Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский Анжеро-Судженск Юрга Форум

                                                       Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"

Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» № 5 (73) от 30 декабря 2009 года 

«Ему женщины стали оплотом…»

«Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и в полной ответственности готовиться стать не только сотрудницей мужчины, но его вдохновительницей и истинной матерью».

Е.И. Рерих

В письмах Е.И. Рерих часто говорится о том, насколько велика роль женщины в наше время. В ее руках находится не только гармония быта, но и судьба всей планеты. «Наступила Эра Женщины, и женщина должна поднять мышление человечества на следующую ступень», - говорит Елена Ивановна в письме одному из своих корреспондентов, и образ женщины предстает перед нами как образ ведущей, неоднократно запечатленный на картинах Н.К. Рериха. В литературе такой образ был создан немного раньше, в конце XIX века, знаменитым норвежским драматургом и философом Генриком Ибсеном в драматической поэме «Пер Гюнт». «Женщина – самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог» - это выражение Ибсена стало крылатым на его родине, где в Гудбранской долине родился созданный им герой - Пер Гюнт.

Основная проблема, которую ставит в «Пер Гюнте» Ибсен, – судьба человеческой личности в современном обществе, безразличие современного человека к судьбе ближнего, отсутствие в нем внутреннего стержня. Герой пьесы, молодой крестьянский парень Пер Гюнт, является воплощением душевной слабости человека, доведенной до гигантских размеров. Пер живет в мире своих фантазий, не замечая окружающих людей, не сочувствуя им в их бедах. Он грезит о великих подвигах, но ничего не хочет делать, чтобы помочь своей старой матери Осе, которая выбивается из сил, пытаясь хоть как-то поддержать их нехитрое хозяйство. Ко всему прочему, Пер заносчив и тщеславен – в своих мечтах он видит себя то сказочным принцем, то королем. И он возмущен, когда узнает, что его знакомая девушка Ингрид выходит замуж за тюфяка и простофилю Маса Мона, «это пугало воронье», как называет его Пер Гюнт. А ведь он сам мог жениться на Ингрид и стать богатым хуторянином, если бы, конечно, захотел. Пер отправляется на свадьбу, чтобы хорошо повеселиться. Способность к мечте, умение видеть прекрасное выделяет Пера среди парней, но неумение бороться за свою мечту сводит на нет все его замыслы. На свадьбе он впервые встречает Сольвейг. Он один замечает, что в этой юной девушке есть что-то особенное, что она совсем не похожа на других. «Она, как свеченька! Таких тут не видать», - говорит Пер. Он приглашает Сольвейг на танец. Она соглашается, но когда узнает его имя, убегает. Пер огорчен. Воспользовавшись моментом, парни предлагают ему выпить, чтобы потом над ним же посмеяться. А тут еще злит и раззадоривает его непутевый жених, он то и дело жалуется Перу на невесту, которая закрылась и не хочет с ним даже разговаривать, и просит ему помочь.

С досады Пер пытается соблазнить Ингрид, уговаривая ее сбежать. Она с готовностью соглашается, и молодая пара исчезает со свадьбы к ужасу толпы. Но порыв Пера не долог. Ингрид ему не нужна. Почему? Да потому что она совсем не похожа на Сольвейг. Она обещает Перу богатство и почет, если он женится на ней. Но он отказывается. Ему нужна только одна, единственная. «Кто ж она?» - спрашивает Ингрид. И Пер Гюнт вопросом на вопрос ей отвечает: «Стыдлива ты? Отказать мне ты смогла ли? <…> Можешь взглядом светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе? <…> Все же остальное много стоит? Ничего». Ингрид угрожает Перу и обещает, что за обман он заплатит головою. «Все равно», - отвечает Пер и уходит.

В лесу он встречает Женщину в Зеленом, дочь Доврского короля, правителя обитающей в лесу нечисти: троллей, леших и ведьм. Пер очень быстро находит с ней общий язык, чтобы жениться и стать настоящим принцем, хотя бы и лесным. Доврский король при встрече с будущим принцем объясняет ему, в чем главное отличие троллей от людей:

Там, под сияющим сводом,

Учат: «Самим будь собой, человек!»

