Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский Анжеро-Судженск Юрга Форум

                                                       Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"

Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» № 2 (75) от 12 мая 2010 года 

 

Светлые уроки Гуманной Педагогики

В дни весенних каникул в г. Новокузнецке учителя биологии, географии, химии сели за парты, чтобы прослушать авторский семинар Бак Виктории Федоровны, учителя-методиста, «Отличника образования Украины», «Рыцаря Гуманной Педагогики» (г. Артемовск) и врача-методиста городского Центра здоровья г. Днепропетровска, «Рыцаря Гуманной Педагогики» Салиенко Нины Александровны. Надо сказать, что встреча гостей из Украины долгожданная, готовились к ней давно. На семинаре присутствовали не только новокузнечане, были слушатели и из других городов Кузбасса - Кемерова, Междуреченска, Прокопьевска, а также педагоги из восьми сельских школ Новокузнецкого района. Трехдневный авторский семинар «Целостное обучение школьников в свете современной научной парадигмы на уроках естественно-природного цикла» организовало Новокузнецкое отделение Общероссийского центра гуманной педагогики при поддержке Института повышения квалификации учителей г. Новокузнецка.

В.Ф. Бак ведет семинар для учителей в НовокузнецкеНа фоне регулярно проводимых здесь лекций теоретиков знакомство с Викторией Федоровной Бак для многих стало открытием. С позиции учителя-практика ею был сделан глубокий анализ современного педагогического процесса и предложен путь его развития – обращение к Гуманной педагогике, основанной на классическом педагогическом наследии, которое все держится на допущении четвертого измерения, «чудной мерности». В ней хранятся вечные истины воспитания. Только признав единство вселенского эволюционного пути человечества, можно для себя найти ответы на главные вопросы и подсказать верный путь детям.

Любовь к детям была рассмотрена как основная педагогическая категория и предложено переосмыслить и использовать с этой точки зрения педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского. «К науке человеческой любви можно приобщиться, - убеждена Виктория Федоровна, - если по-настоящему восхититься опытом апостолов любви, захотеть быть похожими на них, поразиться их духовному богатству и захотеть, как они, отдать свое сердце человеку». Богатый духовный мир учителя питает его любовь к детям. Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к ребенку являются результатом большой, длительной работы педагога над самовоспитанием чувств. Отсюда главный метод воспитания – образ жизни самого воспитателя, учителя: его благородство, милосердие, культура, его возвышенное слово, его стремление совершенствоваться, утончать свои чувства и отношение к ребенку, ко всем окружающим. Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ребенок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.

Учитель биологии В.Ф. Бак на практике показала, как в рамках своего учебного предмета расширять содержание школьного образования и взращивать в детях целостный мировоззренческий взгляд на те знания, которые они получают в процессе обучения.

Для семинара сразу была взята высокая цель и смелая задача, многим поначалу показавшаяся абстрактной. Судите сами: «Объяснить особенности современных детей с точки зрения основных тенденций в эволюции человечества. Обосновать необходимость использования Гуманной Педагогики для обучения современных детей. Показать, как содержание школьных предметов при целостном подходе и использовании Гуманной Педагогики может воспитывать нравственность ребенка». С первой же встречи стало понятно: Виктория Федоровна планку снижать не собирается, она практик и говорит на понятном учителям языке, со знакомыми примерами. А то, что она говорит, способно вдохновить и поднять на кажущуюся недостижимой высоту педагогического мастерства.

Итак, в первый день, прошедшим под девизом «Во всем мне хочется дойти до самой сути», перед нами развернули философско–обобщенное представление о ребенке и о современных детях в частности. Доклад дополнила Нина Александровна Салиенко с позиций врача – о состоянии здоровья современных учеников. Ведь, как нам известно, в человеке все взаимосвязано. Многие вопросы, освещенные Ниной Александровной, наводят на глубокие размышления, переосмысление не только методов своей работы, но и своего поведения в жизни.

