Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» №
4 (72) от 11
ноября
2009 года
Матерь Агни Йоги в жизни Б.Н.
Абрамова
12 февраля исполнилось 130 лет со дня
рождения Елены Ивановны Рерих, выдающегося философа, писателя, общественного
деятеля, и весь 2009 год проходит под знаком этой знаменательной даты.
Самоотверженная жизнь Елены Ивановны вся, без
остатка, была посвящена одной цели – Служению Высшему, Служению Делу
Великого Владыки. «Деятельность Елены Ивановны и ее внутренний смысл должны
стоять примером»[1],
- писал Николай Константинович Рерих в одном из очерков. «Она ведь себя ни в
чем не щадит»[2],
- отмечал он. «Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинной верою,
которая уже делается прямым чувствознанием. <…> Такую неустанно трудовую
жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно
иметь перед собою всей молодежи»[3].
Приведем и слова Учителя о Елене Ивановне из «Граней Агни Йоги»: «В тисках
последышей уходящей расы дух ее тяжко страдал. Но стойко, победно и твердо
шла Она через жизнь, не жалуясь, не сетуя, не обременяя никого, но всем неся
радость и бодрость и яро поддерживая каждую искорку света в сердцах к Ней
обращающихся людей»[4].
Елену Ивановну отличало материнское отношение
к людям, что было для нее естественно и составляло ее внутреннюю суть.
Тысячи нитей соединяли ее огненное сердце с сердцами сотрудников разных
стран. В 1931 году в письме к супругам Гребенщиковым она писала: «Не
ошиблись, назвав меня матерью, ибо, воистину, чувствую себя матерью всех дел
и всех сотрудников наших. Каждый соучастник дорог мне и каждый по-своему
мил!»[5].
«Как Ваша духовная мать, любящая Ваш прекрасный дух, Вашу самоотверженную
готовность принять все на пользу дела, хочу просить Вас проявить необходимое
терпение»[6],
- обращается она к Гаральду Феликсовичу Лукину. «Вы не только имеете право
называть меня матерью, но и я не могу думать о Вас иначе, как о моей дочери»[7],
- пишет она в письме Кэтрин Кэмпбелл и неоднократно подписывает свои письма
к ней словом «Мать».
Елена Ивановна была Матерью и для Бориса
Николаевича Абрамова. В жизни лично они не встречались, общаясь посредством
писем. Ее первые послания Борису Николаевичу датированы 1936 годом,
последние 1955 годом. «В этих письмах представлена вся история восхождения
Бориса Николаевича на реальные и истинные Высоты совершенствования», -
отмечает Людмила Васильевна Шапошникова[8].
Уже в одном из первых писем Елена Ивановна говорит Борису Николаевичу о
своей внутренней связи с ним. «Сердце мое уже давно устремлено к Вам. Не
ответила на первое письмо, ибо очень нездоровилось тогда, но не было дня,
чтобы не вспоминала и не думала о Вас. <…> Несомненно, что нечто большее
связывает меня с Вами, ибо иначе не укрепилось бы это памятование»[9].
А вот строки из письма Бориса Николаевича Елене Ивановне: «Трудное время мне
было со своей родной матерью. Тяжкие следы остались на всю жизнь. И никогда
сознательно, как помню, не называл я ее «мама». Не мог, не хотел, что-то
мешало. И вот Вы единственный человек, кого я в глубинах моего сердца
называю «мама» и вкладываю в это слово всю нежность, всю ласку, всю любовь
сердца, никогда сознательно не обращавшего этого слова, великого слова к
другому человеку. <…> Итак, в тайниках моего сердца я называю Вас «мама», не
знаю, почему я это делаю, не знаю, отчего и как родилось это чувство и
желание это сделать. <…> Знайте, что мы с Нинкой Ваши навсегда и без всяких
условий»[10].
Елена Ивановна стала для Бориса Николаевича Абрамова самым близким и дорогим
человеком в жизни. «Ближе Вас из людей никого не имел, и любимее»[11],
- пишет он ей. И еще: «Если бы Вы только знали, какую особую радость дают
мне Ваши письма. Вы не можете не понимать то могучее чувство, которое живет
в моем сердце и которое с каждым разом разгорается все ярче и ярче, вытесняя
все лишнее, ненужное. Теперь я понял, что такое любовь, понял, что это –
все, что она сильнее всего, что это кратчайший путь, что выше нет ничего и
цель – только через нее и ею. <…> Хочу, чтобы этот огонь сердца смел все
ненужное и мешающее. Хочу этого во имя того, чтобы помогать Вам долго, чтобы
иметь на это право и быть, если это мыслимо, около Вас»[12].
