Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский

Анжеро-Судженск

Юрга

 

                       На главную       Новости      Защита имени и наследия Великих имен        Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"     

Новый сайт Совета       Экспедиции и путешествия      Мнения и публикации наших друзей      Индия в России и Россия в Индии   

Материалы конференций, получивших название "Абрамовские чтения"

   В Лучах Огненного Сердца и Нового Мира.

Итоги проведения II Кузбасских Чтений памяти Бориса Николаевича Абрамова, посвящённых 110-летию со днРегистрация участниковя его рождения не укладываются лишь в рамки информации о докладах. 28 июля 2007 года в конференц-зале Новокузнецкой городской библиотеки им. М.В.Гоголя происходило нечто большее. Было ощущение проникновения высоких энергий Нового Мира в глубокие слои души. Именно поэтому очень трудно выразить словами атмосферу этого праздника.

Радостный духовный подъём и единение созвучных сердец делали работу Чтений очень плодотворной и насыщенной. В их работе принимали участие 70 человек из 11 городов России (Новосибирск, Томск, Открытие II Кузбасских ЧтенийАбакан, Владивосток, Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Берёзовский, Мариинск, Белово, Осинники). И, судя по отзывам, каждый, кто присутствовал на Чтениях, почерпнул для себя много ценного для развития и духа, и сознания, и чувств.

Соприкасаясь с Записями и Заветами, пришедшими в мир через Б.Н.Абрамова, участники Чтений оказались словно в оазисе, освящённом ровным и спасительным пламенем Лампады Огненного Сердца Бориса Николаевича. Прозвучавшее в начале Чтений стихотворение представителя Ассоциации молодых учёных г.Выставка репродукций картин Б.Н. Абрамова Новосибирска Бунтина Д.А. именно сравнивало сердце Бориса Николаевича с Лампадой.

Открылись Чтения приветствием Руководителя Международного Совета рериховских организаций им. С.Н.Рериха Уроженко О.А., отметившей ценный вклад Записей и духовного подвига Б.Н.Абрамова в утверждение нового планетарного мышления и путей совершенствования, приближающих человечество к великому светлому будущему.

В видеозаписи прозвучало праздничное приветствие Бориса Андреевича Данилова, ученика Бориса Николаевича Абрамова, руководителя издательства «АЛГИМ». Борис Андреевич раскрыл особенности и значение великой миссии Бориса Николаевича, ярко осветил его подвижнический труд, обогативший человечество Земли. Указал духовные ценности, которыми руководствовался Борис Николаевич в своём духовном восхождении и утверждаемые им качества характера. Борис Андреевич поделился воспоминаниями своей последней встречи с земным Учителем, передал его духовное напутствие.

Анализируя содержание докладов в целом можно выделить несколько стержневых тем:

1.     О необходимости постоянного предстояния и слияния сознания с Учителем.

2.     Любовь как огненная сила эволюции.

3.     Мыслетворчество и развитие сознания.

4.     Мир Огненный и Космическая тема в устремлениях человечества.

5.     Особенности грядущей Эпохи Матери Мира и появление детей нового сознания.

6.     Жизненный подвиг Б.Н.Абрамова и его творческое наследие.

7.     Гармония звука, цвета и аромата, и её влияние на преображение человека и общества в целом.

8.     Значение спокойствия и равновесия на пути восхождения духа.

Об объединении сознаний с Учителем как о необходимом условии истинного ученика говорилось в докладе Величко Величко Н.Н. (г.Новокузнецк)Н.Н. (г.Новокузнецк) «Предстояние непрерываемое». Здесь были раскрыты особенности пути к объединению сознаний и показано как на этом пути дух человека становится магнитом, маяком Света.

О важности каждодневного труда и ритма в утверждении постоянного памятования об Учителе, о молчаливом распространении Учения, о значении мыслетворчества и о силе мысли, устремлённой к Иерархии Света было рассказано в докладе Файковой Н.К. (г.Новокузнецк) «Грани Агни-Йоги» о Великом Учителе». Особый акцент в этом докладе был сделан на значение жизнеописания Носителей Света как идеалов для подражания. Приведён интересный рассказ об Орфее и раскрыто содержание двух его гимнов, один из которых посвящён Матери Богов.

Доклад Лазаревой О.Ю. «Победительница огненная» был посвящён великой силе любви, наполняющей Учения Будды и Христа, труды Е.И.Рерих и Записи Б.Н.Абрамова. Было показано как любовь, побеждая всё, приближает к Учителю, сказано о великой любви Б.Н.Абрамова к Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам.