В Рондских же скалах иначе:

«Тролль, будь доволен собою самим!»

Принцессу отдадут замуж за Пера, но прежде ему следует надеть хвост и выпить здешнего меда. Покривившись, Пер соглашается. Все во дворце Доврского короля выглядит безобразным и заскорузлым, но это, как объясняет король, лишь дефект человеческого взгляда на жизнь. Если сделать Перу операцию и перекосить глаза, он тоже будет видеть вместо белого черное, а вместо безобразного прекрасное, то есть приобретет мировоззрение истинного тролля. Пер готов ради богатства и славы почти на все. И сначала он даже соглашается на операцию, но когда узнает, что это навсегда – отказывается и решает уйти. Но уйти не так-то просто. Доврский король обвиняет Пера в том, что тот соблазнил его дочь, а теперь хочет бежать. Пер говорит, что это все «враки». Но король не согласен:

Иль отпираться посмеешь, что ты

К ней вожделел в своих мыслях?

Думаешь ты – вожделенье ничто?

Ну, погоди же, увидишь…

Король отдает распоряжение покончить с Пером. Тот пытается бежать, но тролли набрасываются на него. И в момент смертельной опасности он обращается к матери: «Мать! Помоги!... Умираю». И любовь матери спасает его. Звенят церковные колокола. Тролли разбегаются.

Но вновь Пер Гюнт на краю гибели. Он в обморочном состоянии между жизнью и смертью. Невидимая Кривая обволакивает его путами и скликает для расправы крылатых демонов. Пер спотыкается и падает. Он понимает, что только чистая душа может спасти его и с мольбой обращается к Сольвейг:

Девушка! Если меня ты

Хочешь спасти, - поспеши!

Книгой святою смелее

В голову троллю пусти!

И вновь слышится колокольный звон и церковное пение. Обращаясь в ничто, задыхаясь, Кривая говорит:

Нет, с ним не сладить! Ему

Женщины стали оплотом!

Пер Гюнт спасен. Но он объявлен вне закона и может жить только в лесу. Он строит себе избушку. Уже выпал снег и дом почти готов, когда к нему на лыжах прибежала Сольвейг. Она полюбила его, покинула родных, решив остаться с ним навсегда. Для нее он стал «всем на свете – и другом и утешителем». Жизнь Пера озарилась светом. Сольвейг для него – спасение. Он с трудом верит своему счастью. Но однажды посеянное зло дает свои всходы. Неожиданно в лесу он встречает сильно подурневшую Женщину в Зеленом с уродцем, которого она представляет Перу как его сынка. Она требует от Пера, чтобы он прогнал Сольвейг. Или, может быть, они заживут в его доме втроем? Пер в ужасе: «О дьявольское наважденье! <…> И это все…». «За блуд лишь мысленный!» - говорит Женщина в Зеленом.

Вот так, в одно мгновение, рухнуло его счастье. Пер Гюнт страшится запачкать Сольвейг своим прошлым, не хочет обманывать ее. Но он не хочет и бороться за свое счастье, бороться с самим собой… Он предпочитает отказаться от Сольвейг, от своей любви и обойти это место в своей жизни «стороной». Он оставляет Сольвейг одну в лесной глуши и уходит.

