Опубликовано в газете «Свет Утренней Звезды» №
1 (74) от 26
февраля 2010 года
Любовь как педагогическая категория
«Любовь – высшее
сокровище, самая дорогая жемчужина жизни, но она так затеряна, так
загрязнена в навозной куче злобы и пошлости, что мало кто понимает ее
действительную ценность. Самая ценность любви зависит не от того, сколько
нас любят, а от того, сколько мы любим».
Н.Н. Неплюев
В саду Музыкант играл на Флейте. К его
чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветер прилег
под кустом и с удивлением слушал игру на Флейте. Музыкант играл о солнце в
голубом небе, о белой тучке, о серенькой птичке – жаворонке и о счастливых
детских глазах.
Умолкла песня. Положил Музыкант Флейту на
скамейку и пошел в дом. Поднялся Ветер из-за куста, подлетел к Флейте и
подул изо всей силы.
Загудела Флейта, будто осенняя непогода. Подул
Ветер еще сильнее, а Флейта не играет, а гудит, гудит.
«Почему это так? – думает Ветер. - Ведь я
легко могу вырвать дуб с корнями, сбросить крышу дома. Почему же Флейта не
подчиняется мне – не играет?» [1, с. 31].
Эта сказка Василия Александровича
Сухомлинского может быть объяснением в образной форме, почему не дает
результатов тот или иной метод работы учителя, почему не получается учить
прекрасным вечным истинам без сопротивления со стороны детей, почему
профессия учителя так сложна для ее осуществления в конкретном человеке.
Настоящий учитель тот, кто основывается на
сострадательной любви к детям. Это особая форма Вселенской любви, которая
проявляется через любовь учителя к каждому конкретному ребенку. Флейта – это
душа ребенка, Музыкант – это учитель. Заставить петь душу ребенка
невозможно, песню можно вызвать только касаниями души Мастера, Музыканта,
Учителя.
По словам Григория Сковороды, любовь – это то,
что делает «траву – травой, дерево – деревом, человека – человеком, без
любви – трава – сено, дерево – дрова, а человек – труп». Любовь – это
величайший объединяющий принцип во Вселенной. То, что в
нравственно-этических отношениях мы называем любовью, на языке науки можно
назвать законом сохранения и превращения энергии, а на языке религии -
Богом.
Любовь разлита повсюду и дает возможность
рождаться ребенку, прорастать семени, жить человеку. Она звучит во всех
проявлениях нашего мира, только мы, погруженные в Любовь, не замечаем Ее.
Иногда, в период отчаяния, озираясь вокруг, можем воскликнуть: «Где же
Любовь, мир гибнет без Любви!». Мы забываем, что даже тогда, когда нас не
станет, Любовь будет объединять противоположности Мира в их проявленные
формы. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки
умолкнут, и знание упразднится» [2, с. 1256]. Человек приходит в мир, чтобы
осознать Любовь и научиться ее проявлять.
Двустворчатый моллюск жемчужница превращает
песчинку, попавшую в мантийную полость, в жемчуг. Песчинка становится частью
моллюска и не ранит нежное тело. Двоякодышащие рыбы при пересыхании водоемов
используют плавательный пузырь как прообраз легкого и переживают засуху.
Эмбрион, развиваясь в организме матери, не отторгается от него, а
выращивается бережно и с любовью, давая возможность продолжаться череде
жизней. Живые организмы вписываются в среду, наполняя ее многообразием форм.
Все это многообразие образует, по выражению
Тейяр де Шардена, «коллективное единство». «Их объемлет и скрепляет
некое таинственное тождество, на которое наталкивается наш разум,
вынужденный в конечном итоге отступить» [10, с. 45].
Это тождество Тейяр де Шарден называет
энергией. «Энергия – это мера того, что переходит от одного атома к
другому в ходе их преобразований, то есть это способность к связям».
На языке человеческих чувств эта энергия
называется любовью. Любовь как объединяющий принцип сохраняет
и моллюска, и песчинку, и рыбу в пересыхающем водоеме, и эмбрион в организме
матери. В каждом из живых существ любовь живет как неосознанный принцип,
направленный на соединение разнородного.
Любовь есть величайший
принцип, объединяющий разнородное без насилия и принуждения, сохраняя
множественность.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется
истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь
никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и
знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же
настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» [2, с. 1244].