Красота, необычность, простота и доступность пути любви – пути сердца были раскрыты докладом Обуховой В.В. (г.Прокопьевск) «Путём любви». В докладе было показано значение любви в жизни Б.Н.Абрамова и семьи Рерихов, освещено, когда даётся сила любви и её возможности.

В докладе Рожкова В.Л. (г.Прокопьевск) «Грани Агни-Йоги» о сознании» представлены виды сознаний в Рожков В.Л. (г.Прокопьевск)зависимости от их развития, рассмотрено, как физические действия, чувства, мысли, воля и дух влияют на рост сознания, раскрыты отличительные стороны сознания человека, показан дальнейший путь его роста – к сознанию космическому и освещена важная особенность перехода человечества к новой расе.

Собственным опытом преобразующего воздействия на человека книг «Грани Агни-Йоги» поделился Ухатью Ю.Ю. (г.Прокопьевск) в докладе «Образ духу созвучный». Он рассказал о том как себя можно творить мыслью, о значении в этом творчестве воображения, героических идеалов и впечатлений детства. Доклад был очень искренним и выделялся особым творческим подходом с «суворовским натиском» на слушателей поэтому, несмотря на утомление (этот докладВ перерыве был предпоследним на Чтениях) ярко запечатлелся в сознании присутствующих.

Доклад Кулаковой Е.С. (г.Новокузнецк) «Зов дальних миров» проходил под демонстрацию на экране видеокомпозиции Игоря Кокорева (г.Киров) «Свет Дальних Миров». Присутствующие на Чтениях узнали о воззрениях древних египтян на Космос, о космических размышлениях древнегреческих философов, услышали слова Учителей человечества о множестве миров, их вечном изменении и развитии. В докладе говорилось о философии космической реальности как основании новой ступени мышления человечества – космической и об Эпохе Матери Мира, с которой новая ступень мышления тесно связана.

В докладе Ворониной Е.Я. (г.Кемерово) «Мир Огненный» перед слушателями предстала сущность Огненного Мира, связанная с тайной времени и пространства. Было показано значение Огненного Мира для человека, раскрыт процесс оформления его огненного тела.

Приходу великой Эпохи Матери Мира были посвящёны доклады Новиковой Л.П. (г.Новокузнецк) «Творческая сила Пермякова Н.А. (г.Прокопьевск)женщины» и Пермяковой Н.А. (г.Прокопьевск) «Грядущий новый мир в Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги». Осветив грозную ситуацию в современном мире, Новикова Л.П. раскрыла спасительную роль носителей истинного знания и значение равновесия двух начал в эволюционном преображении планеты, рассказала о благих изменениях, которые принесёт грядущая эпоха и о женщинах, помогающих человечеству двигаться вперёд.

Пермякова Н.А. обратилась к Закону спирали, обусловливающему приход Нового Мира, очертила особенности новой расы и её прихода на Землю, объяснила, почему Учителя не сообщают сроков Великого Прихода. Также она вскрыла в чём, прежде всего, заключается различие между старым и новым мирами.

В докладе Кукушкиной Л.Я. (г.Новокузнецк) «Удел человечества – творить» говорилось о неотвратимости будущего, великом разделении людей, приходе в мир детей нового сознания, а также о насущной необходимости развития воли и воспитания мысли. Были даны советы как развивать и утверждать волю, освещены трудности пути искусства и раскрыта тайна бессмертия.

«Пионер Новой Эпохи», так назывался доклад Комлевой А.П. (г.Новокузнецк), посвящённый героическому пути Б.Н.Абрамова, пути внутреннему, неприметному для обывателя. В докладе показано отношение Е.И.Рерих к Б.Н.Абрамову, отмечена значимость миссии Бориса Николаевича в России.

О том как подвижничество Св. Серафима Саровского повлияло на становление характера Б.Н.Абрамова, о созвучииУчастники Чтений заветов Преподобного и «Граней Агни Йоги», как исходящих из Единого Источника поведала литературно-музыкальная композиция Осадчего А.Г. «Жизнь – предстояние», сопровождавшаяся показом видеослайдов.

Другая литературно-музыкальная композиция, представленная актрисой драматического театра Людмилой Шмаковой (г.Новокузнецк) «Беседы Б.Н.Абрамова с учениками» раскрыла на основе воспоминаний учеников из книги «Устремлённое сердце» красоту и поэтичность понятий «пространство», «мы» и «мир».

