Опубликовано в Кузбасской Рериховской газете «Свет Утренней Звезды» №
5 (78) от 30 декабря 2010 года
Горы как отражение души Богов
3
декабря 2010 года в Культурно-выставочном центре «Вернисаж» города
Прокопьевска состоялось открытие выставки полотен Николая Константиновича и
Святослава Николаевича Рерихов «От России до Гималаев» из фондов
Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Прекрасно оборудованные залы нового
выставочного центра послужили замечательным обрамлением великолепным,
излучающим Свет и чистоту, горным пейзажам.
Представитель Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха А.П. Устименко,
выступая на открытии выставки, отметил, что Николай Константинович Рерих был
не только великим художником, но и ученым, писателем, путешественником,
общественным деятелем. Он является инициатором Пакта – первого
международного договора, охраняющего культурные ценности как в военное, так
и в мирное время. Выставка «От России до Гималаев» посвящается 75-летию
подписания Пакта Рериха и открывает выставочный маршрут, который пройдет по
городам Кузбасса и Алтая.
Это уже пятая выставка из серии «Гималаи», побывавшая в Прокопьевске. Она
является совместным проектом МУК «Культурно-выставочный центр «Вернисаж»,
Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и ОО «Прокопьевское городское
Рериховское общество».
В состав выставки входят картины раннего периода творчества Николая
Константиновича Рериха. Поэтические пейзажи Севера раскрывают работы «Осень.
Выборг», «Неяркие лучи», «Северный пейзаж», «Заклинатель змей» и другие.
Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского «Весна священная» - «Ода весне»
повествует о жизни, обычаях древних славян и представляет Н.К. Рериха как
выдающегося талантливого театрального художника.
Творчество Святослава Николаевича Рериха являет собой высокий пример
служения подлинному Искусству и Красоте. Его кисти принадлежит несколько
тысяч полотен. Выдающийся портретист и пейзажист, всю свою жизнь он отдал
проблеме изучения Красоты как важнейшего явления в процессе эволюции
человечества. На выставке зритель сможет познакомиться с пейзажной живописью
художника, в которой отражена яркая палитра красок индийской природы, а
также увидеть редкие картины из серии «Тонкий мир».
Благодаря научно-исследовательской работе сотрудников Центра-Музея имени
Н.К. Рериха, были уточнены названия некоторых картин Николая
Константиновича, представленных на выставке («Тревога», «Грозный», «К
Эвересту», «Канченджунга», «Кулу», «Китай» и другие), что позволяет более
полно представить маршрут Центрально-Азиатской экспедиции художника.
Подлинные рериховские полотна прибыли в Прокопьевск благодаря финансовой
поддержке многих предприятий и частных лиц города. Об этом говорил на
открытии выставки председатель Прокопьевского городского Рериховского
общества В.А. Владимиров. В знак признательности он вручил меценатам
благодарственные письма.
Е.С. Кулакова, кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи
Рерихов библиотеки имени Д.С. Лихачева (г. Новокузнецк) отметила, что
Николая Константиновича Рериха знают, любят и уважают во всем мире. Его Пакт
по защите культурных ценностей имеет большое значение как в военное, так и в
мирное время, защищая памятники и деятелей культуры.
Елена Станиславовна поделилась своими впечатлениями от посещения Индии, где
в октябре - ноябре 2010 года состоялся Международный Форум «Культура и мир –
священный оплот человечества», посвященный 75-летию Пакта Рериха. На
конференции в Дели директор Международной Академии Индийской культуры
профессор Локеш Чандра привел поэтическую метафору, которая выражает
отношение индийцев к Гималаям. В их понимании горы отражают душу Божеств,
населяющих их. «И только такой великий художник как Николай Рерих смог
почувствовать это и запечатлеть на своих картинах», - подчеркнул Локеш
Чандра. Потому в Индии глубоко чтят и уважают Рериха как Риши – великого
мудреца.
О.Д. Комаров, директор Культурно-выставочного центра «Вернисаж», заметил,
что обычно открытие художественных выставок бывает немногословным. Но Рерих
был не только художником, но и философом, поэтому его творчество требует
философского осмысления.
Особую возвышенную ноту в атмосферу праздника внесло выступление юных
музыкантов, исполнивших «Песню без слов» Мендельсона и композицию «Я иду,
шагаю по Москве». Гармоничное созвучие цвета, звука и Света наполнило
пространство выставочных залов, отозвавшись в сердцах людей радостью и
торжественностью.
Н.А. Пермякова, г. Прокопьевск.
Фото В.Л. Рожкова |