Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» №
2 (75) от 12
мая
2010 года
Победный путь России
В
шестидесятипятилетнюю годовщину победы над фашизмом задумаемся о характере
народа-победителя и о значении его победы для судеб планеты. Елена Ивановна
и Николай Константинович Рерихи видели в битве с фашизмом разгар Армагеддона
и знали, что только народ России сможет остановить злобного врага. Елена
Ивановна в 1935 году писала: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира
всего мира. Гибель России есть гибель всего мира»1.
Николай Константинович с 1936 года начал создавать пророческие картины,
предупреждая народ русский о готовящемся вражеском ударе. В статье «Не
замай!» он писал: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это
на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов.
Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине
необозримой выковывал новые сокровища»2.
Н.К. Рерих. Победа. 1942
Придя к власти в Германии, фашизм с легкостью
покорил многие страны Европы, а двинувшись на Советскую Россию, встретил
мощное сопротивление. В 1942 году Н.К. Рерих
отмечал: «Москва, однако, не сдалась и выдержала натиск германской армии,
перед которой поникла вся Европа»3.
Как бы сейчас не пытались толковать историю – факты доказывают неопровержимо
– именно российский народ смог совершить коренной перелом в войне и
разгромить фашизм. Победа показала, что народ России имеет в своем
потенциале неистощимую мощь и способен преодолеть любые нашествия и беды.
«Пора оценить русские сокровища»
4,
- призывал Н.К. Рерих.
Поколение, вставшее на защиту Родины, родилось
в тяжелые дореволюционные и послереволюционные годы, воспитывалось в
неустанном труде и в бедности. Дети в семьях часто не имели вдоволь даже
хлеба. Вера в бессмертие души была поколеблена атеизмом. Но люди Страны
Советов не жалели своих жизней ради свободы Отечества. Когда практически все
мужское население было призвано на фронт, к станкам встали женщины и дети.
Низкий им поклон – они отстояли свободу Родины
и само существование планеты. Вспомним строки из письма Елены Ивановны
Рерих: «В Иване Стотысячном имеются большие задатки, но если к сроку он не
пробудит их в себе, то можно будет вообще поставить крест на спасении нашей
расы, и ковчег нового Ноя за ненадобностью будет оставлен»5.
Какие же сокровища несет в своей душе народ
русский? Эту тайну прозревали русские философы начала XX века. Иван
Александрович Ильин считал, что «русская идея есть идея сердца. Она
утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится
совместная жизнь на земле, ибо из любви рождается вера и вся культура духа».
«А русская армия никогда не забудет суворовской традиции, утверждавшей, что
солдат есть личность, живой очаг веры и патриотизма, духовной свободы и
бессмертия…»6
Отмечая массовый героизм русского народа в
Великой Отечественной войне, его стремление к знаниям и к охране родной
культуры, Елена Ивановна Рерих обращалась к сердцу русскому, утверждая, что
сердце это живо и «не может уявиться на ненависти»7.
Николай Константинович Рерих и Дмитрий Сергеевич Лихачев исследовали
характер русской души через язык народа. Они обратили внимание на такие
исконно русские слова как «подвиг», «удаль», «приволье», трудно переводимые
на другие языки8.
И нашли отзвук этих слов в душе народной – стремление к прогрессивному
движению и свободе.
Николай Александрович Бердяев видел тайну
русского духа в его устремлении «к абсолютному во всем; к абсолютной свободе
и к абсолютной любви» в сочетании с какой-то бездарностью в относительном и
среднем. Он считал, что «раскрытие мужественного духа в России не может быть
прививкой к ней срединной западной культуры. Русская культура может быть
лишь конечной, лишь выходом за грани культуры. Мужественный дух потенциально
заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском искании
правды»9.
Вячеслав Иванович Иванов писал: «Общий склад
русской души таков, что христианская идея составляет, можно сказать, ее
природу. Она выражает центральное в христианской идее – категорический
императив нисхождения и погребения Света и категорический постулат
воскресения»10.
Способность русской души к воскресению после, казалось бы, сокрушительного
поражения видел и А.С. Пушкин:
«Сильна ли Русь?
Война и мор,
И бунт, и внешних
бурь напор,
Ее, беснуясь,
потрясали –
Смотрите ж: все
стоит она»2.
Вера в возможность воскресения, в силу
единства и богоизбранность России зародилась благодаря подвижнической
деятельности Святого Сергия Радонежского и победе русского воинства на
Куликовом поле. Она укрепила дух народа и вызвала взлет культурного
строительства. На протяжении многих последующих веков русский народ называл
свою Родину не иначе как Русь святая. И шведский король Карл, и Наполеон, и
Гитлер получали предупреждение, что в походе на Русь их ждет поражение.