В докладе Вальковой Л.Е. (г.Кемерово) «Поэзия Б.Н.Абрамова» приведены результаты исследования особенностей стихосложения Бориса Николаевича. Доклад сопровождался видеокомпозициями на стихи Б.Н.Абрамова с включением репродукций его картин. Видеокомпозиции были подготовлены Вальковым В.М., стихи читали представители молодёжной группы Николай Захаров и Евгения Семахина (г.Кемерово).

Музыкальное наследие Б.Н.Абрамова было представлено преподавателем ДШИ №55 г.Новокузнецка Натальей Ховановой (фортепиано) и студенткой училища искусств г.Новокузнецка Альбиной Сунагатовой (вокал). Романсы, в которых стихи и музыка принадлежат одному автору, Борису Николаевичу, прозвучали впервые и восхитили сердца слушателей необычайной красотой нежных созвучий и всепроникающей силой устремлённой любви.

Возможность осознать силу гармоничного воздействия музыки и слова на человека дал слушателям доклад Казаченко Л.А. (г.Новокузнецк) «Музыка жизни». Автор доклада рассказала о значении гармонии звука и цвета для космического воплощения жизни, о сокровенных особенностях человеческого голоса и раскрыла звуковой аспект читаемого.

Зайцева С.Г. и Щеглова Назиля (г.Кемерово)Зайцева С.Г. и Щеглова Назиля (г.Кемерово) в докладе «Звук, цвет и аромат» показали законы их гармоничного соответствия, поведали о воздействии различных цветовых групп и соответствующих им музыкальных и ароматических созвучий на психическую сферу и здоровье человека. Они привели исторические примеры влияния музыки известных композиторов на жизнь и идеалы современного им общества.

Непосредственно к Чтениям в Новосибирском книжном издательстве «АЛГИМ» вышел новый том «Граней Агни Йоги», в котором опубликованы Записи Б.Н.Абрамова 1958 года. А Новокузнецким городским Рериховским обществом был выпущен сборник «Он прошёл рядом с нами», посвящённый 110-летию со дня рождения Б.Н.Абрамова. В ходе Чтений эти издания представила Афанасьева И.В. (г.Новокузнецк). Она подчеркнула значение Граней для лучшего понимания глубины Учения Живой Этики, зачитала выдержки из нового тома о миссии Б.Н.Абрамова, о важности ритма, спокойствия и равновесия на пути духовного восхождения.

В завершение праздника был показан фрагмент из видеофильма «Духовный сын», благодаря которому участники Чтений смогли соприкоснуться с местом последнего пребывания Б.Н.Абрамова на земном плане и услышали отзывы о Борисе Николаевиче ближайших соседей – семьи Бургасовых.

Чтения прошли на высоком уровне и хочется выразить огромную благодарность их организаторам и участникам. И, хотя праздник закончился, его сердечная атмосфера, пронизанная энергиями Новой Эпохи настолько изменила привычное восприятие мира, что сильное желание стать лучше, жить и работать по-новому не оставляет и теперь.

Л.Е.Валькова

(Рериховское общество «Майтри», г. Кемерово).


Поэзия Б.Н.Абрамова

«Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога, следовательно, исполняет назначение философии» - писал Ф.М.Достоевский. Л.В.Шапошникова развила эту мысль великого писателя: «высокая поэзия – та же философия, но только более доступная, в силу своей образности и музыки ритма, которые находят отклик в душе человека скорее, нежели не всегда понятные и сложные фразы философских сочинений»*.

Стихотворения Б.Н.Абрамова содержат в себе глубокие философские образы. Воплощённые в прекрасную форму, они сами по себе являются поэзией. Так, в «Гранях Агни-Йоги» находим такое замечательное стихотворение в прозе: «Внимай песне жизни. Она космична. Не суета на кухне, но музыка сфер звучит в ней. Каждое преодоление земных голосов к ней приближает. Она звучит в великих произведениях искусства, во вдохновении певцов и поэтов. В подвигах духа звучит эта песнь. Ухо к ней преклонивши, можно слушать её. Нет на Земле ничего ценнее её утраченных звучаний. Песне жизни внимай».