Елена Ивановна принимала любовь Бориса Николаевича как истинная мать.
«…Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим
сердцем, - пишет она, - и явиться Вам Матерью, но земного начала, еще сильно
выраженного во мне. Я опасаюсь Вашего разочарования при нашей встрече! Я
люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне
органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания»[13].
В общении с Еленой Ивановной Рерих в сознании
Бориса Николаевича крепнут мысли о подвиге, а в сердце все сильнее
разгорается любовь к Иерархии Света. Подвиг и любовь к Высшему становятся
фундаментом его внутренней жизни.
Мысли о подвиге зарождались в сознании Бориса
Николаевича еще до встречи с Николаем Константиновичем Рерихом в Харбине. В
одном из писем Е.Г. Зариной, члену Президиума
Теософского общества г. Владивостока, издательнице журнала «Новые мысли,
новые пути», в 1922 году он писал:
«Единственная работа, которой с наслаждением мог бы посвятить всю свою жизнь
– это работа по проведению в жизнь,
в мир новых идей и мыслей, которые уже стали частью моей жизни; и желание
мое помочь другим в этом крепнет с каждым днем»[14].
Со временем эти мысли укреплялись в его сердце и окончательно оформились
после знакомства с Учением Живой Этики и общением с Еленой Ивановной Рерих.
Вот строки из письма к ней 1950 года: «Я писал Вам о ноше непомерной, а
теперь прошу добавить к ней еще одно слово: подвиг. Отныне все, что имею и
внутри и вне себя, отдаю В[еликому] В[ладыке]»[15].
Елена Ивановна Рерих сама шла путем подвига. Огнем своего сердца
она возжигала и сердца готовых к нему сотрудников. «Урусвати
живет приказом — подвиг и мужество»[16],
- говорит Учитель. И еще: «Ты не придаешь много значения твоему подвигу.
Твой подвиг – в твоем вечно дающем сердце для эволюции духа и чистой Матери
Мира»[17].
Подвиг сердца немыслим без любви, любви к
тому, во имя кого он совершается. Елена Ивановна Рерих, которую Владыка
назвал Матерью Агни Йоги, творила свой духовный подвиг во имя будущего
человечества, его космической эволюции. Любовь к человечеству для нее была
неразрывно связана с любовью к Высшему, к Иерархии Света. «Урусвати любит
общение с Нами. Его нельзя приказать, его нельзя вызвать рассудком, только
мощь любви может ввести его в жизнь»[18],
- говорится в книге «Надземное». А вот строки из письма Елены Ивановны к
Абрамову: «Как бы мне хотелось поведать Вам о моей пламенной Любви и
Преданности к Тому, Кто истинно является Держателем нашего существования в
полном смысле этого утверждения. Он Датель всей Радости, всей Красоты
Творчества и Знаний Беспредельных! С Ним все возможно, все Доступно!»[19]
Борис Николаевич Абрамов также творил свой
подвиг, горя огнями сердечной любви к Иерархии Света, важнейшим звеном
которой являлась и почитаемая им Матерь Агни Йоги. «Для меня наш Любимый
(Н.К. Рерих – Е.К.), Матерь и Великий Владыка – вот все мое. У меня
нет других и не будут. Я из однолюбов Иерархии»[20],
- пишет он Елене Ивановне Рерих. Его любовь была далека от эгоизма и
приблизилась к такому проявлению, которое индийский философ Свами Вивеканада
называет Божественной Любовью. Он характеризует ее тремя основными
свойствами. Любовь, которая ничего не просит, она всегда дает. Любовь, не
знающая страха. И Любовь, не имеющая причины. То есть такая любовь, которая
никогда не может быть логически объяснена. «Никто не знает, почему он любит,
- говорит Вивекананда, - ибо любовь нельзя объяснить»[21].
В одном из писем Елене Ивановне Борис Николаевич приводит следующие Слова
Владыки: «Матерь тоже пребывает в состоянии напряженности. И если тебе не
легко, то каково же ей? Помоги! Луч твоей любви – пища ее сердцу. Любовью не
избалована. Интеллектуалисты, которых много, чудо любви не несут. Потому
люби Матерь сокровеннейшей силой чувства огненного. И не слова вложены в
твои письма, но нити любви серебряные, сердце Ее питающие»[22].