Апостол Павел говорит о любви как о величайшем
принципе, поддерживающем и объединяющем все во Вселенной, этот принцип
продолжит существовать и после того, как человек со знаниями современного
уровня уступит место более совершенному человеку, хотя нам трудно
представить, что такое совершенство, так как: «теперь мы видим как бы сквозь
тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а
тогда познаю, подобно как я познан» [2, с. 1244].
Живая материя представляет собой единство
разнородных свойств и качеств, объединенных энергией любви. Жизнь есть
соединение разнородных элементов и процессов, подчиненных единой цели –
обеспечение жизнедеятельности, гомеостаза (постоянства), самовозобновления
живой системы. Ассимиляция и диссимиляция, возбуждение и торможение,
чередование биоритмов активности и покоя – это и есть жизнь.
Эмпидокл говорил: «Соединение однородного
ведет к вражде, ненависти, соединение разнородного к дружбе, любви».
«Разделение без отделения и есть жизнь», -
утверждал китайский мудрец Чжуан–цзы. Законы организации жизни учат нас
любви, которая в неосознанном состоянии присутствует как организующий и
соединяющий принцип во всех проявлениях жизни, а как Вселенский принцип
никогда не перестает, хотя «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и
знание упразднится». Человек приходит в мир, чтобы научиться любить,
сознательно использовать энергию любви для созидания. «Однажды я лег на
траву, раскинул руки и посмотрел в небо. И вдруг почувствовал, что смыслом
существования всей Вселенной является ЛЮБОВЬ» (Уолт Уитмен).
В биологической системе все ее компоненты
«жертвуют своими интересами» во имя единой цели – жизнь и развитие целого
организма. Альтруизм – это не просто нравственное качество человека, это
обязательное условие жизни. Каждая отдельная клетка организма должна
жертвовать своим ростом, развитием, потреблением ради других клеток, так как
питательные условия среды развития всегда ограничены.
Если отдельно взятая клетка организма выходит
из–под контроля и перестает согласовывать свою индивидуальную стратегию
развития со стратегией целого, выражаясь языком морали «ведет себя
эгоистично», то она перерождается в опухолевую клетку.
Все здоровые клетки организма имеют механизм
включения торможения деления, клетка «отказывается от своих интересов во имя
интересов других». Можно говорить о «социуме клеток» многоклеточного
организма, где определены место и роль каждого компонента и все они связаны
друг с другом для единой цели – развития и жизни целого организма.
Закон организации живых систем «подсказывает»
пытливому уму наблюдателя, что альтруистическое поведение каждой части
системы – необходимое условие жизни и развития не только живого организма,
но и человеческого общества. Сознательное служение общему благу, основанное
на бескорыстной любви, предоставляет возможности для развития человека и
ведет к счастью, согласуя его стратегию с общей стратегией развития всего
человечества.
Система, построенная на основах
альтруистической любви, может черпать энергию из самой себя, то есть она
получает практически неисчерпаемый источник энергии. Все, что ведет к
сохранению и превращению энергии - есть любовь и добро, все, что ведет к ее
растрачиванию и рассеиванию - есть ненависть и зло.
Весь мир наполнен энергией любви и существует
за счет этой энергии. Смысл человеческой жизни в осознании любви и ее
применении для созидания. Мы все приходим в жизнь, чтобы НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ.
Продолжительный период детства дан человеку не
только для того, чтобы окончательно созрели нейроны его мозга и он воспринял
опыт прежних поколений. В течение детства ребенок впитывает любовь от
взрослых людей и потом, по количеству подаренной ему любви, будет
преобразовывать мир вокруг себя.
Любовь – это среда, в которой можно
передать опыт прежних поколений без искажений. Вот почему дети так
беспомощно прекрасны, вызывая в сердцах взрослых любовь и желание дарить эту
любовь им. Вся классическая педагогика произрастает из этого глубинного
чувства любви к детям, без него общество взрослых давно бы погибло. Поэтому
в нашем мире всегда будут люди, передающие свой опыт любви к детям.
Василий Александрович Сухомлинский –
Учитель-Мастер. Его важнейшая педагогическая мудрость заключается в том, как
любить детей. Современные учебники педагогики обнаучены, в них отсутствует
живое понимание природы ребенка, они напоминают ветер, который силой своих
порывов хочет вызвать звучание Флейты.