Вниманию учителей Викторией Федоровной Бак были предложены вопросы об эволюционной тенденции в развитии человечества, об антропном принципе построения Вселенной, о современной научной картине мира с точки зрения целостного подхода, о необходимости одухотворения науки и образования (потому что образование – напитывание пространства образами высокими и прекрасными), о необходимости нравственных ориентиров в жизни учителя и культурном наследовании.

Второй и третий дни семинара включали в себя моделирование уроков. Для нас, конечно, – проживание, потому что школьные уроки – это отрезок жизни учителя и учеников, который они проживают вместе. После того как прозвенит звонок на урок и двери класса закроются, учитель и ученики попадают в особое пространство урока, где разворачиваются события, которые могут оставить самый существенный след во всей последующей жизни как учителя, так и учеников. Если подходить к уроку как к отрезку пути духовного восхождения его участников, а не только как к форме организации учебно-воспитательного процесса, то изменяются его глубина и наполненность. Таким сотворчеством и сопереживанием можно преодолеть рутину школьной жизни.

Итак, мы ученики на уроке–открытии «Клетка – голограмма Вселенной». Мы готовы к постижению предназначения человеческой жизни, подчиненной в своем развитии тем же законам, что и развитие всего в Мироздании: от клетки до Вселенной. Повторение и обобщение законов построения и функционирования живых систем является на уроке не самоцелью, а лишь средством, с помощью которого перед нами ставится вопрос о своем предназначении и смысле жизни. Содержание урока тем и интересно, что оно не дает полный исчерпывающий ответ на эти мировоззренческие вопросы, но ставит их перед нашими пытливыми умами.

Последний день для меня, не учителя биологии, стал откровением. Пугающие и недоступные пониманию еще со школы белки, вирусы, прионы, РНК и ДНК вдруг прояснились и заговорили на понятном языке. И тема об эволюции органического мира, законах синергетики, антропном принципе построения Вселенной стала живой, актуальной.

По большому счету, усвоен еще один важный урок: возможны, а порой необходимы отступления от программы, не меняющие ее цели, задача – установить душевный, а порой духовный контакт. И тогда восприятие будет полным, усвоенный материал – не балластом, а частичкой к целостному пониманию мира.

Вот некоторые мнения учителей, участников встречи.

«Очень многое почерпнула для себя из мастер-классов. Все занятия были наполнены духовностью и вдохновляли на работу с детьми, и прежде, на работу с собой».

«Много свежих идей. Я многому научился в стиле общения, в восприятии проблем и путей их разрешения».

«Хочется еще встретиться».

«После общения с Викторией Федоровной – Свет в душе, особая радость. Спасибо за этот Свет!»

И, пожалуй, самый важный: «Захотелось снова работать в школе».

«Чем славится учитель? Конечно же, уроками, которые воспитывают личность. Уроки – искорки Света Учителя… Есть люди, которые могли бы стать светлыми, но такими не стали, - это потому, что им не достались светлые уроки своих учителей», - написал Шалва Александрович Амонашвили в своей книге «Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света».

Светлые уроки «прожили» еще и педагоги Хакасии. Перед отъездом домой, на Украину, наши гости побывали в Абакане и провели там однодневный семинар. Участниками его стали 250 учителей со всей республики. Это стало возможным благодаря содружеству центров Гуманной Педагогики и активной непосредственной поддержке высшего административного руководства Республики.

Восхищаясь глубиной педагогического наследия классиков, соглашаешься с вдохновенным высказыванием Виктории Федоровны Бак: «По учительскому пути ты идешь не один. Твои Учителя идут впереди, чтобы облегчить тебе Путь. И это только кажется, что они далеко, а в действительности, они идут рядом и ведут тебя за руку, чтобы твоим ученикам от твоей руки передавалось Их тепло».

А.Л. Чалова, участница семинара, г. Новокузнецк 

На фото: В.Ф. Бак ведет семинар для учителей в Новокузнецке

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса открыт форум по Рериховской тематике. Для желающих ознакомиться с новостями и принять участие в обсуждении актуальных вопросов - вход здесь>>>

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса      

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz