
судьбой России того времени. Во всех страданиях и радостях ее – и он
участник. Не имея власти даже и церковной, неизменно словом, обликом,
молитвой он поддерживает Русь, государство. Это получается свободно: Сергий
– человек эпохи, выразитель времени. <…> Из тьмы времен, из отжившего языка
летописей иногда доносились слова его – может быть, и неточные. Мы хотели бы
услышать и голос его. Это заказано, как не дано нам проникнуть в свет,
легкость, огонь его духа. Но из всего – и отрывочного, и случайного,
неточного – чистотой, простотой, ароматнейшей стружкой веет от Преподобного.
Сергий – благороднейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое
спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ
русского святого. Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. В нем
есть смолистость Севера России, чистый, крепкий и здоровый ее тип. <…>
Всматриваясь в его образ, чувствуешь: да, велика Россия. Да, святая сила ей
дана. Да, рядом с силой, истиной мы можем жить. В тяжелые времена крови,
насилия, свирепости, предательств, подлости - неземной облик Сергия утоляет
и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит.
Но он учит именно всем обликом своим: одним – он утешение и освежение,
другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте,
мужественности, труду, благоговению и вере».
Писатель Николай Борисов:
«Жизненный путь «великого старца» выглядит парадоксальным. Он бежал от
общества людей – а в результате стал его духовным предводителем; он никогда
не брал в руки меча – но одно его слово на весах победы стоило сотен
мечей».
Историк, академик В.О. Ключевский:
«Став настоятелем обители, <…> он принимал искавших у него пострижения, не
спускал глаз с каждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого
искуса, указывал дело всякому по силам… <…> Главными житейскими науками были
уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и
привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. <…> Духовное
влияние Преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его
имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным
нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. <…> При
имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение,
сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что
политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе
нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады
Преподобного Сергия, <…> положенные в живую душу народа…»
Л.В. Шапошникова:
«Значение его личности до сих пор не оценено в должной мере ни с точки
зрения культурно-духовной, ни исторически–эволюционной. На то были свои, не
всегда праведные причины. Но, как бы то ни было, на вопрос: могла бы без
Сергия состояться в пространстве России Духовная революция, – однозначно
можно ответить: нет. Его широчайшая духовно-культурная деятельность, его
учение, поощрение им странничества и, наконец, содействие уникальному
явлению старчества, уходящего своими духовными корнями в славянскую
древность, - все это закладывало в будущую Духовную революцию России ту
энергетику, на которой эта революция возросла и сформировалась. В Сергии
существовало то абсолютное героическое начало, которое свойственно лишь
великим духовным водителям и Учителям».
Н.К. Рерих:
«Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Преподобного. Это
великое познание, редко сходящая благодать навсегда соединила Имя
Преподобного с представлением о всезнании. «Преподобный знает», - так
запомнил народ. «Преподобный знает, когда спасти». «Преподобный знает, когда
явиться». «Преподобный знает, когда помочь», «Преподобный знает, чье сердце
доступно благодати». «Преподобный знает, где нет неверия и предательства»,
«Преподобный знает, где искренний дар». Во всех встречах о имени
Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о
мудрости Подвига Его. В этом схождении на понятии знания, культуры мы найдем
спасение общее. Чем же иначе заменим мы разрушительное отрицание, неверие,
легкомыслие, предательство вольное и невольное! В сознании прекрасной
благодати только и мыслимо схождение. Человечество устало от разрушений и
смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя
Водителя, с которым неразрывно связаны знание и строительство, сострадание и
неутомимая твердость. Да поможет нам Преподобный стать посильными
пособниками Ему в его неутомимых трудах, и зримых и незримых, и сказанных и
несказанных! Несказанных во всей своей невыразимости условным языком
человеческим, но, по счастью, кроме языка словесного, человечеству дан и
язык сердца. В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдемся мы и, забыв
темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к Свету. Свет один, так же как
и тьма одна, и при внесении Света тьма рассеивается. Да поможет нам
Преподобный приобщиться к великому единому Свету».