Учитель-Мастер оставил нам свой опыт,
выкристаллизованный на страницах его книг, вписанный в пространство
жизненного опыта человечества. Опыт ждет своего современного читающего и
думающего учителя. А что же учителя читают сегодня? «Современные
педтехнологии», «Инновационные методы обучения», «Мониторинговая система
оценивания учебных достижений учащихся», «Компетентностно-ориентированное
обучение» - и много подобных книг и статей, которые, возможно, необходимы в
современном педагогическом процессе, но они временны, преходящи. А без
глубоких книг педагогической классики не могут быть воспитаны настоящие
учителя.
Если бы профессиональная жизнь учителя
начиналась не с обязательных к прочтению модных педагогических новинок, а с
глубокого изучения и постижения работ Василия Александровича Сухомлинского
«Как любить детей», Льва Николаевича Толстого «О воспитании», «Любите друг
друга», Николая Николаевича Неплюева «Опыт дела любви», Шалвы Александровича
Амонашвили «Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море
света», то, возможно, учитель постигал бы науку любви, а она в профессии
учителя – самое главное.
«Любовь к ребенку в нашей
специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на
духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – все равно, что
певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета» [3, с.
19].
Мы все согласимся с этими, однако каждый из
нас обязательно рано или поздно задаст вопрос о том, какой должна быть
любовь к ребенку? Как на практике любить ребенка, чтобы не строить свои
взаимоотношения с ним, по словам Н.Н. Неплюева, только на «палках страха и
приманках корысти»? Ответы на эти вопросы мы можем получить не только из
книг, но из опыта тех, кто посвятил себя «опыту дела любви». Кто не просто
писал о любви, а жизненно и реально доказывал ее силу без применения силы.
Строки о любви к детям только тогда могут влиять на индивидуальный опыт
учителя, если они наполнены пережитым опытом, если за ними стоят реальные
дела и поступки.
«Любить ребенка, - пишет В.А. Сухомлинский, -
значит защитить его от того зла, которое еще окружает многих детей в жизни.
<…> Чтобы воспитанники любили учителя, они должны видеть в нем живое
воплощение человеческой мысли. То, что мы вкладываем в понятие любовь
учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается, на мой взгляд, с
удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами
другого и, прежде всего, перед богатством мысли. <…>
Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а
таким, каким он должен быть. <…> Искусство нашей профессии состоит в том,
чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живет оно.
<…>
В моей педагогической практике существует
правило: каким бы страшным ни было зло в детской душе, надо видеть в этой
изуродованной душе, прежде всего человека, который ждет, чтобы ему помогли -
излечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты
человеческой, которая в ребенке обязательно есть, которую не заглушить ничем
[3, с. 26 - 27, 22].
Чувство любви одухотворяет и оживляет
обучение, оно помогает учителю превращать рутину каждодневного труда в
радость общения и открытия новых миров. Однако это чувство не является
врожденным. Профессия учителя может обучать любви.
«Мудрая любовь к детям - вершина нашей
педагогической культуры, мысли и чувств. Сердечность, теплота,
доброжелательность в отношении к ребенку – то, что можно назвать общим
словом доброта, является результатом большой, длительной работы педагога над
самовоспитанием чувств» [3, с. 26].
Научиться любви к детям, осознать ее
необходимость можно через постоянное общение с детьми. «Если все время, на
протяжении которого учитель находится со своими воспитанниками, считать
единым целым, то две трети его должны быть непринужденным, товарищеским,
дружеским общением, в котором дети забывают, что они – воспитанники, а
учитель – их воспитатель. Это общение должно пронизывать деятельность, не
связанную с обучением, усвоением материала, оценками, успеваемостью. <…>
Здесь, в этом общении, все чувствуют себя равными, здесь каждый является,
прежде всего, не учеником, а человеком» [3, с. 24].
Источником любви к детям является сама детская
природа, постоянное общение взрослого с ребенком не может не повлиять на
чувства обоих. Детский оптимизм, открытость и доверие миру не могут не
вызывать в сердце взрослого чувство любви и желания оберечь детство в детях.
Классическая педагогическая литература есть
кристаллизованный опыт Любви многих поколений педагогов, она несет в себе
вечные образы Любви, так необходимые учителям современности. «Что самое
главное было в моей жизни? – задает себе вопрос Василий Александрович
Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям», - Без раздумий отвечаю: любовь к
детям».
Мы все привыкли к существующей школьной
системе образования и воспитания. Она работает по определенным правилам и
программам, имеет свою иерархическую структуру, свои законы. Может
показаться, что система существует благодаря правильному устройству и
руководству, своевременным директивам, установкам, контролю и проверке. И
может возникнуть впечатление, что мерилом устойчивости школьной системы
являются вовремя составленные приказы, победы в конкурсах, четкое и
своевременное выполнение директив и правильное руководство.