Ф.М. Достоевский связывал будущее обновление
человечества с «одною только русской мыслью, русским Богом и Христом». Он
считал, что именно в России совершится новое пришествие Христово, ибо народ
ее «на всей земле единственный народ-богоносец, грядущий обновить и спасти
мир именем нового Бога», ему одному «даны ключи жизни и нового слова»11.
Победа в Великой Отечественной войне показала,
что Иван Стотысячный смог уберечь в огне революционного пожара уловленные
философской мыслью сокровища своего сердца.
На протяжении веков России суждено объединять
в единой спирали восхождения духовный путь Востока и материалистические
достижения Запада. К сожалению, чрезмерное увлечение материальной стороной
мира привело западную цивилизацию к забвению культуры. Институт западной
церкви со времен крестовых походов, костров инквизиции, бесчинств римских
пап погасил духовный огонь веры в народах. Ученые западных стран перестали
руководствоваться ценностями духа и, строя свои исследования в русле
технических достижений, пришли к прагматическому утверждению отсутствия
Высшего Начала в мире. На основе материализма в Германии сформировалось
учение марксизма.
Взращенный на Западе марксизм – это не тот
марксизм, который был искусственно перенесен на почву Святой Руси. Русских
людей привлекли в марксизме ценности труда, лозунги свободы, равенства и
братства. Марксизм на русской почве соединился с духовными исканиями народа,
стремящегося к построению на земле града Китежа, который воплощал в себе
стремления широкой русской души к Свету и справедливости. Совершая
революцию, народ России мыслил о всемирном братстве и благе всех народов
Земли, освобожденных от частнособственнических интересов.
Даже с растерзанной в годы революции
культурой, при насаждаемом руководством страны страхе повальных репрессий,
Советская Россия смогла противостоять фашистской Германии своими духовными
накоплениями.
К сожалению, общая тенденция Запада в
направлении грубого материализма лишь несколько приостановилась благодаря
подвигу России в годы Второй мировой войны, но не иссякла. Дальнейшее
развитие Европы привело к эпохе постмодернизма, характеризующегося
отсутствием у людей целостного представления о мире.
Ныне вновь Россия стоит на первом рубеже
спасения человечества. Ей предстоит перелить на огнях своей души гибельные
порождения западной цивилизации. Веря в неистощимые силы русского народа,
Е.И. Рерих в дни победы 1945 года писала: «И еще и еще раз эти стотысячные
спасут Россию. Народ, прошедший через страшные муки и унижения, закалил свое
мужество и сумеет найти силу духа противостать всякому новому разрушению и
растлению»12.
С начала 1990-х годов в Россию хлынул поток
западной псевдокультуры. После подписания Болонского соглашения институты
культуры и образования в стране стали перекраиваться по западному образцу.
Мы все более ощущаем транслируемое нам духовное обнищание и приоритет
материальных благ.
Русскому народу вновь предстоит битва, но
битва не внешняя, а внутренняя – духовная. Необходимо выстоять под напором
антикультурных западных тенденций, укрепляя свой дух на основах Живой Этики
и ценностях культуры, создавая мыслеобразы лучшего будущего человечества.
Ибо в Гранях Агни Йоги сказано: «Новой стране, Родине вашей, предстоит
великое будущее. Почему? Потому что она первая приняла принципы Нового Мира
и сотрудничества между народами»13.
Примечания:
1.
Рерих Е.И. Письма: в 3 т. Т. 1. Новосибирск, 1992. С.
100.
2.
Рерих Н.К. Не замай! // Н.К. Рерих. Листы дневника: в
3 т. Т. 2. М., 2000. С. 321.
3.
Рерих Н.К. Сингапур // Н.К. Рерих. О Великой
Отечественной войне. М., 1994. С. 26.
4.
Рерих Н.К. Русскому народу // Н.К. Рерих. Листы
Дневника: в 3 т. Т. 3. М., 2000. С. 87.
5.
Рерих Е.И. Письма: в 2 т. Т. 1. Рига, 1940. С. 411.
6.
Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М., 1992.
С. 436, 443.
7.
Рерих Е.И. Письма: в
IX
т. Т.
VII.
М., 2007. С. 217.
8.
Рерих Н.К. Подвиг // Н.К.Рерих. О Великой
Отечественной войне. М., 1994. С. 27.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. С. 152–154.
9.
Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М., 1992.
С. 310, 312.
10.
Иванов В.И. О русской идее // Русская идея. М.,
1992. С. 238.
11.
Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный
мессианизм // Русская идея. М., 1992. С. 244.
12.
Рерих Е.И. Письма: в
IX
т. Т.
VII.
М., 2007. С. 225.
13.
Грани Агни Йоги. Т.
XI
(1970 г.), 679.
Л.Е.
Валькова, г. Кемерово.
|