Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский Анжеро-Судженск Юрга Форум

                                                       Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"

Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» № 4 (77) от 9 декабря 2010 года 

Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н. «Так хочется помогать России…» Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н.

Добрикова Нина Николаевна70 лет и 23 дня земной жизни было отпущено Нине Николаевне Добриковой, профессиональной актрисе, ветерану Рериховского движения, человеку прекрасной души... Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н.

Москва. 2006 год. На сцене Государственного академического Малого театра спектаклем «Царь Борис» открылся IV Международный театральный форум «Золотой Витязь». Сам конкурсный показ 39-ти работ творческих коллективов России, Беларуси, Украины, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Эстонии длился с 20 октября по 6 ноября на сценах двух других театров. Число зрителей доходило до 19 тысяч.

Если Московский кинофорум «Золотой Витязь» ведет свою историю с 1992 года, то театральный – только с 2003. Организатором, идейным вдохновителем и Президентом Форумов является народный артист России Николай Бурляев. По словам Н. Бурляева, отличие «Золотого Витязя» от других фестивалей простое: ясная идея, выраженная в девизе «За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека», а также строгий отбор программы. Так обретается высокое духовное и творческое качество. Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н.

В противовес драматургии, «замешанной на голубой патологии, оголении и сквернословии, цель «Золотого Витязя», - сказал Н. Бурляев, - укрепление и развитие традиций Русского реалистического, позитивного театра, собирание лучшего, что есть в русской, славянской классической и современной драматургии». Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н.

Емко и глубоко оценила роль фестиваля театровед Е.И. Стрельцова: «Русская актерская школа – это школа эмоций высшего порядка, школа правды чувств. Это театр жизни слова на сцене, вес смысла, стоящего за словом. <…> От рождения русскому театру предназначалась роль воспитателя нравов. Воспитательная роль театра есть художественная его миссия. Возвышение духа нации. Театр может и должен быть разным. Не должен лишь делать общество бездушным и пустым. <…> И потому “Золотой Витязь”стремится собрать, сохранить театр высших воспитательных целей, театр художественно развитого вкуса, театр живой и богатой души».

Форум проводился в трех номинациях: «Драма – большая форма», «Драма – малая форма» и «Театр для детей». В номинации «Драма – малая форма» из 15 представленных работ главный приз – статуэтку «Золотого Витязя» – заслужил моноспектакль Нины Добриковой «На переправе». Актриса - автор и исполнитель пьесы, режиссер и оформитель спектакля - артист Александр Попов.

Нина Николаевна Добрикова блистательно, проникновенно сыграла свою Терентьевну, старуху, умудренную жизнью. Незатейливая декорация, но волшебство игры будит воображение зрителя, и вся картина событий у каждого перед глазами. Зрители, к тому же, становятся попутчиками общительной старушки в ожидании парома на переправе. Характер простой русской женщины показан цельным: она добра, хотя и настрадалась, любит все живое, понимает ценности жизни. Своим мировоззрением побуждает зрителя задуматься о том, как и чем он живет, что знает о жизни. Яркая игра, драматичность и в целом содержание пьесы производят потрясение: слезы на глазах у зрителей, у актеров, у членов жюри, включая священнослужителя. Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н.

Когда Нину Добрикову, уже триумфатора, победителя фестиваля, вывели на авансцену, прозвучали слова: «Запомните это имя. Это – гениальная русская актриса!..» Признание таланта Добриковой театральной общественностью столицы, других городов и стран-участниц фестиваля, быть может, есть кульминация ее актерского профессионализма. Но хочется сказать, что история таланта – это история жизни и творчества человека. История, которая начинается с детства и завершается с уходом…

На далеком Сахалине, на берегу Охотского моря прошло детство Нины Добриковой. Вероятно, это была подвижная и впечатлительная, умная и красивая девочка. Трудолюбивая, что характерно для больших трудовых семей. Она была седьмой, младшей. Любила смотреть, сидя вечером на берегу, на солнце, уходящее за линию морского горизонта. Мечтала о чем-то своем…

Когда Нине исполнилось 12 лет, семья совершила длительное путешествие через всю страну и осела на жительство в Белоруссии. Там Нина окончила школу и легко поступила в Минский театрально-художественный институт: она любила и умела петь, танцевать и играть в школьном театре. В 1962 году окончила институт и… отклонила предложение остаться в Минске в Национальном Академическом театре им. Я. Купалы. Она считала, что в культурных центрах много театров, много артистов, а кто же будет работать в глубинке?