Поэтичность содержания составляет основу высокой поэзии и пронизывает всё творчество Б.Н.Абрамова. Стихи Бориса Николаевича написаны языком книг Учения и тех Записей, которые шли через него к людям. Наиболее часто встречаются в стихах слова, производные от слов: огонь, сердце, Свет, даль, звёзды, дух, устремленье, Земля, Надземное. Борис Николаевич даёт огню такие эпитеты: всеначальный, вечности, бессмертия, огонь дерзания, звёздные огни, сокровенные, надземные. Сердце у него устремлённое, отважное, смелое. Даль беспредельная, ясная. Слово беззвучное, ответ молчаливый. Стрела светлая, легкокрылая. Щит невидимый, могучий. Струны дерзновенные, хрустальные. Свобода надземная.

В поэзии Бориса Николаевича явлены противопоставления:

- с одной стороны, «мир трёхмерных теней», «планета печали», «пределы земные», «пути лунные»,

- с другой стороны, «Родина духа», «тропа солнечная», «Отчий дом», «бескрайний простор небес».

Стихотворения имеют ясный ритм, гармоничный и музыкальный, поэтому легко воспринимаются. В большинстве стихов, помещённых в книге «Устремлённое сердце», ритм трёхсложный, т.е. в нём ударение падает на один из трёх слогов. Встречаются все три разновидности трёхсложного ритма: дактиль (с ударением на первом слоге), анапест (с ударением на последнем слоге) и амфибрахий (с ударением на среднем слоге). Ритм анапеста сам по себе несёт, по мнению М.В.Ломоносова, восходящее направление, так как движется от безударных слогов к ударному. В этом ритме созданы стихи: «Родина духа», «Из туманных глубин неосознанных дней», «Звёзды духа», «Из несчастий и горя». Во всех стихотворениях чётко просматривается и смысловое восхождение духа через его устремление «на дальний полёт», «вдохновляясь далёкой мечтой» ,«через скорби земные», «по серебряной нити сердец». Это восхождение ведёт в «Беспредельность Надземной Отчизны», «В Мир Огненный сбывшихся грёз», к убранству Матери Мира.

В ритме дактиля написаны стихи: «Сердце у каждого есть», «Ёлочка», «Мрачны и тесны пределы земные», «Ночью ненастною путники дальние». Стихотворение «Сердце у каждого есть» отличает особая стройность ритма: каждая строка начинается с ударного слога, ударный слог следует посредине и завершается строка тоже ударным слогом (это трёхстопный размер). Такой ритм создаёт равновесие. Рифма стихотворения смежная – рифмуются между собой окончания двух смежных строк.

Остальные стихотворения основаны на чередовании 4-х и 3-х стопных ритмических размеров. Причём 4-х стопные строки оканчиваются на дактилические клаузулы (ударение на 3 от конца слоге) или женские клаузулы (ударение на 2 от конца слоге), что придаёт строкам вид описательный и повествовательный. Следующие за 4-х стопными – 3-х стопные строки оканчиваются на мужские клаузулы (ударение на последнем слоге), которые звучат в утверждающем равновесии. Рифма во всех этих трёх стихотворениях перекрёстная, то есть первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой. Иногда Борис Николаевич отходит от рифмовки 2 и 4 строк для большего выделения смысла последней строки:

«Но уже виден далёко мерцающий

Отчего дома огонь,

Ночи безрадостной сумрак пронзающий,

Путникам жданным зажжён».

 

Стихотворения в ритме амфибрахия «Зовы дальних миров», «Замок чудес» направляют сознание к красоте миров дальних, вечных. В них обоих чувствуется дыхание Космоса. Стихи гармоничны и по содержанию, и по форме. В стихотворении «Зовы дальних миров» выражено противопоставление вечного, космического и земного, преходящего. Равновесие 3-х стопного амфибрахия дополняют женские клаузулы, и ударение в строке распределено симметрично. Всего же в стихотворении 24 строки, объединённые в 6 строф (четверостиший).

О рифме. В стихотворениях перекрёстной рифмовки для лучшего восприятия считается обязательным рифма окончания 1-ой строки с 3-ей. 2-я же и 4-я строки в стихах, называемых холостыми, могут и не рифмоваться. Здесь же мы видим, что рифмуются окончания 1-ой и 3-ей строк между собой, а окончания 2-х строк рифмуются с окончаниями 2-х строк всего стихотворения, окончания 4-х строк рифмуются с окончаниями 4-х строк всего стихотворения. Таким образом, мы видим рифму как внутри каждой строфы, так и рифму сквозную, пронизывающую всё стихотворение. Рифма как бы подчёркивает сосуществование рядом временного и вечного, земного и надземного.