И еще: «Ояви любовь, ничего не требующую и лишь дарящую. Потуши себя. А ее
можешь поднять еще выше в сердце своем. И чем выше поднимешь, тем ближе ко
Мне подойдешь»[23].
Елена Ивановна писала ему в ответ: «Родной мой Борис, мой Бхакти-Йог, письма
Ваши – мне радость. Чую прекрасную душу Вашу и радуюсь приобщению к красоте
Йоги Сердца. Восторги этой Йоги ни с чем не сравнимы, и творческие порывы и
созидание миров рождаются только восторгами и слияниями любви, ничем не
омраченной, очищенной от всякого земного дыма и перегара. Родной, слушай
Слова Посылаемые и не допускай и тени сомнения. Великий Владыка ближе
близкого и Единый и Сокровенный Источник Вечной Любви и Красоты Необразимой.
Радуйтесь, радуйтесь»[24].
Елена Ивановна не оставляет надежды увидеть
воочию Бориса Николаевича и поработать вместе с ним над ее сокровенными
записями. Лучшего помощника она себе не представляла. Но этой надежде не
суждено было сбыться. Самой же ей оставался малый срок в этом мире. И она
делится с Борисом Николаевичем своими соображениями по этому поводу. Он
воспринимает это болезненно. «Не могу даже помыслить, что моей единственной
и любимой, которая для меня одна, не будет. Не будет единственного человека
в моей жизни, любовь моя к которому не знает предела и больше которого в
сердце лишь Владыка. Без Вас я жить не могу и не хочу. И если бы зависело от
меня уйти вместе с Вами, то с радостью согласился бы, не задумываясь ни
секунды. Но увы: знаю, что именно потому, что жизнь свою ценю меньше
возможности не расставаться с Вами и быть вместе где бы ни было, то именно
поэтому-то и придется расстаться и остаться одному без Вас, чтобы закончить
Ваше дело»[25].
Борис Николаевич Абрамов сдержал свое слово.
После ухода Елены Ивановны, он до конца своих дней шел по Ее стопам,
продолжая Ее дело. «Сын Мой, пойдешь по стопам Матери Агни Йоги, - говорит
Владыка в «Гранях Агни Йоги». - Открыл Беспредельность тебе. Это и будет
задачей твоей – раскрыть Беспредельность для мира»[26].
Через некоторое время после ухода Матери Агни Йоги связь с ней
восстанавливается, а также и с Гуру. Борис Николаевич начинает получать
«знаки привета»[27]
от них. «Когда всем сознанием и сердцем обращаетесь мыслью ко мне, я с вами,
и близко, и яро стремлюсь вас мыслью своею насытить, - говорит Матерь Агни
Йоги Борису Николаевичу. – Поймите, родные, раздельности нет, отдельности
нет, и нет расстояний, и нету для огненной мысли преград материального мира.
<…> Сердцем и в мыслях я с вами. По-прежнему в сердце моем все вы, любимые
мною»[28].
Когда Борис Николаевич записывал эти строки, он уже находился на высокой
духовной ступени Архата. А это значит быть не просто учеником, а
учеником-сотрудником, что предполагает взятие на себя части нелегкой ноши
своих Ведущих и рост ответственности не только за свои внешние действия, но
и малейшие внутренние побуждения и мысли, сила которых возрастает
многократно. «Имеется возможность писать. Имеется возможность по Лестнице
Иерархии входить в Общение с Гуру, Матерью Агни Йоги, Владыкой и Матерью
Мира, а, быть может, и выше, - говорит Учитель в «Гранях Агни Йоги», -
возможность постоянная, открытая всегда, когда созвучность сознания
дозволяет»
[29].
И слова Матери Агни Йоги: «Лучи Великого Сердца посылаются всем, но есть
Лучи лично присвоенные. О них идет речь. Кто-то уже получает часть того, что
мне посылалось, не ты ли, сын мой, за верность великому Делу Владыки? <…>
Примите от Матери дальний привет»[30].
Любовь к Матери Агни Йоги после ее ухода не
остывает в сердце Бориса Николаевича, а разгорается еще сильнее. На каждое
сердечное обращение к Ней, он неизменно получает ответ. «Мое сердце открыто
к тебе постоянно. Потому и скорый ответ»[31],
- говорит Она. И еще: «Прими же, любимый, ответ от Матери Агни Йоги далекий
и чувствуй, что близка она, что близости этой никто и ничто не сможет отнять
у тебя, кроме тебя самого»[32].
Еще при жизни Елены Ивановны Владыка Говорил Борису Николаевичу: «В тебе
найдет утверждение величия и значимости своей как Матери А[гни] Й[оги]. <…>
Ты для Нее ставший символом, утверждающим Ее не такой, какая она в глазах
своих, но в понимании Моем в высшем пл[анетном] значении»[33].
После Ее ухода в сердце Бориса Николаевича неустанно звучит молитва к своей
Ведущей: «Матерь Огненной Йоги, прими желание мое, прими устремление мое,
прими сердца огни на Служение Свету!»[34]
На что Она ему отвечает: «Сын Мой, дары твои принимаю для претворения их в
энергии духа, направляемые на Великое Дело Владыки. <…> Радость служению
Свету с тобой да пребудет всегда»[35].
Елена Ивановна Рерих стала для Бориса
Николаевича Абрамова путеводной звездой на его нелегком пути восхождения по
ступеням эволюции духа. Его любовь к Ней как к Учителю Света, как к Матери
стала мощнейшим двигателем в процессе внутреннего преображения. Она
поддерживала его всегда и дала высокую оценку его труду. «Учение
должен кто-то принять и сохранить или листы его приумножить для тех многих,
кто в будущем к нему подойдет, и в этом ваша задача. И это малое, незаметное
ныне, что вами творится, когда-то увидит вдруг свет и станет всеобщим, и
станет столь нужным и важным, что вам, мудрость Владыки в будущее донесшим,
будет тоже воздано должное. Сейчас никому не нужное, станет нужным очень.
<…> Шлю вам, родные, мою любовь и токи сердца. Вы с нами и близки, и ярая
Майя пусть не заслонит от вас близости нашей»[36].
Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк
Примечания:
[1]
Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. – М., 1996. С. 370.
[3]
Рерих Н.К. Великий облик. // Н.К. Рерих. Нерушимое. – Новосибирск, 1992.
С. 148.
[4]
Грани Агни Йоги. 1957, 434.
[5]
Рерих Е.И. Письма. Т. I. –М., 1999. С. 252.
[8]
Шапошникова Л.В. Мой сын Борис… // Он прошёл рядом с нами. –
Новокузнецк, 2007. С. 13.
[9]
Письмо Е.И. Рерих Б.Н. Абрамову от 14.04.1936 // Он прошёл рядом с нами.
– Новокузнецк, 2007. С. 173.
[10]
По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время.
– 2008. - № 2. С. 18-19.
[13]
Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала…». Пять писем Е.И.
Рерих // Беседы с Учителем. Избранные письма Е.И. Рерих. – Рига, 2001.
С. 246-247.
[14]
Письма Б.Н. Абрамова во Владивосток // Вторые Кузбасские Чтения памяти
Б.Н. Абрамова. – Новокузнецк, 2009. С. .
[15]
По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время.
– 2008. - № 2. С. 19.
[17]
Рерих Е. У порога Нового Мира. – М., 2000. С. 173.
[19]
Письмо Е.И. Рерих Б.Н. Абрамову от 28.12.1954 // Он прошёл рядом с нами.
– Новокузнецк, 2007. С. 180.
[20]
По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время.
– 2008. - № 2. С. 24.
[21]
Вивекананда. Божественная Любовь // Свет Утренней Звезды. – 2005. - №3
(51). С. 2.
[22]
По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время.
– 2008. - № 2. С. 25.
[24]
Рерих Е.И. Письма. Т. VIII. – М., 2008. С.
448.
[25]
По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время.
– 2008. - № 2. С. 24.
[26]
Грани Агни Йоги. 1957, 338.
[27]
Шапошникова Л.В. Мой сын Борис… // Он прошёл рядом с нами. –
Новокузнецк, 2007. С. 15.
[28]
Грани Агни Йоги. 1957, 462.
[33]
По праву сыновства. Письма Б.Н. Абрамова Е.И. Рерих // Культура и время.
– 2008. - № 2. С. 25.
[34]
Грани Агни Йоги. Т. II, 353.
[36]
Грани Агни Йоги. 1957, 441.
|