Перу остается только одно – бежать из страны. Но он не забывает о матери и посещает ее. Рискуя жизнью (ведь по закону вне леса его может убить каждый), он приходит к Осе, но не только ради нее – он сам, как ребенок, хочет найти утешение у матери. Осе больна, жить ей осталось недолго, но она очень рада, что пришел ее «милый сынок». Пер садится на кровать и, утешая мать, рассказывает ей нараспев сказку. Они оба приглашены в волшебный замок Суриа Муриа. Вороной уже запряжен, они едут по снежному полю, по лесу. Сам святой Петр встречает Осе и подносит стаканчик вина. И вот, ворота позади, они уже у замка. Пер хвалит мать за ее веселый нрав, за терпение и заботливость, он не ценил их прежде, так пусть же за доброту ей воздаст хозяин волшебного замка. Взглянув на Осе, Пер видит, что она умерла. Он закрывает глаза матери, наклоняется к ней и, прощаясь говорит:

Спасибо за все – и за брань, и за ласку,

За все, чем ты в жизни была для меня.

И мне поцелуй в благодарность за сказку

Ты дай… за езду и лихого коня.

Пер прижимается щекой к губам матери и уходит. Он уезжает «за море, чем дальше, тем лучше».

Юношей покинув родину, мечется Пер Гюнт по свету. Сорок лет скитается он, пересекая пустыни и переплывая моря, богатея и разоряясь, обманывая других и сам оказываясь обманутым. У него была заветная цель – стать «царем везде и всюду», «в целом мире». Ему мало богатства, ему еще нужны почет, уважение, преклонение. И, не гнушаясь ничем, он стремится к этой цели. Но, по его словам, всегда и везде он остается «истинным Пером Гюнтом», является «самим собой»:

Ведь чем быть должен человек?

Самим собой. Оберегать он должен,

Лелеять «я» свое и развивать.

По сути, он живет по закону троллей – всегда и во всем «быть довольным самим собой».

Спустя много лет, после долгих скитаний Пер Гюнт возвращается на родину. Он потерял все свое богатство, он стар, одинок и беден. Блуждая по лесу, сам того не замечая, он приближается к избушке и, увидев ее, не сразу приходит в себя от изумления: «Жилье?.. В лесу?..» Он даже не узнает ни это место, ни избушку, которую когда-то сам срубил. Он слышит песню:

Горенку к Троице я убрала;

Жду тебя, милый, далекий…

Жду, как ждала.

Труден твой путь одинокий –

Не торопись, отдохни.

Ждать тебя, друг мой далекий,

Буду я ночи и дни.

Узнав голос Сольвейг, Пер побледнел. Он в ужасе – она все еще ждет его! Он бежит по лесной тропинке прочь:

Она не забыла, а он позабыл;

Она сохранила, а он расточил…

О, если бы можно начать все сначала…

Ведь здесь меня царство мое ожидало!

Пер начинает понимать, что прожил жизнь не так, как должен был. Под ноги Перу катятся клубки его мыслей:

Мы – твои мысли; но нас до конца

Ты не трудился продумать,

Жизнь не вдохнул в нас и в свет не пустил, -

Вот и свились мы клубками.

 

Крыльями воли снабдил бы ты нас,-

Мы бы взвились, полетели,

А не катались клубками в пыли,

Путаясь между ногами.

Он слышит шепот листьев, сломанных соломинок, шелест в воздухе:

Лозунги мы, - те, которые ты

Провозгласить был обязан! <…>

 

Мы те дела, за которые ты

С юности должен был взяться.

Нас загубило сомненье твое. <…>

 

Песни, тобою не спетые – мы!

Тщетно рвались мы на волю,

Тщетно просились тебе на уста,

Ты нас глушил в своем сердце,

Не дал облечься нам в звуки, в слова!

Горе тебе!