И молодая артистка едет на два года в Котласский городской театр набираться сценического опыта и опыта профессионального: всматривается в характеры, впитывает образы, продолжает постигать жизнь. Затем Добрикова по приглашению едет на два года на Восток, в Красноярский край, в театр горрода Ачинска. (Думала ли она тогда, что и после выхода на пенсию ей предстоит еще много-много ездить по стране и за ее пределы ради зрителя, ради его души?) В 1966 году Нина Добрикова снова на Западе, на берегу уже Балтийского моря, в г. Лиепая. В театре Балтийского флота она играет 4 года. Затем 10 лет, с 1970 года, работает в драматическом театре Калуги. Именно в Калужском театре у нее будут главные актерские достижения. Здесь она выйдет замуж за Александра Попова, и возникнет так называемый семейный творческий дуэт, основа будущего авторского театра, в котором Нина Добрикова будет играть до конца своей жизни.

А пока у нее за плечами множество разнообразных ролей: Шурочка Азарова (“Давным-давно” Гладкова), Аннушка (“На бойком месте” Островского), Рашель (“Васса Железнова” Горького), Нина (“Чайка” Чехова), Мария (“Святая святых” Друцэ), Елизавета Английская (“Смуглая леди сонетов” Шоу), Мирониха (“Последний срок” Распутина), Миссис Туз (“Все в саду” Олби) и другие.

Насколько она входила в роль – можно понять из ее бесед со зрителями. Например, Шурочка Азарова, как персонаж, вдохновляла Нину Николаевну Добрикову, ее исполнителя, настолько, что актриса сама была готова записаться в ополчение, как Шурочка! Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н.

В 1974 г. Н.Н. Добрикова снялась в характерной роли художественного фильма «Ищу мою судьбу». Больше в кинематографе она не работала, но как символично название фильма. Творческие, духовные и нравственные поиски, в конце концов, определят ее судьбу. Примерно в 70–е годы на пути Нины Николаевны появляются книги Учения Живой Этики, еще запрещенные, «самиздатовские»; «Письма» Е.И. Рерих; «Беседы К.С. Станиславского в Большом театре в 1918 - 1922 г.г.» К.Е. Антаровой, а позже и ее «Две жизни». Эта литература произвела огромное впечатление на Н. Добрикову. Заработали по-новому мысли, душа, сердце, стало меняться сознание.

Продолжалось и служение Мельпомене с Талией. Еще в одном, далеком от центральной России, театре довелось поработать актерской семье - в Русском драматическом театре гоода Якутска, 6 лет. В 1989 году Добрикова и Попов перебираются в Москву, на родину Александра Попова. Нина Николаевна пробует себя на разных сценических площадках: в театре под руководством Г. Чихачева, в студии режиссера Нелли Эшбы, в Московском областном государственном Камерном театре. В последнем она доработала до пенсии и в 1994 году оставила театр. Не захотела больше играть роли, которые не соответствовали ее внутренним требованиям. Всякие новации в режиссуре классических произведений, современная драматургия не несли позитивных начал творчества. Тем более, что творческая натура Нины Николаевны созрела для авторского театра, маленького театра, где сама себе драматург, сценарист, актер, художник и костюмер. Независимый театр. Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н.

Так началась работа над обобщением образа Терентьевны, над его воплощением. Образ собирательный. Сколько старушек наблюдала тонкая душа актрисы, сколько было встреч и бесед с ними в поездках по России. У спектакля «На переправе» счастливая судьба, везде ему сопутствовал успех. Он стал лауреатом конкурса «Российская панорама моноспектаклей» в Москве в 1997 году. В дипломе этой первой награды был отмечен «уникальный талант доверия между артистом и зрителем»! Затем были награды на Международном фестивале моноспектаклей “Я” в Минске (1998), Международного фестиваля моноспектаклей в Кишиневе (1999, главный приз – скульптура актера Иона, современника Сократа), IV Международного фестиваля одного актера в Москве (1999), Международного фестиваля моноспектаклей во Вроцлаве, Польша (2000), Международного независимого фестиваля моноспектаклей в Киеве (2001).

Нина Николаевна не почивала на лаврах. Шла непрерывная работа над спектаклем: что-то убиралось, добавлялось, корректировалось. Каждая встреча со зрителями давала опыт, возможности сцен были разные. Свет, музыка, шумовые эффекты, текст – все было многовариантно. Начались гастроли со спектаклем по стране: приглашали местные отделения Международной Лиги защиты культуры и рериховские организации. Ездила безотказно, не считаясь с трудностями перевозки реквизита, дальностью расстояния, дорожными неудобствами, своим здоровьем, в конце концов. Ради чего? В приватных беседах отвечала просто: «Чтобы наши идеи Учения проникали в душу зрителя». Вот какую задачу ставила и решала Нина Николаевна: через театр, сценическими средствами, искусной игрой распространять идеи Живой Этики в пространстве России! Уникальный опыт, единственный в нашей стране, пожалуй, и в мире.