«Уже давно живет среди людей обман о том, что
посредством хорошего устройства можно из плохих людей сделать хорошую жизнь.
<…> И не может не быть ясно, что единственное, самое простое и легкое
спасение от всего этого есть сознание основного начала жизни всех людей –
любви – того начала, которое неизбежно, без всякого усилия заменяет
величайшее зло величайшим благом» Л.Н. Толстой [4, с. 62 – 63].
Школа живет не потому, что выполняет директивы
и приказы, причина ее устойчивости в проявлении любви и бескорыстном
служения настоящих Учителей.
Известный русско-американский социолог и
культуролог Питирим Сорокин (1889 – 1968), создавший в Гарварде
Исследовательский центр по творческому альтруизму и посвятивший многие свои
работы исследованию любви и альтруизма в человеческих отношениях, предложил
в качестве спасительного средства от разрушения общества увеличение
созидательной и бескорыстной любви. В книге «Альтруистическая любовь» (1950)
он представил обобщенные характеристики более 4,5 тысяч христианских святых
и на их основе сделал выводы о том, что все исследуемые обладали крепким
здоровьем и высокой продолжительностью жизни, каковым не могли
воспрепятствовать аскетические условия жизни и достаточно часто практикуемые
самоистязания. С XVII века и до XX века возрастала численность женщин-святых
и не наблюдалось уменьшение числа святых в условиях нарастающей
секуляризации [5]. Количество людей, проявляющих альтруистическую любовь, не
уменьшается на протяжении истории, и стабильность общества каким-то образом
связана с определенным количеством «производителей энергии любви», так как
«энергия неэгоистической любви потенциально представляет собой гигантскую
созидательную восстанавливающую и терапевтическую силу. Когда она будет
лучше понята, благоговейно воспринята и мудро использована, она сможет
существенно помочь в освобождении человечества от его самых тяжелых недугов
– войн, преступлений, безумия, нищеты и пороков» [6, с. 139]. «Без этой
энергии фактор борьбы за существование был бы совершенно не способен
производить эволюцию форм жизни от простейшего одноклеточного организма до
Homo sapiens. Еще менее мог бы он производить и поддерживать самое чудо
жизни и его творческие преобразования» [6, с. 142].
Питирим Сорокин высказывает мысль о том, что
энергия любви является единственной созидательной силой в обществе,
поддерживающей существование любых социальных структур. Людей, производящих
энергию любви он называет «апостолами любви».
«Иисус, Будда, Махавира, Лао-Цзы, Конфуций и
Франциск Ассизский не имели ни оружия, ни физической силы, ни богатства. <…>
Вместе с группой последователей они придавали новые формы взглядам и
поведению несметных миллионов, преобразовывали культуры и социальные
институты и существенно обусловили ход истории. <…> Их единственным оружием
была таинственная энергия любви» [6, с. 147].
Василий Александрович Сухомлинский – это
апостол любви в педагогике. Его собственная жизнь – доказательство того, как
личные страдания и трудности не только не вызывают озлобления в душе, а,
наоборот, способствуют проявлению и выявлению любви по отношению к ближним.
В книгах Василия Александровича можно найти «методику» постоянного
«производства» любви учителем по отношению к своим ученикам.
Много страниц посвящено детям, «которые несут
в своем сердце открытую рану. Эти дети у меня на особом учете, их воспитание
я называю защитным воспитанием – оно является важной составной частью
моей педагогической системы», - пишет В.А. Сухомлинский [3, с. 28].
В защитном воспитании сейчас нуждаются не
только дети, оно крайне необходимо нам, взрослым, чьи сердца огрубели как
«задубевшая подошва», потому что многие из нас уже давно никому не отдают
своего сердца. Человек приходит в жизнь для другого человека, он приходит
для того, чтобы любить и быть любимым. Человеческое сердце – это величайший
генератор любви, способный структурировать мир и совершать чудеса.
«Кто хоть раз доставил другому радость сердца,
тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот
становится художником жизни. Каждый божественный миг жизни, каждый звук
поющего сердца влияет на мировую историю больше, чем те
«великие» события, хозяйства и
политики, которые совершаются в плоском и жестоком плане земного
существования и назначение которых нередко состоит в том, чтобы люди поняли
их пошлость и обреченность» [7, с. 252].
Не нужно думать, что одинокие дети,
нуждающиеся в защитном воспитании, подобны чахлым растениям, готовым
впитывать любовь как влагу, не отдавая ничего взамен. «Именно дружба с этими
детьми стала для меня животворным источником вдохновения, той целебной
водой, в которой нуждается каждый педагог, когда напряженный труд утомляет
его сердце, истощает духовные силы», - пишет В.А. Сухомлинский [3, с. 30].
Опыт дела любви обладает притягательностью и
способностью распространяться от человека к человеку. Поэтому
религиозно-этические Учения Христа, Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Франциска
Ассизского широко распространялись. Все они имели бескорыстную любовь в
своем сердце и жили в состоянии любви. В нашем сердце это чувство
пробуждается тогда, когда мы сами испытываем влюбленность или сострадаем
ближнему, или испытываем благоговение перед Высшим. Научиться жить в любви
трудно, но возможно.
Школьный учитель, выполняя обычные обязанности
дня, неосознанно черпает силы для своей насыщенной жизни из той любви,
которую дарили Учителя. Альтруистическая, бескорыстная любовь обладает
большой инерцией. «Апостолы любви» могут давно не жить среди нас, а их
ЛЮБОВЬ продолжает освещать нам путь.
Обратимся к статье «Опыт дела любви» Николая
Николаевича Неплюева (1851-1908), философа, писателя, общественного деятеля,
который занимался обучением крестьянских детей в своем имении в Черниговской
области. Он создал общину, в которой крестьянские дети обучались на основах
любви и высокой нравственности. Опыт своей общины он назвал «Опытом дела
любви» и считал его главным делом своей жизни, своим предназначением.
Николай Николаевич не только задумал, но на
деле осуществил особый уклад жизни, в котором все взаимоотношения строились
на осознанной любви и братолюбии.
Большая часть взрослого населения живет
двойными стандартами, так как в глубине своей души осознает, что строит свою
жизнь на основах гордости и озлобления, а это безнравственно. Строить же ее
на основах любви и смирения не получается. «При любви гордость невозможна,
по крайней мере, по отношению к тем, кого любишь; неизбежно смирение
признания, что любимые существа достойны любви нашей. <…> Вот почему любовь
и смирение, с одной стороны, гордость и озлобление, с другой, - синонимы»
[8, с. 73].
Что же происходит в нашей школьной жизни?
Организована ли она на основах любви и смирения?
Осознание необходимости любви в обустройстве
обычной жизни и, в первую очередь, в обустройстве жизни школы, ставит
учителя в затруднительное положение: он хочет жить по нравственным законам,
а в школьной жизни эти законы используются как лозунги, реально она
организуется согласно «дисциплине страха и корысти» [8, с. 70]. Где брать
учителю силы для утверждения реальной мудрой любви, а не лозунгов о любви.
Ответ может быть один: «Только в опыте тех, кому удалось осуществить мудрую
любовь». В опыте апостолов любви. Осуществленная ЛЮБОВЬ не исчезает вместе с
ее носителями, она обладает инерцией, организующей жизнь будущего, она
является той опорой, на которой проявляется любовь новыми ее носителями.
Лев Николаевич Толстой в статье обращении к
кружку молодежи «Любите друг друга» запишет: «Чем больше человек любит, тем
жизнь его становится свободнее и радостнее… И всякий человек, что больше
любит, то все больше и больше не только сам делается счастливым и радостным,
но делает счастливыми и радостными других людей».
Современный школьный учитель легко осваивает
методику преподавания, начинает применять педагогические технологии и
приемы, разрабатывает дидактический материал, применяет разнообразные формы
и методы работы. Самым сложным для учителя все еще остается понять: как
любить детей. Науке человеческой любви можно приобщиться, если
по-настоящему восхититься опытом апостолов любви, захотеть быть похожими на
них, поразиться их духовному богатству и захотеть, как они, отдать свое
сердце человеку.
«То, что поступает в нас из внешнего мира и
возникает из духовных источников, мы облагораживаем, возвышаем, развиваем.
Вот этими образами мы и должны снабжать духовный мир наших учеников и
воспитанников. <…> Лучшее воспитание тогда, когда возникает духовная
общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. В этой
общности образы перетекают из одного мира в другой без какого-либо
посредничества, как бы сами собой», - говорит Ш.А. Амонашвили [9, с. 51].
Учитель, выращивающий духовную общность между собой и учеником, основывается
не на дисциплине страха, а на дисциплине любви.
