Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» №
2 (75) от 12
мая 2010 года
Светлые уроки Гуманной Педагогики
В дни весенних каникул в
г. Новокузнецке учителя биологии, географии, химии сели за парты, чтобы
прослушать авторский семинар Бак Виктории Федоровны, учителя-методиста,
«Отличника образования Украины», «Рыцаря Гуманной Педагогики» (г. Артемовск)
и врача-методиста городского Центра здоровья г. Днепропетровска, «Рыцаря
Гуманной Педагогики» Салиенко Нины Александровны. Надо сказать, что встреча
гостей из Украины долгожданная, готовились к ней давно. На семинаре
присутствовали не только новокузнечане, были слушатели и из других городов
Кузбасса - Кемерова, Междуреченска, Прокопьевска, а также педагоги из восьми
сельских школ Новокузнецкого района. Трехдневный авторский семинар
«Целостное обучение школьников в свете современной научной парадигмы на
уроках естественно-природного цикла» организовало Новокузнецкое отделение
Общероссийского центра гуманной педагогики при поддержке Института повышения
квалификации учителей г. Новокузнецка.
На
фоне регулярно проводимых здесь лекций теоретиков знакомство с Викторией
Федоровной Бак для многих стало открытием. С позиции учителя-практика ею был
сделан глубокий анализ современного педагогического процесса и предложен
путь его развития – обращение к Гуманной педагогике, основанной на
классическом педагогическом наследии, которое все держится на допущении
четвертого измерения, «чудной мерности». В ней хранятся вечные истины
воспитания. Только признав единство вселенского эволюционного пути
человечества, можно для себя найти ответы на главные вопросы и подсказать
верный путь детям.
Любовь к детям была рассмотрена как основная
педагогическая категория и предложено переосмыслить и использовать с этой
точки зрения педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского.
«К науке человеческой любви можно приобщиться, - убеждена Виктория
Федоровна, - если по-настоящему восхититься опытом апостолов любви, захотеть
быть похожими на них, поразиться их духовному богатству и захотеть, как они,
отдать свое сердце человеку». Богатый духовный мир учителя питает его любовь
к детям. Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к ребенку
являются результатом большой, длительной работы педагога над самовоспитанием
чувств. Отсюда главный метод воспитания – образ жизни самого воспитателя,
учителя: его благородство, милосердие, культура, его возвышенное слово, его
стремление совершенствоваться, утончать свои чувства и отношение к ребенку,
ко всем окружающим. Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя
на создание такого образовательного процесса, в котором ребенок в самой
жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни,
повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.
Учитель биологии В.Ф. Бак на практике
показала, как в рамках своего учебного предмета расширять содержание
школьного образования и взращивать в детях целостный мировоззренческий
взгляд на те знания, которые они получают в процессе обучения.
Для семинара сразу была взята высокая цель и
смелая задача, многим поначалу показавшаяся абстрактной. Судите сами:
«Объяснить особенности современных детей с точки зрения основных тенденций в
эволюции человечества. Обосновать необходимость использования Гуманной
Педагогики для обучения современных детей. Показать, как содержание школьных
предметов при целостном подходе и использовании Гуманной Педагогики может
воспитывать нравственность ребенка». С первой же встречи стало понятно:
Виктория Федоровна планку снижать не собирается, она практик и говорит на
понятном учителям языке, со знакомыми примерами. А то, что она говорит,
способно вдохновить и поднять на кажущуюся недостижимой высоту
педагогического мастерства.
Итак, в первый день, прошедшим под девизом «Во
всем мне хочется дойти до самой сути», перед нами развернули философско–обобщенное
представление о ребенке и о современных детях в частности. Доклад дополнила
Нина Александровна Салиенко с позиций врача – о состоянии здоровья
современных учеников. Ведь, как нам известно, в человеке все взаимосвязано.
Многие вопросы, освещенные Ниной Александровной, наводят на глубокие
размышления, переосмысление не только методов своей работы, но и своего
поведения в жизни.