Е.И. Рерих: «Истинный вождь есть воплощение Указа Высшего. В таком вожде, как в фокусе,
сходятся Веления Света и чаянья народа. Такой вождь идет, осененный Знанием
Высшим, и милосердие и строительство – доспехи его. Таким Вождем был
Преподобный Сергий, вдохнув героический дух в народ, Он устремил его в
будущее. Таким Вождем остается Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих
Духов с делом и подвигом их жизни. Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он,
невидимо Видимый, на ступеньках великой Лестницы Иерархии Света, готовый в
указанный час устремить легионы Светлых Сил, готовый благословить народ свой
и Вождя его земного на новый подвиг».
Борис Абрамов
Наш жизненный путь - тернистый,
Бегут чередой года,
Но мудрый, простой и чистый
Твой Образ храним всегда.
Когда от труда, заботы
Почувствуем боль в плечах.
Мы вспомним, как Сам работал
И Храм возводил в лесах.
Когда ужаснемся дикой
И злобной душе людей –
Мы вспомним, как Сам Великий
Был Другом лесных зверей.
Когда устанем от битвы,
Сомненьем полны, тоской,
Мы вспомним, как Сам с молитвой
Людей посылал на бой.
Как луч, как маяк ведущий
Нам Имя Твое в Пути,
И встретим Тебя, Зовущий,
У Врат, что должны найти.
Е.И. Рерих:
«Сергий Духотворец! Сергий - живая связь с Миром Высшим! Если пламенный
Облик его общечеловечен, то дело, сложенное им, есть дело строения
Государства Русского. На всех поворотных пунктах истории, при всех
потрясениях, обрушившихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и
твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил
духовных.
Мы видели, как на протяжении столетий мощь
Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую. Через
многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее
очищению и возвеличению – так было. Так будет. Сильна Россия мощью
Светоносного Вождя и Хранителя своего! Кто может сказать, что Мощь Его,
неотступно стоящая на дозоре, не ждет срока, записанного в Скрижалях
Небесных?
Уже неизреченные касания Его достигают многих
сердец, и трепещут они в радостном предчувствии Новой Зари. Вновь, как в
грозное время очищения Московского Государства от разбойников, повсюду
встают видения Преподобного. Разнообразны они: вот Он в Вихре Огненном, вот
Один в сиянии серебряном, с поднятой чашей; вот в сопровождении двух
сподвижников, низко опущены схимы на лики их; вот стан, во мгле серебристой,
не видать конца края его, и стяг Преподобного реет высоко над ним; вот благовесть несется незримая, толпы народа спешат, праздничны одежды; вот
слышен призыв Его пламенный, звучит в нем радость победы великой, радость
грядущему мощному строительству!
Пробьет час, Свыше предуказанный, и народ
Земли Русской в порыве любви пламенной к родине своей, в подвиге духа,
подымется под стягом Преподобного против безбожных за Святыню отечества, за
достоинство свое, за благо народов!
Отче Сергие, Дивный, с Тобою идем. С Тобою
ПОБЕДИМ!
Н.К. Рерих:
«Как бы не болело сердце русское, где бы не искало оно решения правды, но
имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое
опирается душа народа».
В.С. Манжелевская, г. Новокузнецк
Литература:
1. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. –
Новосибирск, 1991.
2. Рерих Е.И. Письма. Т.
IV
(1936). – М., 2002.
3. Маточкин Е.П. Святые русской земли. –
Самара, 2007.
4. Маточкин Е.П. Образ Преподобного Сергия
Радонежского в русском искусстве. – Самара, 2006.
5. Шапошникова Л.В. Град Светлый. – М., 1998.
6. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский
// Б.К. Зайцев. Осенний свет. – М., 1990. С. 474 - 520.
7. Наука и религия. – 1992. - № 1. С. 10.
8.Флоренский П. Троице–Сергиева Лавра и
Россия // П. Флоренский. Сочинения. Т. 2. – М., 1996. С. 352-369.
|