Стихотворение «Замок Чудес» строится на развёртывании темы красоты таинственного Замка, о конкретном назначении и месте нахождения которого мы узнаём в завершающей части стихотворения. Рассказ развёртывается в чередовании 4-х и 3-х стопного ритма. Рифма здесь смежная, то есть рифмуются между собой окончания 1 и 2, а затем 3 и 4 строк. Но рифмы повторяются, объединяя всё стихотворение: первые две строки 1 строфы рифмуются с последними двумя строками 3 строфы; последние строки 1 строфы – с последними строками 4 строфы; а первые строки 2 строфы – с первыми строками 4 и 5 строф.

Созданное в ритме чередующегося 4-х и 3-х стопного амфибрахия стихотворение «Белый орёл» близко к балладной форме, оно имеет свою фабулу, дающую причинно-временное развитие сюжета. Белый орёл ведёт действие, он борется с узами, привязывающими к земле. Чётко прослеживаются завязка:

«Привязанный крепко громадный орёл

Пленён у недобрых людей»,

кульминация:

«И перья размётаны, камни в крови,

И тяжко вздымается грудь,

Как будто бы тёмные узы земли

Ему никогда не стряхнуть»

и развязка:

«Нет, смелое сердце земле не сломить,

В усилии страшном, немом

Он вдруг обрывает заклятую нить,

Взмахнувши огромным крылом».

В эпилоге

«свободный, ликующий царь

Пространства и вечных высот

Надземной свободы трепещущий дар

Далёким горам унесёт».

На примере орла как стойко и мужественно нужно преодолевать испытания, чтобы стать счастливым и свободным.

У Бориса Николаевича есть стихи, написанные двусложными ритмическими размерами, правда, их не так много. В восходящем ритме ямба (это двусложный ритм со вторым ударным слогом) создано стихотворение «Напутствие». Оно написано редким 7-и стопным размером, с ярко выраженной тонической (с ударением на последнем слоге) рифмованной цензурой (словоразделом) после 4-ой стопы. Таким образом, первая часть строки звучит возвышаясь и утверждающе, а вторая часть, после цензуры, оканчивающаяся на женскую клаузулу, является поясняющей.

В ритме 3-х стопного хорея (двусложного ритма, ударение в котором падает на первый слог) написано стихотворение «Голгофа жизни». Противопоставляя страданья земной жизни и счастье жизни неземной, стихотворение подводит нас к мысли, что

«Мы всегда хранимы

И всегда водимы

Любящей рукой».

Исследователь русской поэзии М.Л.Гаспаров отметил, что традиционно характерные для 3-х стопного хорея темы страдания и смерти, для поэтов начала ХX в. были не только сопряжены с бессилием или отчаянием – смерть была также священнодействием, приобщением к другому миру и воскресением в Боге**. В стихотворении Бориса Николаевича звучит именно эта тема воскресения – он утверждает перемену эмоционального знака по отношению к страданию и смерти.

В двусложных ритмах часто встречаются пропуски ударения – пиррихии. В стихотворении «Голгофа жизни» пиррихии чередуются между 1 и 2 стопой в определённом ритме:

 

– 2 3 ж

1 – 3 ж

– 2 3 ж

1 – 3 м

– 2 3 ж

– 2 3 ж

– 2 3 ж

1 – 3 м

– 2 3 ж

1 – 3 ж

– 2 3 ж

1 – 3 м

– 2 3 ж

– 2 3 ж

– 2 3 ж

1 – 3 м

 

Известный кузбасский поэт Василий Фёдоров писал, что слова в стихотворении – это энергетическая цепь. А напряжение энергетических сил достигается полярностью значения соседствующих слов. Именно полярность значения создаёт магнитное поле стиха. Одно лишнее слово, как изоляционный материал, может дать размыкание цепи и отток энергии. (с.504-505)

Напряжённая полярность, отточенность ритма, высокая энергетика самих слов делают стихотворения Бориса Николаевича Абрамова сгустками огненной энергии, воспламеняющими устремление слушателей.

 

Примечания:

* - Шапошникова Л.В. Тернистый путь красоты. – М.: МЦР, 2001, с.91.

** - М.Л.Гаспаров Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях, 2005, с.243.

*** - Фёдоров В.Д. Судьба мне подарила Русь: Стихотворения, поэмы, терцины, новеллы («Сны поэта»), статьи. Сост. Махаловой Т.И. – Кемерово: Сибирский писатель, 1998, с.504-505.

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса, 2004 - 2011                Новый сайт Совета >>>

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

 

Используются технологии uCoz