Что же ожидает учителя, стремящегося
воспитывать учеников в дисциплине любви?
Прежде всего, обязательно появятся дети,
которые не захотят принять вашу любовь, дети с раной в сердце, нуждающиеся в
защитном воспитании. Появятся родители, не понимающие того, что вы делаете и
требующие от вас только отчета об успехах или неуспехах их детей, появится
окружение, которое будет с особым усердием обнаруживать недостатки вашего
«дела любви». Среда вокруг не изменится сразу и вдруг, все будет оставаться
по-прежнему, и, возможно, что-то даже ухудшится. Каждый, кто решается жить
по законам любви, обязательно подвергается испытаниям. <…> Хаос пугается
труда своего преображения в стройную гармонию, еще не понимая, что труд этот
радость, что иго это – благо и бремя это легко, когда они являются делом
любви» [8, с. 72].
Любовь требует от учителя духовного творчества
и активности, погружения в опыт тех, кто шел путем любви, веры в истинность
выбранного пути. Даже, если любовь отвергают, ее нужно проявлять. «Не
пугайтесь же неудач, не верьте лживой букве преходящих фактов в истории дела
любви. Не падайте духом даже и тогда, когда грубо отвергнут любовь вашу,
когда над святынею дела любви надругаются. Вы не знаете сокровенной силы
святого огня любви, вы не знаете, какие семена запали в умы и сердца и когда
и при каких обстоятельствах семена эти прорастут» [8, с. 72 – 73].
В городском краеведческом музее в зале,
посвященном культуре и просвещению города, мое внимание привлекла листовка
30-х годов прошлого столетия, которая распространялась от имени отдела
народного образования в школах среди родителей и учителей. На небольшом
сером листке, таком, который помещается в тетрадь, большими буквами было
написано: «От войны и тяжелой борьбы с нашими угнетателями мы все
огрубели. Это отзывается на наших детях. Будьте ласковее с детьми. Помните,
в них все наше будущее!»
Врагов революции давно нет, но борьба и
озлобление все еще живут во многих из нас. Уважаемые взрослые XXI века,
давайте будем любить детей. Помните, в них все наше будущее!
Жизнь каждого человека похожа на капельку
росы: быстротечна, мимолетна, одинока и печальна, если не отражает Солнца
Любви. А, если отражает, то становится сама солнцем, искрящейся звездой,
несущей информацию обо всей Вселенной. Человеку дано выбирать: отразить свет
или остаться в тени. У Солнца Любви есть особое качество. Оно оставляет о
себе память даже после заката.
«Тихий осенний день. В яблоневом саду гудят
шмели. Они прилетели к яблоку, что упало с дерева и лежит на земле. Из
яблока течет сладкий сок. Облепили яблоко шмели. Село солнце. А в саду
пахнут яблоки, нагретые солнцем. Где-то запел сверчок. Вдруг с яблони на
землю упало яблоко – бух… Сверчок умолк. Пролетела вспугнутая птица. Где-то
за лесом в ночном небе зажглась звезда. Снова запел сверчок.
Уже и месяц плывет по небу, а яблоки еще
пахнут горячим солнцем»*. [1, с. 27].
В.Ф. Бак, г. Артемовск, Украина
Примечания:
* В статье используются сказки В.А.
Сухомлинского
1.Глазами сердца. Литературно-поэтический
сборник. Выпуск 1. Д.: «Инновация», 2008.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и
Нового Завета. М.: Издание Московской патриархии, 1979.
3. Сухомлинский В.А. Антология гуманной
педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.
4. Толстой Л.Н. Любите друг друга. Обращение к
кружку молодежи. Сборник философских статей. – Артемовск, 2009. стр. 61 -
66.
5. [Электронный ресурс]: http://www.arhipelag.ru/
authors/bachinin/library.
6. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви.
Сборник философских статей. – Артемовск, 2009. стр. 133 - 158.
7. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих
созерцаний. М.: «Мартин», 2006.
8. Неплюев Н.Н. Опыт дела любви. Сборник
философских статей. – Артемовск, 2009 стр.67 - 75.
9. Амонашвили Ш.А. В Чаше Ребенка сияет
зародыш зерна Культуры - Артемовск, 2008.
10. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека.
М.: «Наука», 1987.
11. Кобляков В.А. Биология опухолевой клетки
// Новое в жизни, науке, технике. Серия «Биология», № 5. М.: Знание, 1989.
|