А зрители принимали восторженно, понимали, воспринимали и горячо благодарили везде, где проходил этот удивительный спектакль: Псков, Пермь, Санкт-Петербург, Азов и Краснодарский край, Владимир, Суздаль, Москва и Подмосковье, Башкирия, Екатеринбург и другие города Урала, Новосибирск, Иркутск, города Кузбасса…

Н.Н. Добрикова имела право ставить и решать такую задачу. И вот почему. Книги Учения она осваивала самостоятельно еще во времена запретов. При гласности тем более появилась возможность расширять сознание и углублять свои познания, пользуясь публикуемой литературой; старалась посещать лекции, семинары, экскурсии в Международном Центре Рерихов. По сути, она была «cамоходом». Не только приняла Живую Этику как Учение, а стала менять себя, пошла по пути самосовершенствования. Говорила: «До Учения я была совсем другим человеком…» В Кузбасс Нина Николаевна первый раз приехала 12 лет назад. Облик ее был невыразимо обаятельным, лучистые глаза изливали на собеседников любовь, доброту, какой-то внутренний свет. А глаза, как известно, зеркало души.

Со временем мы узнали такие ее качества духа, как милосердие, даяние без границ, самопожертвование, устремленность, преданное служение общему благу, любовь к людям. Требовала всегда с себя, когда отношения порой были сложными: «мои кармические долги», «не выдержала», «не прошла это испытание», «путь любви труден» - говорила она и постоянно над собой работала, работала, работала. Если бы не духовные наработки, накопления Нины Николаевны, вряд ли состоялась бы Терентьевна. Однажды известный актер Сергей Шакуров, посмотрев «старуху», сказал зрителям: «А вы загляните сейчас за кулисы, – какая это красавица!» Такое вот свечение внутренней красоты.

В авторском театре Н.Н. Добриковой не только спектакль «На переправе». Она писала, составляла композиции (тексты, музыку, стихи, видеозаписи) о подвижничестве К.С. Станиславского, Л.А. Сулержицкого, архитектора-реставратора П.Д. Барановского; о силе духа художницы–графика Л. Киселевой (инвалида с детства), о судьбе и творчестве художника-космиста В.Т. Черноволенко; инсценировку о России, душе и роли женщины в обществе из переписки Н.В. Гоголя с А.О. Смирновой–Россет. Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н.

Для детей, которые особенно нуждаются в защите от безнравственности и бездуховности, актриса написала сказку-притчу «О светлой думе и мастере Николушке». Этот материал около десяти лет трансформировался, проверялся на публике в ходе гастролей, велся поиск разных форм подачи сказки. Имеет также много вариантов.

Последнее сочинение Н.Н. Добриковой - двухактная пьеса о силе человеческой мысли «Голубая канарейка» или «Дневник одной клоунессы» (спектакль для двух актеров). И снова гастроли, со всеми их тяготами. Трудности преодолевались желанием: «…Так хочется помогать России через свою профессию каким-то большим потоком доброты». Силы давались устремлением: «Какая радость в моем сердце – любить, служить и трудиться!» Добрикова Н.Н. Добрикова Н.Н.

А когда даяние было чрезмерным, когда силы выплескивались, когда организм ощущал тяжелые токи земли, Нина Николаевна говорила: «Время тяжелое и для России, и для мира. Иногда бывает такая слабость сердечная, что думаю, способно ли сердце мое в такую минуту помогать силам Света?» Дорожила каждой минутой для служения! И сообщала о плане очередной поездки туда, куда приглашали…

Незавершенной осталась работа Н.Н. Добриковой с режиссером «Ленфильма» Л.А. Бобровой. Они вместе составляли сценарий по произведению Ф. Абрамова «Братья и сестры». Намечалась очень интересная роль в кино…

Н.Н. Добрикова была большим и надежным другом МЦР. Участвовала во всех акциях по защите усадьбы Лопухиных, защите имени и наследия Рерихов. На строительство МЦР (восстановление усадьбы) она внесла все свои скромные актерские сбережения. Это та самая «лепта», о которой говорил Христос.

Будем благодарны Нине Николаевне за все добрые и светлые дела; за любовь, изливаемую и на нас, своих друзей; за щедрые россыпи сердечного огня зрителям; за образцы вдохновения и преданного служения; за ее подвижничество. Будем помнить ее и любить.

Л.Я. Кукушкина, г. Новокузнецк

Фото В.И. Полякова

На фото: Нина Николаевна Добрикова в спектакле «Голубая канарейка». Новокузнецк, 18 января 2006 года

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Координационным Советом Рериховских организаций Кузбасса открыт форум по Рериховской тематике. Для желающих ознакомиться с новостями и принять участие в обсуждении актуальных вопросов - вход здесь>>>

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса      

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

Пишите нам на e-mail:  topkiro@kuzbass.net

Используются технологии uCoz