Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» №
5 (73) от 30
декабря 2009 года
«Цветы духа»
Персональная
выставка новокузнецкого самодеятельного художника-космиста Эдуарда
Ведерникова «Цветы духа» открылась в библиотеке имени Д.С. Лихачева. Она
вызвала большой интерес у молодежи Новоильинского района, собрав на встречу
с художником около пятидесяти старшеклассников школ № 65, 77 и 94.
Толчком к творчеству для Эдуарда Владимировича
послужило знакомство с живописными полотнами Николая Константиновича Рериха,
выдающегося русского художника-мыслителя и общественного деятеля.
Начинающему живописцу оказалось близко мировосприятие мастера, его путь
самосовершенствования через искусство.
Первая картина Э.В. Ведерникова «Набат» родилась в 2000 году. Здесь над
мраморным шаром планеты Земля в космосе бьет в набат золотой колокол. Его
тревожный звук отчетливо передают наполненные электрическим напряжением
золотые лучи. Автор призывает нас пробудиться к сознательной жизни в добре и
словно обращается к зрителю с вопросом: «Что сделал ты для очищения Земли,
для счастья в нашем мироздании?» Тема тревоги за Землю в творчестве Эдуарда
Ведерникова неразрывно связана с осмыслением значимости внутреннего мира
человека, его микрокосма (работы «Рождение ангела», «Мечта», «Открытая
душа»). Ведь от того, насколько гармоничен, благороден, справедлив
внутренний мир каждого из нас, настолько может быть преображен красотой и
мир внешний.
Человек в картинах Эдуарда не только житель Земли, но и всего Космоса. Он
нередко изображен устремленным к дальним мирам в беспредельность (картины
«Возвращение домой», «Домой!»).
На
встрече с Эдуардом Ведерниковым ребята узнали, что художники-космисты,
начиная с М. Чюрлениса, группы русских живописцев 1920-х годов «Амаравелла»
(П. Фатеев, В. Пшесецкая, А. Сардан, С. Шиголев, Б. Смирнов-Русецкий, В.
Черноволенко) и заканчивая нашими современниками (О. Высоцкий, А. Маранов,
И. Анисифоров, А. Тихонов и другие) часто изображают на своих полотнах
безлюдные пейзажи. Эта культурная традиция связана с философской живописью
Китая и Японии, где пейзаж был воплощением определенного психологического
состояния или философской идеи. Для художников-космистов такой условный
пейзаж становится отражением человеческой души. Эта линия прослеживается и в
творчестве Эдуарда Ведерникова. В его работах «Маяк», «Там, где нас ждут»,
«Цветы духа», «Чогори», «Врата», «Гора пяти сокровищ» изображены вполне
реальные пейзажи Горной Шории, Алтая и Гималаев, но только в контексте
одухотворенного космоса. Автор возвращает нас к утраченному единству малого
и большого. Как каждая капля воды неразрывно связана с единым мировым
океаном, так и малый уголок природы, и человек неотделимы от целостного
пространства планеты и мироздания в целом.
Устремление к природе, приобщение к ее чистоте, по мнению художника, может
помочь нам и в решении экологических проблем. Об этом картина Эдуарда
Ведерникова «Open
door», где на черном фоне заводских труб открывается
белоснежная дверь, уводящая взгляд зрителя к чистейшим водам горного озера и
снеговым вершинам.
Общение с художником-космистом дало старшеклассникам очень много. Они смогли
почувствовать, что своим творчеством он учит зрителя умению любить и видеть
прекрасное в большом и малом, стремлению к добру и самосовершенствованию.
Е.С. Кулакова,
искусствовед, руководитель Народного
музея семьи Рерихов
библиотеки имени Д.С. Лихачева.
Газета «Новокузнецк», 22 декабря 2009 года
На фото: Картина Эдуарда Ведерникова «Маяк»
|