Наступает прозрение. Что создал Пер Гюнт в жизни? Ничего. Он не стал хорошим сыном, не стал мужем, не нашел друга, не обрел богатства. Власть, плотские радости оказались эфемерными и не принесли счастья. Как олицетворение судьбы перед Пером Гюнтом появляется Пуговичник с большой плавильной ложкой. Время жизни Пера на земле закончилось, и Пуговичник намерен тут же на месте расплавить и перелить его душу в пуговицу. Ни в ад, ни в рай душа Пера попасть не может – ни праведник, ни грешник он, а «нечто среднее: ни то, ни се», поэтому и годится лишь на переплавку. Пер Гюнт не выполнил своего предназначения на Земле: он не стал самим собой – уникальной и неповторимой личностью, он лишь примерял на себя разные роли. Впрочем, об этом Пер знает и сам; совсем недавно, собирая в лесу дикий лук, он сравнивал себя с луковицей. Луковица тоже не имеет твердого ядра и состоит из одних шкурок. Неспособный жить по велению долга и совести, человек теряет свою суть, свое ядро. И теперь он готов попасть даже в ад – но только не в переплавку. Пер просит у Пуговичника отсрочку, обещая доказать, что он великий грешник. В лесу Пер встречает Доврского короля и Костлявого дьявола, но они не признают его своим. И тогда Пер решает вернуться к Сольвейг. Он уверен, что там его ждет окончательный приговор. Распростершись на пороге избушки, он обращается к ней:

О, если грешника ты осудила,

Ему свой приговор произнеси! <…>

Ну, жалуйся и обвиняй меня,

Вины мои скорее перечти!

В лицо мне грех мой брось!

Но Сольвейг и не думала его обвинять, она счастлива и благодарит Бога за его возвращение:

Вернулся! Он вернулся! Слава Богу! <…>

Ни в чем ты не виновен, мой бесценный! <…>

Ты песнью чудной сделал жизнь мою.

Благословляю первое свиданье

И эту нашу встречу в Духов день.

«Так я погиб», - говорит Пер и в отчаянии взывает к Сольвейг:

Где был Пер Гюнт? <…>

Он сам, с печатью

Божественного предопределенья,

Таков, каким его Господь задумал?

Скажи! <…>

Где был «самим собою» я – таким,

Каким я создан был, - единым, цельным,

С печатью божьей на челе своем?

«В надежде, в вере и в любви моей», - отвечает Сольвейг. Пер Гюнт поражен ее словами:

О, что ты говоришь! <…>

Иль… сама ты мать

Тому, о ком ты говоришь!

Сольвейг отвечает:

Я мать,

А кто отец? Не тот ли, кто прощает

По просьбе матери?

Пер Гюнт, словно озаренный лучом света, вскрикивает:

О мать моя!

Жена моя! Чистейшая из женщин!

Так дай же мне приют, укрой меня!

Пер Гюнт крепко прижимается к Сольвейг и прячет лицо в ее коленях. Всходит солнце. Сольвейг тихо поет колыбельную песню:

Спи, усни ненаглядный ты мой,

Буду сон охранять сладкий твой!..

На руках мать носила дитя;

Жизнь для них проходила шутя.

У родимой груди день-деньской

Отдыхало дитя… Бог с тобой!

У меня ты у сердца лежал

Весь свой век. А теперь ты устал, -

Спи, усни, ненаглядный ты мой,

Буду сон охранять сладкий твой!..

Буду сон охранять сладкий твой,

Спи, усни, ненаглядный ты мой!

Пуговичник отступает:

До встречи на последнем перекрестке,

А там увидим…

Сорок лет Сольвейг ждала своего любимого. В ее сердце нет места для обиды, в нем - только любовь. Она одна понимает и прощает Пера Гюнта. Сольвейг наполняет жизнь Пера смыслом. Оказывается, он, несмотря на его греховность и порочность, «песнью чудной» сделал чью-то жизнь, оказывается, он кому-то нужен, оказывается, он любим! Это вызывает в нем раскаяние в своих поступках, дает радость и надежду на спасение. Он спасен, потому что есть такое щедрое и неосуждающее сердце, как у Сольвейг. Она – жизнь, она – радость, она - путь для Пера Гюнта.

О.И. Посаженникова, г. Новокузнецк

На фото: Н.К. Рерих. Сольвейг. 1912

                Н.К. Рерих. Домик Сольвейг (Песнь Сольвейг). 1912   

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса открыт форум по Рериховской тематике. Для желающих ознакомиться с новостями и принять участие в обсуждении актуальных вопросов - вход здесь>>>

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса      

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz