Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 4 (77) от 9 декабря 2010 года
8 октября – день памяти Сергия Радонежского
ЗАВЕЩАНИЕ СЕРГИЯ
«…Знаю
я, что Преподобный Сергий есть Хранитель Земли Русской, именно ему надлежит
спасение России в третий раз. Потому, когда сознание это окрепнет и
загорится в сознании сородичей, тогда и начнется великое духовое воскресение
и спасение Родины. Потому пора вспомнить все суровые Заветы мужества,
строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина
Христова, чтобы объединиться под СТЯГОМ ЕГО».
Е.И. Рерих
Суровые Заветы мужества…
Письменных свидетельств Сергий Радонежский не оставил, но его агиограф –
Епифаний Премудрый, в Житии Преподобного Сергия Радонежского приводит его
последнее напутствие, его духовное завещание. Оно же отражено на свитке,
который держит Сергий на одной из икон.
«Внимайте себе, братия, всех молю, прежде
имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к
сим же и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие
в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час
смертный и второе пришествие».
Это, так сказать, указание направления
непосредственного делания, понятное для окружающей монастырской братии. Но
главный Его Завет, претворению которого он отдал это земное воплощение и
которое было символично возвещено миру его троекратным возгласом еще до
рождения – Служение Троице.
Первая церковь, построенная юным подвижником
вместе с братом в пустыне, была освящена во имя Святой Троицы. Воздвигнутый
позже храм стал символом троичной идеи.
Как писал
Павел Флоренский: «Чтитель Пресвятой Троицы, Преподобный
Сергий строит Троичный храм, видя в нем призыв к единству земли Русской, во
имя высшей реальности. <…> Троичный храм, гениально им, можно сказать,
открытый, есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской
любви». Есть Троичный храм, должна быть и храмовая икона. Ее создает
Андрей Рублев, которого Флоренский называет «гениальным осуществителем
творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием». Об этом «втором символе русского духа, под знаком которого
развертывается дальнейшая русская история», Павел Александрович пишет:
«Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных
распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого
безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный,
невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» Горнего мира. Вражде и ненависти,
царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном
согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер Горних. Вот
этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу
созерцающего от Троицы Рублева <…> мы считаем творческим содержанием
Троицы».
Из
служения Троице и общинножитие, введенное Сергием, и вклад в единение земель
русских через создание сотен новых монастырей на ранее пустынных просторах,
через умирение враждующих князей, через благословение Дмитрия Донского на
Куликовскую битву. В статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия» Павел
Флоренский отмечает: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской
культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому
первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество,
литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры
сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; свое
культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав
себя, получил историческое право на самостоятельность».
Так в подвиге земной жизни Великая и
Прекрасная Индивидуальность, взявшая на себя ответственность за эволюцию
человечества, создала троичный культ и монастырское общинножитие, нашедшие в
наше время продолжение и отражение в Знамени Мира и идее Мировой Общины.
Елена Ивановна Рерих подчеркивала, что Николай Константинович,
именно продолжая дело Сергия Радонежского, разработал Пакт в защиту Культуры
и предложил Знак охраны памятников культуры - троичный символ – Знамя Мира.
В письме 1934 года она отмечает, что
знак Знамени был взят Николаем Константиновичем «именно с иконы, хранившейся
в Свято-Сергиевской Лавре, изображающей Св[ятую] Троицу в виде трех
Ангелов».
В ноябре 1946 года Елена Ивановна писала в
Америку: «Созерцая происходящее в мире, можно сказать, что последний акт
Мировой Драмы еще не закончен. Завершение кармы несет к определенным срокам
и решениям. Мир продолжает неистовствовать в ненависти и погрязать в
кощунствах и разврате. Следовательно, для мирового равновесия необходимо
какое-то очищение; будем надеяться, что это очищение будет основательным и
не длительным, ибо последний акт всегда краток. Пусть в сердце живет Завет
Преподобного Сергия!
|