Вниманию учителей Викторией Федоровной Бак
были предложены вопросы об эволюционной тенденции в развитии человечества,
об антропном принципе построения Вселенной, о современной научной картине
мира с точки зрения целостного подхода, о необходимости одухотворения науки
и образования (потому что образование – напитывание пространства образами
высокими и прекрасными), о необходимости нравственных ориентиров в жизни
учителя и культурном наследовании.
Второй и третий дни семинара включали в себя
моделирование уроков. Для нас, конечно, – проживание, потому что школьные
уроки – это отрезок жизни учителя и учеников, который они проживают вместе.
После того как прозвенит звонок на урок и двери класса закроются, учитель и
ученики попадают в особое пространство урока, где разворачиваются события,
которые могут оставить самый существенный след во всей последующей жизни как
учителя, так и учеников. Если подходить к уроку как к отрезку пути духовного
восхождения его участников, а не только как к форме организации
учебно-воспитательного процесса, то изменяются его глубина и наполненность.
Таким сотворчеством и сопереживанием можно преодолеть рутину школьной жизни.
Итак, мы ученики на уроке–открытии «Клетка –
голограмма Вселенной». Мы готовы к постижению предназначения человеческой
жизни, подчиненной в своем развитии тем же законам, что и развитие всего в
Мироздании: от клетки до Вселенной. Повторение и обобщение законов
построения и функционирования живых систем является на уроке не самоцелью, а
лишь средством, с помощью которого перед нами ставится вопрос о своем
предназначении и смысле жизни. Содержание урока тем и интересно, что оно не
дает полный исчерпывающий ответ на эти мировоззренческие вопросы, но ставит
их перед нашими пытливыми умами.
Последний день для меня, не учителя биологии,
стал откровением. Пугающие и недоступные пониманию еще со школы белки,
вирусы, прионы, РНК и ДНК вдруг прояснились и заговорили на понятном языке.
И тема об эволюции органического мира, законах синергетики, антропном
принципе построения Вселенной стала живой, актуальной.
По большому счету, усвоен еще один важный
урок: возможны, а порой необходимы отступления от программы, не меняющие ее
цели, задача – установить душевный, а порой духовный контакт. И тогда
восприятие будет полным, усвоенный материал – не балластом, а частичкой к
целостному пониманию мира.
Вот некоторые мнения учителей, участников
встречи.
«Очень многое почерпнула для себя из
мастер-классов. Все занятия были наполнены духовностью и вдохновляли на
работу с детьми, и прежде, на работу с собой».
«Много свежих идей. Я многому научился в стиле
общения, в восприятии проблем и путей их разрешения».
«Хочется еще встретиться».
«После общения с Викторией Федоровной – Свет в
душе, особая радость. Спасибо за этот Свет!»
И, пожалуй, самый важный: «Захотелось снова
работать в школе».
«Чем славится учитель? Конечно же, уроками,
которые воспитывают личность. Уроки – искорки Света Учителя… Есть люди,
которые могли бы стать светлыми, но такими не стали, - это потому, что им не
достались светлые уроки своих учителей», - написал Шалва Александрович
Амонашвили в своей книге «Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо
впитать море света».
Светлые уроки «прожили» еще и педагоги
Хакасии. Перед отъездом домой, на Украину, наши гости побывали в Абакане и
провели там однодневный семинар. Участниками его стали 250 учителей со всей
республики. Это стало возможным благодаря содружеству центров Гуманной
Педагогики и активной непосредственной поддержке высшего административного
руководства Республики.
Восхищаясь глубиной педагогического наследия
классиков, соглашаешься с вдохновенным высказыванием Виктории Федоровны Бак:
«По учительскому пути ты идешь не один. Твои Учителя идут впереди, чтобы
облегчить тебе Путь. И это только кажется, что они далеко, а в
действительности, они идут рядом и ведут тебя за руку, чтобы твоим ученикам
от твоей руки передавалось Их тепло».
А.Л. Чалова, участница семинара, г.
Новокузнецк
На фото: В.Ф. Бак ведет семинар для
учителей в Новокузнецке |